ЦФО – центр фин.ответственности, ЦФУ – центр фин.учетности, МФЗ – места возникновения затрат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принципы:

- Обеспечение стратегической ориентации во всех моментах стратегического планирования.

- Ориентация на использование адаптивной системы хозяйствования к изменениям внешней и внутренней среды.

- Необходимость обоснования временного горизонта решения стратегических задач.

- Ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и структурных подразделений.

- Обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с необходимой централизацией и интеграцией при организации планирования.

- Оптимальное использования стратегических возможностей.

- Обеспечение взаимосвязей между стратегическим и тактическим планированием.

Виды стратегий:

- базовые - служат вариантами общей стратегии организации. (проверка стратегии на соответствие целям организации; формулировка стратегических задач; установление сроков решения задач; определение потребностей в ресурсах);

- функциональные - отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Функции стратегического планирования:

· Определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;

· Создание стратегических хоз-х подразделений;

· Обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;

· Выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;

· Разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование произв-ва продукции;

· Выбор тактики, планирование способов и ср-в достижения поставленных задач;

· Контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии

Этапы стратегического планирования:

· Анализ внешней и внутренней среды, где рассматривается оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, экономического потенциала предприятия.

· Прогнозирование будущего состояния внешней среды и возможностей расширенного воспроизводства потенциала предприятия.

· Разработка альтернативных стратегий и выбор базовых и функциональных стратегий.

· Обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов.

· Реализация стратегических программ, проектов и планов.

· Осуществление контроля над ходом и результатами выполнения стратегических программ проектов и планов и внесения изменений в стратегические планы.

Основным документом стратегического планирования, является стратегический план, определяющий главные цели и стратегические линии, которые подчинены использованию и распределению имеющихся ресурсов.

Структура такого плана может быть представлена следующими разделами:

- Предисловие (резюме).

- Цели и задачи предприятия.

- Текущая деятельность и долгосрочные задачи.

- Стратегия маркетинга.

- Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия.

- Стратегия производства.

- Социальная стратегия.

- Стратегия ресурсного обеспечения производства.

- Стратегия финансового планирования предприятия.

- Стратегия НИОКР.

- Стратегия ВЭС предприятия.

- Стратегия развития системы менеджмента предприятия.

- Организация реализации и контроля выполнения стратегического плана

- Приложения.

К основным факторам, которые учитывают в SWOT – анализе относятся:

1.    Потенциальные внутренние сильные стороны (S);

2.    Потенциальные внутренние слабые стороны (W);

3.    Потенциальные внешние благоприятные возможности (О);

4.    Потенциальные внешние угрозы (Т).

5. Оперативные планы на сельскохозяйственном предприятии

В сельскохозяйственном производстве, чтобы обеспечить своевременное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды — оперативные, в которых детально определяется организация отдельных рабочих процессов.

К оперативным планам на сельскохозяйственных предприятиях относят рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ в растениеводстве, планы-наряды, квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве.

Рабочие планы составляют на периоды: весенний; уход за растениями, парами и сеноуборки; уборки озимых и ранних яровых; осенние работы и зимние работы. В оперативных планах реализации продукции указывают объемы и сроки ее продажи на рынке с учетом периода уборки и переработки.

Составляют планы-графики работ вспомогательных и обслуживающих производств.

В отраслях животноводства выделяют оперативные планы по производству и реализации продукции, размещению поголовья на территории хозяйства, покупке и продаже скота и кормов по периодам года и т.д.

Технологические рабочие планы в растениеводстве по периодам работ представляют собой дальнейшую детализацию годовых. В них отражаются организация трудовых процессов в оптимальные агротехнические сроки, расчет необходимых для этого средств производства и рабочей силы. Такие планы разрабатывают по бригадам с учетом фактических площадей и технического оснащения и урожайности на отдельных полях. Исходный материал берут из технологических карт. Основная задача рабочего плана – установить взаимосвязь и последовательность проведения операций при возделывании всех закрепленных за бригадой культур.

(Ежедневную потребность в тракторах и рабочей силе определяют с помощью план-графика, на котором наглядно видны дни максимального напряжения. Чтобы устранить «пики», график выравнивают путем некоторого изменения календарных сроков работ. Если это невозможно, то привлекают технику и рабочую силу со стороны.

Эту задачу решают с помощью сетевого графика, который представляет собой изображение последовательного выполнения, как отдельных рабочих процессов, так и комплекса разной степени сложности. Сетевой график позволяет контролировать выполнение плана не только по срокам, но и по стоимости работ, своевременности поставки материала по договорам.)

Планы-наряды – это задания на выполнение тех или иных работ бригаде, звену. Даются они на определенный срок – декаду, неделю и т.д. Задание выдают в письменной форме, иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как правило на 1 —10 дней.

При составлении месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточняют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержания скота.

Кроме декадных, месячных и квартальных планов по выходу продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях составляют аналогичные планы по получению приплода, постановке и снятию животных с откорма

Один из действенных видов контроля — периодический контроль за выполнением оперативных планов. В конце определенного периода сельскохозяйственных работ сравнивают намеченное и достигнутое, то есть плановые показатели с фактическими данными учета.

Оперативные планы обладают рядом особенностей. По срокам составления и действия они наиболее близки к производственному процессу и тесно с ним связаны; их составляют довольно часто, что придает им свойство непрерывности, через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязана с управлением производством.

6. Планирование производственной программы развития растениеводства на сельскохозяйственном предприятии

Производственная программа по растениеводству включает следующие вопросы:

а) планирование использования земельных угодий, которое сводится к следующему:

- методика планирования урожайности.

- определение необходимого объема производства растениеводческой продукции по видам с\х продукции

б) после обоснования потребности продукции растениеводства и урожайности приступают к определению размера и структуры посевных площадей. При определении размеров и структуры посевных площадей необходимо предпочтение отдавать наиболее выгодным культурам. Для чего целесообразно проводить экономическую оценку культур, с учетом их хозяйственного использования.

В группе товарных культур экономическая оценка проводится по каждой товарной культуре по следующим показателям:

oпо выходу ВП с 1 га в стоимостном выражении;

oпроизвод-ть труда и трудоемкость;

oваловой доход и прибыль с 1 га;

oпо уровню рентабельности.

К группе кормовых культур:

• выход к.ед. и переваримого протеина с 1 га;

• затраты труда на произв-во;

• себестоимость 1 ц к.ед. и 100 кг переваримого протеина.

Определяется посевная площадь по каждой культуре путем деления необходимой потребности на её урожайность. При расчете посевных площадей для производства сена и зеленого корма в начале из общей потребности по этим видам культур вычитают корма, полученные с естественных угодий (с сенокосов и пастбищ), остальную часть сена и зеленого корма необходимо производить на пашне путем посева наиболее эффективных культур.

При планировании посевных площадей под зеленые корма предварительно разрабатывается зеленый конвейер.

Расчетная посевная площадь всех с\х культур с учетом возможной площади чистого пара сопоставляется с имеющимися в хозяйстве площадями пашни, при этом возможно 3 варианта:

- если расчетная площадь посева чистого пара равна имеющейся площади пашни, то она может быть принята за основу в дальнейшем планировании;

- если севообороты введены и освоены, то размеры посевных площадей опред-ют на основе факт.размещения культур в полях севооборотов в соотв-ии с принятым чередованием;

- применяют экономико-математические методы, которые позволяют провести вариантные расчеты и обосновать наиболее приемлемый вариант развития с\х предприятия.

(- полученные размеры посевных площадей увязываются в системе рациональных севооборотов, при необходимости посевные площади уточняются с учетом севооборотных требований и используются в дальнейших расчетах, при этом для типичного в нашей зоне зерно-свекло-молочного типа хозяйств удельный вес зерновых культур в общей площади пашни должен быть 50-60%, в том числе озимых зерновых 25-30%, кормовых 20-30% и чистых паров 5-10%.)

В последующем на основе запланированной программы по растениеводству определяется потребность и стоимость семян, удобрений, средств защиты. Завершается разработка этого раздела распределением продукции растениеводства по каналам использования. (Страховой фонд по яровым сост-ет 10%, по многолетним 25-30% годовой потребности.)

7. Планирование производственной программы развития животноводства на сельскохозяйственном предприятии

Создание и планирование производственной программы по животноводству:

а) Перед разработкой производственной программы по животноводству определяется потребность в каждом виде животноводческой продукции. Для осуществления планирования самой производственной программы необходимо обосновать следующие вопросы:

1) определить уровень продуктивности животных (выход приплода на 100 маток, среднесуточный прирост молодняка по видам животных, выход продукции на одну матку в год, выход молока, яиц, шерсти);

2) план осеменения и получения приплода;

3) разработка оборотов стада животных и на этой основе планирование поголовья животных;

4) планируемый объем производства продукции животноводства;

5) обоснование потребности в кормах;

6) распределение животноводческой продукции.

б) Методика обоснования продуктивности животных.

в) Оборот стада - это движение животных по половым и возрастным группам за определенный период времени. Он может составляться на разные периоды времени: на месяц, квартал, год.

Для его разработки необходимы следующие исходные данные:

1. поголовье скота и его живой вес по каждой возрастной группе на начало периода. Эти данные берутся из отчетных данных в момент разработки оборота стада.

2. процент выбраковки маточного поголовья и уровень его воспроизводства

3. план осеменения и получения приплода.

4. поступление поголовья со стороны (покупка племенного или пользовательского молодняка).

5. реализация поголовья по разным каналам: государству, продажа на племя, МХП, свободная продажа.

Форма оборота представляет собой приходно-расходную таблицу,

Оборот стада является основным плановым документом для разработки производственной и экономической программы по животноводству. В обороте стада по каждой отрасли, по каждой возрастной группе определяются основные показатели её развития, а именно движение животных, выходное и среднегодовое поголовье, продуктивность, валовой прирост, реализация продукции и другие вопросы.

На основе этих показателей определяется потребность в кормах, производственных помещениях, численность работников и фонд заработной платы, себестоимость продукции и результаты от реализации продукции.

б) Обоснование объема производства продукции животноводства. На основе оборота стада определяется валовой прирост живой массы по каждой возрастной группе и в целом по каждой отрасли. Сумма валового прироста и веса нарожденного приплода за планируемый период дает валовое производство мяса. Валовое производство молока, яиц, шерсти определяется путем умножения соответствующего маточного среднегодового поголовья из оборота стада на уровень его продуктивности, а по овцеводству: всё поголовье овец на начало года умножается на среднегодовой настриг шерсти на 1 овцу.

8. Бюджетное планирование на предприятии АПК

Усложнение рыночной ситуации и других условий требует чётко отлаженного механизма взаимодействия различных служб и подразделений предприятия для реализации стратегических и тактических целей.

С точки зрения устойчивости предприятия возрастает значение хорошо поставленной системы внутрихозяйственного планирования. Такой системой является бюджетирование. Это один из способов управления, сущность которого можно определить как систематическая организация составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин отклонений.

Бюджетирование — это способ управления производственно-финансовой деятельностью предприятия, основанный на разработке бюджетов по центрам ответственности, организации выполнения и контроля с целью достижения намеченных результатов.

Сущностью бюдж. планир-я является организация деятельности предприятий на основе балансирования доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения, источниками формирования, каналами использования и закреплением ответственности за руководителем соответствующего ранга.

Выделяют 4 общих принципа бюджетного планирования:

1)Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.

2)Принцип единства централизма и самостоятельности.

3)Принцип научности и обоснованности управленческих решений.

4)Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете рангов более высокого порядка.

Ключевая цель бюджетирования – обеспечение производственного процесса необходимыми денежными ресурсами как по объему и структуре, так и по времени их поступления.

Достижение этой цели требует реализации главных задач бюджетирования:

1)Установление объектов бюджетирования (центров финансовой ответственности, центров учета, мест возникновения затрат).

2)Разработка системы бюджетов, состав и формы которых адекватны видам и масштабам деятельности предприятия.

3)Расчет соответствующих показателей бюджетов.

4)Определение необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих платежеспособность отдельных подразделений и предприятия в целом.

5)Расчет величины внешнего и внутреннего финансирования, выявление резервов целесообразного использования капитала.

6) Прогноз уровня динамики доходов, расходов и капитала предприятия.

Общей для всех предприятий является последовательность этапов бюджетирования:

- Анализ финансового состояния за предыдущий период.

- Выбор стратегических целей и задач.

- Разработка и составление операционных бюджетов.

- Разработка и составление финансовых бюджетов.

- Утверждение бюджетов руководителем предприятия.

- Доведение бюджетов до конкретных исполнителей.

- Реализация бюджетов и контроль за их исполнением.

- Составление прогнозируемых и фактических бюджетов. Анализ отклонений.

- Внесение исправлений в организацию и технологию составления бюджетов.

- Эффективное формирование бюджетирования на предприятиях возможно при соблюдении следующих требований к его организации:

- Наличие единого документа регламентирующего бюджетный процесс.

- Организация бюджетного комитета.

- Установление жесткой учетной и финансовой дисциплины.

- Выстраивание приоритетов в учете и финансах.

- Четкое разграничение полномочий и ответственности отделов и служб.

Планирование развития структурных подразделений предприятия

Большинство сельскохозяйственных предприятий многоот­раслевые, следовательно, в них имеются структурные подразде­ления. В растениеводстве численность структурных подразделе­ний зависит от площади пашни. Это тракторно-полеводческие бригады (ТПБ).

В животноводстве в качестве структурных подразделений выс­тупают молочно-товарные фермы, комплексы по откорму молод­няка крупного рогатого скота, свиноводческие, овцеводческие фермы, пасеки.

Внутрихозяйственные подразделения самостоятельно осуще­ствляют: • организацию и выполнение работ; • разработку технологии производства и контроль за ее соблю­дением; • установление режима рабочего времени и контроль трудовой дисциплины; • связи с другими подразделениями; • учет затрат и полученной продукции; • распределение хозрасчетного дохода коллектива; • формирование состава коллектива; • выборы руководителя и совета трудового коллектива. Внутрихозяйственное подразделение - это самоуправляемая ячейка предприятия, несущая полную ответственность за резуль­таты своей деятельности. Его полномочия осуществляются через общее собрание коллектива, которое избирает своего руководите­ля. Собрание коллектива рассматривает проекты производствен­ных планов, вопросы комплектования подразделений кадрами, утверждает правила внутреннего распорядка, принимает другие важные решения, в том числе по распределению дохода.

Руководители несут ответственность за деятельность подразде­лений, представляют и защищают их интересы во всех органах уп­равления, заключают договоры от имени подразделений.

План сельско­хозяйственного предприятия в целом - это обобщенный план от­дельных структурных подразделений.

По уровню самостоятельности в планировании можно выде­лить следующие группы структурных подразделений: • с высокой степенью централизации планирования - ограни­ченно самостоятельные, до них доводят все натуральные и стоимо­стные показатели, произведенная продукция полностью передается администрации предприятия для дальнейшего использования; • использующие углубленный хозяйственный расчет, внутрихо­зяйственную аренду и иные формы развитых экономических отно­шений — внутрихозяйственное планирование осуществляется в со­ответствии с договорами подразделений и администрации пред­приятия; • имеющие высокий уровень самостоятельности в планирова­нии, использовании произведенной продукции и полученного до­хода, работают на принципах «внутрихозяйственного рынка».

В сельскохозяйственных предприятиях до подразделений доводят производственные планы, хозрасчетные зада­ния или заключают до­говоры на производство и реализацию продукции.

При планировании производственной программы по растение­водству в целом по предприятию исходят из необходимости вы­полнения договорных обязательств по продаже соответствующей продукции, реализации продукции работникам предприятия, полного обеспечения отрасли животноводства собственными кор­мами и т. д. Эти же требования учитываются и при составлении производственной программы для структурных подразделений от­расли.

Кроме производственной программы в заданиях структурным подразделениям устанавливают численность и состав работников, закрепляемую технику, лимиты материально-денежных затрат, фонд заработной платы. Для подразделений разрабатывают севообороты.

Наряду с натуральными до структурных подразделений доводят и стоимостные показатели по затратам. При планировании затрат используют техноло­гические карты. С их помощью определяют затраты труда, потреб­ность в технике, топливе и смазочных материалах, а затем фонд заработной платы, затраты на амортизацию и текущий ремонт, топливо, семена, удобрения, гербициды и т. д.

При внутрихозяйственном расчете следует использовать внут­рихозяйственные расчетные цены. Внутрихозяйственные  расчетные цены можно устанавливать на основе: • нормативных прямых затрат структурных подразделений на производство 1 ц продукции; • нормативных полных затрат структурных подразделений; • нормативных затрат подразделений с включением определен­ной части чистого дохода; • исходя из фактически сложившихся прямых затрат за пред­шествующий год с учетом прогнозной индексации инфляции и ориентации на совершенствование организации, технологии.

Объектами планирования в животноводстве выступают молочно-товарные фермы (МТФ), фермы и комплексы по откорму мо­лодняка крупного рогатого скота, свинофермы (СТФ), овцефермы (ОТФ), птицефермы и др.

Для структурных подразделений животноводства также раз­рабатываются как натуральные, так и стоимостные показатели производства продукции.

В производственных заданиях для структурных подразделений планируют показатели не только на год, но и по кварталам, меся­цам планируемого года.

Наиболее прогрессивная форма внутрихозяйственных хозрас­четных отношений — оценка деятельности подразделения и пост­роение системы оплаты труда от хозрасчетного дохода. Хозрасчетный доход - это разность между выручкой коллек­тива и его фактическими затратами на производство продукции.

Задача

Сельскохозяйственное предприятие реализовало пшеницу в объеме 3250 ц по 800 руб./ц и 2500 ц по цене 750 руб./ц. Производственные затраты в целом на пшеницу составили 2910 тыс. руб., затраты на реализацию 180 тыс. руб. Определите прибыль и уровень рентабельности от реализации всей продукции.

Выручка: 3250ц * 800 руб. = 2600 тыс. руб.

            2500ц* 750 руб. = 1875 тыс. руб.

                     Всего    = 4475 тыс. руб.

Полная себестоимость: 2910 тыс. руб. + 180 тыс. руб. = 3090 тыс. руб.

Прибыль: 4475 тыс. руб. – 3090 тыс. руб. = 1385 тыс. руб.

Уровень рентабельности: 1385 тыс. руб. : 3090 тыс. руб. * 100 = 44,8%

Задача

Сельскохозяйственное предприятие реализовало пшеницу в объеме 6250 ц по 850 руб./ц и 6500 ц по цене 750 руб./ц. Производственные затраты в целом на пшеницу составили 6910 тыс. руб., затраты на реализацию 180 тыс. руб. Определите прибыль и уровень рентабельности от реализации всей продукции.

Выручка: 6250ц * 850 руб. = 5312,5 тыс. руб.

               6500ц * 750 руб. = 4875 тыс. руб.

                    Всего       = 10187,5 тыс. руб.

Полная себестоимость: 6910 тыс. руб. + 180 тыс. руб. = 7090 тыс. руб.

Прибыль: 10187,5 тыс. руб. – 7090 тыс. руб. = 3097,5 тыс. руб.

Уровень рентабельности: 3097,5 тыс. руб. : 7090 тыс. руб. * 100 = 43,7%

1. Понятие, значение и содержание себестоимости продукции

Себестоимость  - это денежное выражение затрат предприятия на производство единицы или всего объёма производимой продукции.

Себестоимость выступает одним из важнейших показателей экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия, поскольку свидетельствует об уровне затрат на производство единицы продукции (работ, услуг), экономической выгодности производства в конкретных условиях хозяйствования. В ней находят отражение состояние производственного потенциала предприятия, эффективность использования производственных и финансовых ресурсов, прогрессивность применяемых технологий в растениеводстве и животноводстве, воздействие научно-технического прогресса на эффективность использования имеющихся ресурсов, другие условия производства.

Себестоимость характеризуется величиной затрат в денежном выражении на производство конкретных видов произведённой (валовой) продукции и на её калькуляционную единицу.

В отличие от планово-экономических расчётов в бухгалтерском учёте в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются в установленном законодательном порядке некоторые непроизводственные затраты. Под непроизводственными затратами понимаются потери ресурсов, связанные с нарушением нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия.

К таким затратам, например, относятся: затраты по исправлению брака в производстве, штрафы, пени, неустойки, потери от простоев, потери от порчи материальных ценностей при хранении, недостача материальных ценностей и незавершенного производства и др.

В зависимости от объёма включаемых затрат исчисляют следующие виды себестоимости: технологическую, производственную и полную.

В состав технологической себестоимости включаются технологические (обусловленные технологией производства) и общепроизводственные (по организации и управлению отраслью) затраты.

Производственная себестоимость представляет собой текущие затраты, исчисленные в денежном выражении и обусловленные использованием природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на производство продукции. Иными словами, в состав производственной себестоимости включаются технологические, общепроизводственные и общехозяйственные затраты (затраты на организацию и управление предприятием).

Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Поэтому её составляющими элементами являются производственная себестоимость и расходы, связанные с реализацией продукции.

Различают плановую, фактическую и провизорную (предварительную) себестоимость.

Плановая себестоимость рассчитывается по нормативам, фактическая себестоимость определяется по материалам учёта предприятия, провизорная (предварительная) себестоимость исчисляется на основе фактических данных за три квартала и ожидаемых показателей за четвёртый квартал текущего года, рассчитанных по нормативам.

Фондоотдача

Отношение совокупной стоимости валовой продукции предприятия за год к среднегодовой стоимости основных производственных фондов

Отражает выход валовой продукции в расчёте на 1 рубль производственных фондов

Фондоёмкость

Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к совокупной стоимости валовой продукции предприятия за год

Означает, какая сумма основных фондов приходится на 1 рубль валовой продукции

Рентабельность производства

Отношение прибыли от производственно-финансовой деятельности предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств умноженное на 100

Означает, сколько получено прибыли на 1рубль основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Общий коэффициент покрытия

Отражает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих обязательств (от 1 до 2).

Рассчитывается – отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).

Коэффициент срочной ликвидности

 Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии современного проведения расчетов с дебиторами (1 и выше).

Рассчитывается – отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам.

Принципы:

- Обеспечение стратегической ориентации во всех моментах стратегического планирования.

- Ориентация на использование адаптивной системы хозяйствования к изменениям внешней и внутренней среды.

- Необходимость обоснования временного горизонта решения стратегических задач.

- Ориентация на стратегические точки роста и приоритетные направления развития предприятия и структурных подразделений.

- Обеспечение максимальной децентрализации в сочетании с необходимой централизацией и интеграцией при организации планирования.

- Оптимальное использования стратегических возможностей.

- Обеспечение взаимосвязей между стратегическим и тактическим планированием.

Виды стратегий:

- базовые - служат вариантами общей стратегии организации. (проверка стратегии на соответствие целям организации; формулировка стратегических задач; установление сроков решения задач; определение потребностей в ресурсах);

- функциональные - отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Функции стратегического планирования:

· Определение стратегии, миссии, целей и задач развития предприятия;

· Создание стратегических хоз-х подразделений;

· Обоснование и уточнение основных целей маркетинговых исследований;

· Выполнение ситуационного анализа и выбор направления экономического роста предприятия;

· Разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование произв-ва продукции;

· Выбор тактики, планирование способов и ср-в достижения поставленных задач;

· Контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии

Этапы стратегического планирования:

· Анализ внешней и внутренней среды, где рассматривается оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, экономического потенциала предприятия.

· Прогнозирование будущего состояния внешней среды и возможностей расширенного воспроизводства потенциала предприятия.

· Разработка альтернативных стратегий и выбор базовых и функциональных стратегий.

· Обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов.

· Реализация стратегических программ, проектов и планов.

· Осуществление контроля над ходом и результатами выполнения стратегических программ проектов и планов и внесения изменений в стратегические планы.

Основным документом стратегического планирования, является стратегический план, определяющий главные цели и стратегические линии, которые подчинены использованию и распределению имеющихся ресурсов.

Структура такого плана может быть представлена следующими разделами:

- Предисловие (резюме).

- Цели и задачи предприятия.

- Текущая деятельность и долгосрочные задачи.

- Стратегия маркетинга.

- Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия.

- Стратегия производства.

- Социальная стратегия.

- Стратегия ресурсного обеспечения производства.

- Стратегия финансового планирования предприятия.

- Стратегия НИОКР.

- Стратегия ВЭС предприятия.

- Стратегия развития системы менеджмента предприятия.

- Организация реализации и контроля выполнения стратегического плана

- Приложения.

К основным факторам, которые учитывают в SWOT – анализе относятся:

1.    Потенциальные внутренние сильные стороны (S);

2.    Потенциальные внутренние слабые стороны (W);

3.    Потенциальные внешние благоприятные возможности (О);

4.    Потенциальные внешние угрозы (Т).

5. Оперативные планы на сельскохозяйственном предприятии

В сельскохозяйственном производстве, чтобы обеспечить своевременное выполнение работ, необходимо составлять планы на более короткие периоды — оперативные, в которых детально определяется организация отдельных рабочих процессов.

К оперативным планам на сельскохозяйственных предприятиях относят рабочие планы по периодам сельскохозяйственных работ в растениеводстве, планы-наряды, квартальные (месячные, декадные) плановые задания в животноводстве.

Рабочие планы составляют на периоды: весенний; уход за растениями, парами и сеноуборки; уборки озимых и ранних яровых; осенние работы и зимние работы. В оперативных планах реализации продукции указывают объемы и сроки ее продажи на рынке с учетом периода уборки и переработки.

Составляют планы-графики работ вспомогательных и обслуживающих производств.

В отраслях животноводства выделяют оперативные планы по производству и реализации продукции, размещению поголовья на территории хозяйства, покупке и продаже скота и кормов по периодам года и т.д.

Технологические рабочие планы в растениеводстве по периодам работ представляют собой дальнейшую детализацию годовых. В них отражаются организация трудовых процессов в оптимальные агротехнические сроки, расчет необходимых для этого средств производства и рабочей силы. Такие планы разрабатывают по бригадам с учетом фактических площадей и технического оснащения и урожайности на отдельных полях. Исходный материал берут из технологических карт. Основная задача рабочего плана – установить взаимосвязь и последовательность проведения операций при возделывании всех закрепленных за бригадой культур.

(Ежедневную потребность в тракторах и рабочей силе определяют с помощью план-графика, на котором наглядно видны дни максимального напряжения. Чтобы устранить «пики», график выравнивают путем некоторого изменения календарных сроков работ. Если это невозможно, то привлекают технику и рабочую силу со стороны.

Эту задачу решают с помощью сетевого графика, который представляет собой изображение последовательного выполнения, как отдельных рабочих процессов, так и комплекса разной степени сложности. Сетевой график позволяет контролировать выполнение плана не только по срокам, но и по стоимости работ, своевременности поставки материала по договорам.)

Планы-наряды – это задания на выполнение тех или иных работ бригаде, звену. Даются они на определенный срок – декаду, неделю и т.д. Задание выдают в письменной форме, иногда устно, рассчитаны они на различные сроки, как правило на 1 —10 дней.

При составлении месячных плановых заданий по производству продукции животноводства показатели выхода продукции уточняют в зависимости от периода, норм кормления и условий содержания скота.

Кроме декадных, месячных и квартальных планов по выходу продукции животноводства в сельскохозяйственных предприятиях составляют аналогичные планы по получению приплода, постановке и снятию животных с откорма

Один из действенных видов контроля — периодический контроль за выполнением оперативных планов. В конце определенного периода сельскохозяйственных работ сравнивают намеченное и достигнутое, то есть плановые показатели с фактическими данными учета.

Оперативные планы обладают рядом особенностей. По срокам составления и действия они наиболее близки к производственному процессу и тесно с ним связаны; их составляют довольно часто, что придает им свойство непрерывности, через оперативное планирование вся система внутрихозяйственных планов увязана с управлением производством.

6. Планирование производственной программы развития растениеводства на сельскохозяйственном предприятии

Производственная программа по растениеводству включает следующие вопросы:

а) планирование использования земельных угодий, которое сводится к следующему:

- методика планирования урожайности.

- определение необходимого объема производства растениеводческой продукции по видам с\х продукции

б) после обоснования потребности продукции растениеводства и урожайности приступают к определению размера и структуры посевных площадей. При определении размеров и структуры посевных площадей необходимо предпочтение отдавать наиболее выгодным культурам. Для чего целесообразно проводить экономическую оценку культур, с учетом их хозяйственного использования.

В группе товарных культур экономическая оценка проводится по каждой товарной культуре по следующим показателям:

oпо выходу ВП с 1 га в стоимостном выражении;

oпроизвод-ть труда и трудоемкость;

oваловой доход и прибыль с 1 га;

oпо уровню рентабельности.

К группе кормовых культур:

• выход к.ед. и переваримого протеина с 1 га;

• затраты труда на произв-во;

• себестоимость 1 ц к.ед. и 100 кг переваримого протеина.

Определяется посевная площадь по каждой культуре путем деления необходимой потребности на её урожайность. При расчете посевных площадей для производства сена и зеленого корма в начале из общей потребности по этим видам культур вычитают корма, полученные с естественных угодий (с сенокосов и пастбищ), остальную часть сена и зеленого корма необходимо производить на пашне путем посева наиболее эффективных культур.

При планировании посевных площадей под зеленые корма предварительно разрабатывается зеленый конвейер.

Расчетная посевная площадь всех с\х культур с учетом возможной площади чистого пара сопоставляется с имеющимися в хозяйстве площадями пашни, при этом возможно 3 варианта:

- если расчетная площадь посева чистого пара равна имеющейся площади пашни, то она может быть принята за основу в дальнейшем планировании;

- если севообороты введены и освоены, то размеры посевных площадей опред-ют на основе факт.размещения культур в полях севооборотов в соотв-ии с принятым чередованием;

- применяют экономико-математические методы, которые позволяют провести вариантные расчеты и обосновать наиболее приемлемый вариант развития с\х предприятия.

(- полученные размеры посевных площадей увязываются в системе рациональных севооборотов, при необходимости посевные площади уточняются с учетом севооборотных требований и используются в дальнейших расчетах, при этом для типичного в нашей зоне зерно-свекло-молочного типа хозяйств удельный вес зерновых культур в общей площади пашни должен быть 50-60%, в том числе озимых зерновых 25-30%, кормовых 20-30% и чистых паров 5-10%.)

В последующем на основе запланированной программы по растениеводству определяется потребность и стоимость семян, удобрений, средств защиты. Завершается разработка этого раздела распределением продукции растениеводства по каналам использования. (Страховой фонд по яровым сост-ет 10%, по многолетним 25-30% годовой потребности.)

7. Планирование производственной программы развития животноводства на сельскохозяйственном предприятии

Создание и планирование производственной программы по животноводству:

а) Перед разработкой производственной программы по животноводству определяется потребность в каждом виде животноводческой продукции. Для осуществления планирования самой производственной программы необходимо обосновать следующие вопросы:

1) определить уровень продуктивности животных (выход приплода на 100 маток, среднесуточный прирост молодняка по видам животных, выход продукции на одну матку в год, выход молока, яиц, шерсти);

2) план осеменения и получения приплода;

3) разработка оборотов стада животных и на этой основе планирование поголовья животных;

4) планируемый объем производства продукции животноводства;

5) обоснование потребности в кормах;

6) распределение животноводческой продукции.

б) Методика обоснования продуктивности животных.

в) Оборот стада - это движение животных по половым и возрастным группам за определенный период времени. Он может составляться на разные периоды времени: на месяц, квартал, год.

Для его разработки необходимы следующие исходные данные:

1. поголовье скота и его живой вес по каждой возрастной группе на начало периода. Эти данные берутся из отчетных данных в момент разработки оборота стада.

2. процент выбраковки маточного поголовья и уровень его воспроизводства

3. план осеменения и получения приплода.

4. поступление поголовья со стороны (покупка племенного или пользовательского молодняка).

5. реализация поголовья по разным каналам: государству, продажа на племя, МХП, свободная продажа.

Форма оборота представляет собой приходно-расходную таблицу,

Оборот стада является основным плановым документом для разработки производственной и экономической программы по животноводству. В обороте стада по каждой отрасли, по каждой возрастной группе определяются основные показатели её развития, а именно движение животных, выходное и среднегодовое поголовье, продуктивность, валовой прирост, реализация продукции и другие вопросы.

На основе этих показателей определяется потребность в кормах, производственных помещениях, численность работников и фонд заработной платы, себестоимость продукции и результаты от реализации продукции.

б) Обоснование объема производства продукции животноводства. На основе оборота стада определяется валовой прирост живой массы по каждой возрастной группе и в целом по каждой отрасли. Сумма валового прироста и веса нарожденного приплода за планируемый период дает валовое производство мяса. Валовое производство молока, яиц, шерсти определяется путем умножения соответствующего маточного среднегодового поголовья из оборота стада на уровень его продуктивности, а по овцеводству: всё поголовье овец на начало года умножается на среднегодовой настриг шерсти на 1 овцу.

8. Бюджетное планирование на предприятии АПК

Усложнение рыночной ситуации и других условий требует чётко отлаженного механизма взаимодействия различных служб и подразделений предприятия для реализации стратегических и тактических целей.

С точки зрения устойчивости предприятия возрастает значение хорошо поставленной системы внутрихозяйственного планирования. Такой системой является бюджетирование. Это один из способов управления, сущность которого можно определить как систематическая организация составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин отклонений.

Бюджетирование — это способ управления производственно-финансовой деятельностью предприятия, основанный на разработке бюджетов по центрам ответственности, организации выполнения и контроля с целью достижения намеченных результатов.

Сущностью бюдж. планир-я является организация деятельности предприятий на основе балансирования доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения, источниками формирования, каналами использования и закреплением ответственности за руководителем соответствующего ранга.

Выделяют 4 общих принципа бюджетного планирования:

1)Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.

2)Принцип единства централизма и самостоятельности.

3)Принцип научности и обоснованности управленческих решений.

4)Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете рангов более высокого порядка.

Ключевая цель бюджетирования – обеспечение производственного процесса необходимыми денежными ресурсами как по объему и структуре, так и по времени их поступления.

Достижение этой цели требует реализации главных задач бюджетирования:

1)Установление объектов бюджетирования (центров финансовой ответственности, центров учета, мест возникновения затрат).

2)Разработка системы бюджетов, состав и формы которых адекватны видам и масштабам деятельности предприятия.

3)Расчет соответствующих показателей бюджетов.

4)Определение необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих платежеспособность отдельных подразделений и предприятия в целом.

5)Расчет величины внешнего и внутреннего финансирования, выявление резервов целесообразного использования капитала.

6) Прогноз уровня динамики доходов, расходов и капитала предприятия.

Общей для всех предприятий является последовательность этапов бюджетирования:

- Анализ финансового состояния за предыдущий период.

- Выбор стратегических целей и задач.

- Разработка и составление операционных бюджетов.

- Разработка и составление финансовых бюджетов.

- Утверждение бюджетов руководителем предприятия.

- Доведение бюджетов до конкретных исполнителей.

- Реализация бюджетов и контроль за их исполнением.

- Составление прогнозируемых и фактических бюджетов. Анализ отклонений.

- Внесение исправлений в организацию и технологию составления бюджетов.

- Эффективное формирование бюджетирования на предприятиях возможно при соблюдении следующих требований к его организации:

- Наличие единого документа регламентирующего бюджетный процесс.

- Организация бюджетного комитета.

- Установление жесткой учетной и финансовой дисциплины.

- Выстраивание приоритетов в учете и финансах.

- Четкое разграничение полномочий и ответственности отделов и служб.

ЦФО – центр фин.ответственности, ЦФУ – центр фин.учетности, МФЗ – места возникновения затрат.

Планирование развития структурных подразделений предприятия

Большинство сельскохозяйственных предприятий многоот­раслевые, следовательно, в них имеются структурные подразде­ления. В растениеводстве численность структурных подразделе­ний зависит от площади пашни. Это тракторно-полеводческие бригады (ТПБ).

В животноводстве в качестве структурных подразделений выс­тупают молочно-товарные фермы, комплексы по откорму молод­няка крупного рогатого скота, свиноводческие, овцеводческие фермы, пасеки.

Внутрихозяйственные подразделения самостоятельно осуще­ствляют: • организацию и выполнение работ; • разработку технологии производства и контроль за ее соблю­дением; • установление режима рабочего времени и контроль трудовой дисциплины; • связи с другими подразделениями; • учет затрат и полученной продукции; • распределение хозрасчетного дохода коллектива; • формирование состава коллектива; • выборы руководителя и совета трудового коллектива. Внутрихозяйственное подразделение - это самоуправляемая ячейка предприятия, несущая полную ответственность за резуль­таты своей деятельности. Его полномочия осуществляются через общее собрание коллектива, которое избирает своего руководите­ля. Собрание коллектива рассматривает проекты производствен­ных планов, вопросы комплектования подразделений кадрами, утверждает правила внутреннего распорядка, принимает другие важные решения, в том числе по распределению дохода.

Руководители несут ответственность за деятельность подразде­лений, представляют и защищают их интересы во всех органах уп­равления, заключают договоры от имени подразделений.

План сельско­хозяйственного предприятия в целом - это обобщенный план от­дельных структурных подразделений.

По уровню самостоятельности в планировании можно выде­лить следующие группы структурных подразделений: • с высокой степенью централизации планирования - ограни­ченно самостоятельные, до них доводят все натуральные и стоимо­стные показатели, произведенная продукция полностью передается администрации предприятия для дальнейшего использования; • использующие углубленный хозяйственный расчет, внутрихо­зяйственную аренду и иные формы развитых экономических отно­шений — внутрихозяйственное планирование осуществляется в со­ответствии с договорами подразделений и администрации пред­приятия; • имеющие высокий уровень самостоятельности в планирова­нии, использовании произведенной продукции и полученного до­хода, работают на принципах «внутрихозяйственного рынка».

В сельскохозяйственных предприятиях до подразделений доводят производственные планы, хозрасчетные зада­ния или заключают до­говоры на производство и реализацию продукции.

При планировании производственной программы по растение­водству в целом по предприятию исходят из необходимости вы­полнения договорных обязательств по продаже соответствующей продукции, реализации продукции работникам предприятия, полного обеспечения отрасли животноводства собственными кор­мами и т. д. Эти же требования учитываются и при составлении производственной программы для структурных подразделений от­расли.

Кроме производственной программы в заданиях структурным подразделениям устанавливают численность и состав работников, закрепляемую технику, лимиты материально-денежных затрат, фонд заработной платы. Для подразделений разрабатывают севообороты.

Наряду с натуральными до структурных подразделений доводят и стоимостные показатели по затратам. При планировании затрат используют техноло­гические карты. С их помощью определяют затраты труда, потреб­ность в технике, топливе и смазочных материалах, а затем фонд заработной платы, затраты на амортизацию и текущий ремонт, топливо, семена, удобрения, гербициды и т. д.

При внутрихозяйственном расчете следует использовать внут­рихозяйственные расчетные цены. Внутрихозяйственные  расчетные цены можно устанавливать на основе: • нормативных прямых затрат структурных подразделений на производство 1 ц продукции; • нормативных полных затрат структурных подразделений; • нормативных затрат подразделений с включением определен­ной части чистого дохода; • исходя из фактически сложившихся прямых затрат за пред­шествующий год с учетом прогнозной индексации инфляции и ориентации на совершенствование организации, технологии.

Объектами планирования в животноводстве выступают молочно-товарные фермы (МТФ), фермы и комплексы по откорму мо­лодняка крупного рогатого скота, свинофермы (СТФ), овцефермы (ОТФ), птицефермы и др.

Для структурных подразделений животноводства также раз­рабатываются как натуральные, так и стоимостные показатели производства продукции.

В производственных заданиях для структурных подразделений планируют показатели не только на год, но и по кварталам, меся­цам планируемого года.

Наиболее прогрессивная форма внутрихозяйственных хозрас­четных отношений — оценка деятельности подразделения и пост­роение системы оплаты труда от хозрасчетного дохода. Хозрасчетный доход - это разность между выручкой коллек­тива и его фактическими затратами на производство продукции.

Задача

Сельскохозяйственное предприятие реализовало пшеницу в объеме 3250 ц по 800 руб./ц и 2500 ц по цене 750 руб./ц. Производственные затраты в целом на пшеницу составили 2910 тыс. руб., затраты на реализацию 180 тыс. руб. Определите прибыль и уровень рентабельности от реализации всей продукции.

Выручка: 3250ц * 800 руб. = 2600 тыс. руб.

            2500ц* 750 руб. = 1875 тыс. руб.

                     Всего    = 4475 тыс. руб.

Полная себестоимость: 2910 тыс. руб. + 180 тыс. руб. = 3090 тыс. руб.

Прибыль: 4475 тыс. руб. – 3090 тыс. руб. = 1385 тыс. руб.

Уровень рентабельности: 1385 тыс. руб. : 3090 тыс. руб. * 100 = 44,8%

Задача

Сельскохозяйственное предприятие реализовало пшеницу в объеме 6250 ц по 850 руб./ц и 6500 ц по цене 750 руб./ц. Производственные затраты в целом на пшеницу составили 6910 тыс. руб., затраты на реализацию 180 тыс. руб. Определите прибыль и уровень рентабельности от реализации всей продукции.

Выручка: 6250ц * 850 руб. = 5312,5 тыс. руб.

               6500ц * 750 руб. = 4875 тыс. руб.

                    Всего       = 10187,5 тыс. руб.

Полная себестоимость: 6910 тыс. руб. + 180 тыс. руб. = 7090 тыс. руб.

Прибыль: 10187,5 тыс. руб. – 7090 тыс. руб. = 3097,5 тыс. руб.

Уровень рентабельности: 3097,5 тыс. руб. : 7090 тыс. руб. * 100 = 43,7%

1. Понятие, значение и содержание себестоимости продукции

Себестоимость  - это денежное выражение затрат предприятия на производство единицы или всего объёма производимой продукции.

Себестоимость выступает одним из важнейших показателей экономической эффективности сельскохозяйственного предприятия, поскольку свидетельствует об уровне затрат на производство единицы продукции (работ, услуг), экономической выгодности производства в конкретных условиях хозяйствования. В ней находят отражение состояние производственного потенциала предприятия, эффективность использования производственных и финансовых ресурсов, прогрессивность применяемых технологий в растениеводстве и животноводстве, воздействие научно-технического прогресса на эффективность использования имеющихся ресурсов, другие условия производства.

Себестоимость характеризуется величиной затрат в денежном выражении на производство конкретных видов произведённой (валовой) продукции и на её калькуляционную единицу.

В отличие от планово-экономических расчётов в бухгалтерском учёте в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются в установленном законодательном порядке некоторые непроизводственные затраты. Под непроизводственными затратами понимаются потери ресурсов, связанные с нарушением нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия.

К таким затратам, например, относятся: затраты по исправлению брака в производстве, штрафы, пени, неустойки, потери от простоев, потери от порчи материальных ценностей при хранении, недостача материальных ценностей и незавершенного производства и др.

В зависимости от объёма включаемых затрат исчисляют следующие виды себестоимости: технологическую, производственную и полную.

В состав технологической себестоимости включаются технологические (обусловленные технологией производства) и общепроизводственные (по организации и управлению отраслью) затраты.

Производственная себестоимость представляет собой текущие затраты, исчисленные в денежном выражении и обусловленные использованием природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов на производство продукции. Иными словами, в состав производственной себестоимости включаются технологические, общепроизводственные и общехозяйственные затраты (затраты на организацию и управление предприятием).

Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Поэтому её составляющими элементами являются производственная себестоимость и расходы, связанные с реализацией продукции.

Различают плановую, фактическую и провизорную (предварительную) себестоимость.

Плановая себестоимость рассчитывается по нормативам, фактическая себестоимость определяется по материалам учёта предприятия, провизорная (предварительная) себестоимость исчисляется на основе фактических данных за три квартала и ожидаемых показателей за четвёртый квартал текущего года, рассчитанных по нормативам.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.