Такова цена выводов, сделанных с ложных позиций. Причина: разрушение целостной природы познания, отказ от главного закона гармонии – СОЕДИНЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.
Постепенно устанавливается соответствующий стиль общения: не интерес к «не как Я», а борьба с отклонениями от своего «Я». Борьба на любом уровне: дом, ясли, детский сад... Результат: к педагогам приходят дети с поведением, которое не соответствует представлениям педагогического «Я». Они вытирают нос рукавом, ругаются, неряшливо одеты, недостаточно развиты по сравнению с Иксом или Игреком.
Зададим себе вопрос: «ПОЧЕМУ?» И начинаем отвечать: может быть, так ведут себя взрослые в его доме... Может быть, так выражаются между собой самые близкие (другого он не видел, не знает)... Может быть, обстановка, в которой он рос, затормозила его развитие... После соответствующих предположений, уточнений по мере знакомства, то есть соединяя следствия с причинами, взрослый понимает, что слова «КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО?!» не помогут. Наоборот, делая замечания при всех, мы восстанавливаем сверстников против такого ребенка. И уже они примут участие в его разрушении.
В условиях критики, неприятия, самоуверенности никто никого не может любить. Счастье недостижимо, любовь невозможна, или они становятся временным явлением, пока не появятся разногласия («А у ДРУГОГО многое по-другому!») – и не в каких-то высоких сферах, а в элементарном, бытовом: не так смеется, ходит, жарит картошку... Устанавливаются два вида взаимоотношений: война двух сторон или нападение с обороной. (Взаимозависимость без связи и помощи.) Борьба разрушительная, потому что ведется против законов природы, безрезультатная, потому что проигрывают обе стороны.
Природа, под диктатом которой проходит жизнь ребенка, подсказывает благоприятные условия «для укрепления корней». Доказательством этого является период взросления, когда каждый становится «ПОЧЕМУЧКОЙ». Если ребенку не дают ответ, он придумывает его сам, потому что он ему нужен сию минуту.
Расшифруем известный призыв: «Душа обязана трудиться!» Для этого мы, взрослые, обязаны предоставлять возможности воспитывать человечность через постоянный труд души[1].
Читая Януша Корчака.
Он считал, что дети интуитивно обладают поэтическим и философским мышлением. От поэта – умение сильно радоваться и горевать, волноваться и сопереживать. От философа – потребность узнавать, как все есть на самом деле.
Продолжим искать слова, которые в речи соединяются с понятием труд души: сочувствовать, жалеть, восхищаться, ликовать…
Дети обладают от ПРИРОДЫ стремлением к целостному восприятию. Это бессознательное тяготение к познанию гармонии, красоты и отторжение односторонности, как уродства.
Мы, взрослые, воспитаны на разрушении – как природы, окружающей нас, так и человека. «Во имя...» и «для...» губили леса, земли, поселки, города, чтобы создать еще одно море; сушили болота, разрушали горы; истребляли волков, – появились в лесах больные животные; в борьбе за урожай убивали лисиц. Потом выяснили: за каждую уничтоженную лисицу теряли тонну зерна...
В социальной сфере каждый «взошедший» сжигал ступени, по которым шел, – конечно, «во имя...» и «ради...» Для чего сжигал?.. Человек, не способный к созиданию, утверждает свою значимость через разрушение, насилие.
ЕЩЕ РАЗ!.. На каждое изменение природа и человек реагируют всеми своими системами. Но эти изменения мы не замечаем. Следствия насилия выявляются не сразу. Иногда – не при жизни одного поколения.
Разрушение постепенно перестает восприниматься как зло, становится привычным. И те единицы, которые обращали внимание на происходящее, призывали, доказывали, – они и были зачислены в разряд возмутителей спокойствия...
Идет время, все виднее следы разрушений. И причины надо искать не во «вчерашнем дне», а в более далеком прошлом, оно исчисляется столетиями и больше. Причина в бездумном уничтожении мудрости традиций.
ЧТО ДЕЛАТЬ?..
Во все времена самое действенное лекарство одно: НЕ ВРЕДИ, хотя бы тогда, когда понял, что есть вред.
САМА ПРИРОДА найдет силы для восстановления. Эта сила В КОРНЯХ!
Обратим внимание на нашу медицину. Люди в недалеком прошлом килограммами ели таблетки. Лечение осуществлялось ИЗВНЕ. Но не задумывались: как активизировать сам организм на борьбу?..
И в деле обучения и воспитания метод ИЗВНЕ укоренился наиболее эффективно, потому что, КАК воспитывать и обучать ДРУГИХ, знают ВСЕ. Главным доказательством своей компетентности становится слово «ДУРАК».
Пусть читатель сам подумает, КОГО НАЗЫВАЮТ ДУРАКОМ (в житейском, а не медицинском смысле). Увы, чаще всего дураком называют того, кто делает, мыслит, поступает, считает НЕ ТАК, КАК «Я»! Таким образом «Я» возводится в эталон, и все, кто не ориентируется по данному эталону дел, слов, поведения, – ДУРАКИ!
Каждый может сейчас вспомнить знакомого, которого окружают одни «дураки» или те, «из которых не выйдет ничего хорошего».
* *
*
Когда мы приходим на лекцию, особенно это видно в зале, одни садятся впереди, другие подальше, а третьи сразу идут вглубь зала. Чаще всего никто об этом специально не думает. Нас «несут» ноги, а руководит ими подсознание, у него есть опыт.
Давайте представим, что лекция будет о математических функциях. Мы с вами избрали профессию музыканта и математика от нас далека. В школе мы решали сложные задачи, теперь в магазине с трудом стараемся подсчитать стоимость одного литра... с пачкой... плюс... Ужас! Мы думаем: зачем нам нужна была математика? Однако математика нужна всем, потому что она формирует логическое мышление.
Итак, начинается лекция!
Послушав, что говорит лектор, полминуты, минуту и ничего не понимая (а непонимание унижает наше достоинство), мы приступаем к осмотру его одежды, туфель. И все! Если информация (извне) равна нулю, то, естественно, она не вызывает возбуждения, то есть в мозгу нет на нее отклика – наступает эмоциональный и интеллектуальный голод.
Почему ГОЛОД?.. Потому что мозг не может жить без работы. Это состояние выражается в поведении. Дирижирует им центральная нервная система. Психический процесс!.. При отсутствии переработки информации мы начинаем бессознательно принимать различные позы, сидя на стуле, поворачиваемся, оглядываемся... Все невмоготу. Движения напоминают микрогимнастику. Вот бы потянуться, расправить плечи, сделать ряд упражнений, но... И микрогимнастика не спасает, не защищает организм... Почему же организму надо ЗАЩИЩАТЬСЯ?..
Оказывается, это состояние информационного голода сопровождается выделением адреналина (гормон надпочечников). Он увеличивает количество сахара в крови, повышает давление, сужает мелкие сосуды, учащает сердцебиение, дыхание. Но если нашему организму не нужны эти изменения, то повышение количества адреналина действует как ОТРАВЛЯЮЩЕЕ ВЕЩЕСТВО. Отсюда – диктат подкорки – желание двигаться, чтобы подавить выделение адреналина. Но двигаться на уроке ЗАПРЕЩЕНО, и в условиях лекции тоже вряд ли возможно... Помогает ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ на интересное занятие: разговор с соседями, книга, газета... Проще тем, кто сидит подальше от лектора...
Вспомним, что такое же невыносимое состояние возникает, когда нам говорят о том, о чем мы УЖЕ ЗНАЕМ. Вот встретили мы знакомого, и он начинает в десятый раз рассказывать нам свою старую семейную историю... Скучно нам слушать его. Мы пытаемся его прервать, перевести разговор... О, наконец-то мы вспомнили, что куда-то опаздываем – и под таким благовидным предлогом... спасаем себя от отравления, а заодно и от назойливого собеседника.
Рассмотрим поведение тех, кто на лекциях смело садится впереди. Они обладают удивительной способностью полностью отключаться, по типу: «Ты говори, что хочешь, а я своим делом займусь». Лектор им не мешает. Во время занятий они занимаются самоуглублением, вспоминают, фантазируют... В их голове развертываются потрясающие события, впечатлений – масса... Они могут даже подремать с открытыми глазами. НЕТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ!
Часто лектор, заметив, что его не слушают, начинает взывать к совести присутствующих, возмущаться... В это время ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!.. Однако, как только он возвращается к лекции, обратная связь отключается.
Лектор возмущен, потому что не понимает, что сам создал такую обстановку. Вспомним психические процессы: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ. Почему лектора не слушают? Потому что у слушателя не включено переживание своего отношения к информации. Почему не могут включиться ни познавательная, ни волевая стадии психического процесса? Потому что уже на первом эмоциональном уровне все силы организма направлены на преодоление беды БИОХИМИЧЕСКОГО ОТРАВЛЕНИЯ.
МУДРО УСТРОЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ!
Там, на далеких стульях, можно спастись!.. Сопротивление материала: через биохимию, через отравляющие вещества центральная нервная система диктует то, что нужно и как нужно.
Но вот закончилась лекция по математике, объявлена лекция, например, о земноводных, которая к нашей профессии тоже не относится. С тяжелым вздохом мы начинаем слушать и... чудо! Все забыли о разговорах, книгах... ИНТЕРЕСНО. Лектор установил обратную связь.
Разберем, что это такое...
Предположим, что сейчас идет лекция о литературе. Тема, имеющая с музыкой тесное соприкосновение. Представим у сидящих в зале на головах шлемы с большим количеством лампочек. При слушании лампочки загораются. У одних – много в одной из областей или близко к ней: есть обратная связь. У других они загораются в разных местах. Это значит, что лектор создает ассоциативные связи, приводит примеры из разных областей знаний – тоже есть обратная связь!..
В том и другом случае, слушая лектора, мы соглашаемся с ним или опровергаем, приводим свои доводы, дополняем... Часто после такой информации мы еще долгое время как бы разговариваем сами с собой. Но вот у одного, другого из слушателей загорается одна, две, три лампочки – в одном месте или близко друг от друга. Хочется сделать замечание: не отвлекайтесь! Слушайте!
Однако причиной здесь может быть не невнимание. Человек зациклен, сосредоточился на каком-нибудь слове, фразе, мысли, «раскручивает» свое понимание того, что услышал, углубляется в область, которая его затронула, – есть обратная связь! Познавательные психические процессы – это переработка полученных эмоций, чувств в ЗНАНИЯ не только об окружающем, но также о процессах, которые происходят внутри организма, об их влиянии друг на друга. Какие это процессы?
ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.