ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В части второй ст.50 Гражданского кодекса РФ перечислены такие организационно-правовые формы коммерческих организаций: «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.». Пожалуй, одной из самых распространённых форм коммерческих организаций является хозяйственное товарищество. Такие организации создаются добровольно, из вкладов (долей) учредителей, которые, на основе ранее заключенного между ними договора, обязаны нести ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Без доверительных отношений между участниками невозможно существование любого товарищества в принципе. Всё дело в риске участников, который ограничен только размерами их личного имущества.[15] Считаем необходимым обратить внимание, что ответственность по обязательствам товарищества может быть как полной, так и частичной. То есть, либо участник, независимо от размера своего вклада, отвечает всем своим имуществом, либо ограничивается выплатой из размера доли (вклада), вложенной в капитал данной организации. Согласно законодательству, существовать товарищества могут в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). Полные товарищества представляют из себя хозяйственные товарищества, внутри которых «полные товарищи», т.е. участники, занимаясь предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут и ответственность по его обязательствам. Товарищества же на вере или, как их ещё принято называть коммандитные товарищества, представляют из себя товарищества, в которых может быть какое-то количество не принимающих участия в предпринимательской деятельности лиц. И именно эти лица, исключительно в пределах внесенных ими вкладов, будут нести риск убытков всего коммандитного товарищества. Также важно знать, что законодательно допущено существование отдельной формы деятельности - «простые товарищества». В данном виде товариществ лица на основе договора обязуются осуществлять свою деятельность без создания юридического лица как такового.[16] Участником полного товарищества или товарищества на вере может стать любое лицо. Однако, принимать участие по закону можно только в одном из таких товариществ, что полностью исключает участие одного итого же участника в двух товариществах одновременно. Исключено также участие в товариществах государственных органов и органов местного самоуправления, если законом напрямую допускается их участие в роли вкладчиков коммандитного товарищества. Интересным считается тот факт, что подобного рода объединения имеют разные наименования в различных странах. Так, например, в Европе привычные нам хозяйственные общества на сегодняшний день именуются компаниями или фирмами, в США они же называются корпорациями. Однако не менее интересно и то, что ранее, поскольку коммерческая деятельность в России ассоциировалась с торговлей, хозяйственные товарищества у нас именовались торговыми товариществами. [17]

Следующей организационно-правовой формой идёт схожее с хозяйственными товариществами - хозяйственное общество. Хозяйственные общества также являются коммерческими организациями, их капиталы тоже разделены на вклады (доли) участников, однако, последние не несут ответственности по обязательствам общества своим имуществом, но в любом случае имеют риск потерять свои доли в нём. В отличие от хозяйственного товарищества, участники хозяйственного общества могут участвовать сразу в нескольких подобных обществах. Здесь проглядывается зависимость от условия, кто будет являться участником такого общества. Если в деятельности хозяйственных товариществ, носящей коммерческий характер, учредители участвуют лично, то ими всегда будут предприниматели или коммерческие юридические лица. Участниками же хозяйственных обществ могут выступать любые граждане или юридические лица.[18] В хозяйственных обществах нет необходимости в доверительных отношениях между участниками, что облегчает вопрос об изменении состава участников, по сравнению с хозяйственными товариществами. Однако в обществах обязательно встаёт необходимость создания специальных исполнительных органов, которые, в свою очередь, подчиняются воле общего собрания участников общества. Потому хозяйственному обществу требуется оформлять в своём уставе - главном учредительном документе, наряду с учредительным договором, всю структуру управления компанией.  По закону хозяйственные общества могут существовать в трёх разных видах: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это хозяйственное общество, учреждённое одним или несколькими физическими, или юридическими лицами. Минимальное количество участников общества с ограниченной ответственностью по закону может быть равно одному лицу, максимальное же может достигать пятидесяти человек. Уставной капитал такого вида общества разделён по долям между участниками, которые не отвечают по обязательствам общества (оттуда и характерное название), но несут связанные с его деятельностью убытки. Важным будет тот факт, что ответственность за риски в подобных обществах установлена в рамки стоимости принадлежащих долей или акций в уставном капитале общества.[19] Во второй части статьи 9 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" говорится также о дополнительных обязанностях для участников ООО: «Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.» [20] Это служит своего рода показателем значимости в обществах с ограниченной ответственностью голосования общего собрания участников, которое вполне способно регулировать его предпринимательскую деятельность. В любое время участник общества с ограниченной ответственностью, без согласия на то других участников, вправе покинуть его, забрав свою долю из имущества общества.

Высшей, по мнению правоведов, организационно-правовой формой хозяйственного общества считается акционерное общество (АО). Возможно, такое мнение складывается из-за формирования в этих юридических лицах стабильной имущественной базы. Но, прежде всего, акционерное общество - коммерческая организация, которая создаётся посредством объединения имущества нескольких лиц, не несущих ответственности по обязательствам данного общества и имеющих в собственности акции, равной номинальной стоимости, составляющие его уставный капитал. Устав является главным учредительным документом АО. В уставе должно быть указано: общий размер уставного капитала, права акционеров, права и обязанности органов управления, категории выпускаемых акционерным обществом акций, их количество и номинальная стоимость. В этих обществах нет лимита на количество участников, а участниками (акционерами) такой организации имеют право выступать любые субъекты гражданского права. Но, что примечательно, они могут и вовсе не принимать какого-либо участия в деятельности АО. Здесь нет необходимости в взаимосвязи между участниками общества, как в ООО. Однако остаётся очень важным контроль за исполнительными органами (руководством) АО, для защиты прав мелких акционеров.[21] Не стоит забывать, что руководители, пусть и не являясь собственниками имущества, способны приобретать неограниченные возможности по его распоряжению. В первой части статьи 6 ФЗ "Об акционерных обществах" говорится о возможности создания акционерными обществами дочерних и зависимых обществ для расширения своей предпринимательской деятельности: «Общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.»[22]. Дочерние и зависимые общества АО работают как филиалы и не являются отдельным самостоятельным видом юридического лица, как правило, ими управляет общее собрание АО. По закону покинуть акционерное общество можно только продав или отчудив свои акции в уставном капитале организации, потому при выходе из общества, участник не вправе требовать каких-либо выплат за свою долю.  При реорганизации акционерных обществ, помимо стандартных процедур, необходимо погасить акции реорганизованного общества и заменить/обменять их на акции новообразованного общества. Только общее собрание, в силу своей исключительной компетенции, вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации акционерного общества.[23] По моему мнению, юридическое лицо как акционерное общество идеально подходит для концентрации в нём большого капитала, собираемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Потому что участие в подобном обществе в разы увиливает скорость сбора средств за счёт акций объединённым в одной организации акционерам. Акционерные общества в России принято делить на два вида: публичное акционерное общество (ПАО) и непубличное акционерное общество (АО). В публичном акционерном обществе приемлемо свободное обращение акций на рынке, не ограничено число акционеров и отсутствует прямая необходимость до регистрации и открытия накопительного счёта вносить денежные средства в уставной капитал. В непубличном акционерном обществе, если иное не установлено законом, отсутствует обязанность в публикации финансовой отчётности, а акционеры имеют преимущество при покупке акций другими акционерами.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) считаются сравнительно новой организационно-правовой формой юридического лица в России. В первую очередь, эти хозяйства представляют из себя частные унитарные предприятия, напрямую связанные с сельским хозяйством. Они считаются таковыми ровно до тех пор, пока граждане, которые на основании добровольного соглашения о КФХ ведут совместную деятельность, не создадут полноправное юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство. Основывается это юридическое лицо на объединении, личном участии каждого отдельного члена и их имущественных вкладах. Во второй части статьи 19 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорится об определении вида деятельности фермерского хозяйства и объёмах производства: «Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.»[24]. Глава этого лица, после его государственной регистрации, считается фермером, т.е. индивидуальным предпринимателем, а всё имущество хозяйства переходит на праве собственности его членам.

Хозяйственное партнерство —  это ещё одна форма юридического лица, которая законодательно закреплена в РФ. Создаваться хозяйственные партнёрства как коммерческие организации могут двумя и более лицами. Учреждение данного вида юридического лица возможно исключительно по решению собрания всех учредителей. В тот же момент участники обязаны назначить аудитора. В роли аудитора может выступать организация или частное лицо, наделённое, в соответствии с законодательством РФ, правом заниматься аудиторской деятельностью. Исходя из постановлений частям первой и второй статьи 3 ФЗ "О хозяйственных партнерствах»: «Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.»[25]. У хозяйственного партнерства нет права становиться учредителем других юридических лиц, исключением являются союзы и ассоциации. Рекламировать свою деятельность хозяйственным партнёрствам также законодательно запрещено. Управлять деятельностью партнёрства вправе его участники или иные лица, но в тех пределах, что были заранее предусмотрены соглашением об управлении партнёрством. [26]

Производственным кооперативом (артелью) являются объединение граждан на добровольной основе по принципу членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности. Эта деятельность основывается, в первую очередь, на их личном трудовом участии, а также на объединении имущественных взносов (паёв). Также существует альтернатива, когда вносится паевой взнос без личного трудового участия, но таких членов должно быть не больше 25%. Учредительным документом является устав, который принимается на общем собрании членов кооператива. Членов кооператива по закону должно быть не менее 5, максимальных пределов нет. Не исключена также возможность членства в производственном кооперативе юридических лиц. По части второй статьи 8 ФЗ "О производственных кооперативах": «Член кооператива обязан: внести паевой взнос; участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива; соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка; нести предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставом кооператива субсидиарную ответственность по долгам кооператива.»[27]. Стоит пояснить, что субсидиарная ответственность здесь предусмотрена для тех случаев, когда имущества производственного кооператива может быть недостаточно, чтобы покрыть долги, тогда их часть могут возместить пайщики.

Помимо хозяйственных товариществ и обществ, на территории РФ существуют коммерческие организации, у которых отсутствует право собственности на имущество, закреплённое за ними. За самой такой организацией имущество будет закреплено либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления (ограниченное вещное право).[28] Такие предприятия у нас в стране имеют название «унитарные предприятия» и они могут учреждаться только РФ, его субъектами или муниципальными образованиями, которые и будут являться собственниками их имущества. Имущество унитарных предприятий является неделимым, т.е. не распределяется между работниками предприятия. Из всего этого вытекает, что унитарные предприятия имеют специальную правоспособность. Собственник закреплённого за унитарным предприятием имущества имеет право не только создавать или ликвидировать предприятие, но и утверждать устав, определять цели деятельности такого предприятия, получать часть прибыли от деятельности предприятия. Орган управления в унитарных предприятиях считается единоличным, запрещено принятие коллегиальных форм. Выступать в роли органа управления может назначенный собственником директор или генеральный директор.[29] Обязанности этих юридических лиц прописаны в статье 7 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": «Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.»[30]. В зависимости от того, как именно закреплено имущество, выделяют два вида унитарных предприятий: предприятия на праве хозяйственного ведения и предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия. Субсидиарную ответственность по долгам казённого предприятия, описанную в законе, несёт РФ, поскольку оно ею и создаётся. Собственник имущества, закреплённого за предприятием на праве оперативного ведения, вправе изымать лишнее (неиспользуемое), либо используемое, но не по назначению имущество. Также казённое предприятие не может стать банкротом и, если иное не установлено законом, не вправе самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией.[31]

 

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

По закону некоммерческие организации представляют из себя организации, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Организации данного вида могут существовать в разных формах и вправе осуществлять один или несколько видов деятельности, которые соответствуют их учредительным документам, целям деятельности и, разумеется, не противоречат установленному закону. Имея статус юридического лица эти организации вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права держать собственность или обособленное имущество (в оперативном ведении), быть истцом и ответчиком в суде, обязаны отвечать по своим обязательствам своим же имуществом, иметь самостоятельный баланс либо смету, стоять на учёте в контрольных и учетных государственных органах.[32] Наименование, которое указывается в учредительных документах, содержит указания на организационно-правовую форму и характер деятельности некоммерческой организации. Некоммерческие организации могут открывать банковские счета как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, иметь собственные печати, штампы, бланки с полным наименованием организации на русском языке и даже эмблему. Из части второй статьи 24 ФЗ "О некоммерческих организациях" мы узнаём, что некоммерческие организации должны осуществлять лишь те цели, ради которых они изначально были созданы: «Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.»[33] Осуществление отдельно взятых видов деятельности некоммерческих организаций возможно только после получения специальных разрешений (лицензий). Лишь с момента государственной регистрации в установленном порядке любая некоммерческая организация будет считаться созданной в качестве юридического лица, а по месту регистрации будет определяться и место её нахождения, которое должно быть указано в учредительных документах.[34] Но в любом правиле не без исключений. Такая форма некоммерческих организаций как общественное объединение не требует государственной регистрации в качестве юридического лица, однако, при том теряет возможность обладать обособленным имуществом. Ограничения по сроку действия для данного вида организаций отсутствуют, если иное не было установлено их учредительными документами. Что касается источников формирования имущества некоммерческой организации, то они проявляются в денежной или иных формах. Это могут быть регулярные поступления от её участников, добровольные взносы или пожертвования, дивиденды по разным ценным бумагам, выручка, полученная от реализации товаров и услуг и другие поступления, которые не запрещены действующим законом. Однако на отдельные виды некоммерческих организаций законом наложены ограничения на определённые источники доходов. Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций подвержен постоянным изменениям, но, на данный момент он представляет из себя следующее.

Общественные и религиозные организации (объединения). Согласно двум частям ст. 30 Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.»[35]. Из чего мы делаем первичный вывод, что создаваться подобные объединения могут исключительно на добровольной основе. Организовываются они объединением физических лиц на основе общности их интересов и для удовлетворения нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации имеют право заниматься той предпринимательской деятельностью, что соответствует их целям. У учредителей, участников (членов) объединений нет прав на имущество организации. Как учредители, так и сами общественные и религиозные организации не отвечают по обязательствам. У нас в Российской Федерации есть общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, международные общественные объединения.

Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации существуют как отдельная форма самоорганизации лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Они объединяются либо по кровному родству, либо по особому территориальному признаку, для защиты и сохранения своей естественной среды обитания, а также для сохранения и дальнейшего развития традиций, культуры и т.д. Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но в соответствии с целями их создания. Право на получение части имущества или компенсации стоимости части при выходе или ликвидации организации имеют все члены общины. Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.

Казачьи общества – это одна из новых форм самоорганизации граждан РФ. Здесь люди, как в общественных организациях, объединяются на основе общности интересов, однако главная цель данных обществ состоит в возрождении российского казачества. Представители этих обществ добиваются защиты их прав, сохранения традиций и культуры казачества. Они также вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям создания, не отвечать по обязательствам общества, которое, в свою очередь, не отвечает по обязательствам её участников. Переданное членами такой организации имущество становится собственностью казачьего общества, помимо приобретенного за счет доходов от его деятельности. Каждое такое общество обязательно должно быть внесено в специальный государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Фонды являются некоммерческими организациями, которые, на основе добровольных имущественных взносов, могут быть учреждены гражданами и (или) юридическими. В основном, фонды создаются для преследования общественно полезных целей (благотворительные, культурные, образовательные и т.д.). Все имущественные взносы, передаваемые от учредителя(ей) в фонды, считаются собственностью фондов. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Данный вид организаций имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но только той, что соответствует его целям. Для осуществления своей предпринимательской деятельности фондам законодательно разрешено создавать хозяйственные общества и приниматься участие в них. Фонды обязуются публиковать один раз в год отчеты об использовании своего имущества. Надзор за деятельностью фонда обеспечивает его специальный орган – попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Государственные корпорации - некоммерческие организации, учреждаемые Российской Федерацией на основе какого-либо имущественного взноса и не имеющие членства. Такие организации призваны осуществлять социально полезные и управленческие функции. Имущество, переданное таким организациям от РФ, становится собственностью государственной корпорации. При том, ни РФ, ни сама государственная корпорация не отвечают по обязательствам друг друга, если законом не предусмотрено иное. Высший орган государственной корпорации занимается планированием и стратегией деятельности данной организации, а также имеет право создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки.

Государственные компании по своей сути схожи с государственными корпорациями. Госкомпания – это также не имеющая членства некоммерческая организация, тоже созданная на основе имущественных взносов Российской Федерации. Но создаются госкомпании для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Имущество, переданное в качестве имущественных взносов от Российской Федерации, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. Исключением считается имущество, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению.

Некоммерческие партнерства – некоммерческие организации, основанные гражданами и (или) юридическими лицами на членстве, для содействия их членам осуществлять соответствующую целям партнёрств деятельность. Имущество, которое передаётся членами такому некоммерческому партнерству становится собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом. Данный вид организаций имеет право осуществлять такую предпринимательскую деятельность, которая бы соответствовала целям ради которого и создавалось некоммерческое партнёрство. Исключением считается случай приобретения некоммерческим партнёрством статуса саморегулируемой организации.

Частные учреждения - некоммерческие организации, создаваемые для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Создаваться частные учреждения могут физическим или юридическим лицом, одно из которых и будет являться впоследствии собственником имущества такого учреждения на праве оперативного управления.

Государственными, муниципальными учреждениями, которые будут являться некоммерческими организациями, могут быть созданы Российской Федерацией или её субъектами, а также муниципальным образованием. Такие организации делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные.

Бюджетные учреждения как одна из форм некоммерческих организаций могут быть созданы Российской Федерацией или её субъектами, а также муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Такие организации обязаны исполнять государственные (муниципальные) задания, на выполнение которых выделяются субсидии.

К какому виду юридических лиц относятся автономные некоммерческие организации можно понять исходя из их названия. Это не имеющие членства некоммерческие организации, которые создаются с целью предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Имущество, которое передаётся учредителями (учредителем) автономной некоммерческой организации, становится её собственностью. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители сами способны осуществлять надзор за деятельностью некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учреждаться такие некоммерческие организации могут либо физическим, либо юридическим лицом на добровольной основе имущественных взносов. Также автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Ассоциации (союз) - некоммерческие организации, основанные на членстве. Они существуют для того, чтобы предоставлять представительство и защиту общих интересов, в том числе профессиональных для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей. Создавать подобные объединения в форме ассоциаций (союзов) вправе граждане и(или) юридические лица. Данные организации не отвечают по обязательствам своих членов, однако последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Только после того, как были разобраны все организационно-правовые формы двух разных видов юридических лиц, приходит понимание того, почему мы имеем такую сложную правовую структуру, касающуюся данного вопроса. Всё дело в том, что разные организации преследуют разные цели и потому нам не просто важно, но необходимо учитывать в законе права и обязанности каждого отдельно взятого юридического лица, дабы сохранять правовой порядок.

 

Заключение

Пройдя длинный тернистый путь и добравшись до сегодняшнего дня институт юридического лица бесспорно занял нишу одного из основных институтов права современной России. После того, как он вобрал в себя большое количество норм, устанавливающих и регулирующих правоспособность и дееспособность юридических лиц, его можно охарактеризовать как отдельно созданную сложную самостоятельную систему, существование которой, в свою очередь обусловлено переходом в России от командной экономики к рыночной и демократичным выбором юридическими лицам различных организационно-правовых форм. Она же дала возможность организациям, зарегистрированным как юридические лица, отделиться от личного имущества их учредителей и самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Однако, как бы сложна такая система ни была, она требует внесения постоянных изменений, а потому в ней всегда будут находиться противоречия или пробелы, на тему устранения которых будут вестись бесконечные диспуты учёных-юристов. Нам же, прежде всего, как простым гражданам, важно именно сейчас, стоя на пороге к гражданскому обществу, учитывая непростую теоретическую природу понятия юридического лица, научиться понимать его значимость и суть. Да, законы могут быть несовершенными и содержать как мелкие, так и крупные неувязки, иногда приводящие людей в заблуждение, но только развитие правовой культуры, поможет нам в будущем избежать новых правовых ошибок. Чёткие знания о юридических лицах, о различиях в их видах, о специфике организационно-правовых форм поспособствуют не только в налаживании и ведении законотворческой, но предпринимательской деятельности. Если мы разовьём в людях юридическую грамотность и начнём следить за изменениями в законах, только тогда, возможно, мы действительно сделаем твёрдый шаг в сторону гражданского общества. И в этом вопросе стоит оставаться позитивными, ведь нам всегда есть и будет куда стремиться. Главное – это не только принять свои ошибки, но и работать над ними.

Список использованных источников:

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета, N 153, 10.08.2001.

4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета, N 30, 17.02.1998.

5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об акционерных обществах"// Российская газета, N 248, 29.12.1995.

6. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Российская газета, N 115, 17.06.2003.

7. Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О хозяйственных партнерствах"// Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (часть V) ст. 7058.

8. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О производственных кооперативах"// Российская газета, N 91, 16.05.1996.

9. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017) // Парламентская газета, N 230, 03.12.2002.

10.  Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // Российская газета, N 14, 24.01.1996.

 

Учебная и научная литература

Дата: 2019-03-05, просмотров: 168.