И нигде не сказано, что знания приходят от готовых выученных истин, что их спрашивают в обмен на оценку
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФОРМАЛИЗМ – отрыв формы от содержания; соблюдение внешней формы в ущерб существу дела; разрыв между теорией и практикой, между делом и словом.

Почему в школе так живуч формализм?

Может быть, от непонимания законов восприятия; может быть, от желания скорее получить результат, пусть и временный; может быть, от ложного представления, что цепочка ВЫУЧИЛ – СКАЗАЛ сама по себе равна ЗНАНИЮ?..

 


Выразим путь познания в линиях:

1) формальное знание (сказал – выучил)

 

 

2) У настоящих знаний ДРУГОЙ ПУТЬ

— самостоятельная деятельность, ПРАКТИКА. На этом пути нет быстрых результатов, они не сразу проявляются. Его шаги: плохо... плохо (что раздражает); лучше... еще лучше... хорошо... Длина этого пути у каждого различна. Но если начало пути (плохо...) вызывает раздражение педагога, то и у учащихся реакция будет одна и та же: НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ. Учеба становится изнурительной повинностью...

 

«Каждый знает только то, что ПРОБУЕТ делать САМ».

Г. Песталоцци, швейцарский педагог.

 

Действия начинающих — своего рода ПРОБЫ, которым вредна оценочная система с отрицательным эмоциональным фоном. Именно она включает оборонительный рефлекс, создает изолированную педагогику, порождает проблему плохой успеваемости. В результате наши искренние желания обучать сводятся к усилиям изменить ребенка-ученика, вместо того, чтобы изменить способы обучения.

 


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В наши дни обратили внимание на школу Пифагора. Оказалось, что все обучавшиеся в этой школе оставили свой след на земле в различных областях науки или искусства: математике, астрономии, музыке, литературе, философии... Условия приема в школу были таковы: ученики должны были в течение пяти лет МОЛЧАТЬ. Пять лет они должны были не разговаривать между собой ВНЕ ШКОЛЫ, только на уроках – в ответ на вопрос учителя. Не выполнивший это требование изгонялся.

Что давало это условие для воспитания, образования юношей?..

 

Подсказка: по такому же принципу детям лечат сейчас глаза. Вы видите детей с заклеенным одним глазом. Какой глаз закрывают здоровый или больной и почему?..

 

Задание самым смелым: ПОМОЛЧИТЕ ХОТЯ БЫ ДЕНЬ. Выберите один из выходных – и примите на сутки обет молчания... О результатах – задумайтесь...


* Апперцепция (нем. аpperzeption) – зависимость восприятия от прошлого опыта, а также от психического состояния человека.

* Рефлекс (лат. reflexus) – отражение. В физиологии ответная реакция организма на те или иные воздействия, которые осуществляются через нервную систему. Нервы (лат. – пучки) – пучки нервных волокон (отростков нервных клеток), одетые общей оболочкой; по нервам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе и в обратном направлении.

 

** И. Павлов (1849–1936) – создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Основатель физиологической школы, новых подходов и методов исследований в области физиологии.

[1] С.Л.Соловейчик (статья «Агу и Бука») обратил внимание на то, что в русском языке слово «душа» сочетается со словами: печалится, радуется, ликует, скорбит… Но не говорят ведь, что душа размышляет, осознает… Сама речь подсказывает, что в человеческом существе изначально ГЛАВЕНСТВУЕТ ЧУВСТВЕННАЯ СТОРНА, а не рассудочная.

* Эмоции (лат. – emovere, возбуждать, волновать) – психологическое переживание, душевное волнение, возникающее в результате воздействия внешних или внутренних раздражителей.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.