Анализ стихотворения Пастернака «Волны»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В июле 1931 года Пастернак впервые прибыл в Грузию, приняв приглашение поэта Паоло Яшвили, с которым подружился еще в Москве. В гостеприимной горной стране Борис Леонидович провел три месяца, что оставило сильнейший отпечаток на его дальнейшем творчестве. В августе 1932 года свет увидела книга «Второе рождение». Открывало ее произведение для лирики Пастернака программное – «Волны». Грузинская тема в нем стала основополагающей. Впоследствии Борис Леонидович еще несколько раз посещал кавказскую страну, культура которой оказалась ему так близка. Кроме того, он активно занимался переводами трудов местных писателей, посвящал им литературоведческие статьи. По сути, Грузия была для Пастернака второй родиной. Поэт многого не успел сказать о ее богатой духовной жизни, прекрасном языке, великолепной архитектуре.

Практически для всех стихотворений Бориса Леонидовича, посвященных кавказской теме, характерен историзм. Касается это и анализируемого текста. Поэта интересует история Грузии и пребывания в ней русских людей. Среди его творческих ориентиров – одновременно и романтический подход Лермонтов, и реалистический взгляд Толстого. Кстати, в первоначальном варианте «Волн» фигурировало имя Льва Николаевича. Чувствуется и влияние пушкинской лирики, посвященной Кавказу. Вообще стоит отметить, что в конце 1920-х – начале 1930-х произошла переориентация Пастернака в сторону творчества Александра Сергеевича. В рассматриваемом тексте Борис Леонидович предсказывает собственную будущую манеру. Сначала он упоминает немоту (отсылки к «Silentium!» Тютчева и «Silentium» Мандельштама), затем – простоту, вполне очевидно подразумевая простоту поэтического изъяснения. Тот же Пушкин – чрезвычайно сложный поэт, неизмеримы смысловые глубины принадлежащей ему лирики. При этом стих Александра Сергеевича прост, потому и возникает иллюзия, что понять его творчество может буквально каждый читатель. К такому уровню, начиная примерно с 30-х годов, стремился и Пастернак.

Стихотворение «Волны» стоит воспринимать как своеобразное вступление к сборнику «Второе рождение». По форме оно напоминает цикл, состоящий из отдельных лирических произведений, которые объединяет общий сюжет – путешествие из Владикавказа в Грузию. В нем заявлены ключевые темы и мотивы, развивающиеся в последующих текстах вышеназванной книги.

17. Анализ стихотворений «О, знал бы я, что так бывает…"

«О, знал бы я, что так бывает…» Борис Пастернак

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах:
…строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.

Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания. Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».

В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским. Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.

18. Анализ стихотворений "Столетье с лишним - не вчера", «Смерть поэта»

Столетье с лишним — не вчера,

А сила прежняя в соблазне

В надежде славы и добра

Глядеть на вещи без боязни.

 

Хотеть, в отличье от хлыща

В его существованьи кратком,

Труда со всеми сообща

И заодно с правопорядком.

 

И тот же тотчас же тупик

При встрече с умственною ленью,

И те же выписки из книг,

И тех же эр сопоставленье.

 

Но лишь сейчас сказать пора,

Величьем дня сравненья разня:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

 

Итак, вперед, не трепеща

И утешаясь параллелью,

Пока ты жив, и не моща,

И о тебе не пожалели.

 

1931

Борис Пастернак — Смерть поэта: Стих

Не верили, считали — бредни,
Но узнавали от двоих,
Троих, от всех. Равнялись в строку
Остановившегося срока
Дома чиновниц и купчих,
Дворы, деревья, и на них
Грачи, в чаду от солнцепека
Разгоряченно на грачих
Кричавшие, чтоб дуры впредь не
Совались в грех, да будь он лих.
Лишь бы на лицах влажный сдвиг,
Как в складках порванного бредня.

Был день, безвредный день, безвредней
Десятка прежних дней твоих.
Толпились, выстроясь в передней,
Как выстрел выстроил бы их.

Как, сплющив, выплеснул из стока б
Лещей и щуку минный вспых
Шутих, заложенных в осоку,
Как вздох пластов нехолостых.

Ты спал, постлав постель на сплетне,
Спал и, оттрепетав, был тих,-
Красивый, двадцатидвухлетний.
Как предсказал твой тетраптих.

Ты спал, прижав к подушке щеку,
Спал,- со всех ног, со всех лодыг
Врезаясь вновь и вновь с наскоку
В разряд преданий молодых.
Ты в них врезался тем заметней,
Что их одним прыжком достиг.
Твой выстрел был подобен Этне
В предгорьи трусов и трусих.

 

19. Анализ стихотворений «Любить иных – тяжёлый крест…», «Любимая, молвы слащавой…», «Никого не будет в доме…»

Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…»

Тема любви – одна из главных в лирике с момента ее зарождения. Эту тему по-разному освещали поэты и писатели. Ведь поэзия раскрывает внутренний мир человека, самое сокровенное в нем.

В сороковые годы девятнадцатого века М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «И скучно и грустно» писал:

Любить… но кого же.

А чуть менее века спустя, как бы в продолжение, Б.Л. Пастернак, чье имя ставят в один ряд с поэтами Золотого века, «откликнулся»:

Любить иных – тяжелый крест…

Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в тысяча девятьсот тридцать первом году, входит в сборник «Второе рождение». Адресат его – Зинаида Николаевна Нейгауз, вторая жена поэта.

Произведение состоит из трех четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Всего три строфы, но сколько чувств, переживаний сокрыто в них!

Я думаю, это стихотворение – признание. Признание в любви и признание превосходства предмета обожания над своей скромной персоной. Первая строка звучит как откровение:

Любить иных – тяжелый крест…

Лирический герой Пастернака преклоняется перед возлюбленной, сравнивая ее с «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин», она способна «словесный сор из сердца вытрясть». Эти метафоры необычны: они восстанавливают единство мира, окружающего лирического героя, собирают вместе разрозненные детали, подчеркивают взаимопроникновение предметов и явлений.

Поэт обращает внимание на близость женщины к природе, ее родство с самой жизнью. Любовь к женщине подобна любви к жизни, к миру, причащает поэта с ним:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.

Чувство облагораживает, оно подобно очищению.

Эмоциональная тональность возвышенна, поэтическая интонация мелодична, гармонична благодаря построению стиха: точной перекрестной рифмовке (крест – извилин – секрет – равносилен), чередованию мужской и женской рифм. И это придает завершенность каждому четверостишию. Первая строфа, а вместе с тем и все стихотворение, начинается с инверсии («Любить иных…»), выдвигающей на первый план действие. Такая фигура встречается и в других строчках:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен…

И жить, не засоряясь впредь…

В первом и последнем предложениях прослеживается параллелизм, что, на мой взгляд, подчеркивает интонационную завершенность стиха:

Любить иных – тяжелый крест…

… Все это – не большая хитрость.

Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками [ л ], [ р ], [ н ], [ с ] в первом четверостишии, [ с ], [ ш ], [ т ] во втором, [ л ], [ р ], [ н ], [ с ], [ д ] в третьем. Это придает особое звучание произведению. Ассонанс звуков [ о ], [ э ] во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.

Перечитывая строки произведения Б.Л. Пастернака, я невольно вспоминаю стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна», в котором поэт восклицает:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Безусловно, есть какое-то созвучие двух поэтических жемчужин, в которых воспета великая сила любви и ее значение в жизни каждого человека.

До последних дней любовь к женщине давала Б. Пастернаку жизненные силы, вдохновляла на творчество и помогала выстоять в самых невыносимых обстоятельствах тяжелой болезни, злобной травли и опалы, несмотря на то, что

Любить иных – тяжелый крест…

 «Любить иных – тяжелый крест» Борис Пастернак

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.

Личная жизнь Бориса Пастернака была полна мимолетных романов и увлечений. Однако лишь три женщины смогли оставить в душе поэта неизгладимый след и вызвать чувство, которое принято именовать настоящей любовью. Женился Борис Пастренак довольно поздно, в 33 года, и его первой супругой стала молодая художница Евгения Лурье. Несмотря на то, что супруги были без ума друг от друга, между ними постоянно вспыхивали ссоры. Избранница поэта оказалась дамой весьма вспыльчивой и своенравной. Плюс ко всему, она считала ниже своего достоинства заниматься обустройством быта в то время, как на мольберте ее ждала очередная незаконченная картина. Поэтому все домашние хлопоты вынужден был взять на себя глава семейства, который за несколько лет семейной жизни научился прекрасно готовить, стирать и делать уборку.

Конечно, у Бориса Пастернака и Евгении Лурье было много общего, однако поэт мечтал о семейном уюте и о том, чтобы рядом с ним всегда был обычный человек, лишенный творческих амбиций. Поэтому когда в 1929 году он был представлен супруге своего друга пианиста Генриха Нейгауза, то буквально с первых мгновений влюбился в эту скромную и милую женщину. Во время одного из визитов к другу Борис Пастернак прочел Зинаиде Нейгауз несколько своих стихов, однако она честно призналась, что ничего в них не поняла. Тогда поэт пообещал, что специально для нее будет писать более простым и доступным языком. Тогда же родились первые строчки стихотворения «Любить иных – тяжелый крест», которые были адресованы законной супруге. Развивая эту тему и обращаясь к Зинаиде Нейгауз, Пастернак отметил: «А ты прекрасна без извилин». Поэт намекал на то, что предмет его увлечений не отличается высоким интеллектом. И именно это больше всего прельщало автора в этой женщине, которая была образцовой хозяйкой и кормила поэта превосходными обедами. В итоге случилось то, что должно было произойти: Пастернак попросту отбил Зинаиду у законного супруга, развелся с собственной женой и вновь женился на той, которая на долгие годы стала его подлинной музой.

В этой женщине поэта восхищала ее простота и безыскусность. Поэтому в своем стихотворении он отметил, что «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой автор хотел подчеркнуть, что женщину красит отнюдь не ум или же природная привлекательность. Ее сила – в умении жить по законам природы и в гармонии с окружающим миром. А для этого, по мнению Пастернака, совсем необязательно быть эрудированной особой, которая способна поддержать разговор на философские или же литературные темы. Достаточно лишь быть искренней, уметь любить и жертвовать собой ради близкого человека. Обращаясь к Зинаиде Нейгауз, поэт пишет: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Эта простая фраза полна восхищения и преклонения перед женщиной, которая не умеет притворяться, кокетничать и вести светские беседы, зато чиста помыслами и поступками. Пастернак отмечает, что для нее не составляет труда проснуться поутру и «словесный сор из сердца вытрясть», чтобы начать день с чистого листа, радостно и свободно, «жить, не засоряясь впредь». Именно этому удивительному качеству поэт хотел научиться у своей избранницы, и именно такой душевной чистотой, уравновешенностью и рассудительностью восхищался.

При этом автор отмечал, что любить такую женщину совсем не сложно, так как она словно бы создана для семьи. Зинаида Нейгауз стала для него идеалом жены и матери, которая покорила его сердце бескорыстной заботой о близких и стремлением всегда придти на помощь в трудную минуту.

Впрочем, трогательная привязанность к супруге не помешала Борису Пастернаку в 1946 году вновь испытать любовные муки и завести роман с сотрудницей журнала «Новый мир» Ольгой Иванской. Но даже известие о том, что его избранница ожидает ребенка, не повлияло на решение поэта сохранить собственную семью, в которой он был по-настоящему счастлив.

«Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: «Любить иных — тяжелый крест» — с горечью и чувством обречённости, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин» — с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза. зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно, поняв, о чём же всё-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных — тяжелый крест». датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземлённостью и отсутствием «извилин». Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе ещё много лет. «Странность, загадка», — скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен». То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов». и «шелест новостей и истин». из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора«шелест новостей и истин» означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов»может означать как частое обсуждение сновидений, так и лёгкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». — в которой есть характерное сравнение — «как воздух». Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько лёгкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», — и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идёт постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это — не большая хитрость» .

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нём четырёхстопному ямбу(двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрёстной рифме .

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных — тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

Стихотворный анализ "Любить иных - тяжелый крест"

Данное стихотворение было написано в 1931 году. Творческий период с 1930 года можно назвать особенным: именно тогда поэт воспевает любовь как состояние окрыленности и полета, приходит к новому пониманию сути и смысла жизни. Неожиданно он начинает иначе понимать земное чувство в бытийном, философском его значении. Анализ стихотворения «Любить иных – тяжелый крест» представлен в данной статье.






















































История создания

Лирическое произведение можно назвать откровением, так как в нем Борис Пастернак запечатлел непростые отношения с двумя значимыми женщинами в своей жизни – Евгенией Лурье и Зинаидой Нейгауз. Первая дама была его женой в самом начале литературного пути, а со второй поэт познакомился значительно позднее. Евгения была примерно одного круга с поэтом, он знал, чем она живет и дышит. Эта женщина понимала искусство, и литературу в частности.

Зинаида же представляла собой человека, далекого от богемной жизни, она прекрасно справлялась с повседневными обязанностями хозяйки. Но почему-то в какой-то момент именно простая женщина оказалась понятнее и ближе утонченной душе поэта. Никто не знает, отчего так произошло, но спустя еще непродолжительное время Зинаида стала женой Бориса Пастернака. Стихотворный анализ «Любить иных – тяжелый крест» подчеркивает всю глубину и надрыв этих непростых отношений с двумя женщинами. Невольно поэт их сравнивает, анализирует собственные чувства. Вот к каким индивидуальным заключениям приходит Пастернак.

«Любить иных – тяжелый крест»: анализ

Пожалуй, одним из самых загадочных поэтических творений можно считать данное стихотворение. Смысловая нагрузка в данном лирическом произведении очень сильная, от нее у настоящих эстетов захватывает дух и волнуется душа. Сам Борис Пастернак («Любить иных - тяжелый крест») анализ собственных чувств называл величайшей тайной, которая неподвластна разгадке. А в данном стихотворении он хочет понять сущность жизни и неотъемлемой ее составляющей – любви к женщине. Поэт был убежден в том, что состояние влюбленности все меняет внутри человека: происходят значимые изменения с ним самим, подвергается пересмотру способность думать, анализировать, поступать определенным образом.

Лирический герой испытывает чувство благоговения перед женщиной, он полон решимости действовать во благо развития большого и светлого чувства. Все сомнения отступают, уходят на второй план. Он настолько поражен величием и красотой открывшегося ему состояния целостности, что испытывает восторг и упоение, невозможность жить дальше без этого чувства. Анализ «Любить иных - тяжелый крест» раскрывает трансформацию переживаний поэта.

Состояние лирического героя

В центре находится тот, кто на себе испытывает самым непосредственным образом все преображения. Внутреннее состояние лирического героя меняется с каждой новой строчкой. Его прежнее понимание сути жизни сменяется совершенно новым пониманием и приобретает оттенок бытийного смысла. Что чувствует лирический герой? Он внезапно нашел надежное пристанище, человека, который может любить его беззаветно. В данном случае отсутствие образования, способности к высоким размышлениям воспринимается им как подарок и благодать, о чем свидетельствует строка: «А ты прекрасна без извилин».

Лирический герой готов до конца дней посвятить себя разгадыванию тайны возлюбленной, отчего и сравнивает ее с загадкой жизни. В нем пробуждается острая необходимость к переменам, ему необходимо освободиться от груза прежних разочарований и поражений. Анализ «Любить иных – тяжелый крест» показывает читателю, насколько глубокие и значительные изменения происходили с поэтом.

Символы и значения

В данном стихотворении используются метафоры, которые простому обывателю покажутся непонятными. Чтобы показать всю мощь свершающегося перерождения в душе героя, Пастернак вкладывает определенные смыслы в слова.

«Шорох снов» олицетворяет собой загадочность и непостижимость жизни. Это что-то поистине неуловимое и пронзительное, чего нельзя постичь только разумом. Необходимо еще подключать энергию сердца.

«Шелест новостей и истин» обозначает движение жизни вне зависимости от внешних проявлений, потрясений и событий. Что бы ни происходило во внешнем мире, жизнь поразительным образом продолжает свое неумолимое движение. Наперекор всему. Вопреки.

«Словесный сор» символизирует негативные эмоции, переживания прошлого, накопленные обиды. Лирический герой говорит о возможности обновления, о необходимости такого преображения для себя. Анализ «Любить иных – тяжелый крест» подчеркивает важность и нужность обновления. Любовь здесь становится философским понятием.

Вместо заключения

Стихотворение оставляет приятные чувства после прочтения. Хочется долго вспоминать о нем и о том значении, что оно в себе заключает. Для Бориса Леонидовича эти строки – откровение и открытая тайна преображения души, а для читателей – лишний повод задуматься о собственной жизни и новых ее возможностях. Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» представляет собой весьма глубокое раскрытие сути и смысла человеческого бытия в контексте отдельно взятого человеческого существования.

20. Стихотворения доктора Живаго и проза Бориса Пастернака. Анализ стихотворения «Август».

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».





































Дата: 2019-03-05, просмотров: 788.