Методологические основы и методы исследования и написания выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исходя из опыта написания ВКР можно выделить три основных метода ее написания:

1. Последовательный метод.

2. Выборочный метод.

3. Целостный метод.

Написание ВКР последовательным методом как правило возможно при хорошей подготовке обучающегося и позволяет практически сразу создать логически стройны текст, но требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередной главы (вопроса) работы, он не может перейти к следующей. К сожалению, можно отметить, что для написания одной части работы требуется создать несколько вариантов, пока не найдется лучший. В то же время материал, почти не требующий переработки ожидает своей очереди и лежит без движения.

Написание работы выборочным методом предполагает обработку исходного эмпирического материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет наиболее эффективно работать при дефиците времени. Как правило, недостатком данного метода написания является потеря логики изложения.

Написание работы целостным методом предполагает написание обучающимся основы отдельных глав работы с попыткой раскрытия сути рассматриваемых в работе проблем. Написав, таким образом, основной «костяк» работы и ознакомив с ним своего руководителя, обучающийся корректирует каждую главу и вопрос работы, с учетом пожелания руководителя. Целостный подход к написанию работы позволяет минимизировать количество времени на подготовку окончательного варианта работы, максимально учесть пожелания руководителя, избежать ненужной и лишней работы.

В зависимости от уровня усвоения материала, формы обучения, индивидуальных особенностей обучающегося, по согласованию с руководителем целесообразно выбрать любой из трех методов написания работы.

 

Требования к структуре выпускной квалификационной работы

 

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

– титульный лист (приложение 2);

– задание на выпускную квалификационную работу (приложение 3);

– оглавление (приложение 4);

– введение;

– основная часть (две/три главы);

– заключение;

– библиографический список;

– приложения (анкеты, таблицы, графики и др.)

Последовательность и примерный объем основных структурных элементов ВКР приведен в табл. 1. В зависимости от состава и характера рассматриваемых вопросов общий объем ВКР должен составлять не менее 60 страниц.

Таблица 3.1

 

Структурные элементы Количество страниц
Титульный лист 1
Оглавление 1
Введение 2-3
Глава 1 17-20
Глава 2 18-20
Глава 3 18-20
Заключение 2-3
Библиографический список 3-4
Общий объем ВКР Не менее 60
Приложения  

Титульный лист является первой страницей ВКР и содержит следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, наименование кафедры, тему работы, сведения о руководителе, заведующем кафедрой, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы. Сдача и прием ВКР подтверждается подписями студента и руководителя на оборотной стороне титульного листа, допуск к защите – подписью заведующего кафедрой на лицевой стороне титульного листа. Титульный лист ВКР выполняется по строго определенной форме (оформление титульного и оборотного листов см. в приложениях)

Индивидуальное задание является основой для выполнения ВКР. Оно должно содержать требуемые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем профессиональной подготовки каждого обучающегося.

Задание составляется руководителем, тема для ВКР в задании должна соответствовать ее формулировке в приказе по университету.

Задание на ВКР оформляется на отдельном листе.

Оглавление составляется в соответствии с рубрикацией работы и детализируется до глав и параграфов. Содержание оглавления должно точно соответствовать теме исследования и полностью раскрывать ее.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, указываются ее актуальность, теоретическое и практическое значение; степень освещения в литературе, основные научные источники; цели и задачи исследования; предмет и объект исследования; методы исследования; фактический материал, послуживший основой исследования. Введение также содержит краткое описание содержания глав ВКР.

Обосновывая актуальность темы исследования, необходимо обозначить причины её выбора, охарактеризовать современное состояние законодательства и общественных явлений, степень научной разработанности в литературе.

При определении предмета и объекта исследования следует учитывать, что объект исследования всегда шире, чем предмет: если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Объект исследования – это процесс или явление (общественные отношения), порождающие проблемную ситуацию, на которое будет направлена исследовательская деятельность субъекта, эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объект исследования может быть ограничен пространственно-временными рамками (регион, город, сельская местность и пр).

Объектом исследования ВКР юриста, как правило, являются общественные отношения в исследуемой сфере в целом, а также социальный процесс, сфера социальной жизни, совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности различных субъектов по определенным направлениям, при определенных обстоятельствах, в конкретной обстановке.

Например, если тема ВКР звучит: «Умысел как форма вины по уголовному праву», то объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе уголовно-правовой борьбы с умышленными преступлениями.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой обучающийся познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта. Предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования, это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Предмет исследования – конкретная сторона объекта, подлежащая изучению, идеи, свойства, характеристики, стороны объекта:

- организационные и правовые аспекты,

- информационно-аналитические,

- тактические аспекты деятельности правоохранительных органов по определенному направлению и т.п.

Так, для темы «Умысел как форма вины по уголовному праву» – предметом исследования являются нормы уголовного законодательства, регламентирующие понятие умысла и его видов, их содержание, тенденции развития, практика применения и направления совершенствования.

Именно предмету исследования должно быть уделено основное внимание при написании ВКР.

После определения объекта и предмета ставятся цель и задачи исследования, как фрагменты цели.

Цель – это, то чего хочет достичь обучающийся в своей исследовательской деятельности. Она характеризует основной замысел при ее разработке, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цель исследования носит теоретико-практический характер, что находит отражение в ее формулировке. Целью исследования должно стать совершенствование законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере, разработка концепции, модели правоотношений.

На основе цели ВКР определяются основные задачи, которые требуется решить (или подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи – это ступени поиска, потому они и выделяются в соответствии с его логикой. Их следует формулировать с помощью глаголов «изучить», «описать», «установить», «выявить», «сформулировать», «систематизировать» и т.п., или имен существительных: «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».

Формулировки основных задач имеют важное значение, так как они определяют содержание ВКР. Задачи находят свое отражение в названиях глав и параграфов основной части ВКР.

Иначе говоря, задачи – предполагаемый локализованный результат исследования и они должны носить как теоретический, так и практический характер. Формулировки их необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов ВКР.

При определении задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире ее. Цель достигается через решение совокупности задач, а потому каждая из них должна в своем решении продвигать исследование к намеченной цели.

Следующим обязательным элементом научного исследования и введения работы является методологические основы (методология).

Методология исследования – это та научная база, на которой оно строится.

Методы исследования определяются поставленными задачами.

Общенаучные методы – это способы познания, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права, которые используются не только в теории права, но и в других науках.

К числу таких способов относят методы:

- системный;

- юридический;

- функциональный;

- социологический;

- логический;

- статистический;

- исторический и т.д.

Системный метод – это способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.

В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. При этом взаимодействие этих элементов порождает новое, не присущее им самим качество.

Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действия, в предупреждении противоречий и «возмущений» в государственной и правовой системах.

Юридический метод (метод юридической науки) – это специфический общенаучный метод юридической науки, это путь юридического познания. Как специфический метод юридического познания действительности он выполняет две следующие основные функции:

- получение юридических знаний;

- построение теоретической (научной) системы юридических знаний.

Функциональный метод – это способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим. В общей теории права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других правовых явлений.

К общенаучным методам относят социологический метод в отличие от метода конкретно-социологических исследований, который является частно- научным методом.

Социологический метод состоит в исследовании правовой действительности посредством таких социологических приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов уголовных и гражданских дел, иных документов, проведение социально-правовых экспериментов. Данный метод позволяет дать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.

Логический метод включает в себя такие приемы, которые используются для определения правовых понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения противоречий и по своей сути являются инструментами плодотворной научной деятельности.

Логический метод является самостоятельным общенаучным методом, он включает средства и способы логического изучения и объяснения права и государства и основан на формах мышления и законах формальной логики.

Основными логическими приемами являются: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; обобщение; моделирование.

Статистический метод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Указанный метод дает возможность исследовать объективные характеристики правовых явлений.

В науке теории права широко используются частно-научные методы познания, которые представляют комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений.

К частно-научным методам познания относят:

- формально-юридический метод;

- сравнительно-правовой метод;

- конкретно-социологический;

- историко-правовой и др.

Эти методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой наукой теории права и государства и другими юридическими науками и используются в основном в пределах этих наук.

Формально-юридический метод состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приемами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений. Предметом исследования при таком подходе является право в строгом смысле, или «чистое право», взятое вне политики, экономики и других социальных явлений. Формально-юридический метод дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Исследование внутреннего строения правовых норм, анализ источников права, методы систематизации нормативного правового материала, правила юридической техники и т.п. - все это проявления формально-юридического метода.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий. Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. При разработке новых законопроектов сравнительно-правовой метод дает возможность использовать юридический опыт и практику законодательной деятельности государств с наиболее развитой правовой системой, определить пути совершенствования собственной системы права.

В исследовании проблем государства и права широко используется историко-правовой метод, то есть развитие права и государства следует изучать с исторических позиций, не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого, поскольку сегодняшние правовые и государственные реалии во многом определяются государственно-правовыми явлениями прошлого, в первую очередь из истории России.

Структурно-функциональный метод ориентирует на выяснение функций одних правовых и государственных явлений по отношению к другим. Так, анализируя систему источников права, мы обращаем внимание на соотношение Конституции РФ и законов РФ. В Конституции РФ закрепляются основные концепции государственного устройства, правовой системы и т.д. Данный способ применяется в теории права и государства при изучении функций права и государства, государственных органов управления, правосознания, юридической ответственности.

Метод конкретно-социологических исследований используется для выяснения состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или необходимость их изменения, эффективность функционирования государственных институтов, принимаемых органами власти решений.

Метод конкретно-социологических исследований в правовой сфере включает в себя ряд приемов:

- анализ статистических данных;

- обобщение архивных данных, официальных сообщений и документов различного рода;

- обобщение судебной практики;

- устные, письменные и электронные опросы (интервьюирование, анкетирование, собеседование) и анализ полученных мнений;

- способ экспертных оценок, когда по тому или иному вопросу запрашивается и анализируется мнение определенной группы сведущих лиц и другие.

Статистическое исследование складывается из трех стадий:

1.  сбор статистического материала;

2.  сведение его к единству по определенному критерию;

3.  обработка данных.

Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость.

На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам.

На заключительной стадии делаются оценочные выводы.

В выпускной квалификационной работе методологическая основа исследования может быть определена следующим образом: Поставленные исследовательские задачи решались с использованием как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, логического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (в том числе формально-юридического метода, сравнительно-правового метода, метода юридического моделирования).

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят эмпирическую базу исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа.

Эмпирическая база исследования складывается в результате изучения и обобщения опубликованного и неопубликованного материала практики.

Источниками опубликованной практики являются «Бюллетень Верховного Суда», Постановления Пленума Верховного Суда, публикующиеся как в «Бюллетене Верховного Суда» так и в отдельных изданиях. Важную информацию содержат статистические материалы правоохранительных органов.

Большую роль играет практика обучащихся, особенно преддипломная. Поэтому очень важно тему ВКР утвердить перед прохождением данной практики, получить задание от руководителя по теме ВКР, чтобы иметь конкретные задачи по сбору и обобщению эмпирических материалов по выбранной теме.

Важной частью введения является обзор использованных источников.

Основная часть – это условное название описания всего исследования (содержательной части ВКР).

Основная часть включает главы, деление которых на параграфы зависит от темы бакалаврской работы и анализируемого материала.

Содержание работы должно отвечать определенным требованиям: деление на главы и параграфы не должно быть произвольными, в основу деления научного исследования на составные части должна быть положена логическая последовательность и завершенность изложения материала. Целесообразно, чтобы содержание определенной части работы опиралось на материалы предыдущей части ВКР и давало основу для его развития в последующем.

Теоретическая часть не может носить такие названия, как «Основная часть», «Теоретическая часть», «Анализ практики» или «Обзор литературы».

Названия глав и параграфов определяется в зависимости от цели и задач исследования.

Количество таковых зависит от объема материала и характера текста, особенностей темы, в рамках которой выполняется ВКР. Названия глав и параграфов не должны совпадать друг с другом, а также с темой выпускной квалификационной работы. Заголовки формулируются содержательно, проблемно, в соответствии с содержанием глав и параграфов. Назначение заголовков — направлять внимание на конкретную идею, содержащуюся в данном параграфе.

Если содержание глав разделить на параграфы нельзя, то параграфы вообще не вводятся.

В основной части выделяются, как правило, 2 или 3 главы, в каждой из которых может быть по 2-3 параграфа, примерно одинаковых по объему. Параграфы на отдельные части уже не разбиваются.

Необходимо добиться соразмерности глав и параграфов между собой по объему и степени сложности содержания.

Каждый параграф должен иметь: вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод – обобщающую мысль изложенного.

Каждая глава ВКР должна заканчиваться частью (разделом), не имеющей своей нумерации, – выводами по главе. В ней обобщается материал, изложенный в параграфах главы, позволяющий вывести новые умозаключения, отличные от известных в науке, или подтвердить их на новом исследовательском материале.

Выводы по главе – это последовательность высказываний, состоящих из посылок и ранее доказанных высказываний.

Выводы, изложенные в конце каждой главы, обычно начинаются оборотом: «Таким образом,…» или словом «Итак,…» и т.д.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, вывод должен соответствовать содержанию главы и обобщать полученные в данной главе конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими логичными.

Первая глава характеризует уровень теоретической подготовки студента за весь период его обучения. Здесь на основе обзора литературы, нормативно-правовых, научных и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы и излагается собственная позиция автора, подкрепленная соответствующими аргументами.

Данная глава может содержать исследование истории вопроса и предпосылок формирования рассматриваемого правового института. Излагается процесс его зарождения и становления в отечественной науке, рассматривается наличие аналогичных правовых институтов в зарубежных странах.

Как правило, эта глава посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. Обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого явления, процесса, его составные элементы.

Излагая вопросы теории необходимо помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы.

При изложении тех или иных позиций и взглядов, выраженных в литературе, а также при цитировании необходимо делать ссылки на соответствующие источники (с указанием фамилии автора, названия работы, года и места издания, страницы).

Вторая глава – аналитическая. Здесь традиционно должны быть представлены характеристика объекта наблюдения, оценка состояния и анализ исследуемой проблемы (сопоставление доводов, анализ законодательства и практика его применения, обобщение). В необходимых случаях приводятся статистические данные, материалы анкетирования, примеры из практики деятельности конкретных учреждений, организаций.

Анализ содержания нормативных актов должен иллюстрироваться примерами из практики, при этом нужно указывать их источник, например, Бюллетень Верховного суда РФ, Вестник Конституционного суда, год, номер страницы. В иных случаях следует называть конкретный правоприменительный орган и год, в котором было рассмотрено данное дело (например, федеральный районный суд, либо прокуратура определенного района).

Третья глава – рекомендательная, как правило, в ней описываются результаты конкретного практического исследования, формулируются правовые проблемы, выявленные в ходе исследований и предлагаются конкретные меры и предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения и по использованию результатов исследования.

Заключениепоследовательное, логически стройное изложение выводов, соотнесение их с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Здесь отражаются основные итоги проделанной работы в виде кратких выводов по теме исследования, по сформулированным правовым проблемам, выявленным в ходе этих исследований, а также и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства и практики его применения.

Библиографический список. Описание источников в библиографическом списке оформляется согласно ГОСТу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Библиографический список призван показать научную, теоретическую и практическую базу проведенного исследования. Он строится в алфавитном порядке внутри каждого вида списка.

Список использованных источников включает в себя:

- нормативные правовые акты;

- практические материалы (материалы судебной, следственной практики).

- учебную и научную литературу, в т.ч. материалы периодической печати.

В список включаются источники, изученные студентом в процессе подготовки работы, на которые он ссылается.

Примеры библиографического описания приведены в приложении 5.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст (схемы, таблицы, статистические и социологические анализы и обзоры, графики, диаграммы, выдержки из нормативных правовых актов, типовые формы и образцы документов, используемые в исследуемых правовых отношениях, и другие материалы, иллюстрирующие содержание ВКР).

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и указывается номер арабскими цифрами (если используется боле одного приложения). Если приложение занимает более одной страницы, то на его последней странице пишется «Окончание прил.1», а на промежуточных «Продолжение прил.1». В оглавление выносится обобщающее слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

В тексте выпускной квалификационной работы на все приложения должны обязательно быть ссылки.

Приложения формально не входят в общий объем работы и строго объемом не регламентируются.

 

3. Правила оформления ВКР

Оформление текста ВКР

Обучающийся-выпускник должен логично, последовательно и аргументировано изложить материал исследования в строгом соответствии с планом ВКР. Чрезвычайно важно показать умение самостоятельно обозначить проблемы и формулировать выводы, предложения и рекомендации по теме ВКР.

Необходимо выполнить обзор научных концепций, спорных и дискуссионных вопросов по исследуемой проблеме, дать оценку соответствующих проблем и предложения по их решению. Обучающийся обязан делать ссылки на используемые литературные источники.

Подготовленный текст ВКР представляется для прочтения руководителю, с учетом его замечаний выполняется окончательный вариант работы.

Текст печатается на листах формата А4 с одной стороны, шрифт Times New Roman 14, полуторный интервал, по 28–29 строк на странице, включая сноски с соблюдением полей: слева 25 мм, сверху – 20 мм, справа – 16 мм, снизу – 25 мм. Абзацные отступы должны быть равны 1 см.

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы – не менее 60 страниц текста. Библиографический список и Приложения в это количество страниц не входит.

Слова «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишутся прописными буквами и выравниваются по центру строки.

Заголовки глав следует располагать по центру строки без точки в конце и без переносов, печатать прописными буквами, не подчеркивать, использовать полужирное начертание. Заголовки параграфов следует располагать с абзаца без точки в конце и без переносов, печатать строчными буквами, не подчеркивать, использовать полужирное начертание. Если заголовок не помещается в строке, то при разбивке его на строки следует учитывать смысловую и логическую связь между словами.

Заголовки глав от названия параграфов следует отделять тремя межстрочными интервалами. Заголовок параграфа следует отделять от текста параграфа полуторным межстрочным интервалом. Интервал между строчками заголовка (главы и параграфа) – одинарный.

Каждую главу необходимо печатать с нового листа (страницы). Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей ВКР и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию.

В тексте следует использовать автоматическую расстановку переносов.

Инициалы нельзя отрывать от фамилии и всегда следует размещать перед фамилией, а не наоборот (исключением являются библиографические описания, внутритекстовые и подстрочные примечания (сноски), в которых инициалы ставятся всегда после фамилии).

Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют постраничную нумерацию. Они отделяются от основного текста чертой. Сноски печатаются TNR, размер шрифта 10.

Если приводится несколько ссылок на работу одного автора, то все данные полностью указываются только один раз, в остальных случаях в текст подстрочной ссылки включаются лишь фамилии, инициалы и сокращенное название работы. Например: Безлепкин Б.Т. Указ.соч. – С. 108.

Замену словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной ссылкой на один и тот же документ.

Например:

1 Яблоков Н.П. Криминалистика. – М., 2016. – С. 56.

2 Там же. – С. 57.

Если предполагаются неоднократные ссылки на нормативный источник с длинным наименованием, то первый раз оно приводится полностью и оговаривается его последующее сокращенное наименование. Например: Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

Цитируемый текст заключается в кавычки. Кавычки в тексте оформляются единообразно « ». Цитировать можно лишь изученные первоисточники. Цитирование по работам других авторов не допускается. В исключительных случаях, когда первоисточник не может быть использован автором по объективным причинам (например, ссылка на работы польских, шведских и др. специалистов), в сноске необходимо сначала указать имя цитируемого автора, затем название работы, место, год издания, страницу, с которой взята цитата, затем ставится двойная черта и указывается имя автора, название, место, год и страница первоисточника. Например: W.Zdanowski. Stregina pravo. Gdansk. – 1986. – S.139 // Танеев Е.В. Логика права. – М.: Наука. – 1999. – С. 27.

Следует использовать только общепринятые обозначения и сокращения. Например: СЗ РФ, МВД, ФСБ, РФ и др.

Страницы с иллюстрациями, таблицами, расположенными на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Приложения помещаются в конце ВКР. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет тематический заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами, нумерационный заголовок размещается в правом верхнем углу, точка после номера не ставится. Например: Приложение 1.

В ВКР осуществляется сквозная нумерация страниц, начиная с титульного листа.

Порядковый номер страницы следует проставлять в середине верхнего поля страницы (на титульном листе, листе задания, листе оглавления и на первом листе введения номера страниц не проставляются). Первым нумерованным листом должна быть седьмая страница.

•   титульный лист – с. 1, оборотная сторона – с. 2;

•   задание на ВКР – с. 3, оборотная сторона – с. 4;

•   оглавление – с. 5;

•   введение – с. 6.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, без знака №.

Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Страницы приложений не нумеруются.

Следует обратить внимание на недостатки в изложении материала:

1) казенный стиль, неудобный для восприятия (штампы);

2) отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений;

3) отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков, и другие цитируемые источники;

4) отсутствие аргументированных выводов в конце глав работы, обоснованности предложений;

5) несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.

Нормативные правовые акты в списке распределяют по юридической силе в нисходящем порядке: Конституция РФ, ратифицированные международные договоры, после – федеральные законы, подзаконные акты и т.д. Если в списке присутствует несколько актов, равных по юридической силе, то данные акты должны быть расположены по алфавиту или по дате издания.

Например:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. – 25.12.1993. - № 237.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). – Ст. 4921.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

4. Приказ МВД России от 10.02.2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с "Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации", "Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации") (в ред. от 04.05.2016 г.) // Сборник приказов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации 2005 - 2007 гг. (Бюллетень текущего законодательства). - М., 2007.

ВНИМАНИЕ: нормативные правовые акты должны быть использованы в последней редакции, действующей на момент допуска ВКР к защите. Если по каким-либо причинам защита ВКР перенесена на более поздний срок, обучающемуся необходимо проверить соответствии ВКР действующему законодательству РФ и при необходимости внести корректировки.

Обязательно должен быть указан официальный источник опубликования нормативного правового акта. Рекомендуется использовать Собрание законодательства Российской Федерации или «Российскую газету» и др. Издания, не гарантирующие подлинность и полноту текста нормативного правового акта, использовать не рекомендуется.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.