Применение основных теорий трансактного анализа для управления конфликтами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Основные положения теории трансактного анализа в анализе конфликта.

2. Поведенческие характеристики основных трансакций конфликтных взаимоотношений.

3. Трансактный анализ скрытого управления и манипуляции.

 

Литература:

ü Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб.; М.: «Университетская книга» ACT, 1998. – 327 с.

ü Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.

ü Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии  / С. М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.

ü Шейнов В. П. Скрытое управление человеком: психология манипулирования / В. П. Шейнов. – М. : АСТ; Минск : Харвест, 2005. – 815 с.

 

Конфликтология в социальной работе

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Индивид и общество: роль специалиста социальной работы в его регулировании

2. Типы конфликтных личностей и характеристики основных стратегий поведения в конфликте

3. Технологии урегулирования конфликтов в социальной работе

4. Коммуникативная компетентность специалиста как фактор профилактики конфликтного взаимодействия. Конфликтность и толерантность в коммуникативной деятельности специалиста социальной работы

 

Литература:

ü Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : ЮНИТИ, 1999. – 456 с.

ü Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / Е. Г. Сорокина. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

ü Невлева И. М. Конфликтология в социальной работе / И. М. Невлева, А. А. Трунов. – Белгород : Кооперативное образование, 2005. – 327 с.

ü Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов  / Т. С. Сулимова. – М. : Ин-т практической психологии, 1996. – 234 с.

ü Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая / Л. Н. Цой. – М. : «Глобус», ООО ИЦП, 2001. – 233 с.

 



ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Контрольная работа состоит из 3-х вопросов и носит тематический характер. При выборе темы для контрольной работы исходным является последний номер зачетной книжки студента. Таким образом студент определяет номер варианта контрольной работы с соответствующими вопросами.

Контрольная работа выполняется в тетради (12-18 листов) или на листах формата А-4 разборчивым аккуратным почерком. Работа должна содержать номер варианта и названия вопросов. Следует прилагать также список используемой литературы.

Контрольная работа выполняется в течение семестра и сдается в методический кабинет кафедры (ауд. 5.303) не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Рецензию на работу и степень ее готовности к защите можно получить и узнать у преподавателя на кафедре социологии и социальной работы спустя 2-5 дней после сдачи контрольной работы.

Вопросы для подготовки контрольных работ

В 1 1. Покажите взаимосвязь выделенных различными авторами стратегий поведения в конфликте? 2. Охарактеризуйте основные психологические черты и пути развития конструктивного и деструктивного межличностного конфликта. 3. Опишите этапы развития конфликта от его возникновения до разрешения.
В 2 1. Дайте определение внутриличностного конфликта и укажите его отличия от других видов конфликтов. Каковы особенности сторон во внутриличностном конфликте? 2. Охарактеризуйте типы конфликтных личностей. Определите их основные отличия. 3. Охарактеризуйте основные фазы конфликта. Опишите их различия с точки зрения развития конфликта.
В 3 1. Охарактеризуйте основные технологии разрешения конфликтов, их основные особенности. 2. Приведите примеры различных оснований классификации конфликтов. Назовите основные типы классификаций конфликтов. 3. Охарактеризуйте основные детерминанты выбора типа поведения в межличностных конфликтах.
В 4 1. Охарактеризуйте формы преодоления внутриличностного конфликта. 2. Назовите и раскройте основные формы разрешения семейных конфликтов. 3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.
В 5 1. Дайте характеристику основным формам проявления внутриличностных конфликтов. 2. Дайте характеристику трансакции. Назовите основные виды трансакций и их поведенческие характеристики. 3. Охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей.
В 6 1. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов между руководителем и возглавляемым им коллективом. 2.  Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов 3. Дайте характеристику понятию «социальный конфликт». Перечислите основные сферы проявления конфликтов в обществе.
В 7 1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. 2. Раскройте понятие «профилактика конфликта». Как она связана с умением общаться бесконфликтно? 3. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов между поколениями в семье.
В 8 1. Дайте объяснение понятиям: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта». 2. Охарактеризуйте признаки назревающего в организации конфликта. 3. Раскройте значение социальных дилемм в изучении конфликтов в обществе.
В 9 1. Охарактеризуйте основные отличия в различных подходах к межличностным конфликтам. 2. Дайте характеристику основным структурным элементам конфликта. 3. Раскройте специфические особенности межэтнических конфликтов и направления их разрешения.
В 10 1. Охарактеризуйте поведенческие характеристики «Родителя», «Взрослого», «Ребенка» в ситуации конфликтного взаимодействия. 2. Раскройте психологические предпосылки возникновения и эскалации межличностных конфликтов. 3.  Охарактеризуйте основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.


ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТОВ

Овладение культурой управления конфликтами – одна из задач формирования профессиональных компетенций социальных работников, психологов и других представителей социономических профессий.

С точки зрения А.Я. Анцупова, конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. В структуру конфликтологической компетенции большинство конфликтологов включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения специалистов.

В число основных конфликтологических профессиональных компетенций психолога также входит умение анализировать и разрешать разнотипные конфликты. Для формирования таких умений предназначено самостоятельное домашнее задание, с помощью которого студенты овладевают основными методами анализа конфликтов и техниками разрешения конфликтных ситуаций.

Самостоятельное домашнее задание студентов по дисциплине «Конфликтология» состоит в анализе и разрешении одной из конфликтных ситуационных задач, представленных в учебном пособии Ковалев В.Н. Сборник ситуационных задач по конфликтологии / В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина, Д.Н. Лебеденко. – Севастополь: Изд. СФ МГУ, 2013. – 91 с.

Самостоятельное домашнее задание выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.  Объем самостоятельного домашнего задания не более 10-15 листов. Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии со стандартами ПГТУ.

Ситуационная задача выбирается по желанию и интересам студента из более 100 конфликтов, описанных в пособии. Работа должна содержать описание конфликтной ситуации, характеристику метода анализа конфликтной ситуации, выбранного студентом для работы и самого анализа. Если студент использовал дополнительную литературу, она включается в список использованной литературы.

Самостоятельное домашнее задание сдается преподавателю в указанный срок.

Контрольные ВОПРОСЫ

1. Объект, предмет и задачи конфликтологии как науки и учебной дисциплины

2. Отрасли отечественной конфликтологии

3. Общеметодологические подходы к анализу социального конфликта

4. Конфликт как феномен социального взаимодействия

5. Общие причины социальных конфликтов

6. Функции конфликтов по отношению к обществу и участникам конфликта

7. Источники конфликтологических знаний

8. Развитие конфликтологии в рамках социологической и психологической наук

9. История становления отечественной конфликтологии: основные этапы становления

10. Характеристика объективных составляющих социального конфликта

11. Характеристика психологических составляющих социального конфликта

12. Начало разворачивания конфликта

13. Характеристика этапа открытого конфликта

14. Характеристика этапа завершения конфликта

15. Основные формы завершения социального конфликта

16. Конфликт как тип трудных ситуаций в жизнедеятельности человека

17. Понятие и типы конфликтогенов

18. Закон эскалации конфликта

19. Характеристика трех формул развития конфликта

20. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов

21. Социально-психологические условия профилактики конфликтов

22. Управление стрессом для предупреждения конфликта

23. Технологии и методы профилактики конфликтов

24. Характеристика стратегий управления социальными конфликтами

25. Типы конфликтов с участием человека

26. Конфликты без участия человека (зооконфликты)

27. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

28. Классификация внутриличностных конфликтов

29. Разрешение внутриличностных конфликтов

30. Специфические характеристики межличностных конфликтов

31. Барьеры коммуникативного взаимодействия в конфликтных отношениях

32. Личностные особенности межличностных конфликтов

33. Основные положения теории трансактного анализа

34. Поведенческие характеристики основных трансакций.

35. Трансактный анализ скрытого управления и манипуляции

36. Общие особенности семейных конфликтов

37. Характеристика нарушений семейной системы в конфликтных семьях

38. Особенности урегулирования семейных конфликтов

39. Специфические особенности организационно-трудовых конфликтов

40. Конфликты в административно-управленческой системе организации

41. Социальное партнерство как способ регулирования организационно-трудовых конфликтов.

42. Психологические механизмы возникновения конфликтов в обществе.

43. Разновидности конфликтов в обществе.

44. Основные формы общественных конфликтов: социальная эволюция и революция

45. Специфические особенности межэтнических конфликтов в обществе.

46. Основные причины межэтнических конфликтов.

47. Пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

48. Роль специалиста социальной работы в его регулировании.

49. Типы конфликтных личностей и характеристики основных стратегий поведения в конфликте.

50. Технологии урегулирования конфликтов в социальной работе.

51. Конфликтность и толерантность в коммуникативной деятельности специалиста социальной работы.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.