IPO и особенности его проведения в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема IPO (Initial Public Offering) является достаточно новой для российского рынка. В классическом понимании IPO – это первичное публичное размещение, когда компания впервые выпускает свои акции на рынок и покупает их широкий круг институциональных и частных инвесторов. В России это понятие трактуется более широко, причисляется к нему и вторичное размещение на рынке значительного пакета акций через механизм публичного размещения:

– частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing , private offering);

– размещение компанией, чьи акции уже продаются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке, так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (публичная продажа крупного пакета действующих акционеров – secondary public offering);

– прямые публичные размещения от эмитента и силами эмитента напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок (direct public offering).

Основные цели IPO:

– привлечение капитала в компанию, т.к. проведение IPO позволяет компании получить доступ к капиталу гораздо большего круга инвесторов;

– наличие акций, торгуемых на рынке капитала, дает наиболее объективную оценку стоимости компании;

– акционеры компании получают возможность продать все или часть своих акций и тем самым капитализировать ожидаемые будущие доходы компании;

– ликвидность капитала акционеров после проведения IPO резко повышается, например, банки гораздо охотнее выдают кредиты под залог котируемых акций;

– наличие большого количества инвесторов после проведения IPO служит в некоторой степени защитой от противоправных действий государства и потенциальных рейдеров.

Этапы IPO:

1. предварительный этап: эмитент критически анализирует свое финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную и финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности; по результатам анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала;

2. подготовительный этап:

– подбирается команда участников IPO, выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация IPO;

– принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права покупки) и составляются формальные документы (проспект эмиссии ценных бумаг);

– создается Инвестиционный меморандум – документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.);

– запускается рекламная кампания, в т.ч. road-show («гастроли») с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам;

3. основной этап: происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг; прайсинг, т.е. определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения);

4. завершающий этап: начало обращения ценных бумаг и окончательная оценка эффективности состоявшегося IPO.

В настоящее время возможность проведения IPO рассматривает все больше российских компаний, по своему уровню отвечающие некоторым обязательным требованиям рынка ценных бумаг. В частности, они имеют устойчивую позицию на рынке, достаточный размер бизнеса, рентабельность не ниже средней по отрасли, современную организацию управления, финансовую отчетность по международным стандартам, и, не в последнюю очередь, четкую стратегию развития.

Следует выделить две основные особенности IPO российских компаний. Первая заключается в том, что развитие компаний-эмитентов и всего российского рынка подошло к такому уровню, когда стало насущной необходимостью диверсификация источников финансирования, а также увеличения роли долевого инвестирования, в том числе через механизм публичного размещения акций. Вторая особенность состоит в том, что в последнее время самые громкие размещения российских акций имели место на западных площадках. Это вызывает некую цепную реакцию, подогревая интерес российских эмитентов к размещению акций за рубежом.

Первичные размещения акций отечественных компаний, как известно, имеют двадцатилетнюю историю. Однако за период 2004-2005 гг. IPO российских АО демонстрирует особенно бурный рост, повторяя таким образом тенденции «бычьего» периода западного рынка 1995-2000 гг. К сведению: в рекордном 2000 г. на волне стремительного развития компаний информационно-технологического сектора на мировой рынок первичных размещений ворвалось порядка 2000 компаний, которые привлекли в общей сложности более 200 млрд. долл. Затем наступивший спад, продолжавшийся вплоть до 2004 г., позволил провести IPO на рынках США и Европы только 300 компаниям, которые привлекли около 60 млрд. долл.

Сегодня индустрия IPO развивается в различных странах по-разному. Активность рынка публичных размещений во многом определяется моделью инвестиционной деятельности и традициями построения финансовой системы конкретной страны. Так, в США, Великобритании, Канаде и др. странах, где упор делается на фондовый рынок как основной источник инвестирования в экономику, осуществляется основная часть первичных размещений. На эти рынки устремляются развивающиеся страны, в частности КНР, Южная Корея, Бразилия, и Россия в том числе.

В 2006 году в мире было проведено 1729 IPO на сумму 247 млрд. долл. Крупнейшее IPO в 2010 году провел китайский банк ABC, который привлек 22,1 млрд. долл., однако новый рекорд был установлен китайской компанией Alibaba.

Российские компании используют позитивных опыт зарубежных стран в привлечении дополнительных инвестиций через механизм IPO, который намного дешевле банковского кредитования. Подстегиваемые экономическим ростом в стране, снижением доли собственных заимствований, усилением конкуренции на отечественных и западных площадках, они заметно активизировались после 2000 года.

Первой российской компанией, разместившей в 1997 году свои акции на NYSE, стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка «Билайн».

В 2004-2007 гг. в России наблюдался взрывной рост количества IPO. За это время свои акции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ» и др. В 2006 году состоялось проведение рекордного IPO государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд. долл.).

Кризис 2008 года внес свои коррективы в историю российских IPO. В 2008-2099 гг. планировалось провести примерно по 50 размещений, однако большинство из них не состоялось по причине резкого падения рынка. Рынок IPO России начал восстанавливаться после кризиса только в 2010 году. В 2011 году состоялось IPO Российской интернет-компании «Яндекс», в ходе первой торговой сессии на американской бирже NASDAQ ее акции прибавили в цене 55,4 %. В 2012-2013 гг. было проведено по 4 IPO.

Тем не менее, по мнению специалистов, индустрия IPO в России развивается достаточно медленно. Причин несколько: во-первых, неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг, проблемы защиты прав собственности. К примеру, существенно затрудняет проведение IPO имеющееся преимущественное право действующих акционеров по выкупу акций новой эмиссии, которое действует 45 дней с момента регистрации проспекта эмиссии;

во-вторых, слабое развитие инфраструктуры фондового рынка. На мировых рынках основными инвесторами в IPO являются институциональные инвесторы, в том числе пенсионные, паевые и страховые фонды. В России ход пенсионной реформы таков, что не оставляет надежд на приход пенсионных денег на рынок IPO;

в-третьих, отсутствие единой системы учета прав на ценные бумаги. Так, до сих пор не создан Центральный депозитарий, осуществляющий учет и хранение ценных бумаг и естественно, обеспечивающий надежную защиту прав акционеров;

в-четвертых, низкий объем бумаг, находящихся в свободном обращении. Согласно исследованиям по восьми крупнейшим корпорациям России этот показатель в среднем не превышает 12 %, а по рынку в целом находится в пределах 25–30 %;

в-пятых, чрезмерная концентрация оборота ценных бумаг. Сегодня 98 % всех сделок на организованном рынке акций приходится на 10 крупнейших эмитентов.

Несмотря на существующие проблемы IPO на российском рынке, думается, что эта технология будет активно развиваться и обеспечит значительные инвестиционные поступления в российскую экономику.

Секьюритизация

Секьюритизация является достаточно новым инструментом на рынке ценных бумаг не только России, но и мира. Секьюритизацию можно представить как форму привлечения средств за счет выпуска ценных бумаг, которые обеспечены активами предприятий и организаций, мировых корпораций. Секьюритизация приносит стабильный доход благодаря получаемым процентам, дивидендам и прочим видам прибыли.

Предметом оборота ценных бумаг, которые зачастую являются кредитными, выступают ипотечные займы, кредиты на покупку автомобиля, лизинговые кредиты, ценные бумаги, дающие право на коммерческие операции с коммерческой недвижимостью, и прочие. Основное условие приобретения клиентами таких бумаг – своевременный возврат средств с процентами.

Секьюритизация как технология привлечения денег родилась и получила первоначальное широкое развитие в США (оборот более 3 млрд. долл.), затем распространилась по миру. Однако она до сих пор не имеет серьезных систем безопасности, отработанной законной базы в странах Европы.

В России в последние годы секьюритизация развивается достаточно быстрыми темпами, в частности, прошла секьюритизация финансовых активов таких компаний, как «Газпром», «Собинбанк», «Альфа-Банк», «Русский стандарт», «Банк Москвы», «МДМ Банк», «ДельтаКредит», «Международный Московский Банк», «Юниаструм».

Наибольшую выгоду секьюритизация приносит кредитным организациям (банкам) коммерческой направленности, которые крупными однородными портфелями кредитов. Активно используют данный финансовый инструмент лизинговые компании, фонды недвижимости и девелоперы, разрабатывающие и внедряющие новые стратегии, а также занимающиеся введением в эксплуатацию крупных объектов недвижимости.

Секьюритизация достаточно может использоваться как инструмент антикризисного управления, когда предприятие выпускает ценные бумаги под будущую прибыль и постепенно заставляет работать на прибыль свои активы; при этом риск невозврата кредитов сводится к нулю.

Крупные предприятия прибегают к секьюритизации для обеспечения дополнительной прибыли.

Технология процесса заключается в следующем: финансовые активы списываются с баланса предприятия, отделяются от остального имущества и передаются специально созданному финансовому посреднику (SPV), а затем рефинансируются на денежном рынке или рынке капитала. Рефинансирование осуществляется либо посредством выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, либо путем получения синдицированного кредита.

Преимущества секьюритизации заключаются в том, что:

– она позволяет существенно повысить рентабельность капитала компании, и одновременно понизить цену средств, которые привлекаются в процессе за счет разницы в кредитных рейтингах эмитента и бумаг;

– можно получить финансирование на более длительный срок, чем при получении простого кредита;

– позволяет улучшить финансовую историю предприятий, что очень важно для выхода на мировой рынок;

– при правильно организованной сделке снижает риск потери вложенных средств, т.к. все кредитные риски возлагаются на покупателей бумаг.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.