2. Показатели и критерии оценки результатов освоения дисциплины социология / направления 38.03.01 «Экономика»
Результаты освоения УД/М (код и наименование) | Показатель выполнения | Критерии оценки | Шкала оценивания |
Социология | экзамен | По пятибалльной системе, предусмотренной требованиями и критериями вуза | 2 - наличие существенных (грубых) ошибок в ответах, демонстрация обучающимся частичных знаний по пройденной программе. Слабое знание или отсутствие знаний по истории социологических учений, слабое знание понятийного аппарата; 3 - наличие несущественных ошибок в ответе, не исправляемых обучающимся, слабое знание понятийного аппарата социологии, незнание или слабое знание правовых аспектов социальной жизни общества. 4 - наличие несущественных ошибок, уверенно исправляемых обучающимся после дополнительных и наводящих вопросов; демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы; четкое изложение учебного материала; 5 - воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности; демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно рекомендованной литературы; грамотное и логически стройное изложение материала при ответе; приведение примеров, аналогий, фактов из практического опыта. |
3. Типовые задания
Результаты освоения УД/М (код и наименование) | Тип задания | Форма контроля |
Социология | Опрос | Оценка выставляется по традиционной шкале оценивания с учетом знания студентом фактического материала (социологической терминологии, социологических фактов, знание различных подходов к изучению социологии) |
Дискуссия | Оценка студенту за умение аргументировано обосновывать свою точку зрения с учетом принципа объективизма и общей культуры участников дискуссии | |
Тестовые задания | 20 тестовых заданий за 30 минут, один из которых представляет собой вопрос на знание основных проблем социологии: 25-30 – «отлично», 20-24 – «хорошо», 15-19 тестовых – «удовлетворительно». | |
Доклад-сообщение | Оценка студенту за самостоятельность и наличия авторского текста (включая обобщение, систематизация, анализ материала и выводы) более 50% -«5», 40% - «4», 30-20% - «3», отсутствие авторского материала в сообщении – «2». | |
Коллоквиум | Работа ориентирована на работу с социологическими материалами, относящимися к различным разделам социологии. В ходе семинара студенты отвечают на вопросы, предложенные для разбора изучаемых проблем. |
4. Методические материалы
Семинарские занятия.
Семинар – это форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного активного общения, в процессе выступления учащихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера, прививаются методологические и практические умения и навыки учащимся.
Цель семинара – стимулировать активность студентов, повысить интерес к предмету, систематизировать, углубить и обобщить знания, расширить кругозор, совершенствовать умения и навыки, применять, использовать, переносить усвоенные знания и умения в среду самостоятельной деятельности; кроме того, на семинарских занятиях студенты обучаются культуре полемики, построению аргументированного выступления. Важной часть семинара по предмету «Социология» является повторение и закрепление знания специальных социологических терминов, материалов изложенных в научной литературе, данных статистики, социологических опросов и исследований.
Как и в учебном процессе в целом, основной ведущей функцией семинара является познавательная функция.
Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных социологических проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекавшие ранее внимания студентов.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение теоретического богатства, формирование познаний в области политической культуры и философского мировоззрения, соответствия их современным эстетическим критериям. Необходимо опираться на то обстоятельство, что студент уже имеет свой жизненный опыт, что позволяет ему опереться на личное участие в тех или иных мероприятиях социологического характера (например, участие во Всеобщей переписи населения, социологических опросах).
Функция контроля за содержательностью и систематичностью самостоятельной работы – является вспомогательной к вышеназванным функциям. На семинаре преподаватель имеет возможность оценивать уровень подготовленности и работы каждого студента в отдельности и группы в целом, и реагировать на негативные стороны в освоении дисциплины.
Формы проведения семинаров:
Выбор формы семинарского занятия по дисциплине «Социология» зависит от ряда факторов:
· Содержание темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий;
· Уровень подготовленности, организованности и работоспособности конкретной студенческой группы;
· Опыт использования различных семинарских форм на предыдущих занятиях.
· Особенности памятников социологической мысли, применяемых на различных занятиях.
В практике семинарских занятий по дисциплине «Социология» можно выделить ряд форм:
· Семинар-обсуждение наиболее важных исторических проблем развития социологии и социологической мысли, различных эпох и периодов Отечественной и Всемирной истории;
· Семинар – работа, которого ориентирована на работу студентов со статистическими и аналитическими материалами по социологии;
· Тестирование.
Методика проведения семинарского занятия:
1. Определение цели, комплекса задач (методических, дидактических, воспитательных).
2. Отбор материала (оптимальное соотношение изученного и нового – должен быть посильным и вызывать интерес).
3. Подбор литературы и средств наглядности.
4. Составление плана семинара.
5. Определение формы записей студентов в ходе занятия.
6. Продумать организацию и стиль проведения, а также воспитательный момент и способ «разрядки».
Структура семинарского занятия:
1. Организационная часть (Сообщение темы, цели, задач, плана. Перечисление литературных источников).
2. Подготовительная часть (Повторение основных вопросов предыдущей лекции. Подготовка или самоподготовка учащихся по вопросам семинара).
3. Семинарское занятие (Проводится в любой форме; учебный материал обязательно рассматривается в различных аспектах и связях).
4. Контролирующая часть семинара (Контрольно-корректирующая проверка. Проверка основных знаний и умений по теме – памятники культуры, имена авторов, влияние событий эпохи на формирование памятников культуры).
5. Заключительная часть семинара (Подведение итогов работы на семинаре, оценивание работы учащихся, запись домашнего задания).
2. Этапы проведения семинара:
1. Подготовительный этап:
• Формулирование темы и проблемных вопросов для подготовки устного ответа с дифференциацией по уровню сложности;
• Предоставление дополнительного списка литературы;
• Постановка целей и задач занятия;
• Разработка структуры занятия;
• Консультация по ходу проведения занятия.
2. Самостоятельная подготовка студентов к семинару с письменным заданием (домашнее задание, дополнительные вопросы для самостоятельного изучения).
3. Начало занятия:
• Обзор основных вопросов занятия.
4. Этап опроса студентов по пройденной теме или разделу:
• Преподаватель поясняет студентам суть вопроса, основные подтемы необходимые для освещения в ответе студента, критерии оценивания ответа;
• По ходу выступления студента преподаватель может делать реплики и корректирующие замечания, давая, при этом возможность студенту полностью раскрыть поставленный вопрос;
• По истечению времени, отведенного на ответ, либо по окончании студентом своего ответа, преподаватель предлагает студенту ответить на дополнительные вопросы. Важной частью работы преподавателя в данном случае является формулирование им вопросов, направленных на диалектическое восприятие информации, представления студентом многоплановости и неоднородности исторических событий и связанных с этим этапов развития политики. При необходимости, в опросе могут принять участие и другие студенты группы, что создает элемент дискуссии.
Итог.
• Преподаватель подводит итоги выступления студентов с ответами, выявляет их сильные и слабые стороны, дает общее резюмирование ответов;
• Преподаватель выделяет наиболее грамотные и корректные ответы студентов и выставляет оценки.
II. Тема дискуссии: «Особенности социальной психологии».
Вопросы, выносимые на дискуссию:
1. Социальная среда.
2. Роль социальных контактов в формировании социальных групп и институтов.
3. Природа социального. Социальное действие и взаимодействие.
4. Виды социальных взаимодействий.
Критерии оценки семинара:
Оценка «5»
• глубокое и прочное усвоение материала темы или раздела;
• полные, последовательные, грамотные, логически излагаемые аргументированные ответы;
• демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы и дополнительно рекомендованной литературы;
• воспроизведение учебного материала с требуемой степенью точности.
Оценка «4»
• наличие несущественных ошибок, не достаточно аргументированные ответы;
• демонстрация обучающимся знаний в объеме пройденной программы;
• четкое изложение учебного материала.
Оценка «3»
• наличие несущественных ошибок в ответе, отсутствие аргументации, но достаточно грамотное и логичное изложение;
• демонстрация обучающимся не достаточно полных знаний по пройденной программе, отсутствие аргументации;
• не структурированное, не грамотное и нелогичное изложение учебного материала при ответе.
Оценка «2»
· не знание материала темы или раздела;
· при ответе возникли серьезные ошибки, показывающие слабые знания студента в изучаемой проблеме.
2. Семинар – дискуссия (работа студентов с социологическими материалами в рамках изучаемой темы):
Семинар-дискуссия на основании документов, позволяет достаточно глубоко познакомить студентов с материалами памятников изучаемой эпохи, провести работу над анализом документов, провести дискуссию по вопросу сущности и особенностей изученного документа. имеет ряд достоинств.
Порядок ведения семинара-обсуждения:
· Работа над первоисточниками в рамках социологии;
· Вопросы к выступающему (выступающим);
· Обсуждение ответа, выявление различные точек зрения на предложенную информацию;
· Заключение и оценивание преподавателем выступления докладчика (докладчиков) и дополнений студентов группы.
Перечень требований к анализу социологического документа:
· Грамотный анализ политологического материала;
· Раскрытие сущности проблем заложенных в источнике;
· Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Перечень требований к работе с практическими заданиями «кейсами» по социологии:
· Распределение студентов на группы для работы с заданиями «кейсами».
· Внимательное ознакомление студентов с заданием «кейса».
Обязательным требованием к студенту-докладчику является умение сжато изложить основные положения доклада (студент должен уметь составлять план выступления). Очень важна самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, т.е. – умение рассматривать примеры или факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность и содержательное использование понятий и терминов.
Материал должен излагаться свободно, без прикованности к конспекту. С первых же занятий надо убедить студентов, что простой пересказ лекций и учебных пособий – работа «в холостую» и творческая атмосфера на семинаре зависит от содержания доклада, его новизны, постановки в нем дискуссионных острых вопросов. Такие доклады вызывают желание слушателей высказать свое мнение и принять участие в обсуждении.
Реферат, доклад
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.