25. Начальники учреждений и органов УИС производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов УИС, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов УИС иными лицами.
26. При поступлении сообщения о совершенном или готовящемся преступлении дежурный по учреждению или органу УИС принимает меры к его немедленной проверке (прибытие на место происшествия, к предотвращению и пресечению преступления, принятию мер по обеспечению сохранности следов возможного преступления, проведению оперативно-разыскных мероприятий по установлению и задержанию с поличным или “по горячим следам” лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, получению объяснений или производству других проверочных действий). О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах должно быть в максимально короткий срок доложено соответствующему руководителю учреждения или органа УИС для организации дальнейшей проверки этого сообщения.
В тех случаях, когда требуется проведение ревизии, медицинских или других специальных исследований, решения принимаются по их окончании.
27. В случае получения сообщения о преступлении, опубликованного и распространенного в средствах массовой информации, по поручению прокурора начальником учреждения или органа УИС проводится проверка. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
28. При поступлении письменного сообщения должностного лица о факте, ранее зарегистрированном на основании сообщения по техническим каналам связи, при получении письменного заявления или сообщения гражданина по факту, проверяемому по его устному сообщению, и т.д. в регистрационных документах делается отметка об изменении формы поступления информации. Если признаки преступления обнаружены в процессе рассмотрения другой информации, а также при проведении неотложных следственных действий или выполнении своих служебных обязанностей сотрудником учреждения или органа УИС, который их выявил, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления или берется заявление от гражданина, которое учитывается в соответствии с требованиями настоящей инструкции и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
29. Поступившая в дежурную часть учреждения или органа УИС информация о преступлениях и происшествиях после ее регистрации незамедлительно докладывается начальнику учреждения или органа УИС. По каждому заявлению или сообщению о преступлениях и происшествиях начальник учреждения или органа УИС (или лицо, его замещающее) обязан дать письменные указания конкретным исполнителям о рассмотрении их в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и настоящей Инструкции.
30. Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. 144 и 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности. Фактический срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в обязательном порядке фиксируется в регистрационных книгах и журналах. Дежурный по учреждению или органу УИС составляет рапорт с указанием списка неразрешенной информации, срок рассмотрения которой истек на день дежурства, и передает его начальнику или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер.
31. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания дознаватель, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении, а в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть в течение суток направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы. По сообщениям о преступлениях, требующим неотложного реагирования, информация, содержащаяся в сообщении, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам экстренной связи. Сообщения о преступлениях, направленные по подследственности, снимаются с учета в учреждении или органе УИС, их направившем.
). 52.Раскройте процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Выделите особенности возбуждения дел частно-публичного и частного обвинения- Порядок возбуждения дела складывается из трех основных этапов:
1) Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. В нем указываются: дата, место и время его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения дела; уголовно-правовая квалификация преступления.
2) О возбуждении дела незамедлительно уведомляются прокурор, заявитель и подозреваемый. Прокурору направляется копия постановления о возбуждении дела.
3. Прокурор проверяет законность и обоснованность возбуждения уголовного дела. Он вправе истребовать материалы проверки (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК) и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела.
Возбуждение уголовных дел частного обвинения производится путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, который выносит постановление о принятии заявления к своему производству. Дела частного обвинения (совершенные без квалифицирующих признаков побои, оскорбление и др. перечисленые в ч. 2 ст. 20 УПК) подлежат обязательному прекращению при примирении частного обвинителя с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату.
Для возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения обязательным поводом является заявление потерпевшего или его законного представителя, однако его примирение с обвиняемым уже не влечет автоматическое прекращение дела. Перечень дел частно-публичного обвинения дан в ч. 3 ст. 20 УПК (изнасилование без квалифицированных признаков, нарушение неприкосновенности частной жизни).
Если потерпевший не может сам защищать свои права (в силу зависимого, беспомощного состояния), то уголовное дело возбуждается в общем порядке.
53.Раскройте основания и процессуальный порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Назовите отличия отказа в возбуждении дела и отказа от уголовного преследования- Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является достоверное установление с помощью уголовно-процессуальных доказательств одного из следующих обстоятельств (ст. 24 УПК):
1) отсутствия события преступления (самого преступного деяния);
2) отсутствие в деянии состава преступления, когда проверяемое событие (деяние) было, однако оно не является преступным.
3) истечения сроков давности уголовного преследования, установленных УК РФ.
4) смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.
5) отсутствия заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (по делам частного и частно-публичного обвинения).
6) отсутствия заключения суда, либо согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом.
Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела включает в себя:
* вынесение мотивированного постановления;
* рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении;
* опубликование сведений о принятом решении в том средстве массовой информации, по материалам которого проводилась проверка;
* направление копии постановления заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения;
* разъяснение заинтересованным лицам их права обжаловать данное решение прокурору, руководителю следственного органа или в суд.
Главный смысл и новизна комментируемой статьизаключаются в различии оснований для прекращениявсего производства по уголовному делуи случаев (оснований) прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица, иначе говоря - прекращения обвинения (подозрения) в инкриминируемом преступлении. Производство по уголовному делу прекращается целиком, полностью лишь в случаях, когда уголовное преследование кого-либо вообще не начиналось, т.е. в деле нет ни обвиняемого, ни подозреваемого, или же уголовное преследование в отношении всех без исключения обвиняемых и подозреваемых прекращено на законном основании, независимо от того, каком именно.
2. Первым основанием прекращения уголовного преследования в отношении данного лица названа непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления(пункт 1 части первой статьи 27УПК). В наиболее распространенном варианте такая формулировка означает, что преступление совершил не тот, кто подвергался уголовному преследованию, а кто-то другой (установленная непричастность).
Уголовное преследование прекращается также вследствие акта амнистии. подлежит прекращению также при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговорапо тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению . так же истечение сроков давности
54.Дайте общую характеристику стадии предварительного расследования раскройте ее понятие, задачи, содержание, значение. Выделите отличия в структуре данной стадии при производстве предварительного следствия и дознания- Предварительное расследование — это стадия уголовного судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях
Расследование именуется предварительным, поскольку оно, являясь досудебной стадией, предшествует судебному разбирательству уголовного дела. Все выводы дознавателя или следователя о событии преступления, о виновности лица и о других имеющих значение для дела обстоятельствах носят предварительный характер и в последующем судебном производстве являются лишь позицией стороны обвинения. Следовательно, в дальнейшем они подлежат всесторонней проверке и оценке судом в равной степени с доводами защиты.
Вместе с тем если в ходе предварительного расследования появятся основания для прекращения уголовного дела (ст. 24-28 УПК), то такое решение дознаватель или следователь могут принять и самостоятельно (в некоторых случаях — с согласия руководителя следственного органа или прокурора), т. е. без передачи дела в суд.
Формы производства предварительного расследования:
·
Задачи предварительного расследования:
Помимо указанных задач предварительного расследования законодатель обязывает органы дознания и следователя разрешать и некоторые другие. К ним, в частности, относятся:
Содержание предварительного расследования
Содержание предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия, а также решения органов дознания и предварительного следствия, направленные на достижение задач. В предусмотренных законом случаях в содержание предварительного расследования включаются также решения, принимаемые прокурором в порядке прокурорского надзора (например, ч. 1 ст. 214 УПК), судом - в порядке судебного контроля (например, ч. 4 ст. 165 УПК).
К содержанию предварительного расследования относятся:
В содержание предварительного расследования входят и правоотношения участников уголовного процесса и государственных органов, в которых реализуются права подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего и других участников (например, заявление ходатайств, направление жалоб, а также их рассмотрение и разрешение органами дознания, предварительного следствия, прокурором и судом).
Предварительное расследование не характерно для частного уголовного преследования, где бремя изобличения обвиняемого в совершении преступления ложится на частных лиц — потерпевшего и (или) его представителя. Характер преступлений, производство пр которым ведется в порядке частного обвинения, предполагает, что обвинитель уже изначально располагает достаточными сведениями, чтобы сформулировать свою позицию для последующего судебного разбирательства. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 318 УПК заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения подается непосредственно в суд. Если же потерпевший в установленных законом случаях (ч. 4 ст. 20 УПК) не способен самостоятельно сформулировать свою позицию обвинения, то эту обязанность берет на себя государство, а производство по такому делу осуществляется в публичном порядке, в том числе проводится и предварительное расследование.
Таким образом, предварительное расследование проводится только при необходимости формирования позиции государственного обвинения, т.е. в рамках публичного или частно-публичного уголовного преследования.
Значение стадии предварительного расследования:
В рамках осуществления этого этапа уголовно-процессуальной деятельности государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, формулируют условия той «процессуальной задачи», которая впоследствии подлежит разрешению посредством правосудия.
Предварительное расследование не имеет своей «самоцелью» привлечение лица к уголовной ответственности в любом случае и любым способом независимо от конкретных обстоятельств уголовного дела.
Предварительное расследование носит сугубо процессуальный характер и осуществляется исходя из назначения уголовного судопроизводства, а также при точном и неукоснительном соблюдении всех его принципов. Поэтому формирование позиции государственного обвинения допускается только на основе достаточной совокупности надлежащим образом собранных, проверенных и оцененных доказательств. В противном случае государство в лице дознавателя или следователя обязано отказаться от дальнейшего осуществления предварительного расследования и прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении конкретного лица.
Наиболее широкими полномочиями в рамках предварительного расследования обладают орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного отдела и прокурор. Важно подчеркнуть, что определенными процессуальными полномочиями контролирующего характера в данной стадии наделен суд.
. 55.Перечислите и кратко охарактеризуйте общие условия производства предварительного расследования. Поясните, каково их значение в процессуальной деятельности- Общие условия предварительного расследования — правовые положения (требования) организационно-правового характера, выражающие наиболее важные и специфические черты расследования и обеспечивающие эффективную деятельность по установлению истины.
В уголовно-процессуальном законе речь идет об общих условиях предварительного следствия. Однако в подавляющем большинстве случаев они распространяют свое действие и на дознание в силу ст. 120 УПК, указывающей на то, что при производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия.
К общим условиям предварительного расследования относятся следующие положения.
1. Соблюдение правил подследственности. 2. Процессуальная самостоятельность следователя 3. Индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел. 4. Своевременное начало производства предварительного расследования (ст. 129 УПК).
Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Орган дознания и следователь обязаны немедленно приступить к расследованию по возбужденным ими или переданным им делам.
5. Сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании преступлений 6. Соблюдение сроков предварительного расследования (ст. 121 и 133 УПК).
7. Привлечение к участию в расследовании заинтересованных и иных лиц 8. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования 9. Обязательность установления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению (ст. 140 УПК).
10. Обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела
11. Соблюдение порядка и формы досудебной подготовки материалов (ст. 141-142 УПК и др.).
12. Использование специальных познаний и научно-технических средств
56.Раскройте понятие подследственности. Охарактеризуйте различные виды подследственности, приведите примеры. Поясните, каково значение определения подследственности в процессуальной деятельности- Подследственность уголовного дела — это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности:
а) предметную (родовую);
б) территориальную (местную);
в) персональную (личную);
г) альтернативную;
д) по связи дел.
Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.
Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.
Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б»и«в»ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями Следственного комитета.
Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т.е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.
Подследственность по связи дел установлена ч. 6 ст. 151 УПК. В соответствии с ней расследование ряда уголовных дел (например некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело. Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству.
57.Назовите формы предварительного расследования и дайте их сравнительную характеристику. Проанализируйте, какая форма является основной. Ответ обоснуйте- Предварительное следствие— это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после сод
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)
В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
1. Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
2. Самостоятельного института уголовно-процессуального права;
3. Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
. 58.Охарактеризуйте содержание процессуальных институтов соединения и выделения уголовных дел, основания и процессуальный порядок их применения. Назовите отличия выделения материалов уголовного дела от выделения уголовного дела- в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:
1. нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
2. одного лица, совершившего несколько преступлений;
3. лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.
Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Соединение уголовных дел производится:
·
· находящихся в производстве следователя - на основании постановления руководителя следственного органа;
· находящихся в производстве дознавателя - на основании постановления прокурора.
· подследственных разным органам предварительного расследования - руководителем следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности (в случае, если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор).
При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.