Особенности компетенции районного суда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Компетенция районных судов в процессуальном законодательстве определяется по остаточному принципу. Это означает, что в указанные суды заявители должны обращаться с любым иском, которые не попадает под категории дел, подсудные мировому суду. Фактически же районные суды рассматривают подавляющее большинство дел, а также выступают в качестве апелляционной инстанции по отношении к мировым судьям. Другими словами, именно в районные суды должны обжаловаться решения, принятые мировыми судами, которые стороны считают неправомерными. Кроме того, районные суды являются федеральными, а мировые – финансируются из бюджета конкретного субъекта нашей страны, что также является значимым различием между данными органами. Обычному заявителю для разрешения вопроса о том, в какой именно суд следует обращаться, достаточно сопоставить собственное требование с перечнем дел, рассматриваемых мировыми судами. Если планируемое требование в этот перечень не попадает, то следует подавать иск в районный суд.

. 82. Охарактеризуйте основные черты производства в суде присяжных. Проанализируйте изменения в законодательстве последних лет, касающиеся подсудности суда присяжных - Производство в суде с участием присяжных заседателей – это усложненная форма судебного производства в суде первой инстанции.

Производство в суде присяжных обладает следующими особенностями:

* Суд присяжных рассматривает дела по ходатайству обвиняемого, отнесенные к подсудности суда уровня субъекта федерации;

* При окончании предварительного следствия с обвинительным заключением обвиняемому разъясняется его право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных;

* Обязательное участие защитника (п. 6 ч. 1 ст. 51);

* Стадия подготовки дела к судебному заседанию имеет форму предварительного слушания, на котором обвиняемый подтверждает свое ходатайство и определяется количество кандидатов в присяжные. На этой стадии формируется предварительный список присяжных;

* Подготовительная часть судебного заседания дополняется этапом формирования коллегии присяжных заседателей (12 комплектных и двух запасных) путем отстранения кандидатов в присяжные председательствующим, самоотводов, немотивированных и мотивированных отводов, случайной выборки;

* Судебное следствие перед присяжными ограничено кругом обстоятельств, необходимых для решения вопроса о виновности. Запрещено исследовать вопросы, имеющие отношение к назначению наказания, к допустимости доказательств, а также факты, способные вызвать предубеждение в отношении подсудимого (прежняя судимость, признание хроническим наркоманом и др.);

* Прения сторон проводятся в пределах вопросов, составляющих компетенцию присяжных: доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления, а также заслуживает ли он снисхождения;

* Возникают новые этапы: постановки вопросов присяжным, напутственное слово председательствующего, вынесение и провозглашение вердикта присяжными; обсуждение последствий вердикта путем проведения судебного следствия, прений сторон и последнего слова подсудимого;

* Приговор выносится на основе вердикта присяжных и им мотивируется, поэтому в приговоре не содержится анализ доказательств о виновности. Такой приговор не может быть пересмотрен в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

аконодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

77.Охарактеризуйте особенности производства в отношении отдельных категорий лиц. Раскройте понятие процессуальных иммунитетов и обоснуйте возможность их предоставления с точки зрения принципов уголовного процесса- Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц- особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли руководителя следственного органа, коллегии судей (или судьи), квалификационной коллегии судей, в том числе органов законодательной власти России, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан вст. 447УПК, и направлении уголовного дела в суд для признания их виновными и определения им наказания.

Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию. В основу этого перечня законом положены должностное положение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус.

Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц применяется в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия;

3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;

4) Уполномоченного по правам человека в РФ;

5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными гл. 52УПК(ст. 447).

Основной задачей рассматриваемого производства является государственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных и иных функций.

Значение рассматриваемого производства заключается в следующем.

Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447УПК, от незаконного и необоснованного возбуждения, расследования и судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Во-вторых, наличие этого производства обеспечивает соответствующим лицам возможность надлежащего выполнения своих должностных обязанностей или процессуальных функций, возложенных на них действующим законом.

В-третьих, это особое производство препятствует использованию уголовного процесса в качестве незаконного средства воздействия (давления) на перечисленные категории лиц с целью добиться совершения ими действий или принятия решений вопреки их должностному и иному долгу и выполняемым функциям. Принципы уголовного процесса — обусловленные общественным развитием исходные правовые положения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают природу, сущность, содержание уголовного судопроизводства и лежат в основе организации и функционирования стадий, особых производств и всех уголовно-процессуальных институтов. Под иммунитетами в уголовном судопроизводстве следует понимать определенные ограничения, связанные с возможностью получения интересующих органы следствия и суда сведений от установленной законодательством категории граждан ( в ряде случаев и организаций), а также регламентирующих особый порядок расследования совершенных такими лицами преступлений.

Условно иммунитеты можно разделить на три вида:

· Свидетельский иммунитет;

· Иммунитеты, связанные с особым порядком расследования: с возбуждением уголовного дела, предъявлением обвинения, применением мер пресечения, производством отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направлением дела в суд;

· Иммунитеты, обусловленные установленной законодательством регламентацией отдельных видов тайн.

Так, закон устанавливает круг лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей (потерпевших). В теории процесса этот правовой институт получил название "свидетельского иммунитета". Существуют различные основания к его установлению.

77Раскройте основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Назовите основные реквизиты запроса о правовой помощи. Охарактеризуйте значение экстрадиции с точки зрения назначения уголовного процесса- При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:

1) правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных государств со стороны соответствующих российских органов;

2) правила обращения за помощью к российским правоохранительным органам со стороны соответствующих органов иностранных государств.

В первом случае правила определяют, что обращение за правовой помощью по конкретному уголовному делу (запрос о производстве процессуальных действий) должно быть оформлено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 4 ст. 453 и ст. 454 УПК РФ.

Еще одна форма сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства – выдача (экстрадиция) лиц для уголовного преследования или отбывания наказания.

При усвоении современных процессуальных правил реализации данной формы сотрудничества следует иметь в виду, что их содержание в определенной мере зависит от того, откуда исходит запрос о выдаче и каковы его цели. С учетом этого такие правила подразделяются на две группы:

 

1) правила, регламентирующие направление запросов о выдаче соответствующими органами иностранных государств лиц для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями либо для отбывания наказания, назначенного им приговорами российских судов;

2) правила, регламентирующие исполнение запросов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, о выдаче лиц, находящихся на территории Российской Федерации, для их уголовного преследования в связи с совершенными преступлениями или для отбывания наказаний, назначенных приговорами судов иностранных государств.

Если иностранец, находясь на территории чужого государства, совершает преступление, то в отношении него выносится обвинительный приговор, и наказание приводится в исполнение. В соответствии с практикой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства у такого лица при наличии соответствующих международных договоров или обязательств, даваемых на основе принципа взаимности, может возникнуть право на передачу его для отбывания наказания в то государство, гражданином которого оно является.

Основанием для передачи с целью отбывания наказания из России в иностранное государство либо наоборот может служить лишь судебное решение, вынесенное в соответствии с международным договором Российской Федерации или письменным обязательством, основанным на принципе взаимности, и по результатам рассмотрения (ст. 469 УПК РФ):

1) представления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции;

2) обращения осужденного или его представителя;

3) обращения компетентного органа иностранного государства.

Постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства обращается к исполнению в порядке, установленном ст. 393 УПК РФ для обращения к исполнению приговоров и иных решений российских судов.

1) наименовании органа, от которого исходит запрос;

2) наименовании и месте нахождения органа, в адрес которого направляется запрос о правовой помощи;

3) наименовании дела и характере (содержании) запроса о правовой помощи;

4) лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, роде занятий, месте жительства или пребывания, а для юридических лиц - об их наименовании и месте нахождения;

5) подлежащих выяснению по уголовному делу обстоятельствах;

6) запрашиваемых документах и предметах, вещественных и других доказательствах;

7) фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации, тексте соответствующей статьи уголовного закона, а при необходимости - о характере и размере вреда, причиненного данным преступлением.

Экстрадиция» - принудительное возвращение данной личности своему суверену (раньше). В современной интерпретации экстрадиция является синонимом выдачи обвиняемого гос-ву, заинтересованному в привлечении его к уголовной ответственности. Таким образом, выдача и экстрадиция могут рассматриваться как синонимы.

В настоящее время остро стоит вопрос об обеспечении безопасности общества от преступных посягательств. Решение данного вопроса важно не только на национальном уровне, но и на межгосударственном. Государство не может обеспечить эффективную борьбу с преступностью без международного сотрудничества, так как преступления могут совершаться в пределах ее территории не только российскими, но и иностранными гражданами. Россия, являясь членом мирового сообщества, для обеспечения безопасности своего общества, подписала ряд международных договоров, определяющих основные параметры правового сотрудничества. В том числе и договоры, основное содержание которых направлено на урегулирование отношений между странами в области осуществления экстрадиции преступника. В настоящее время преступность приобретает все новые формы, усиливается ее корыстная направленность, все больше преступлений совершается с участием международных связей, увеличивается количество международных преступных группировок, в которых участвуют и российские граждане. Следует отметить, что растет число лиц, совершивших преступления разной категории, пытающихся скрыться от правоохранительных органов, избежать наказание либо продолжить свою преступную деятельность уже находясь за пределами государства, в котором было совершено предыдущее преступление. Без международного сотрудничества выявление таких преступников, пресечение их деятельности и привлечение к уголовной ответственности было бы проблематично. Неурегулированность данного вопроса могла бы привести к межгосударственным конфликтам, имеющим не только политический, но и общественный характер. Поэтому сейчас большинство развитых стран модернизируют систему международного сотрудничества, переносят основные принципы и нормы, касающиеся выдачи лица, совершившего преступление, в национальное уголовное законодательство, стараются согласовать действия правоохранительных органов своего государства с действиями аналогичных органов других государств. Что касается России, то данный вопрос плохо урегулирован в системе национального судопроизводства. Правоохранительные органы Российской Федерации не обладают полномочиями, которые позволяют им производить международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства.

 

< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >

 

 
 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.