Тема № 1. Теоретические основы управления повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Управление повседневной деятельностью МЧС России»

Тема № 1. Теоретические основы управления повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России

Занятие № 1.1. Введение в дисциплину Управление повседневной деятельностью МЧС России

 

 

Обсуждено на заседании кафедры №11

«___» ______________20__ г.

Протокол № ____

 

Химки-2017г.


Учебные и воспитательные цели:

1. Сформировать у обучающихся представления о значимости органов управления ОУ и подразделениями МЧС России в организации повседневной управленческой деятельности и в повышении эффективности управления.

2. Раскрыть предмет и задачи дисциплины, ее структуру, основные аспекты организации повседневной управленческой деятельности, а также ее роль в работе органов управления МЧС России.

3. Стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся и способствовать формированию у них творческого мышления

Место занятия: аудитория согласно расписанию занятий.

Время: 2 учебных часа.

Учебно-материальное обеспечение: Текст лекции, комплект слайдов, видеопроектор.

Расчет учебного времени:

 

Учебные вопросы Время, мин  
Вводная часть 10
1. Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью. 2. Роль руководителя в управлении МЧС России и требования к его подготовке. 3. Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России». 1. . 2. 15 30 30  
Заключительная часть 5

 

Литература:

1. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие.- М:. Кнорус, 2010.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Зотов Ю.М., Моисеев А.В. Организация боевой подготовки войск ГО. Учебное пособие. Часть 1, 2. Химки: АГЗ МЧС, 2007.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495

3. Управленческая деятельность органов управления РСЧС. Зотов Ю.М., Моисеев А.В., Барчан Н.Н., Киселев Б.И. Монография. – Химки: АГЗ МЧС, 2007

4. Маркитан Р.В. Управление частью, соединением в мирное время. Учебник. М.: РВСН, 1999.

5. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 2. Служба войск и обеспечение безопасности военной службы М.: МО РФ, 2003. (на кафедре).

6. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы (на кафедре).

Введение

В современных условиях трудно переоценить значение управления и его влияние на эффективность человеческой деятельности во всех ее сферах: политической, экономической, производственной и конечно в деятельности органов управления МЧС России и спасательных воинских формирований МЧС России (СВФ МЧС России). Развитие вооружения и вопросов его применения, необходимость поддерживать СВФ МЧС России в постоянной готовности к применению, возросшая роль их взаимодействия с различными организациями привели к тому, что в органах управления потребовалось управление не только специальными действиями, но и управление их повседневной деятельностью в широком плане. Это в свою очередь привело к выделению особого вида деятельности – управленческой деятельности.

Достаточно убедительным подтверждением этого является численность военнослужащих, занятых в настоящее время управленческой деятельностью, которая составляет в войсках ГО около 25-27 %, а в спасательных центрах – 21-22%. (Интересно, по данным Новосибирской государственной академии экономики и управления численность работников управленческого труда в промышленности Российской Федерации составляла в середине 90-х годов 20,3% от всей численности занятых в этой сфере).

Органы управления спасательными воинскими формированиями МЧС России играют особую роль в организации деятельности СВФ МЧС России. Успешное выполнение СВФ МЧС России поставленных задач, во многом, зависит от качества управленческой деятельности, на эффективность которой, в свою очередь, решающим образом влияет ее организация. Недаром утверждается, что «При совершенной организации даже самый слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию и не воодушевленный никакими идеалами, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено» (Г. Эмерсон).

Перед высшими учебными заведениями поставлена задача – научить будущих специалистов в области управления новым методам работы, освоить современные технологии управления повседневной деятельностью, обеспечивающие необходимый уровень ее эффективности.

Под управлением системой ГЗ понимается целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств СГЗ, населения, объектов экономики и руководства ликвидацией ЧС.

В организационно-методических указаниях МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы определено, что «Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), на снижение рисков и смягчения последствий ЧС для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время».

Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением.

Под управлением системой ГЗ понимается целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств СГЗ, населения, объектов экономики и руководства ликвидацией ЧС.

Исходя из системного подхода спасательные воинские формирования МЧС России представляют собой открытую организационную систему, предназначенную для выполнения присущих ей задач в ходе предупреждения и ликвидации ЧС военного и мирного времени. В мирное время деятельность СВФ и их подразделений направлена на поддержание постоянной готовности к действиям по предназначению.

Таким образом, СВФ МЧС России имеют два основных режима функционирования – повседневная деятельность по поддержанию готовности к действиям по предназначению и непосредственной подготовки к ведению действий и ведение действий по предназначению.

УПД СВФ МЧС России - это составная часть и разновидность управления, которое, в свою очередь, является особым видом управления эргатических систем. Его объектом являются организации, структурные подразделения СВФ МЧС России  – организации или социальные системы различного, в том числе и военного назначения. По взглядам современной управленческой науки СВФ МЧС России как организационными системами военного назначения является многомерным, оно носит комплексный характер.

Этим определяется сущность СВФ МЧС России, которая заключается, главным образом, в комплексном единении властного влияния и информационного воздействия субъекта управления (органов управления) на его объект (подчиненные органы управления и войска и их деятельность).

Сегодня Вам будет прочитана лекция «Введение в дисциплину управление повседневной деятельностью органов управления ГОЧС и войск ГО», которая состоит из трех вопросов:

1. Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью.

2. Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России и требования к его подготовке.

3. Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России».

В вопросе «Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью» будут раскрыты предмет дисциплины, квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам, содержание разделов и тем дисциплины.

Во втором вопросе «Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России и требования к его подготовке» будут даны понятие: закона, принципа, метода, технологии, процедуры, операции, аспекты: процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания развития и, соответственно, реформирования организации и функционирования субъекта в сфере управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

В третьем вопросе «Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России»» внимание обучающихся будет сконцентрировано на наиболее сложных и узловых понятиях, раскрывающих влияние организации управленческой деятельности на эффективность самой повседневной управленческой деятельности, эффективность управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России, представляющегося в качестве системы, и в качестве процесса и реально проявляющегося во взаимосвязи критериев целенаправленности управления повседневной деятельностью, сложности самой системы управления, времени на выработку решения, доведения задач до исполнителей, получение и оценку результатов их выполнения и, наконец, критерия затрат.

В современных условиях для строительства, реформирования и всесторонней подготовки СВФ МЧС России первостепенное значение приобретает практическая реализация законов и принципов управления, устранение или минимизация издержек в процессе управления повседневной деятельностью и повышение её эффективности.

Для того, чтобы стать действительно руководителем, который в состоянии управлять СВФ МЧС России каждый офицер обязан овладевать наукой управления вообще и управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России в частности, постоянно работать над совершенствованием знаний, умений и навыков в области управления.

Итак, переходим к первому вопросу лекции.


1 учебный вопрос

Предмет дисциплины и ее задачи.

Основные понятия управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

 

Дисциплина «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России» входит в цикл учебных дисциплин, формирующих профессиональные организационно- управленческие компетенции будущих специалистов по образовательной программе «Государственное муниципальное управление».

Органы управления играют особую роль в деятельности любой организации, т. к. качественное выполнение задач СВФ МЧС России, во многом зависит от управленческой деятельности органов управления этих организаций. Управление повседневной деятельностью постоянно развивается и совершенствуется вместе с развитием науки и техники и его воздействием на совершенствование работы СВФ МЧС России, вбирая в себя и используя новации в научной организации управленческой деятельности (НОУД) и эргономике, используя колоссальные возможности современных средств компьютеризации и коммуникаций. Меняются функции и структура органов управления, характер и способы действий их персонала, состав необходимой документации.

Поэтому предметом изучения в дисциплине является управленческая деятельность в СВФ МЧС России, а именно: ее сущность и содержание; организация и осуществление управленческой деятельности на основе строго определенных принципов с использованием технологий (форм, методов и средств), обеспечивающих достижение ее необходимой эффективности.

Общая задача дисциплины:

в комплексе с дисциплинами ФГОС подготовить слушателей как высококвалифицированных специалистов, обладающих базовыми знаниями и навыками, необходимыми для успешного исполнения функциональных обязанностей по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Главная задача обучения слушателей по дисциплине заключается в формировании компетенций (знаний, умений, навыков и личностных качеств), позволяющих решать задачи по поддержанию высокой готовности СВФ МЧС России к действиям по предназначению, организации и руководства управлением повседневной деятельностью, а также подготовки руководящего состава, населения, ОУ и сил РСЧС и ГО к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Научный подход к организации управления повседневной деятельностью предполагает ее постоянное совершенствование с учетом происходящих изменений в системе управления. Поэтому другая важная задача дисциплиныраскрыть направления этого совершенствования и помочь выработать навыки анализа и рациональной организации управленческой деятельности. Важно также, чтобы слушатели могли взглянуть на проблему организации управления повседневной деятельностью не только с организационно-технических позиций, но и с позиций решения социальных вопросов, создания благоприятных условий для сохранения здоровья персонала, более полного использования его творческих возможностей, повышения престижности и культуры этого вида деятельности.

И, наконец, еще одна задача дисциплины – дать знания о научной организации труда в управлении повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Овладев знаниями в области научной организации управления повседневной деятельностью, легче реализовывать заложенные в ней резервы и повысить эффективность этой деятельности.

 

В результате изучения дисциплины слушатели должны

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

требования нормативных правовых документов по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России;

порядок организации и управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

основные организационные и планирующие документы СВФ МЧС России и порядок их разработки;

порядок организации мобилизационной подготовки СВФ МЧС России;

основы готовности СВФ МЧС России к действиям по предназначению;

принципы и порядок комплектования СВФ МЧС России личным составом и техникой;

организацию управления СВФ МЧС России в период нарастания угрозы и при переводе СВФ МЧС России с мирного на военное время;

организацию и управление подготовкой СВФ МЧС России;

организацию и методику проведения КШУ, штабных тренировок, ТСУ в СВФ МЧС России и органах управления РСЧС и ГО.

основные вопросы военно-административного управления в СВФ МЧС России;

основы службы войск и безопасности военной службы СВФ МЧС России.

Уметь:

организовать управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России в различных условиях обстановки;

разрабатывать документы по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России;

управлять переводом СВФ МЧС России с мирного на военное время;

управлять приведением СВФ МЧС России в готовность к действиям по предназначению в мирное время;

организовать подготовку и проводить основные мероприятия в системе подготовки руководящего состава, населения, органов управления ГОЧС и сил РСЧС и ГО к действиям по предназначению;

грамотно решать вопросы военно-административного управления.

Компетенции обучающегося, формируемые в ходе изучения дисциплины:

общекультурные:

способен применять гуманитарные, языковые и социально-экономические знания в сфере профессиональной деятельности (ОК–1)

способен анализировать и оценивать современную военно-политическую обстановку, общественно-политические явления и социальные процессы в стране и военной организации Российской Федерации (ОК–2)

способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения в других видах деятельности, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОК–3)


Профессиональные:

способен осуществлять планирование, организацию, руководство и контроль при управлении СВФ МЧС России (ПК–1);

способен управлять повседневной деятельностью СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–2);

способен управлять обеспечением повседневной деятельности СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–3);

способен принимать управленческие решения в различных условиях обстановки (ПК–4);

способен управлять работой органов управления СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–5);

способен управлять морально-психологическим состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач, руководить военно-педагогическим процессом в воинской части, соединении (войск, сил) (ПК–6);

способен управлять научно-исследовательской деятельностью в СВФ МЧС России (ПК–7);

способен разрабатывать самостоятельно и в составе коллектива документы, регламентирующие деятельность СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–8);

способен проводить научные исследования в рамках профессиональной деятельности (ПК–11);

способен использовать научные методы и современные достижения науки для обоснования решений принимаемых в профессиональной деятельности (ПК–12).

Дисциплина "Управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России" является профилирующей дисциплиной курса, преподается совместно с кафедрой "Оперативного управления" в тесной взаимосвязи с другими оперативно-тактическими дисциплинами Академии и состоит из восьми тем (модулей):

Тема № 5 Подготовка СВФ МЧС России

Тема № 9. Курсовая работа

При изучении дисциплины особое внимание уделяется формированию у слушателей профессиональных компетенций по организации и управлению СВФ МЧС России в повседневной деятельности, а также в организации подготовки руководящего состава, населения, территориальных органов управления СВФ МЧС России к действиям в чрезвычайных ситуациях, для чего предусматривается проведение деловой игры, выполнение учебных задач (1/КШУ), отрабатываемых в форме групповых упражнений, практические занятия в УМЦ и ЦУКСе ГУ МЧС России.

Изучение дисциплины способствует формированию у слушателей профессиональных организационно-управленческих компетенций необходимых для управления повседневной деятельностью.

 

Основные понятия управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Повседневная деятельность СВФ МЧС России - это система тщательно планируемых и проводимых мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой и мобилизационной готовности в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а также их жизнь и быт.

Управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России (УПД СВФ МЧС России)- целенаправленная деятельность их руководителей (начальника, командира) по воздействию на подчиненных для поддержания высокой боевой готовности и их всесторонней подготовки к выполнению предстоящих задач.



Учебный вопрос

Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России

и требования к его подготовке.

 

Участие должностных лиц органов управления в повседневной деятельности определяется его ролью в процессе управления. По характеру участия в процессе управления все участники повседневной управленческой деятельности подразделяются на три группы: руководители; специалисты; технические исполнители. Такое деление обусловлено тем, что управление повседневной деятельностью заключается в осуществлении не только непосредственного руководства управляемым объектом (организацией, учреждением, отделом, структурным подразделением), но и в разработке необходимых управленческих решений и в подготовке необходимой информации.

Техническими исполнителями в системе управления в сфере деятельности СВФ МЧС России являются операторы, техники, программисты, машинистки и др. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Это - сбор, фиксация, передача и первичная обработка информации, множительные работы, оформление документов и т. п. Их деятельность, в основном, является операторной. В условиях компьютеризации процессы переработки и использования информации, подготовка необходимых для работы документов требуют специального высшего или среднего образования, поэтому в некоторых случаях стирается грань между специалистами и техническими исполнителями.

Специалистами в системе управления в сфере деятельности МЧС России являются служащие (офицеры отделов (отделений) штабов и служб, инженеры, экономисты и др.). Они заняты разработкой и внедрением технологических процессов, новых или усовершенствованных приемов, способов действий сил РСЧС (войск), форм и методов организации подготовки сил РСЧС (войск), труда и управления, нормативов боевой подготовки и выполнения задач, обеспечением деятельности необходимой документацией и материалами, а также разного рода обслуживанием и т.п. Их деятельность по характеру умственных нагрузок – это эвристическая деятельность с некоторыми элементами операторной.

Руководителями в системе управления системы МЧС России являются руководители ОУ (командиры и начальники штабов всех степеней, начальники отделов (отделений) и служб). Они определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подчиненных им звеньев и специалистов, обеспечивают слаженную и эффективную работу соответствующих коллективов. По характеру умственных нагрузок деятельность руководителей является эвристической и административной. Руководитель – это лицо, которое наделено полномочия принимать решения. Руководитель решает, что делать, и несет за это ответственность. Обладая реальной властью, он существенно воздействует на персонал, а через него – характер и результаты функционирования государственных учреждений.

Умелый руководитель четко формулирует задачи, поставленные перед подчиненными, ясно понимать свою роль в их решений, способен задействовать потенциал, стимулирующий самостоятельные действия и предвидеть возможные трудности, предупреждать неудачи и находить наилучшие решения в каждой ситуации.

В системе управления любого министерства существуют руководители линейные и функциональные. Ведущую роль в УД играют линейные руководители – министр, его заместители и директора департаментов. Каждые из них с помощью приданного ему аппарата не только координирует деятельность подчиненных руководитель, но и принимает решение по формированию соответствующих концептуальных, социально-экономических, организационных, технических и нравственных предпосылок, способствующих эффективной работе всего руководимого им подразделения.

Функциональные руководителя – это начальники специализированных управлений, служб, отделов и других подразделений всех уровней управления. В их обязанность входит подготовка рекомендаций линейным руководителям по изменению тех или иных параметров управляемого объекта.

Функциональный руководитель одновременно является и линейным по отношению к возглавляемому им подразделению.

Руководителю структурного подразделения приходится выполнять разнообразные, но взаимодополняющие функции. Это функции организатора, администратора, специалиста, общественного деятеля, воспитателя.

Руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных (функции организатора); использует свои полномочия для обеспечения функционирования подразделения в соответствии с действующими законами и нормативными актами. Предпринимает меры к тому, чтобы не допустить многоначалия и диффузии распорядительства (функции администратора); ставит задачи своим подчиненным, компетентно анализирует и эффективно контролирует ход их решения, решет так же и свои задачи (функции специалиста); принимает участие в решении социальных вопросов, участвует в различных совещаниях, конференциях и иных общественных мероприятиях(функции общественного деятеля); проводит работу, ориентированную на то, чтобы для каждого работника стали привлекательными общественно значимые цели, побуждающие к труду не только в силу должностных обязанностей. Но и осознано, по велению долг (функции воспитателя).

Профессионализм и профессиональная подготовка руководителя связаны со знанием специфики деятельности коллектив или социальной системы, которой он руководит. От руководителя, в различных должностях требуется глубокое понимание сущности происходящих процессов, умение находить новые тенденции в развитии коллектив, твердое знание характера и порядка выполнения поставленных задач.

Проблемы у руководителя возникают тогда, когда он не имеет ясного представления о своих задачах и методах их решения. Следовательно, одним из основных требований к профессиональной подготовке руководителя является знание объекта управления о своих задачах и методах их решения. Кроме знаний специфики деятельности руководимой организации руководитель должен иметь знания объекта управления. Эффективность функционирования любой организационной системы зависит от компетентности ее руководства ею. Это возможно в том случае, если руководитель знает, умеет применять на практике теоретические положения о системе управления. Структуре и об организации повседневной деятельности в данной организации, если они владеют различными методами управления (в том числе с применением информационных технологий), которые позволяют ему руководить деятельностью данного коллектива.

В целом совокупность необходимых качеств. Характеризующих уровень профессиональной подготовки руководителя, составляют:

знание специфики деятельности руководимой организационной системы (знания по специальности);

знание теории и организации управления;

наличие экономических знаний;

знание тенденций развития мирового сообщества, мировой экономики, научно-технического прогресса;

наличие практического опыта;

знание социальной и управленческой психологии;

стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стиль управленческой деятельности руководителя (командира, начальника) представляется нам как определенная система постоянно (многократно) применяемых методов управления, характер подхода руководителя к решению той или иной задачи, своеобразие его мышления и действий, его управленческий почерк. Таким образом, стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую руководителем в соответствии с его личными субъективно-психологическими особенностями.

С учетом того, что каждому из сложившихся стилей управленческой деятельности адекватен вполне определенный набор методов управления, которые более подвижны и чувствительны к изменениям в сфере управленческих отношений чем стиль, необходимо помнить о том, что, несмотря на их единство, стиль управленческой деятельности может вступать в противоречие с методом управления и поэтому его нельзя воспринимать как нечто незыблемое.

Формирование стиля управленческой деятельности руководителя (командира, начальника) определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы, формирующие стиль, – это факторы, которые не зависят от руководителя (командира, начальника) и, как правило, должны им учитываться в его деятельности. К ним следует отнести установленные принципы управления, в первую очередь, принципы единоначалия, централизации и децентрализации управления, стиль руководства вышестоящего руководителя (командира, начальника), возрастные, образовательные, профессиональные и социально-психологические характеристики подчиненных, особенности решаемых задач.

К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от руководителя (командира, начальника), а именно: его человеческие и деловые качества и привычки (знания, уверенность в себе, отношение к новизне, особенности речи и т. п.).

Очевидно, что каждому руководителю присущ свой стиль деятельности, однако следует подчеркнуть, что каким бы индивидуальным ни был стиль работы конкретного руководителя, он содержит в себе те или иные общие черты.

Поэтому различают конкретный и общий стили управленческой деятельности.

Конкретный стиль – это сугубо индивидуальное явление, его никто повторить не может: он обусловлен личными качествами конкретного руководителя (командира, начальника), в первую очередь, соотношением его интеллекта и воли, изменяясь в диапазоне от начальника – интеллектуала до командира - «бульдозера».

Общий стиль – это совокупное отражение объективных и субъективных факторов, определяющих тот или иной характер стиля. Различают три его разновидности: авторитарный (автократический), коллегиальный (демократический) и либеральный (свободный, невмешательский) [6, 27].

Каким бы ни был стиль управления по своим свойствам, он должен состоять из следующих, необходимых для него элементов:

а) целевых, функциональных и организационных, которые определяют их место и правовой статус в иерархии управляющей системы управления МЧС России;

б) юридически закрепленных и, соответственно, практически используемых форм, методов и процедур управленческой деятельности;

в) реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управления.

Приемы, методы, подходы, нормы, принципы и т.п., которые руководитель применяет для достижения своей цели деятельности, являются стилевыми характеристиками. Индивидуальность стиля проявляется в своеобразии применяемых конкретным руководителем способов деятельности, которые детерминированы, во-первых, индивидуальными качествами и психологическими особенностями (характером, типом темперамента и др.), во-вторых, личностными мировоззренческими взглядами, мотивами, в-третьих, уровнем профессионального мастерства в области управления. В индивидуальности стиля проявляются и ситуационные особенности, и факторы среды, влияющие на деятельность.

Следовательно, основная характеристика стиля заключается не только в совокупности применяемых методов, способов и приемов для решения частных задач деятельности, но и в том, что положено в основу системы способов деятельности, своего рода стратегии и тактики их применения. Такое понимание стиля близко к понятию технологии деятельности.

Методы управленческой деятельности чрезвычайно разнообразны. Они подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. В системе методов выделяют административные (правовые, организационно-распорядительные) и социально-психологические.

Правовые методы обусловлены нормами законов. В управленческой деятельности они регулируют отношения между должностными лицами, между органами управления и т.п. и создают юридические гарантии государственной службы.

Организационно-распорядительные методы конкретизируют правовые методы в условиях организации каждым руководителем. Их смысл – в централизованном воздействии на подчиненных при помощи директивных актов. Условно их делят на три группы: стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные.

К социально-психологическим относятся методы, ориентированные на использование социально-психологических возможностей должностных лиц. Среди них: мотивация труда, формирование коллективов, социальное регулирование и стимулирование; удовлетворение социальных, культурных и бытовых нужд, запросов и интересов служащих; организация воспитательной работы и др.

Приверженность определенному стилю проявляется, прежде всего, при реализации данных методов управления. Однако особенности личности руководителя, при всей их значимости, не исчерпывают стиля.

Среди объективных условий, определяющих стиль управленческой деятельности, выделяются: требования общества и государства, закрепленные в нормативных документах и общественных нормах (морали, традициях и т.д.) по вопросам взаимоотношения людей; специфика сложившейся управленческой системы – ее цели, задачи, структура, технология управления в данной области; особенности государственной службы; своеобразие руководимого коллектива – его формальная и неформальная структура и взаимоотношения, традиции и ценности, уровень профессионализма и другие социальные и психологические характеристики.

Стиль работы руководителя – это те методические, технологические и поведенческие особенности работы, которые формируются самим руководителем. Он характеризуется методами, приемами и средствами, привычно используемыми данным руководителем для решения тех или иных задач в тех или иных условиях обстановки. Таковой является внешняя сторона стиля работы.

Глубинная сущность, природа и вытекающее из нее содержание стиля работы руководителя (командира, начальника) связаны с управленческой ориентацией и базирующейся на ней управленческой позицией руководителя (командира, начальника), пониманием им своей должности, компетенции и руководящей роли в целом. Отсюда вытекает важность понимания современным руководителем (командиром, начальником) при формировании своего собственного стиля не только и не столько методов и приемов, сколько обусловливающих их типовых управленческих ориентаций и позиций руководящих кадров, их природы и содержания.

Совершенствование стиля работы руководителя сводится к повышению его многообразия и гибкости, т.е. способности применить самые эффективные методы, приемы и средства для решения той или иной задачи в любых условиях обстановки.

Повышение гибкости стиля руководящих кадров в современных условиях должно происходить за счет умелого сочетания ими в своей работе авторитарных (в том числе и связанных с ними административных) приемов с коллегиальными (в том числе поведенческими и творческими) и, прежде всего, за счет усиления его демократического механизма. Искусство руководителя заключается в умении найти нужное сочетание в своем стиле авторитарных и коллегиальных приемов управления.

При управлении повседневной деятельностью ОУ и сил МЧС применяется как авторитарный, так и коллегиальный стили управления, а при управлении действиями по выполнению задач по предназначению предпочтение отдается авторитарному стилю, хотя коллегиальный стиль не исключается.

Специфика и, прежде всего, административный характер управления в МЧС России предполагают изначальную ориентацию руководителей на авторитарный стиль в своей работе; либеральный стиль управления в этой сфере неприемлем. Отсюда вытекает потребность в рассмотрении стиля их работы на основе авторитарного стиля и применительно к нему.

Авторитарный стиль руководства эффективен только при решении однообразных и рутинных задач, то есть когда не требуется проявления усердия, инициативы и высокой отдачи от подчиненных. Его доминирующее использование оправдано лишь, когда в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных имеется большой разрыв или когда подчиненные ориентированы преимущественно на материальную (а не организационную, в частности властную) систему мотивации и, прежде всего, на денежное вознаграждение (что характерно для сил, комплектуемых по наемному принципу, таких, например, как в большинстве западных стран).

Для успешной реализации авторитарного стиля руководитель должен обладать высокой ответственностью, строгим самоконтролем, широким предвидением, развитыми способностями принятия решений, хорошими организаторскими качествами, способностью проводить решения в жизнь. При этом подчиненные для его реализации должны выступать в роли только исполнителей приказов, что предполагает их исключительную послушность. Отсутствие последнего условия ставит под угрозу саму возможность реализации данного стиля работы.

Авторитарный стиль управленческой деятельности отличается существенными недостатками. Он ограничивает возможности властной мотивации (хотя сам строится на ее применении), самостоятельность и профессиональное развитие подчиненных, а также повышает опасность принятия ошибочных решений, поскольку исключает возможность использования других мнений. Его применение связано с постоянной угрозой наказания, что порождает у подчиненных страх и формирует на этой основе не только безразличное, но и негативное отношение к руководителю. Ни о каком доверии и гибкости управления в этом случае не может быть и речи. Более того, из-за неизбежного социального отдаления руководителя от подчиненных и чинимых им препятствий в получении информации они вынуждены изменять такое положение вещей неформальным путем, что неизбежно ведет к распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе. В конечном счете, руководитель сам попадает в созданную им же атмосферу и, пытаясь противодействовать негативу, с каждым шагом лишь усугубляет его. В этом заключается главная опасность доминирующего применения авторитарного стиля работы.

На практике авторитарный стиль в чистом виде не применяется; таким он обычно выступает лишь в теории. На практике авторитарный стиль всегда включает в себя элементы противоположного ему стиля работы, а именно – коллегиального.

Коллегиальный стиль работы, с практической точки зрения, представляется наиболее интересным и полезным: при коллегиальном стиле работы руководителя деятельность подчиненных формируется на основе их взаимодействия с руководителем. Это позволяет более полно использовать возможности, заложенные в механизме управления, ведь управление силами МЧС с позиций современной управленческой науки – это объективное (по своей природе) взаимодействие органов управления и подчиненных органов управления и сил на основе предоставленных органам управления полномочий.

Не вызывает сомнения, что в управлении силами МЧС власть и полномочия занимают свое естественное место – место его основы. С этих позиций стиль работы руководящих кадров представляет собой, прежде всего, способ использования ими предоставленных прав, а значит и власти для реализации возложенных на них обязанностей и ответственности. Именно поэтому умение пользоваться предоставленными правами и полномочиями лежит в основе управленческого, а значит и профессионального искусства этих кадров. В конечном счете, с позиций организационной и управленческой наук стиль работы руководящих кадров, потребный для эффективного управления силами в современных условиях, должен отличаться следующими характерными чертами:

высокой степенью взаимодействия с подчиненными руководителями (командирами, начальниками) (далее для краткости будет использоваться термин «подчиненные»), предполагающей осознанный и разумный отказ руководителя от использования части своих полномочий и компетенции по принятию определенных решений и передачу их подчиненным на время выполнения задач;

рациональным функциональным разделением ролей с учетом компетентности подчиненных, позволяющим наиболее полно использовать их возможности;

многосторонними информационными отношениями;

способностью управления конфликтами;

ориентацией на коллектив, на его возможности;

высоким уровнем доверия как основой взаимодействия (сотрудничества) руководителей и подчиненных;

ориентацией на цели и результаты, разрешение противоречий между индивидуальными целями подчиненных и организационными целями (целями подчиненных сил), обязательное удовлетворение жизненно важных (объективных) потребностей подчиненных;

ориентацией на профессиональное развитие подчиненных и коллектива.

Стиль работы руководящего состава – это, прежде всего, методические, технологические и поведенческие особенности работы, которые формируются самим руководителем; особенности решения стоящих перед СВФ МЧС России задач выдвинули на передний план необходимость его совершенствования.

Таким образом можно сделать вывод, что хороший руководитель всегда должен быть в курсе новейших положений науки управления и управленческих подходов, творчески применять их в служебной практике и на этой основе постоянно совершенствовать опыт своей деятельности.

Понятие «организация управленческой деятельности» может быть определено двояко:

с одной стороны – это процесс упорядочения деятельности органов управления и должностных лиц, занятых в выполнении управленческих функций, во всех звеньях системы управления СВФ, в том числе и военного управления с использованием современных технологий (методов, способов, средств);

с другой стороны – это сложившаяся к определенному времени система функционирования органов управления и должностных лиц, обеспечивающая целенаправленное и действенное управление СВФ МЧС России.

И в том, и в другом случае организация управленческой деятельности имеет целью обеспечение необходимого уровня ее эффективности.

 

Учебный вопрос

Требования к подготовки слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России».

 

Содержание дисциплины базируется на знании законов, закономерностей и принципов теории управления, оперативного искусства и тактики действий СВФ МЧС России. Изучение дисциплины осуществляется на основе теоретических знаний и опыта слушателей, приобретенных ими при получении военного образования, выполнении служебных обязанностей, а также изучении управленческих дисциплин на других Академии.

Дисциплина включает следующие виды занятий: лекции, семинары, групповые упражнения, практические занятия, самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРРП), деловую игру, курсовую работу и самостоятельную работу слушателей.

Лекции имеют целью дать слушателям теоретические знания по изучаемым вопросам, раскрыть основные, наиболее сложные положения, осветить динамику управленческих процессов.

Семинары проводятся по наиболее сложным темам учебной дисциплины с задачей закрепления и углубления знаний слушателей, полученных ими на занятиях и при самостоятельном изучении литературы.

Групповые занятия призваны закрепить и систематизировать знания слушателей.

Групповые упражнения проводятся с целью привития навыков в планировании, организации и управлении повседневной деятельностью органов управления ГОЧС и СВФ МЧС России.

Деловая игра используется для формирования у слушателей практических умений и навыков работы должностных лиц органов управления по организации выполнения задач. При этом тема деловой игры ориентируется, кроме формирования указанных умений, еще и на отработку методических и организационных вопросов работы должностных лиц органов управления в ходе коллективной подготовки предложений в решение по выполнению задач основных направлений деятельности органов управления ОУ и СВФ МЧС России.

Самостоятельные занятия под руководством преподавателя проводятся с целью активизации самостоятельной деятельности обучаемых.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки слушателей к занятию, который проводится в форме контрольных опросов и "летучек" во вводной части занятия на семинарах, групповых занятиях и упражнениях. При необходимости он может осуществляться и во вводной части лекций, СЗРП и других видов занятий.

Дисциплина изучается в первом и во втором семестрах.

По окончании изучения дисциплины слушатели сдают экзамен.

Вопросы по тематике дисциплины включены в перечень вопросов, выносимых на выпускной государственный комплексный экзамен.

Критерии оценки знаний и качества усвоения учебного материала на занятиях

ОЦЕНКА за ответы слушателя на поставленные вопросы и его работу по подготовке к занятию и на самом занятии выставляется:

«ОТЛИЧНО», если задание по подготовке к занятию выполнено в пол-ном объеме и с требуемым качеством, в ходе самого занятия на все поставленные вопросы даны полные, правильные, отличающиеся логической стройностью ответы, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны в полном объеме, правильно и их содержание оформлено в соответствии с требованиями нормативных документов и при этом проявлена высокая активность на занятии;

«ХОРОШО», если задание по подготовке к занятию выполнено в полном объеме, но имеются несущественные недостатки качественного характера, в ходе самого занятия на все поставленные вопросы даны полные и правильные по существу и основному содержанию ответы, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны полностью и правильно по их существу и основному содержанию, а в оформлении их содержания нет существенных нарушений требований нормативных документов, на занятии проявлена заметная активность;

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если задание по подготовке к занятию выполнено в полном объеме, но имеются недостатки, не связанные с его существом, в ходе самого занятия на все основные вопросы даны правильные по их существу ответы, но допущены ошибки и недостатки, связанные с неполным, неточным или неправильным пониманием их содержания, при проведении летучек и выполнении заданий на практических занятиях и деловых играх все вопросы (задачи) отработаны правильно по их существу, но не полностью, не точно или с ошибками по содержанию, а в оформлении их содержания нет недостатков, влияющих на существо ответов, на занятии не проявлена активность.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если не выполнены условия получения положительной оценки.

Заключение

Сегодня Вам была прочитана лекция «Введение в дисциплину управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России», которая состояла из трех вопросов: 1. Предмет дисциплины и ее задачи. 2.Руководитель как центральная фигура системы управления. 3. Влияние управления на эффективность повседневной деятельности.

Мы рассмотрели достаточно широко, во многом лишь в постановочном плане, вопросы управленческой деятельности в сфере управления повседневной деятельностью ОУ и СВФ МЧС России и влияние ее организации на эффективность управления в целом; убедились в том, что это влияние является непосредственным и, следовательно, может оказывать либо позитивное, либо негативное влияние. Поэтому не вызывает сомнения актуальность изучения проблемы организации управленческой деятельности и приобретения необходимых умений и навыков в ее осуществлении.

Это предусмотрено программой учебной дисциплины, как это явствует из того, что изложено касательно предмета, задач и порядка прохождения дисциплины. И, наконец, мы рассмотрели основные аспекты и понятия управленческой деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться в ходе обучения.

Задание на самостоятельную подготовку: доработать текст лекции, в рабочих тетрадях иметь оглавление в соответствии с тематическим планом, квалификационные требования по данной дисциплине, список рекомендованной литературы.

 

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине «Управление повседневной деятельностью МЧС России»

Тема № 1. Теоретические основы управления повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России

Занятие № 1.1. Введение в дисциплину Управление повседневной деятельностью МЧС России

 

 

Обсуждено на заседании кафедры №11

«___» ______________20__ г.

Протокол № ____

 

Химки-2017г.


Учебные и воспитательные цели:

1. Сформировать у обучающихся представления о значимости органов управления ОУ и подразделениями МЧС России в организации повседневной управленческой деятельности и в повышении эффективности управления.

2. Раскрыть предмет и задачи дисциплины, ее структуру, основные аспекты организации повседневной управленческой деятельности, а также ее роль в работе органов управления МЧС России.

3. Стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся и способствовать формированию у них творческого мышления

Место занятия: аудитория согласно расписанию занятий.

Время: 2 учебных часа.

Учебно-материальное обеспечение: Текст лекции, комплект слайдов, видеопроектор.

Расчет учебного времени:

 

Учебные вопросы Время, мин  
Вводная часть 10
1. Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью. 2. Роль руководителя в управлении МЧС России и требования к его подготовке. 3. Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России». 1. . 2. 15 30 30  
Заключительная часть 5

 

Литература:

1. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие.- М:. Кнорус, 2010.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Зотов Ю.М., Моисеев А.В. Организация боевой подготовки войск ГО. Учебное пособие. Часть 1, 2. Химки: АГЗ МЧС, 2007.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495

3. Управленческая деятельность органов управления РСЧС. Зотов Ю.М., Моисеев А.В., Барчан Н.Н., Киселев Б.И. Монография. – Химки: АГЗ МЧС, 2007

4. Маркитан Р.В. Управление частью, соединением в мирное время. Учебник. М.: РВСН, 1999.

5. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 2. Служба войск и обеспечение безопасности военной службы М.: МО РФ, 2003. (на кафедре).

6. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы (на кафедре).

Введение

В современных условиях трудно переоценить значение управления и его влияние на эффективность человеческой деятельности во всех ее сферах: политической, экономической, производственной и конечно в деятельности органов управления МЧС России и спасательных воинских формирований МЧС России (СВФ МЧС России). Развитие вооружения и вопросов его применения, необходимость поддерживать СВФ МЧС России в постоянной готовности к применению, возросшая роль их взаимодействия с различными организациями привели к тому, что в органах управления потребовалось управление не только специальными действиями, но и управление их повседневной деятельностью в широком плане. Это в свою очередь привело к выделению особого вида деятельности – управленческой деятельности.

Достаточно убедительным подтверждением этого является численность военнослужащих, занятых в настоящее время управленческой деятельностью, которая составляет в войсках ГО около 25-27 %, а в спасательных центрах – 21-22%. (Интересно, по данным Новосибирской государственной академии экономики и управления численность работников управленческого труда в промышленности Российской Федерации составляла в середине 90-х годов 20,3% от всей численности занятых в этой сфере).

Органы управления спасательными воинскими формированиями МЧС России играют особую роль в организации деятельности СВФ МЧС России. Успешное выполнение СВФ МЧС России поставленных задач, во многом, зависит от качества управленческой деятельности, на эффективность которой, в свою очередь, решающим образом влияет ее организация. Недаром утверждается, что «При совершенной организации даже самый слабый руководитель часто приносит лишь очень небольшой вред. Но слабый руководитель, опирающийся на дефектную организацию и не воодушевленный никакими идеалами, неизбежно проваливается и увлекает за собой все, что ему подчинено» (Г. Эмерсон).

Перед высшими учебными заведениями поставлена задача – научить будущих специалистов в области управления новым методам работы, освоить современные технологии управления повседневной деятельностью, обеспечивающие необходимый уровень ее эффективности.

Под управлением системой ГЗ понимается целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств СГЗ, населения, объектов экономики и руководства ликвидацией ЧС.

В организационно-методических указаниях МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы определено, что «Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), на снижение рисков и смягчения последствий ЧС для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время».

Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением.

Под управлением системой ГЗ понимается целенаправленный процесс деятельности органов управления РСЧС и ГО всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации ЧС сил и средств СГЗ, населения, объектов экономики и руководства ликвидацией ЧС.

Исходя из системного подхода спасательные воинские формирования МЧС России представляют собой открытую организационную систему, предназначенную для выполнения присущих ей задач в ходе предупреждения и ликвидации ЧС военного и мирного времени. В мирное время деятельность СВФ и их подразделений направлена на поддержание постоянной готовности к действиям по предназначению.

Таким образом, СВФ МЧС России имеют два основных режима функционирования – повседневная деятельность по поддержанию готовности к действиям по предназначению и непосредственной подготовки к ведению действий и ведение действий по предназначению.

УПД СВФ МЧС России - это составная часть и разновидность управления, которое, в свою очередь, является особым видом управления эргатических систем. Его объектом являются организации, структурные подразделения СВФ МЧС России  – организации или социальные системы различного, в том числе и военного назначения. По взглядам современной управленческой науки СВФ МЧС России как организационными системами военного назначения является многомерным, оно носит комплексный характер.

Этим определяется сущность СВФ МЧС России, которая заключается, главным образом, в комплексном единении властного влияния и информационного воздействия субъекта управления (органов управления) на его объект (подчиненные органы управления и войска и их деятельность).

Сегодня Вам будет прочитана лекция «Введение в дисциплину управление повседневной деятельностью органов управления ГОЧС и войск ГО», которая состоит из трех вопросов:

1. Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью.

2. Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России и требования к его подготовке.

3. Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России».

В вопросе «Предмет дисциплины и ее задачи. Основные понятия управления повседневной деятельностью» будут раскрыты предмет дисциплины, квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам, содержание разделов и тем дисциплины.

Во втором вопросе «Роль руководителя в управлении СВФ МЧС России и требования к его подготовке» будут даны понятие: закона, принципа, метода, технологии, процедуры, операции, аспекты: процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания развития и, соответственно, реформирования организации и функционирования субъекта в сфере управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

В третьем вопросе «Требования к подготовке слушателей по дисциплине «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России»» внимание обучающихся будет сконцентрировано на наиболее сложных и узловых понятиях, раскрывающих влияние организации управленческой деятельности на эффективность самой повседневной управленческой деятельности, эффективность управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России, представляющегося в качестве системы, и в качестве процесса и реально проявляющегося во взаимосвязи критериев целенаправленности управления повседневной деятельностью, сложности самой системы управления, времени на выработку решения, доведения задач до исполнителей, получение и оценку результатов их выполнения и, наконец, критерия затрат.

В современных условиях для строительства, реформирования и всесторонней подготовки СВФ МЧС России первостепенное значение приобретает практическая реализация законов и принципов управления, устранение или минимизация издержек в процессе управления повседневной деятельностью и повышение её эффективности.

Для того, чтобы стать действительно руководителем, который в состоянии управлять СВФ МЧС России каждый офицер обязан овладевать наукой управления вообще и управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России в частности, постоянно работать над совершенствованием знаний, умений и навыков в области управления.

Итак, переходим к первому вопросу лекции.


1 учебный вопрос

Предмет дисциплины и ее задачи.

Основные понятия управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

 

Дисциплина «Управление повседневной деятельностью спасательных воинских формирований МЧС России» входит в цикл учебных дисциплин, формирующих профессиональные организационно- управленческие компетенции будущих специалистов по образовательной программе «Государственное муниципальное управление».

Органы управления играют особую роль в деятельности любой организации, т. к. качественное выполнение задач СВФ МЧС России, во многом зависит от управленческой деятельности органов управления этих организаций. Управление повседневной деятельностью постоянно развивается и совершенствуется вместе с развитием науки и техники и его воздействием на совершенствование работы СВФ МЧС России, вбирая в себя и используя новации в научной организации управленческой деятельности (НОУД) и эргономике, используя колоссальные возможности современных средств компьютеризации и коммуникаций. Меняются функции и структура органов управления, характер и способы действий их персонала, состав необходимой документации.

Поэтому предметом изучения в дисциплине является управленческая деятельность в СВФ МЧС России, а именно: ее сущность и содержание; организация и осуществление управленческой деятельности на основе строго определенных принципов с использованием технологий (форм, методов и средств), обеспечивающих достижение ее необходимой эффективности.

Общая задача дисциплины:

в комплексе с дисциплинами ФГОС подготовить слушателей как высококвалифицированных специалистов, обладающих базовыми знаниями и навыками, необходимыми для успешного исполнения функциональных обязанностей по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Главная задача обучения слушателей по дисциплине заключается в формировании компетенций (знаний, умений, навыков и личностных качеств), позволяющих решать задачи по поддержанию высокой готовности СВФ МЧС России к действиям по предназначению, организации и руководства управлением повседневной деятельностью, а также подготовки руководящего состава, населения, ОУ и сил РСЧС и ГО к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Научный подход к организации управления повседневной деятельностью предполагает ее постоянное совершенствование с учетом происходящих изменений в системе управления. Поэтому другая важная задача дисциплиныраскрыть направления этого совершенствования и помочь выработать навыки анализа и рациональной организации управленческой деятельности. Важно также, чтобы слушатели могли взглянуть на проблему организации управления повседневной деятельностью не только с организационно-технических позиций, но и с позиций решения социальных вопросов, создания благоприятных условий для сохранения здоровья персонала, более полного использования его творческих возможностей, повышения престижности и культуры этого вида деятельности.

И, наконец, еще одна задача дисциплины – дать знания о научной организации труда в управлении повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

Овладев знаниями в области научной организации управления повседневной деятельностью, легче реализовывать заложенные в ней резервы и повысить эффективность этой деятельности.

 

В результате изучения дисциплины слушатели должны

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

требования нормативных правовых документов по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России;

порядок организации и управления повседневной деятельностью СВФ МЧС России.

основные организационные и планирующие документы СВФ МЧС России и порядок их разработки;

порядок организации мобилизационной подготовки СВФ МЧС России;

основы готовности СВФ МЧС России к действиям по предназначению;

принципы и порядок комплектования СВФ МЧС России личным составом и техникой;

организацию управления СВФ МЧС России в период нарастания угрозы и при переводе СВФ МЧС России с мирного на военное время;

организацию и управление подготовкой СВФ МЧС России;

организацию и методику проведения КШУ, штабных тренировок, ТСУ в СВФ МЧС России и органах управления РСЧС и ГО.

основные вопросы военно-административного управления в СВФ МЧС России;

основы службы войск и безопасности военной службы СВФ МЧС России.

Уметь:

организовать управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России в различных условиях обстановки;

разрабатывать документы по организации и управлению повседневной деятельностью СВФ МЧС России;

управлять переводом СВФ МЧС России с мирного на военное время;

управлять приведением СВФ МЧС России в готовность к действиям по предназначению в мирное время;

организовать подготовку и проводить основные мероприятия в системе подготовки руководящего состава, населения, органов управления ГОЧС и сил РСЧС и ГО к действиям по предназначению;

грамотно решать вопросы военно-административного управления.

Компетенции обучающегося, формируемые в ходе изучения дисциплины:

общекультурные:

способен применять гуманитарные, языковые и социально-экономические знания в сфере профессиональной деятельности (ОК–1)

способен анализировать и оценивать современную военно-политическую обстановку, общественно-политические явления и социальные процессы в стране и военной организации Российской Федерации (ОК–2)

способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения в других видах деятельности, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности (ОК–3)


Профессиональные:

способен осуществлять планирование, организацию, руководство и контроль при управлении СВФ МЧС России (ПК–1);

способен управлять повседневной деятельностью СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–2);

способен управлять обеспечением повседневной деятельности СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–3);

способен принимать управленческие решения в различных условиях обстановки (ПК–4);

способен управлять работой органов управления СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–5);

способен управлять морально-психологическим состоянием личного состава в интересах решения стоящих задач, руководить военно-педагогическим процессом в воинской части, соединении (войск, сил) (ПК–6);

способен управлять научно-исследовательской деятельностью в СВФ МЧС России (ПК–7);

способен разрабатывать самостоятельно и в составе коллектива документы, регламентирующие деятельность СВФ МЧС России в различных условиях обстановки (ПК–8);

способен проводить научные исследования в рамках профессиональной деятельности (ПК–11);

способен использовать научные методы и современные достижения науки для обоснования решений принимаемых в профессиональной деятельности (ПК–12).

Дисциплина "Управление повседневной деятельностью СВФ МЧС России" является профилирующей дисциплиной курса, преподается совместно с кафедрой "Оперативного управления" в тесной взаимосвязи с другими оперативно-тактическими дисциплинами Академии и состоит из восьми тем (модулей):

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1355.