Тема № 1. Теоретические основы управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема № 2 Основы готовности СВФ МЧС России к выполнению возложенных на них задач

Тема № 3 Оперативное дежурство в СВФ МЧС России

Тема № 4 Основы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС

Тема № 5 Подготовка СВФ МЧС России

Тема № 6 Служба войск и безопасность военной службы в СВФ МЧС России

Тема № 7. Административная деятельность в СВФ МЧС России

Тема № 8. Контролирующая деятельность СВФ МЧС России

Тема № 9. Курсовая работа

При изучении дисциплины особое внимание уделяется формированию у слушателей профессиональных компетенций по организации и управлению СВФ МЧС России в повседневной деятельности, а также в организации подготовки руководящего состава, населения, территориальных органов управления СВФ МЧС России к действиям в чрезвычайных ситуациях, для чего предусматривается проведение деловой игры, выполнение учебных задач (1/КШУ), отрабатываемых в форме групповых упражнений, практические занятия в УМЦ и ЦУКСе ГУ МЧС России.

Изучение дисциплины способствует формированию у слушателей профессиональных организационно-управленческих компетенций необходимых для управления повседневной деятельностью.

 

Основные понятия управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Повседневная деятельность СВФ МЧС России - это система тщательно планируемых и проводимых мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой и мобилизационной готовности в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а также их жизнь и быт.

Управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России (УПД СВФ МЧС России)- целенаправленная деятельность их руководителей (начальника, командира) по воздействию на подчиненных для поддержания высокой боевой готовности и их всесторонней подготовки к выполнению предстоящих задач.



Учебный вопрос

Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России

и требования к его подготовке.

 

Участие должностных лиц органов управления в повседневной деятельности определяется его ролью в процессе управления. По характеру участия в процессе управления все участники повседневной управленческой деятельности подразделяются на три группы: руководители; специалисты; технические исполнители. Такое деление обусловлено тем, что управление повседневной деятельностью заключается в осуществлении не только непосредственного руководства управляемым объектом (организацией, учреждением, отделом, структурным подразделением), но и в разработке необходимых управленческих решений и в подготовке необходимой информации.

Техническими исполнителями в системе управления в сфере деятельности СВФ МЧС России являются операторы, техники, программисты, машинистки и др. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Это - сбор, фиксация, передача и первичная обработка информации, множительные работы, оформление документов и т. п. Их деятельность, в основном, является операторной. В условиях компьютеризации процессы переработки и использования информации, подготовка необходимых для работы документов требуют специального высшего или среднего образования, поэтому в некоторых случаях стирается грань между специалистами и техническими исполнителями.

Специалистами в системе управления в сфере деятельности МЧС России являются служащие (офицеры отделов (отделений) штабов и служб, инженеры, экономисты и др.). Они заняты разработкой и внедрением технологических процессов, новых или усовершенствованных приемов, способов действий сил РСЧС (войск), форм и методов организации подготовки сил РСЧС (войск), труда и управления, нормативов боевой подготовки и выполнения задач, обеспечением деятельности необходимой документацией и материалами, а также разного рода обслуживанием и т.п. Их деятельность по характеру умственных нагрузок – это эвристическая деятельность с некоторыми элементами операторной.

Руководителями в системе управления системы МЧС России являются руководители ОУ (командиры и начальники штабов всех степеней, начальники отделов (отделений) и служб). Они определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подчиненных им звеньев и специалистов, обеспечивают слаженную и эффективную работу соответствующих коллективов. По характеру умственных нагрузок деятельность руководителей является эвристической и административной. Руководитель – это лицо, которое наделено полномочия принимать решения. Руководитель решает, что делать, и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, он существенно воздействует на персонал, а через него – характер и результаты функционирования государственных учреждений.

Умелый руководитель четко формулирует задачи, поставленные перед подчиненными, ясно понимать свою роль в их решений, способен задействовать потенциал, стимулирующий самостоятельные действия и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения в каждой ситуации.

В системе управления любого министерства существуют руководители линейные и функциональные. Ведущую роль в УД играют линейные руководители – министр, его заместители и директора департаментов. Каждые из них с помощью приданного ему аппарата не только координирует деятельность подчиненных руководитель, но и принимает решение по формированию соответствующих концептуальных, социально-экономических, организационных, технических и нравственных предпосылок, способствующих эффективной работе всего руководимого им подразделения.

Функциональные руководителя – это начальники специализированных управлений, служб, отделов и других подразделений всех уровней управления. В их обязанность входит подготовка рекомендаций линейным руководителям по изменению тех или иных параметров управляемого объекта.

Функциональный руководитель одновременно является и линейным по отношению к возглавляемому им подразделению.

Руководителю структурного подразделения приходится выполнять разнообразные, но взаимодополняющие функции. Это функции организатора, администратора, специалиста, общественного деятеля, воспитателя.

Руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных (функции организатора); использует свои полномочия для обеспечения функционирования подразделения в соответствии с действующими законами и нормативными актами. Предпринимает меры к тому, чтобы не допустить многоначалия и диффузии распорядительства (функции администратора); ставит задачи своим подчиненным, компетентно анализирует и эффективно контролирует ход их решения, решет так же и свои задачи (функции специалиста); принимает участие в решении социальных вопросов, участвует в различных совещаниях, конференциях и иных общественных мероприятиях(функции общественного деятеля); проводит работу, ориентированную на то, чтобы для каждого работника стали привлекательными общественно значимые цели, побуждающие к труду не только в силу должностных обязанностей. Но и осознано, по велению долг (функции воспитателя).

Профессионализм и профессиональная подготовка руководителя связаны со знанием специфики деятельности коллектив или социальной системы, которой он руководит. От руководителя, в различных должностях требуется глубокое понимание сущности происходящих процессов, умение находить новые тенденции в развитии коллектив, твердое знание характера и порядка выполнения поставленных задач.

Проблемы у руководителя возникают тогда, когда он не имеет ясного представления о своих задачах и методах их решения. Следовательно, одним из основных требований к профессиональной подготовке руководителя является знание объекта управления о своих задачах и методах их решения. Кроме знаний специфики деятельности руководимой организации руководитель должен иметь знания объекта управления. Эффективность функционирования любой организационной системы зависит от компетентности ее руководства ею. Это возможно в том случае, если руководитель знает, умеет применять на практике теоретические положения о системе управления. Структуре и об организации повседневной деятельности в данной организации, если они владеют различными методами управления (в том числе с применением информационных технологий), которые позволяют ему руководить деятельностью данного коллектива.

В целом совокупность необходимых качеств. Характеризующих уровень профессиональной подготовки руководителя, составляют:

знание специфики деятельности руководимой организационной системы (знания по специальности);

знание теории и организации управления;

наличие экономических знаний;

знание тенденций развития мирового сообщества, мировой экономики, научно-технического прогресса;

наличие практического опыта;

знание социальной и управленческой психологии;

стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стиль управленческой деятельности руководителя (командира, начальника) представляется нам как определенная система постоянно (многократно) применяемых методов управления, характер подхода руководителя к решению той или иной задачи, своеобразие его мышления и действий, его управленческий почерк. Таким образом, стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую руководителем в соответствии с его личными субъективно-психологическими особенностями.

С учетом того, что каждому из сложившихся стилей управленческой деятельности адекватен вполне определенный набор методов управления, которые более подвижны и чувствительны к изменениям в сфере управленческих отношений чем стиль, необходимо помнить о том, что, несмотря на их единство, стиль управленческой деятельности может вступать в противоречие с методом управления и поэтому его нельзя воспринимать как нечто незыблемое.

Формирование стиля управленческой деятельности руководителя (командира, начальника) определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы, формирующие стиль, – это факторы, которые не зависят от руководителя (командира, начальника) и, как правило, должны им учитываться в его деятельности. К ним следует отнести установленные принципы управления, в первую очередь, принципы единоначалия, централизации и децентрализации управления, стиль руководства вышестоящего руководителя (командира, начальника), возрастные, образовательные, профессиональные и социально-психологические характеристики подчиненных, особенности решаемых задач.

К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от руководителя (командира, начальника), а именно: его человеческие и деловые качества и привычки (знания, уверенность в себе, отношение к новизне, особенности речи и т. п.).

Очевидно, что каждому руководителю присущ свой стиль деятельности, однако следует подчеркнуть, что каким бы индивидуальным ни был стиль работы конкретного руководителя, он содержит в себе те или иные общие черты.

Поэтому различают конкретный и общий стили управленческой деятельности.

Конкретный стиль – это сугубо индивидуальное явление, его никто повторить не может: он обусловлен личными качествами конкретного руководителя (командира, начальника), в первую очередь, соотношением его интеллекта и воли, изменяясь в диапазоне от начальника – интеллектуала до командира - «бульдозера».

Общий стиль – это совокупное отражение объективных и субъективных факторов, определяющих тот или иной характер стиля. Различают три его разновидности: авторитарный (автократический), коллегиальный (демократический) и либеральный (свободный, невмешательский) [6, 27].

Каким бы ни был стиль управления по своим свойствам, он должен состоять из следующих, необходимых для него элементов:

а) целевых, функциональных и организационных, которые определяют их место и правовой статус в иерархии управляющей системы управления МЧС России;

б) юридически закрепленных и, соответственно, практически используемых форм, методов и процедур управленческой деятельности;

в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управления.

Приемы, методы, подходы, нормы, принципы и т.п., которые руководитель применяет для достижения своей цели деятельности, являются стилевыми характеристиками. Индивидуальность стиля проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности, которые детерминированы, во-первых, индивидуальными качествами и психологическими особенностями (характером, типом темперамента и др.), во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области управления. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности, и факторы среды, влияющие на деятельность.

Следовательно, основная характеристика стиля заключается не только в совокупности применяемых методов, способов и приемов для решения частных задач деятельности, но и в том, что положено в основу системы способов деятельности, своего рода стратегии и тактики их применения. Такое понимание стиля близко к понятию технологии деятельности.

Методы управленческой деятельности чрезвычайно разнообразны. Они подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. В системе методов выделяют административные (правовые, организационно-распорядительные) и социально-психологические.

Правовые методы обусловлены нормами законов. В управленческой деятельности они регулируют отношения между должностными лицами, между органами управления и т.п. и создают юридические гарантии государственной службы.

Организационно-распорядительные методы конкретизируют правовые методы в условиях организации каждым руководителем. Их смысл – в централизованном воздействии на подчиненных при помощи директивных актов. Условно их делят на три группы: стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные.

К социально-психологическим относятся методы, ориентированные на использование социально-психологических возможностей должностных лиц. Среди них: мотивация труда, формирование коллективов, социальное регулирование и стимулирование; удовлетворение социальных, культурных и бытовых нужд, запросов и интересов служащих; организация воспитательной работы и др.

Приверженность определенному стилю проявляется, прежде всего, при реализации данных методов управления. Однако особенности личности руководителя, при всей их значимости, не исчерпывают стиля.

Среди объективных условий, определяющих стиль управленческой деятельности, выделяются: требования общества и государства, закрепленные в нормативных документах и общественных нормах (морали, традициях и т.д.) по вопросам взаимоотношения людей; специфика сложившейся управленческой системы – ее цели, задачи, структура, технология управления в данной области; особенности государственной службы; своеобразие руководимого коллектива – его формальная и неформальная структура и взаимоотношения, традиции и ценности, уровень профессионализма и другие социальные и психологические характеристики.

Стиль работы руководителя – это те методические, технологические и поведенческие особенности работы, которые формируются самим руководителем. Он характеризуется методами, приемами и средствами, привычно используемыми данным руководителем для решения тех или иных задач в тех или иных условиях обстановки. Таковой является внешняя сторона стиля работы.

Глубинная сущность, природа и вытекающее из нее содержание стиля работы руководителя (командира, начальника) связаны с управленческой ориентацией и базирующейся на ней управленческой позицией руководителя (командира, начальника), пониманием им своей должности, компетенции и руководящей роли в целом. Отсюда вытекает важность понимания современным руководителем (командиром, начальником) при формировании своего собственного стиля не только и не столько методов и приемов, сколько обусловливающих их типовых управленческих ориентаций и позиций руководящих кадров, их природы и содержания.

Совершенствование стиля работы руководителя сводится к повышению его многообразия и гибкости, т.е. способности применить самые эффективные методы, приемы и средства для решения той или иной задачи в любых условиях обстановки.

Повышение гибкости стиля руководящих кадров в современных условиях должно происходить за счет умелого сочетания ими в своей работе авторитарных (в том числе и связанных с ними административных) приемов с коллегиальными (в том числе поведенческими и творческими) и, прежде всего, за счет усиления его демократического механизма. Искусство руководителя заключается в умении найти нужное сочетание в своем стиле авторитарных и коллегиальных приемов управления.

При управлении повседневной деятельностью ОУ и сил МЧС применяется как авторитарный, так и коллегиальный стили управления, а при управлении действиями по выполнению задач по предназначению предпочтение отдается авторитарному стилю, хотя коллегиальный стиль не исключается.

Специфика и, прежде всего, административный характер управления в МЧС России предполагают изначальную ориентацию руководителей на авторитарный стиль в своей работе; либеральный стиль управления в этой сфере неприемлем. Отсюда вытекает потребность в рассмотрении стиля их работы на основе авторитарного стиля и применительно к нему.

Авторитарный стиль руководства эффективен только при решении однообразных и рутинных задач, то есть когда не требуется проявления усердия, инициативы и высокой отдачи от подчиненных. Его доминирующее использование оправдано лишь, когда в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных имеется большой разрыв или когда подчиненные ориентированы преимущественно на материальную (а не организационную, в частности властную) систему мотивации и, прежде всего, на денежное вознаграждение (что характерно для сил, комплектуемых по наемному принципу, таких, например, как в большинстве западных стран).

Для успешной реализации авторитарного стиля руководитель должен обладать высокой ответственностью, строгим самоконтролем, широким предвидением, развитыми способностями принятия решений, хорошими организаторскими качествами, способностью проводить решения в жизнь. При этом подчиненные для его реализации должны выступать в роли только исполнителей приказов, что предполагает их исключительную послушность. Отсутствие последнего условия ставит под угрозу саму возможность реализации данного стиля работы.

Авторитарный стиль управленческой деятельности отличается существенными недостатками. Он ограничивает возможности властной мотивации (хотя сам строится на ее применении), самостоятельность и профессиональное развитие подчиненных, а также повышает опасность принятия ошибочных решений, поскольку исключает возможность использования других мнений. Его применение связано с постоянной угрозой наказания, что порождает у подчиненных страх и формирует на этой основе не только безразличное, но и негативное отношение к руководителю. Ни о каком доверии и гибкости управления в этом случае не может быть и речи. Более того, из-за неизбежного социального отдаления руководителя от подчиненных и чинимых им препятствий в получении информации они вынуждены изменять такое положение вещей неформальным путем, что неизбежно ведет к распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе. В конечном счете, руководитель сам попадает в созданную им же атмосферу и, пытаясь противодействовать негативу, с каждым шагом лишь усугубляет его. В этом заключается главная опасность доминирующего применения авторитарного стиля работы.

На практике авторитарный стиль в чистом виде не применяется; таким он обычно выступает лишь в теории. На практике авторитарный стиль всегда включает в себя элементы противоположного ему стиля работы, а именно – коллегиального.

Коллегиальный стиль работы, с практической точки зрения, представляется наиболее интересным и полезным: при коллегиальном стиле работы руководителя деятельность подчиненных формируется на основе их взаимодействия с руководителем. Это позволяет более полно использовать возможности, заложенные в механизме управления, ведь управление силами МЧС с позиций современной управленческой науки – это объективное (по своей природе) взаимодействие органов управления и подчиненных органов управления и сил на основе предоставленных органам управления полномочий.

Не вызывает сомнения, что в управлении силами МЧС власть и полномочия занимают свое естественное место – место его основы. С этих позиций стиль работы руководящих кадров представляет собой, прежде всего, способ использования ими предоставленных прав, а значит и власти для реализации возложенных на них обязанностей и ответственности. Именно поэтому умение пользоваться предоставленными правами и полномочиями лежит в основе управленческого, а значит и профессионального искусства этих кадров. В конечном счете, с позиций организационной и управленческой наук стиль работы руководящих кадров, потребный для эффективного управления силами в современных условиях, должен отличаться следующими характерными чертами:

высокой степенью взаимодействия с подчиненными руководителями (командирами, начальниками) (далее для краткости будет использоваться термин «подчиненные»), предполагающей осознанный и разумный отказ руководителя от использования части своих полномочий и компетенции по принятию определенных решений и передачу их подчиненным на время выполнения задач;

рациональным функциональным разделением ролей с учетом компетентности подчиненных, позволяющим наиболее полно использовать их возможности;

многосторонними информационными отношениями;

способностью управления конфликтами;

ориентацией на коллектив, на его возможности;

высоким уровнем доверия как основой взаимодействия (сотрудничества) руководителей и подчиненных;

ориентацией на цели и результаты, разрешение противоречий между индивидуальными целями подчиненных и организационными целями (целями подчиненных сил), обязательное удовлетворение жизненно важных (объективных) потребностей подчиненных;

ориентацией на профессиональное развитие подчиненных и коллектива.

Стиль работы руководящего состава – это, прежде всего, методические, технологические и поведенческие особенности работы, которые формируются самим руководителем; особенности решения стоящих перед СВФ МЧС России задач выдвинули на передний план необходимость его совершенствования.

Таким образом можно сделать вывод, что хороший руководитель всегда должен быть в курсе новейших положений науки управления и управленческих подходов, творчески применять их в служебной практике и на этой основе постоянно совершенствовать опыт своей деятельности.

Понятие «организация управленческой деятельности» может быть определено двояко:

с одной стороны – это процесс упорядочения деятельности органов управления и должностных лиц, занятых в выполнении управленческих функций, во всех звеньях системы управления СВФ, в том числе и военного управления с использованием современных технологий (методов, способов, средств);

с другой стороны – это сложившаяся к определенному времени система функционирования органов управления и должностных лиц, обеспечивающая целенаправленное и действенное управление СВФ МЧС России.

И в том, и в другом случае организация управленческой деятельности имеет целью обеспечение необходимого уровня ее эффективности.

 

Учебный вопрос

Требования к подготовки слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России».

 

Содержание дисциплины базируется на знании законов, закономерностей и принципов теории управления, оперативного искусства и тактики действий СВФ МЧС России. Изучение дисциплины осуществляется на основе теоретических знаний и опыта слушателей, приобретенных ими при получении военного образования, выполнении служебных обязанностей, а также изучении управленческих дисциплин на других Академии.

Дисциплина включает следующие виды занятий: лекции, семинары, групповые упражнения, практические занятия, самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРРП), деловую игру, курсовую работу и самостоятельную работу слушателей.

Лекции имеют целью дать слушателям теоретические знания по изучаемым вопросам, раскрыть основные, наиболее сложные положения, осветить динамику управленческих процессов.

Семинары проводятся по наиболее сложным темам учебной дисциплины с задачей закрепления и углубления знаний слушателей, полученных ими на занятиях и при самостоятельном изучении литературы.

Групповые занятия призваны закрепить и систематизировать знания слушателей.

Групповые упражнения проводятся с целью привития навыков в планировании, организации и управлении повседневной деятельностью органов управления ГОЧС и СВФ МЧС России.

Деловая игра используется для формирования у слушателей практических умений и навыков работы должностных лиц органов управления по организации выполнения задач. При этом тема деловой игры ориентируется, кроме формирования указанных умений, еще и на отработку методических и организационных вопросов работы должностных лиц органов управления в ходе коллективной подготовки предложений в решение по выполнению задач основных направлений деятельности органов управления ОУ и СВФ МЧС России.

Самостоятельные занятия под руководством преподавателя проводятся с целью активизации самостоятельной деятельности обучаемых.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки слушателей к занятию, который проводится в форме контрольных опросов и "летучек" во вводной части занятия на семинарах, групповых занятиях и упражнениях. При необходимости он может осуществляться и во вводной части лекций, СЗРП и других видов занятий.

Дисциплина изучается в первом и во втором семестрах.

По окончании изучения дисциплины слушатели сдают экзамен.

Вопросы по тематике дисциплины включены в перечень вопросов, выносимых на выпускной государственный комплексный экзамен.

Критерии оценки знаний и качества усвоения учебного материала на занятиях

ОЦЕНКА за ответы слушателя на поставленные вопросы и его работу по подготовке к занятию и на самом занятии выставляется:

«ОТЛИЧНО», если задание по подготовке к занятию выполнено в пол-ном объеме и с требуемым качеством, в ходе самого занятия на все поставленные вопросы даны полные, правильные, отличающиеся логической стройностью ответы, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны в полном объеме, правильно и их содержание оформлено в соответствии с требованиями нормативных документов и при этом проявлена высокая активность на занятии;

«ХОРОШО», если задание по подготовке к занятию выполнено в полном объеме, но имеются несущественные недостатки качественного характера, в ходе самого занятия на все поставленные вопросы даны полные и правильные по существу и основному содержанию ответы, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны полностью и правильно по их существу и основному содержанию, а в оформлении их содержания нет существенных нарушений требований нормативных документов, на занятии проявлена заметная активность;

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если задание по подготовке к занятию выполнено в полном объеме, но имеются недостатки, не связанные с его существом, в ходе самого занятия на все основные вопросы даны правильные по их существу ответы, но допущены ошибки и недостатки, связанные с неполным, неточным или неправильным пониманием их содержания, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны правильно по их существу, но не полностью, не точно или с ошибками по содержанию, а в оформлении их содержания нет недостатков, влияющих на существо ответов, на занятии не проявлена активность.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если не выполнены условия получения положительной оценки.

Заключение

Сегодня Вам была прочитана лекция «Введение в дисциплину управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России», которая состояла из трех вопросов: 1. Предмет дисциплины и ее задачи. 2.Руководитель как центральная фигура системы управления. 3. Влияние управления на эффективность повседневной деятельности.

Мы рассмотрели достаточно широко, во многом лишь в постановочном плане, вопросы управленческой деятельности в сфере управления повседневной деятельностью ОУ и СВФ МЧС России и влияние ее организации на эффективность управления в целом; убедились в том, что это влияние является непосредственным и, следовательно, может оказывать либо позитивное, либо негативное влияние. Поэтому не вызывает сомнения актуальность изучения проблемы организации управленческой деятельности и приобретения необходимых умений и навыков в ее осуществлении.

Это предусмотрено программой учебной дисциплины, как это явствует из того, что изложено касательно предмета, задач и порядка прохождения дисциплины. И, наконец, мы рассмотрели основные аспекты и понятия управленческой деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться в ходе обучения.

Задание на самостоятельную подготовку: доработать текст лекции, в рабочих тетрадях иметь оглавление в соответствии с тематическим планом, квалификационные требования по данной дисциплине, список рекомендованной литературы.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 844.