МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конфликтология

 

Методические указания по самостоятельному изучению

дисциплины «Конфликтология»

для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» всех форм обучения

 

 

Мариуполь

2015

ББК 60.524.228я73

 

Конфликтология [Электронный ресурс] : методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Конфликтология» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» всех форм обучения / сост. М. Д. Лапина. – Мариуполь : ПДТУ, 2015. – 32 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/9074

 

В методических указаниях рассмотрены цели, задачи, содержание дисциплины «Конфликтология» для студентов, обучающихся по специальности 6.030102 «Социальная работа».

В методических указаниях дается общая структура дисциплины, темы семинарских и практических занятий по дисциплине, список литературы, а также вопросы для обсуждения на семинаре и самоконтроля. Приведены темы контрольных работ для студентов заочного отделения, вопросы для подготовки к зачету, а также список рекомендуемой литературы. Определяются требования к знаниям и умениям студентов.

 

 

Составитель М. Д. Лапина, ст. препод.  
Рецензент В. В. Харабет, канд. пед. наук  

 

Утверждено

на заседании кафедры социологии и социальной работы

протокол № 7 от 25 ноября 2015 г.

 

Утверждено

методической комиссией социально-гуманитарного факультета

протокол № 4 от 14 декабря 2015 г.   

 

 

ÓДВНЗ «ПДТУ», 2015




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 10

3 ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 19

3.1 Становление конфликтологии. 19

3.2 Формулы конфликтного поведения. 19

3.3 Профилактика конфликтов

3.4 Типология конфликтов

3.5 Применение основных теорий трансактного анализа для управления конфликтами

3.6 Конфликтология в социальной работе

4 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 24

5 ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТОВ 27

6 контрольные ВОПРОСЫ... 28

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Человечество за всю историю существования накопило колоссальный опыт жизни и выживания в конфликтах – опыт развязывания и разрешения конфликтов, начиная от недоразумений и ссор и заканчивая войнами. Научный анализ и обобщение этого опыта способствовали возникновению новой междисциплинарной и интегративной теоретико-прикладной области научных знаний о конфликтах, способах их анализа и регулирования – конфликтологии.

Конфликтология представляет особый интерес для специалистов, работающих в системе «человек-человек». Конфликты в социуме неизбежны, поэтому нужно знать, как предотвратить их деструктивность и последствия, как вести себя в ходе конфликта, как завершить его или как конструктивно для конфликтующих сторон разрешить конфликт. В данной дисциплине рассмотрены актуальные проблемы конфликтов, их функции, виды и место в жизни личности, а также особенности их возникновения и разрешения.

Предметом изучения учебной дисциплины являются социальные конфликты, ядром которых являются межличностные конфликты. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может раскрыть основные причины конфликтного взаимодействия в целом.

В связи с этим, целью учебной дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов основ теоретических и практических знаний и навыков в сфере общенаучных основ конфликтологии, профилактики, предупреждения и управления конфликтами в социальной сфере.

Задачами дисциплины является формирование у студентов понимания теории конфликта как социального феномена; способности к анализу природы конфликта, его динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями; оценки места и функций конфликта в системе общественных действий и взаимодействий; умений соотносить характеристики видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, организация и других).

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны знать:

- основные положения современных теорий и методик анализа разрешения конфликтов;

- системы управления конфликтными ситуациями;

- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности;

- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и личной жизни;

- принципы бесконфликтного руководства.

Изучив данную дисциплину, студент должен уметь:

- точно и полно диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- компетентно производить и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;

- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны;

- выполнять функции посредника и переговорах конфликтующих сторон;

- использовать методы психологической самозащиты и психологического воздействия на противодействующий сторону конфликта;

- эффективно коммуницировать в условиях острого противоборства и экстремальных условий.

На изучение дисциплины отводится 108 часов, что составляет 3 кредита ЕКТС.

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Соответственно содержанию дисциплины «Конфликтология», методическое пособие для самостоятельной работы студентов состоит из двух содержательных частей (модулей). Последовательность изложения тем в каждом модуле отражает методологию общенаучных принципов построения научного знания и логику построения интегративной теоретико-прикладной области «Конфликтология».

В первом содержательном модуле освещаются основные теоретические основы конфликтологии как науки и учебной дисциплины, рассматривается феноменология конфликта и дается развернутая характеристика структурной и процессуальной модели анализа социального конфликта. В итоге раздела рассматриваются основные направления управления социальными конфликтами и социально-психологические аспекты переговорного процесса по разрешению конфликта.

Во втором содержательном модуле последовательно дается общая характеристика таким видам конфликтов как внутриличностные, межличностные, организационно-трудовые конфликты, особенное внимание отводится также конфликтам в обществе и этническим конфликтам.

Для более глубокого изучения тем приводятся краткое содержание лекционного материала, в целях овладения общими закономерностями изучаемого материала.

Теоретическим основанием дисциплины «Конфликтология» является знание основ «Общей психологии», «Истории и теории социологии», «Введения в специальность», «Социальной психологии». Обеспечиваемые дисциплины – «Прикладные методы социальной работы», «Технологии социальной работы», «Основы социоэкологии», «Правовое регулирование социальных конфликтов», «Социализация личности» и другие.

Самостоятельная подготовка студента должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал, опираясь на предшествующие знания. Конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты.

Студент, изучая лекции, должен дополнять их усвоение материалом, данным для самостоятельного изучения. Самостоятельная подготовка заключается в прочитывании конспекта соответствующей темы, чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы, расширение и углубление знаний по теме занятия. Важно чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опирался на информацию, полученную на лекциях.

Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов практического характера.

Знание учебной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

Важно понимать, что самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала представляет собой достаточно сложный и напряженный труд. Практика занятий позволяет выделить следующие формы самостоятельной работы студента дистанционной формы обучения: формирование представления об основных понятиях и категориях, на которых базируется специальное знание; изучение учебной литературы при подготовке к итоговому контролю знаний (зачету); сбор информации для выполнения контрольной работы, используя традиционные и современные источники (библиотечные фонды, глобальные информационные сети); разработка теоретической концепции для выполнения контрольной работы на основе собранной информации.

Исходными учебно-методическими документами в организации самостоятельной работы студента являются рабочая программа по учебной дисциплине, разработанная на кафедре в соответствии с государственным образовательным стандартом, методические рекомендации и методические пособия кафедры по изучаемой дисциплине, перечень учебных вопросов, учебная литература, ключевые понятия и основные вопросы (проблемы), на которые необходимо обратить внимание в процессе самоподготовки.

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде поточного контроля на семинарских занятиях, написания контрольной работы (для заочного формы обучения) и зачета.

 


На подготовку к каждой теме отводится следующее количество часов:

 

Подготовка к практическим занятиям и выполнение самостоятельного домашнего заданияя по темам: Трудоемкость, час (днев. форма) Трудоемкость, час (заоч. форма)
1 Конфликтология как интегративная область знаний 2 8
2 Феноменология конфликта 5 6
3 История становления конфликтологии 5 6
4 Методы изучения конфликтов. 5 6
5 Структурная модель социального конфликта 5 6
6 Процессуальная модель социального конфликта: динамика конфликта 5 6
7 Технологии управления конфликтами 5 8
8 Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов 5 6
9 Внутриличностные конфликты 5 6
10 Межличностные конфликты 5 6
11 Сферы проявления межличностных конфликтов. Семейные конфликты. 5 6
12 Сферы проявления межличностных конфликтов. Организационно-трудовые конфликты 5 8
13 Групповые конфликты 5 6
14 Конфликты в обществе. 5 6
15 Межэтнические конфликты 5 8
  Всего: 72 98

 


Рассчет времени для самостоятельной работы студента по видам работ

 

№ п/п Вид работы кол часов (дневн. форма) кол часов (заоч. форма)
1. Обработка лекционного материала 32 32
2. Подготовка к семинарським занятиям 24 12
3. Написание контрольной работы   52
4. Подготовка самостоятельного домашнего задания студентов 16  
Ітого 72 98


ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Становление конфликтологии

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Источники конфликтологических знаний.

2. Развитие конфликтологии в рамках социологической и психологической наук.

3. История становления отечественной конфликтологии: основные этапы становления.

4. Конфликтолог: Особенности профессиональной деятельности и обучения.

 

Литература:

ü Анцупов А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 456 с.

ü Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / Е. Г. Сорокина. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

ü Буртовая Е. В. Конфликтология : учебное пособие / Е. В. Буртовая. – М.: Юнити, 2002. – 578 с.

ü Дмитриев А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.

ü Невлева И. М. Конфликтология в социальной работе / И. М. Невлева, А. А. Трунов. – Белгород : Кооперативное образование, 2005. – 327 с.

ü Цой Л. Н. Практическая конфликтология. Книга первая / Л. Н. Цой. – М. : «Глобус», ООО ИЦП, 2001. – 233 с.

Профилактика конфликтов

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов

2. Социально-психологические условия профилактики конфликтов

3. Управление стрессом для предупреждения конфликта

4. Технологии и методы профилактики конфликтов

 

Литература:

ü Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пос. / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2005. – 354 с.

ü Дмитриев А. В. Конфликтология : учебное пособие / А. В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.

ü Зайцев А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. – М. : Academia, 2001. – 464 с.

ü Кильмашкина Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов / Т. Н. Кильмашкина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право. – 287 с.

ü Социальная конфликтология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. В. Морозова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

 

Типология конфликтов

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Характеристика конфликтов с участием человека

а) по субъекту конфликтного взаимодействия

б) на основе потребности, которую стремятся удовлетворить участники конфликта

в) в зависимости от сферы или области деятельности, в которых они происходят

г) на основании характеристик последствий конфликта

д) по причинно-мотивационным условиям конфликта (по Гришиной)

2. Характеристика конфликтов без участия человека: зооконфликты

 

Литература:

ü Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

ü Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 456 с.

ü Анциферов В. В. Конфликты в служебном коллективе: профилактика и разрешение / В. В. Анциферов, С. С.Бондарев, И. Ю. Устинов. – Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2005. – 166 с.

ü Зайцев А. К. Социальный конфликт / А. К. Зайцев. – М.: Academia, 2001. – 464 с.

ü Здравомыслов А. Г. Социология конфликта : учеб. пос. / А. Г. Здравомыслов. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 467 с.

 



ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Контрольная работа состоит из 3-х вопросов и носит тематический характер. При выборе темы для контрольной работы исходным является последний номер зачетной книжки студента. Таким образом студент определяет номер варианта контрольной работы с соответствующими вопросами.

Контрольная работа выполняется в тетради (12-18 листов) или на листах формата А-4 разборчивым аккуратным почерком. Работа должна содержать номер варианта и названия вопросов. Следует прилагать также список используемой литературы.

Контрольная работа выполняется в течение семестра и сдается в методический кабинет кафедры (ауд. 5.303) не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии. Рецензию на работу и степень ее готовности к защите можно получить и узнать у преподавателя на кафедре социологии и социальной работы спустя 2-5 дней после сдачи контрольной работы.

Вопросы для подготовки контрольных работ

В 1 1. Покажите взаимосвязь выделенных различными авторами стратегий поведения в конфликте? 2. Охарактеризуйте основные психологические черты и пути развития конструктивного и деструктивного межличностного конфликта. 3. Опишите этапы развития конфликта от его возникновения до разрешения.
В 2 1. Дайте определение внутриличностного конфликта и укажите его отличия от других видов конфликтов. Каковы особенности сторон во внутриличностном конфликте? 2. Охарактеризуйте типы конфликтных личностей. Определите их основные отличия. 3. Охарактеризуйте основные фазы конфликта. Опишите их различия с точки зрения развития конфликта.
В 3 1. Охарактеризуйте основные технологии разрешения конфликтов, их основные особенности. 2. Приведите примеры различных оснований классификации конфликтов. Назовите основные типы классификаций конфликтов. 3. Охарактеризуйте основные детерминанты выбора типа поведения в межличностных конфликтах.
В 4 1. Охарактеризуйте формы преодоления внутриличностного конфликта. 2. Назовите и раскройте основные формы разрешения семейных конфликтов. 3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.
В 5 1. Дайте характеристику основным формам проявления внутриличностных конфликтов. 2. Дайте характеристику трансакции. Назовите основные виды трансакций и их поведенческие характеристики. 3. Охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей.
В 6 1. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов между руководителем и возглавляемым им коллективом. 2.  Перечислите и раскройте особенности семейных конфликтов 3. Дайте характеристику понятию «социальный конфликт». Перечислите основные сферы проявления конфликтов в обществе.
В 7 1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. 2. Раскройте понятие «профилактика конфликта». Как она связана с умением общаться бесконфликтно? 3. Охарактеризуйте основные причины возникновения конфликтов между поколениями в семье.
В 8 1. Дайте объяснение понятиям: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта». 2. Охарактеризуйте признаки назревающего в организации конфликта. 3. Раскройте значение социальных дилемм в изучении конфликтов в обществе.
В 9 1. Охарактеризуйте основные отличия в различных подходах к межличностным конфликтам. 2. Дайте характеристику основным структурным элементам конфликта. 3. Раскройте специфические особенности межэтнических конфликтов и направления их разрешения.
В 10 1. Охарактеризуйте поведенческие характеристики «Родителя», «Взрослого», «Ребенка» в ситуации конфликтного взаимодействия. 2. Раскройте психологические предпосылки возникновения и эскалации межличностных конфликтов. 3.  Охарактеризуйте основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.


ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТОВ

Овладение культурой управления конфликтами – одна из задач формирования профессиональных компетенций социальных работников, психологов и других представителей социономических профессий.

С точки зрения А.Я. Анцупова, конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. В структуру конфликтологической компетенции большинство конфликтологов включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения специалистов.

В число основных конфликтологических профессиональных компетенций психолога также входит умение анализировать и разрешать разнотипные конфликты. Для формирования таких умений предназначено самостоятельное домашнее задание, с помощью которого студенты овладевают основными методами анализа конфликтов и техниками разрешения конфликтных ситуаций.

Самостоятельное домашнее задание студентов по дисциплине «Конфликтология» состоит в анализе и разрешении одной из конфликтных ситуационных задач, представленных в учебном пособии Ковалев В.Н. Сборник ситуационных задач по конфликтологии / В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина, Д.Н. Лебеденко. – Севастополь: Изд. СФ МГУ, 2013. – 91 с.

Самостоятельное домашнее задание выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.  Объем самостоятельного домашнего задания не более 10-15 листов. Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется и оформляется в соответствии со стандартами ПГТУ.

Ситуационная задача выбирается по желанию и интересам студента из более 100 конфликтов, описанных в пособии. Работа должна содержать описание конфликтной ситуации, характеристику метода анализа конфликтной ситуации, выбранного студентом для работы и самого анализа. Если студент использовал дополнительную литературу, она включается в список использованной литературы.

Самостоятельное домашнее задание сдается преподавателю в указанный срок.

Контрольные ВОПРОСЫ

1. Объект, предмет и задачи конфликтологии как науки и учебной дисциплины

2. Отрасли отечественной конфликтологии

3. Общеметодологические подходы к анализу социального конфликта

4. Конфликт как феномен социального взаимодействия

5. Общие причины социальных конфликтов

6. Функции конфликтов по отношению к обществу и участникам конфликта

7. Источники конфликтологических знаний

8. Развитие конфликтологии в рамках социологической и психологической наук

9. История становления отечественной конфликтологии: основные этапы становления

10. Характеристика объективных составляющих социального конфликта

11. Характеристика психологических составляющих социального конфликта

12. Начало разворачивания конфликта

13. Характеристика этапа открытого конфликта

14. Характеристика этапа завершения конфликта

15. Основные формы завершения социального конфликта

16. Конфликт как тип трудных ситуаций в жизнедеятельности человека

17. Понятие и типы конфликтогенов

18. Закон эскалации конфликта

19. Характеристика трех формул развития конфликта

20. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов

21. Социально-психологические условия профилактики конфликтов

22. Управление стрессом для предупреждения конфликта

23. Технологии и методы профилактики конфликтов

24. Характеристика стратегий управления социальными конфликтами

25. Типы конфликтов с участием человека

26. Конфликты без участия человека (зооконфликты)

27. Общая характеристика внутриличностных конфликтов

28. Классификация внутриличностных конфликтов

29. Разрешение внутриличностных конфликтов

30. Специфические характеристики межличностных конфликтов

31. Барьеры коммуникативного взаимодействия в конфликтных отношениях

32. Личностные особенности межличностных конфликтов

33. Основные положения теории трансактного анализа

34. Поведенческие характеристики основных трансакций.

35. Трансактный анализ скрытого управления и манипуляции

36. Общие особенности семейных конфликтов

37. Характеристика нарушений семейной системы в конфликтных семьях

38. Особенности урегулирования семейных конфликтов

39. Специфические особенности организационно-трудовых конфликтов

40. Конфликты в административно-управленческой системе организации

41. Социальное партнерство как способ регулирования организационно-трудовых конфликтов.

42. Психологические механизмы возникновения конфликтов в обществе.

43. Разновидности конфликтов в обществе.

44. Основные формы общественных конфликтов: социальная эволюция и революция

45. Специфические особенности межэтнических конфликтов в обществе.

46. Основные причины межэтнических конфликтов.

47. Пути разрешения межэтнических противоречий и конфликтов.

48. Роль специалиста социальной работы в его регулировании.

49. Типы конфликтных личностей и характеристики основных стратегий поведения в конфликте.

50. Технологии урегулирования конфликтов в социальной работе.

51. Конфликтность и толерантность в коммуникативной деятельности специалиста социальной работы.

 



Конфликтология

 

Методические указания по самостоятельному изучению

дисциплины «Конфликтология»

для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» всех форм обучения

 

 

Мариуполь

2015

ББК 60.524.228я73

 

Конфликтология [Электронный ресурс] : методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Конфликтология» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» всех форм обучения / сост. М. Д. Лапина. – Мариуполь : ПДТУ, 2015. – 32 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/9074

 

В методических указаниях рассмотрены цели, задачи, содержание дисциплины «Конфликтология» для студентов, обучающихся по специальности 6.030102 «Социальная работа».

В методических указаниях дается общая структура дисциплины, темы семинарских и практических занятий по дисциплине, список литературы, а также вопросы для обсуждения на семинаре и самоконтроля. Приведены темы контрольных работ для студентов заочного отделения, вопросы для подготовки к зачету, а также список рекомендуемой литературы. Определяются требования к знаниям и умениям студентов.

 

 

Составитель М. Д. Лапина, ст. препод.  
Рецензент В. В. Харабет, канд. пед. наук  

 

Утверждено

на заседании кафедры социологии и социальной работы

протокол № 7 от 25 ноября 2015 г.

 

Утверждено

методической комиссией социально-гуманитарного факультета

протокол № 4 от 14 декабря 2015 г.   

 

 

ÓДВНЗ «ПДТУ», 2015




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 10

3 ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 19

3.1 Становление конфликтологии. 19

3.2 Формулы конфликтного поведения. 19

3.3 Профилактика конфликтов

3.4 Типология конфликтов

3.5 Применение основных теорий трансактного анализа для управления конфликтами

3.6 Конфликтология в социальной работе

4 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 24

5 ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТОВ 27

6 контрольные ВОПРОСЫ... 28

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Человечество за всю историю существования накопило колоссальный опыт жизни и выживания в конфликтах – опыт развязывания и разрешения конфликтов, начиная от недоразумений и ссор и заканчивая войнами. Научный анализ и обобщение этого опыта способствовали возникновению новой междисциплинарной и интегративной теоретико-прикладной области научных знаний о конфликтах, способах их анализа и регулирования – конфликтологии.

Конфликтология представляет особый интерес для специалистов, работающих в системе «человек-человек». Конфликты в социуме неизбежны, поэтому нужно знать, как предотвратить их деструктивность и последствия, как вести себя в ходе конфликта, как завершить его или как конструктивно для конфликтующих сторон разрешить конфликт. В данной дисциплине рассмотрены актуальные проблемы конфликтов, их функции, виды и место в жизни личности, а также особенности их возникновения и разрешения.

Предметом изучения учебной дисциплины являются социальные конфликты, ядром которых являются межличностные конфликты. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может раскрыть основные причины конфликтного взаимодействия в целом.

В связи с этим, целью учебной дисциплины «Конфликтология» является формирование у студентов основ теоретических и практических знаний и навыков в сфере общенаучных основ конфликтологии, профилактики, предупреждения и управления конфликтами в социальной сфере.

Задачами дисциплины является формирование у студентов понимания теории конфликта как социального феномена; способности к анализу природы конфликта, его динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями; оценки места и функций конфликта в системе общественных действий и взаимодействий; умений соотносить характеристики видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, организация и других).

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны знать:

- основные положения современных теорий и методик анализа разрешения конфликтов;

- системы управления конфликтными ситуациями;

- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности;

- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и личной жизни;

- принципы бесконфликтного руководства.

Изучив данную дисциплину, студент должен уметь:

- точно и полно диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- компетентно производить и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;

- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны;

- выполнять функции посредника и переговорах конфликтующих сторон;

- использовать методы психологической самозащиты и психологического воздействия на противодействующий сторону конфликта;

- эффективно коммуницировать в условиях острого противоборства и экстремальных условий.

На изучение дисциплины отводится 108 часов, что составляет 3 кредита ЕКТС.

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Соответственно содержанию дисциплины «Конфликтология», методическое пособие для самостоятельной работы студентов состоит из двух содержательных частей (модулей). Последовательность изложения тем в каждом модуле отражает методологию общенаучных принципов построения научного знания и логику построения интегративной теоретико-прикладной области «Конфликтология».

В первом содержательном модуле освещаются основные теоретические основы конфликтологии как науки и учебной дисциплины, рассматривается феноменология конфликта и дается развернутая характеристика структурной и процессуальной модели анализа социального конфликта. В итоге раздела рассматриваются основные направления управления социальными конфликтами и социально-психологические аспекты переговорного процесса по разрешению конфликта.

Во втором содержательном модуле последовательно дается общая характеристика таким видам конфликтов как внутриличностные, межличностные, организационно-трудовые конфликты, особенное внимание отводится также конфликтам в обществе и этническим конфликтам.

Для более глубокого изучения тем приводятся краткое содержание лекционного материала, в целях овладения общими закономерностями изучаемого материала.

Теоретическим основанием дисциплины «Конфликтология» является знание основ «Общей психологии», «Истории и теории социологии», «Введения в специальность», «Социальной психологии». Обеспечиваемые дисциплины – «Прикладные методы социальной работы», «Технологии социальной работы», «Основы социоэкологии», «Правовое регулирование социальных конфликтов», «Социализация личности» и другие.

Самостоятельная подготовка студента должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал, опираясь на предшествующие знания. Конспект лекций служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы лучше и подробнее разобраться в тех вопросах, которые в лекциях только намечены, но не раскрыты.

Студент, изучая лекции, должен дополнять их усвоение материалом, данным для самостоятельного изучения. Самостоятельная подготовка заключается в прочитывании конспекта соответствующей темы, чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы, расширение и углубление знаний по теме занятия. Важно чтобы студент при чтении учебника и другой литературы опирался на информацию, полученную на лекциях.

Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов практического характера.

Знание учебной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием для практических аналитических действий по изучению психологии реальных людей.

Важно понимать, что самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала представляет собой достаточно сложный и напряженный труд. Практика занятий позволяет выделить следующие формы самостоятельной работы студента дистанционной формы обучения: формирование представления об основных понятиях и категориях, на которых базируется специальное знание; изучение учебной литературы при подготовке к итоговому контролю знаний (зачету); сбор информации для выполнения контрольной работы, используя традиционные и современные источники (библиотечные фонды, глобальные информационные сети); разработка теоретической концепции для выполнения контрольной работы на основе собранной информации.

Исходными учебно-методическими документами в организации самостоятельной работы студента являются рабочая программа по учебной дисциплине, разработанная на кафедре в соответствии с государственным образовательным стандартом, методические рекомендации и методические пособия кафедры по изучаемой дисциплине, перечень учебных вопросов, учебная литература, ключевые понятия и основные вопросы (проблемы), на которые необходимо обратить внимание в процессе самоподготовки.

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде поточного контроля на семинарских занятиях, написания контрольной работы (для заочного формы обучения) и зачета.

 


На подготовку к каждой теме отводится следующее количество часов:

 

Подготовка к практическим занятиям и выполнение самостоятельного домашнего заданияя по темам: Трудоемкость, час (днев. форма) Трудоемкость, час (заоч. форма)
1 Конфликтология как интегративная область знаний 2 8
2 Феноменология конфликта 5 6
3 История становления конфликтологии 5 6
4 Методы изучения конфликтов. 5 6
5 Структурная модель социального конфликта 5 6
6 Процессуальная модель социального конфликта: динамика конфликта 5 6
7 Технологии управления конфликтами 5 8
8 Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов 5 6
9 Внутриличностные конфликты 5 6
10 Межличностные конфликты 5 6
11 Сферы проявления межличностных конфликтов. Семейные конфликты. 5 6
12 Сферы проявления межличностных конфликтов. Организационно-трудовые конфликты 5 8
13 Групповые конфликты 5 6
14 Конфликты в обществе. 5 6
15 Межэтнические конфликты 5 8
  Всего: 72 98

 


Рассчет времени для самостоятельной работы студента по видам работ

 

№ п/п Вид работы кол часов (дневн. форма) кол часов (заоч. форма)
1. Обработка лекционного материала 32 32
2. Подготовка к семинарським занятиям 24 12
3. Написание контрольной работы   52
4. Подготовка самостоятельного домашнего задания студентов 16  
Ітого 72 98


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Дата: 2019-03-05, просмотров: 168.