Фонд оценочных средств для проведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фонд оценочных средств для проведения

 текущего контроля знаний и умений

 

 

ТЕМА: Социально-экономическое и политическое развитие СССР к началу 1980-х гг.

( теоретическое занятие №2)

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?

2. Какие явления политической жизни 1970— середины 1980-х гг. отразились в идеологии советского общества?

3. Почему партийный аппарат увидел в хозяйственных реформах угрозу плановой экономике?

4. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в эпоху «застоя».

5. Почему продажа нефти на Запад позволяла руководству не прибегать к радикальным экономическим реформам?

6. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработа­на концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции?

7. Почему период 1970-х — первой половины 1980-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявлялся?

8. В каких сферах общественной жизни наблюдался «застой»?

9. Перечислите отрасли, преобладавшие в структуре экономики.

10. Каким образом милитаризация сказывалась на народном хозяйстве?

11. Каких успехов удалось достичь в экономике к началу 1970-х гг.?

12. Кто на основании Конституции СССР 1977 года был руководящей и направляющей силой советского общества и почему?

13. Почему политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа?

14. Почему для народного хозяйства было характерна низкая дисциплина труда?

15. Почему для народного хозяйства была характерна недостаточная требовательность к кадрам?

16. Что представляли собой научно-производственные объединения?

17. Что представлял собой хозрасчёт?

18. Получилось на предприятиях внедрить хозрасчёт?

19. Почему характерным признаком эпохи «застоя» явилось развитие теневой экономики?

20.В чём заключалось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя?

21. Что представляло собой диссидентское движении?

22. Почему Верховный Совет являлся декоративным органом власти?

23. В каких органах власти сосредотачивался контроль за всеми сферами жизни общества?

24. Почему в духовном развитии общества усиливается критический настрой?

25. Назовите выдающихся деятелей культуры и искусства эпохи «застоя».

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1. Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 1970-х — начале 1980-х гг.?

2. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем?

 

 

ТЕМА: СССР в международном сообществе

(теоретическое занятие № 3)

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС

Карточка № 1.

1. Какие последствия имела гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами?

2. Перечислите локальные региональные конфликты.

Карточка № 2.

1. Какие шаги были предприняты СССР и странами Варшавского договора для достижения разрядки?

2. В чём заключается кризис политики «разрядки»? 

Карточка №3.

1. Чему был посвящен визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 года?

2. Каким образом ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную ситуацию?

Карточка №4.

1. Какие шаги были предприняты СССР для разрядки международной напряжённости в первой половине 1970 гг.?

2. Каким образом ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную ситуацию?

 Карточка №5.

1. Назовите основной вопрос повестки Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.

2. В чём заключается кризис политики «разрядки»?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1.Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху?

2. Как вы считаете, ввод войск в Афганистан является ошибкой советского руководства?

 

ТЕМА: Экономические и политические реформы «перестройки»

( теоретическое занятие № 5)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Назовите этапы перестройки.

2. Перечислите причины необходимости проведения экономических реформ.

3. Перечислите причины необходимости проведения политических реформ.

4. Затрагивали ли реформы основу советского государства?

5. Какие задачи ставил апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. перед экономикой?

6. Перед какими отраслями в первую очередь стояли задачи модернизации и ускорения?

7. Почему перед обществом была поставлена задача борьбы с пьянством?

8. В чём заключалась «антиалкогольная компания»?

9. Каким образом расширялись права государственных предприятий?

10. Какова была роль министерств в проведении экономических реформ?

11. Какие результаты дала децентрализация производства?

12. Почему Горбачёв пришёл к решению о необходимости проведения более радикальных экономических реформ?

13. Какие свободы предоставлял закон о кооперации?

14. Какие свободы предоставлял закон об индивидуальной трудовой деятельности?

15. Какие права получили руководители предприятий в связи с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)», принятом в 1987 году?

16. В чём заключалась двойственная структура условий хозяйствования?

17. На какие препятствия наталкивались рыночные механизмы хозяйствования?

18. В чём заключались политические преобразования?

19. В чём особенность выборов народных депутатов, состоявшихся в марте 1989 г.?

20. Что представляло собой радикальное крыло Верховного совета? Какие цели оно преследовало?

21.Почему население поддерживало требования радикалов?

22. Назовите основные причины падения авторитета власти.

23.Что представлял собой блок «Демократическая Россия»?

24. В чём заключалась центристская позиция Горбачёва?

25. Что представляло собой консервативное крыло в рядах партии?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1.Как вы считаете, в чем заключаются приобретения и потери советского общества в период перестройки?

2. Считаете ли вы перестройку закономерным этапом в развитии советского общества?  

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

 

ДОПОЛНИТЕ

Обобщающее название процессов, происходивших в странах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда кризис мировой социалистической системы обернулся распадом социалистического лагеря­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

ДОПОЛНИТЕ

Реформы, связанные с деятельностью Горбачева М.С. получили название __________

ДОПОЛНИТЕ

 Первый и последний президент СССР __________________

ДОПОЛНИТЕ

Первый президент России ____________________

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. 1-Г, 2-Б, 3-В, 4-А 6. 2-1-3
2. 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б   7. Бархатные революции
3. 1-В, 2-А, 3- Г, 4 –Б 8. Перестройка 
4. 2-3-1  9. Горбачев М.С. 
5. 3-1-2 10. Ельцин Б.Н.

 

 

ТЕМА: Дезинтеграционные процессы в странах Восточной Европы

( теоретическое занятие №7)

Карточка №1.

1. Какое влияние на перемены в Восточной Европе оказала начавшаяся в СССР перестройка?

 2. Как разворачивались революционные события Польше?

Карточка № 2.

1. Как разворачивались революционные события в ГДР?

 2. Почему Югославия стала ареной вооруженных конфликтов?

 Карточка №3.

1.Почему авторитарно-бюрократические режимы в странах Восточной Европы являлись препятствием на пути экономического и технического прогресса?

2. Как разворачивались революционные события в Венгрии?

 Карточка №4.

1. Как разворачивались революционные события в Чехословакии?

2. Какую роль сыграл Устав 77 для смены политического режима в Чехословакии?

 Карточка №5.

1. Как разворачивались революционные события в Болгарии

2.Какое влияние на перемены в Восточной Европе оказала начавшаяся в СССР перестройка?

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему революции в странах Восточной Европы были «бархатными»?

2. Возможно ли было сохранение Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) после распада социалистического лагеря?

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

1. Революции, начавшиеся в странах Восточной Европы, стали следствием кризиса:

а. экономического                            в. политического

б. духовного                                      г. экономического, политического, духовного

 

2. Для стран Восточной Европы был характерен режим:

а. демократический                         в. тоталитарный

б. авторитарно-бюрократический  г. авторитарный

 

3. Застой в экономике стран социалистического содружества наиболее был заметен в:

а. сельском хозяйстве              в. прогрессивных технологиях

б. промышленности                 г. образовании

 

4. Сильные позиции в экономике стран социалистического содружества удерживались в:

а. медицине            в. образовании

б. науке                    г. ВПК

 

5. «Солидарность» - оппозиционное движение:

а. Польши             в. Венгрии

б. Болгарии            г. Чехословакии

 

6. Т. Живков – Генеральный секретарь коммунистической партии:

а. Югославии           в. ГДР

б. Болгарии               г. Венгрии

 

7. Смена политического режима по типу «бархатной революции» произошла в :

а. Чехословакии     в. Югославии

б. Румынии             г. Сербии

 

8. Вооружённый характер принял конфликт между народами:

а. Венгрии       в. Югославии

б. ГДР              г. Болгарии

 

9. Военный союз стран Восточной Европы:

а. НАТО    в. СЭВ

б. ООН      г. ОВД

 

10. Экономический союз стран Восточной Европы:

а. ОВД        в. ЕС

б. СЭВ       г. ООН

 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 - г, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – в, 9 – г, 10 - б.

 

ТЕМА: Распад СССР как завершающий этап перестройки. Образование СНГ

 (теоретическое   занятие № 9)

 1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Каким образом оценивают историки августовские события?

2. Чем был вызван рост сепаратизма со стороны союзных республик в начале 1990-х гг.?

3. Какие республики первыми заявили о самоопределении и создании независимых национальных государств?

4. Назовите причины выхода союзных республик из состава СССР.

5. Почему процесс выхода союзных республик из состава СССР назвали «парадом суверенитетов»?

6. Когда была принята Декларация  о государственном суверенитете РФ?

7. В чём заключался государственный суверенитет РФ?

8. Почему Горбачёв и его ближайшее окружение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных республик?

9. Какие цели ставил перед собой новый Союзный договор?

10. Почему подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия?

11. Как развивались события 19 августа 1991, названные «путчем»?

12. Какие цели преследовали члены ГКЧП?

12. Назовите причины поражения ГКЧП.

 13. Какую позицию занял Ельцин по отношению к ГКЧП?

14. Какую позицию занял Горбачёв по отношению к ГКЧП?

15. Почему некоторые политологи считают, что попытка «дворцового переворота» обернулась для страны подлинным государственным переворотом?

16. Почему Горбачёв был вынужден подписать указ о роспуске КПСС?

17. Какую роль сыграли политические элиты России и Украины в ликвидации СССР?

18. Кем было инициировано Беловежское соглашение? В чём оно заключалось?

19. Почему Горбачёв был вынужден уйти с поста президента СССР?

20. Назовите внутренние факторы распада СССР.

21. Назовите внешние факторы распада СССР.

22. Почему не удалось удержать СССР от распада деспотическим режимом?

23. Назовите последствия распада СССР.

24. Какова была цель создания СНГ?

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопрос:

Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР?

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

 

1.Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано:

а. критикой в адрес КПСС                    в. разрешением многопартийности

б. низким политическим рейтингом    г. нерешительностью проведения экономических

 Генерального секретаря ЦК КПСС     реформ

 

2. Причина межнациональных конфликтов:

а. недовольство национальных элит монополией  в.недовольство внешней политикой

КПСС в обществе                                                       союзного правительства

б. религиозные различия между народами             г. отсутствие толерантности в

                                                                                      обществе

 

3. «Парад суверенитетов» стал чертой политического развития СССР в:

а. 1985 г.  в. 1988 г.

б. 1990 г.   г. 1993 г.

 

4. «Беловежское соглашение» о создании СНГ было подписано:

а. РСФСР, Молдавией и Белоруссией    в. РСФСР, Грузией и Украиной

б. РСФСР, Украиной и Белоруссией      г. РСФСР, Казахстаном и Белоруссией

 

5. Одна из целей членов ГКЧП:

а. стимулировать рыночные отношения  в. сохранить централизованное советское

б. усилить позиции республик                  государство                                                                      

                                                                     г. развивать институты гражданского 

                                                                        общества

 

6. Одним из результатов августовского кризиса стало:

а. усиление политического авторитета                       в. отмена Конституции СССР                                                                                                             

 Президента СССР                                                          1977г.

б. принятие экономической программы «500 дней»  г. запрещение КПСС

 

 

7. Распад СССР стал неизбежен после:

а. августовского путча 1991 г.     в. избрания Президентом России Б.Н. Ельцина

б. войны в Нагорном Карабахе    г. смещение с поста Прензидента СССР М.С. Горбачева

 

8. Декларация о государственном суверенитете России была принята:

а. 12 июня 1989 г. в. 12 июня 1991 г.

б. 12 июня 1990 г. г. 12 июня 1992 г.

 

9. Первой объявила себя независимым государством:

а. Литва   в. Грузия

б. Украина г. Молдавия

 

10. В результате распада СССР произошло:

а. усиление обороноспособности            в. усиление политики русификации

б. ускорение экономического развития  г. обострение межнациональных отношений

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1 – в, 2 – а, 3 – в, 4 – б, 5 – в, 6 – г, 7 – а, 8 – б, 9 – а, 10 – г.

 

ТЕМА: Экономическое и политическое развитие России 1990-х гг.

( теоретическое  занятие № 11)

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Почему власть была сосредоточена на решении экономических проблем?

2. Какой орган власти возглавил проведение рыночных реформ?

3. Когда Ельцин провозгласил главные направления рыночных реформ? В чём они заключались?

4. Почему разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей курса экономических реформ?

5.Что предусматривал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, подписанный 2 апреля1996 года Б. Ельциным и А. Лукашенко?

6. В чём проявлялось социальное направление экономических реформ?

7. Почему рыночные реформа названы «шоковой терапией»?

8. Перечислите основные направления рыночных реформ.

9. В чём заключалась политика приватизации?

10. В чём суть либерализации торговли?

11. В чём суть либерализации цен?

12. Каковы первые результаты рыночных реформ?

13. Почему рыночные реформы потребовали корректировки? В чём их суть?

14. Назовите положительные последствия экономических реформ.

15. Назовите отрицательные последствия экономических реформ.

16. Какова социальная цена реформ?

17. Назовите причины нарастания конфликта между законодательной и исполнительной властью.

18. К чему привело противостояние между законодательной и исполнительной властью в 1993 г.?

 19. Когда была принята Конституция РФ? Какое значение имела Конституция РФ для выхода из политического кризиса?

20. Какие политические силы сформировали Государственную Думу в 1995 г.?

21. В чём суть корпоративно-олигархического режима в стране?

22. В чём проявился кризис политической власти в конце 1990-х гг.?

23. Каковы причины финансового кризиса 1998 г.?

24. Каковы последствия финансового кризиса 1998 г.?

25. Когда Ельцин объявил о своей отставке? Каковы причины добровольной отставки Ельцина?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопрос:

Насколько правомерными были действия Президента России Б.Ельцина в октябре 1993 года? (расстрел Белого Дома)

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛЬНОЙ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

1. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ  МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И  ЗНАЧЕНИЯМИ

ПОНЯТИЯ ЗНАЧЕНИЯ
1. Приватизация А. Обмен старых денежных знаков на новые, имеющие, как правило, меньший номинал
2. Национализация Б. Преобразования государственной собственности в частную
3. Деноминация В. Передача частной собственности в государственную
4. Конверсия Г. Перевод военного производства на выпуск мирной продукции

ДОПОЛНИТЕ

Решение о роспуске СССР было принято президентами России, Белоруссии и ________

 

ДОПОЛНИТЕ

Государственная ценная бумага, которая в 1992-1994 годах являлась в России инструментом передачи прав на государственную собственность частным лицам – это _________________

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. 1 – Б, 2 –В, 3 – А, 4 - Г 6. 3-1-2
2. 1 – В, 2 –А, 3 – Б, 4 - Г 7. 2-1-3
3. 1 – Г, 2 –А, 3 – Б, 4 - В 8. 2-1-3
4. 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 - Г 9. Украины
5. 1 – Б, 2 – Г, 3 – А, 4 - В 10. Ваучер (приватизационный чек)

ТЕМА: Становление внешней политики суверенной России

 (теоретическое  занятие № 13)

 

Карточка № 1.

1. Дайте определению национальному конфликту.

2. Каковы причины армяно-азербайджанских пограничных конфликтов?

Карточка № 2.

1. В каких конфликтах на постсоветском пространстве решающую роль сыграли религиозные противоречия?

2. Каковы причины вооружённого конфликта в Приднестровье 1992 г.?

Карточка № 3.

1. Какую роль в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве сыграла Россия?

2. Какие причины привели к первой чеченской войне и чем она закончилась?

 Карточка № 4.

1. Назовите основные причины национальных и религиозных конфликтов.

2. Каковы причины гражданской войны в Грузии в 1991 – 1993 гг.

Карточка № 5.

1. Дайте определение религиозному конфликту.

2. Каковы причины и разрешение войны в Абхазии в 1992 – 1993 гг. и 1998г.?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

1. Почему к началу 1990-х годов возникла необходимость выработать новые принципы Федеративного строительства в нашей стране?

2. В чём заключалась внутренняя социальная политика России после распада СССР?

3. Какое место в отношениях со странами бывшего СССР занимали в 1990-е годы проблемы прав россиян, оказавшихся за пределами России?

4. Как изменилось геополитическое положение РСФСР после распада СССР?

5. Каким образом экономическое положение России после распада СССР сказалось на её международном положении?

 

 

ТЕМА: Экономическое и политическое развитие России в начале XXI века

(теоретическое  занятие № 15)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Почему главным лозунгом путина стало «укрепление государства?

2.Перечислите характерные черты политического режима, сформированного Путиным.

3. Какие реформы были направлены на улучшение положения населения?

4. Какие основные направления были обозначены Путиным по пути строительства сильного демократического государства?

5. Каким образом «дело ЮКОСа» повлияло на расширение государственного контроля над различными сферами жизни общества?

6. Перед лицом каких проблем столкнулось руководство страны после ухода Ельцина?

7. Почему главной проблемой после ухода Ельцина оставалась проблема либерализации российской экономики?

8. Какой путь выхода из экономического кризиса был выбран Путиным после избрания президентом?

9. Перечислите основные направления экономической программы, предложенной Путиным.

10. Когда на пост главы государства был избран Медведев? Кто составлял ему конкуренцию на выборах?

11. Чем обусловлена победа Медведева на выборах главы государства в 2008 г.?

12. Какие важные события в истории России связаны с пребыванием на посту президента Медведева?

13. Почему в 2008 г. замедляется рост российской экономики?

14. Какие проблемы беспокоили населения в период пребывания Медведева у власти?

15. Каким образом распределились голоса на выборах в ГД шестого созыва 4 декабря 2011 г.?

16. Почему эксперты полагают, что Медведев на посту президента не стал полновластным «хозяином в доме»?

17. Каковы результаты выборов президента РФ 4 марта 2012 г.?

18. Почему Путин одержал убедительную победу на выборах президента РФ 4 марта 2012 г?

19. Почему России не удаётся вернуться к устойчиво высоким темпам экономического роста?

20. Почему российская экономическая политика носит характер «политики кризисного периода»?

21. С чем связано замедление экономического роста в 2013-2014 гг.?

22. В чём заключается инновационный путь развития российского общества на современном этапе?

23. Перечислите положительные последствия экономических реформ, проводимых руководством в 2000-х гг.

24. Почему до сих пор успехи России зависят от высоких цен на нефть, природный газ и металлы?

25. Какую роль должно сыграть гражданское общество на пути прогресса?

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопрос:

Каким образом сказываются экономические и политические санкции на развитие России?

 

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛЬНОЙ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕ

Территориальная реформа Путина заключалась в создании ________

 

ДОПОЛНИТЕ

Присоединение Крыма к России состоялось в ______ году.

ДОПОЛНИТЕ

Административный центр ЮФО - ___________________

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б 6. Федеральных округов
2. 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г  7. 2014
3. 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г 8. 2-1-3
4. 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.  9. г. Ростов-на-Дону
5. 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г 10. 3-2-1

 

 

ТЕМА: Внешнеполитический курс России

(теоретическое  занятие № 17)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Почему роль и место России в современном мире во многом определяется её геополитическим положением?

2. В чём заключалась принципиально новая внешнеполитическая ситуация , сложившаяся на международной арене после распада СССР и создания СНГ?

3. Какие позиция сохранила Россия на международной арене после распада СССР?

4. Чем объясняется ослабление внешнеполитических позиций России после распада СССР?

5. Какие потери понесла Россия, снижающие её обороноспособность, после распада СССР?

6. Какая главная задача во внешней политике стояла перед Россией после распада СССР?

7. Какой документ определял внешнеполитические задачи России?

8. В чём заключалась новая система отношений с бывшими социалистическими странами?

9. Каким образом выстраивались отношения России с бывшими союзными республиками?

10. Каким образом выстраивались отношения России с Китаем?

11. Каким образом выстраивались отношения России с США?

12. Каким образом выстраивались отношения России со странами Запада?

13. В чём заключается проблема расширения НАТО на восток?

14. Каким образом Россия пыталась предотвратить вступление бывших членов Организации Варшавского Договора, а также прибалтийских стран в НАТО?

15. Что представляла собой программа Партнёрства во имя мира?

16. Каким образом складывались отношения России с Японией?

17. Почему президент РФ Путин в Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. охарактеризовал внешнюю политику России как прагматичную и не идеологизированную?

18. Перечислите основные проявления глобализации в международных отношениях.

19. В каких международных экономических организациях участвует Россия?

20. В каких международных политических организациях участвует Россия?

21. Какую роль играет Россия во взаимоотношениях со странами СНГ?

22. Ставит ли целью Россия вхождение в европейское и мировое сообщество?

23. Какие шаги предпринимает Россия для разрядки международной напряжённости?

24. Какие основные приоритеты внешней политики определил Президент В.В.Путин в своём указе от 30 ноября 2016 года?

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопрос:

Как вы считаете, стала ли политика «расширения» по существу доминирующей во внешней политике Запада?

ТЕМА: Культура новой России

( теоретическое  занятие № 19)

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

1. Как отражена поддержка музейного фонда РФ в Федеральном Законе о музейном фонде РФ? Что включено в состав музейного фонда РФ? 

2. Что представляет собой массовая культура как явление в культуре современной России? 

3. В каких условиях формировалось культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества?

4. С какими трудностями столкнулась наука после распада СССР?

5. Какие процессы характерны для современного российского искусства (литературы, кино, театра)?

6. Какую роль играют мировые религии (православие, ислам) в сохранении национальных традиций?

7. Какие национальные проекты, способствующие сохранению и укреплению роли самобытных культур народов России, вы знаете?

8. Почему россиян волнует избыточная свобода нравов?

9. В чем проявляется коммерциализация современной российской культуры?

10.Чем можно объяснить повышение уровня религиозности среди россиян?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1. Можно ли считать, что современный российский кинематограф преодолел кризис и является наиболее привлекательным для российского зрителя, чем американский или европейский?

2. Как вы считаете, является избыточная свобода нравов результатом интеграции массовой культуры в российскую культуру?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

1. Охарактеризуйте проблемы, существующие в отношениях «Запад-Восток».

2. Охарактеризуйте проблемы, существующие в отношениях «Север-Юг».

3. Что представляет собой «исламский вызов»?

4. Перечислите основные причины, объясняющие активизацию исламского мира.

5. Каковы источники возникновения международного терроризма?

6.Какие шаги предпринимает Россия в борьбе с международным терроризмом?

7. Что такое терроризм?

8. Перечислите, что включает понятие «террористическая деятельность».

9. Какие акты (действия) относятся к террористическим?

10. Каково содержание понятия «противодействие терроризму» в связи принятием Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года?

11. Какие мероприятия проводятся органами власти по пресечению террористических актов?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1.Согласны ли вы с тем, что причиной неразвитости стран Африки явились национально-освободительные революции и падение колониальной системы?

2.Считаете ли вы верной позицию, что самый опасный вызов исходит от исламского мира?

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ,  ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

 

ДОПОЛНИТЕ

Регион, в наибольшей степени испытывающий последствия своего колониального прошлого ___________

ДОПОЛНИТЕ

Эпицентр террористической активности в настоящее время - _____

 

ДОПОЛНИТЕ

 Крупнейшая международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами -__________

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. 1 – В, 2 – Б, 3 – Г, 4 – А 6. 1-3-2
2. 1- Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г 7. 2-1-3
3. 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б 8. Африка
4. 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Г 9. Ближний Восток
5. 3-2-1 10. Организация Объединённых  Наций (ООН)

Карточка № 2.

1. Укажите основные направления деятельности ООН на современном этапе.

2. Какое объединение олицетворяет европейскую интеграцию и какие страны входят в его состав?

Карточка № 3.

1. Перечислите функции, возложенные на Международный валютный фонд (МВФ) в составе ООН.

 2. Когда и с какой целью создана организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС)?

 Карточка № 4.

1. Каких успехов удалось достичь странам Западной Европы в результате интеграции?

2.  Что представляет собой шенгенская зона?

Карточка № 5.

1. Какие учреждения ООН вносят вклад в решение глобальных проблем современного общества?

2. В чём заключается масштабное расширение ЕС на восток?

Карточка № 6.

1. Какие права человека провозглашает Всеобщая Декларация прав человека?

2.В чем состоят основные положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах?

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

1. С какой целью и когда была создана ВОЗ?

2. Какова, на ваш взгляд, эффективность деятельности ВОЗ в России?

3. Почему хорошее здоровье населения выгодно всему обществу?

4. Какие факторы способствуют укреплению здоровья людей?

5. В чем значение здравоохранения как сектора экономики?

6. Какие причины затрудняют работу по улучшению здоровья?

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

1. Крупная международная торговая организация:

а. НАТО        в. ЮНЕСКО

б. ВОЗ            г. ВТО

 

2. Штаб-квартира ВОЗ находится в:

а. Женеве          в. Москве

б. Париже               г. Лондоне

 

3. Крупнейшая международная организация:

а. ООН          в. ЮНЕСКО

б. ЕС             г. ВОЗ          

 

4. По данным 2017 г. ООН объединяет:

а. более 200 стран            в. около 195 стран

б. менее 150 стран        г. около 180 стран

 

5. Укреплением международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в рамках ООН занимается:

а. ЮНКТАД             в. ЮНЕП  

б. ЮНИДО             г. ЮНЕСКО

 

6. ООН создана:

а. в 1914 г. в Лондоне                                 в. в 1945г. в Сан-Франциско  

б. в 1945 г. на Ялтинской конференции     г. в 1949 г. в Москве

 

7. В Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество не входит:

а. Австралия         в. США  

б. КНДР                  г. Россия

 

8. Европейский Союз это:

а. международная неправительственная организация   в. региональная организация  

б. межрегиональная организация                                  г. национальная организация

 

9. Европейский Союз не имеет:

а. единой политической структуры                             в. единой армии  

б. единой экономической структуры                             г. единой валютной системы

 

10. В ЕС не входят:

а. Кипр и Мальта                                    в. Болгария и Румыния  

б. Норвегия и Швейцария                    г. Швеция и Финляндия

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1- г, 2 – а, 3 – а, 4 – в, 5 – в, 6 – в, 7 - б, 8 – в, 9 – в, 10 - б.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

1. К каким последствиям привела деиндустриализация области в 90 – е годы ХХ века?

2. Почему многие предприятия области не смогли выжить в условиях рыночной экономики?

3. Каковы были социальные последствия процессов, развернувшихся в области в 90 – е годы ХХ века?

4. Когда наметился выход из кризиса в экономике и социальной сфере?

5. Каких успехов в экономике добилась область?

6. Каких успехов в социальной сфере добилась область?

7. Почему Донской регион стал объектом приложения крупных общероссийских и международных инвестиций?

8. Приведите статистические данные, показывающие реализацию национального проекта «Здоровье» в РО.

9. Какое место отводится сестринскому делу современной системе здравоохранения?

10. Почему среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением отмечается невозможность удовлетворения потребности практического здравоохранения в притоке специалистов сестринского дела?

11. С чем, по вашему мнению, связана одна из основных задач ВОЗ о повышении компетентности медицинской сестры/медицинского брата?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИИ

Вопросы:

1. Как вы думаете, оправданы ли высокие моральные и профессиональные требования

к медицинской сестре/медицинскому брату в настоящее время?  

2. Считаете ли вы, что в Ростовской области меры, предпринятые правительством в рамках национального проекта «Здоровье», реализуются в полном объеме?

 

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1-нет, 2-нет, 3-да, 4-да, 5-да, 6-да, 7-нет, 8-да, 9-да, 10-нет.

 

 

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

Оценка «5» ставится, если студент:

1. обстоятельно, с достаточной полнотой излагает материал;

2. даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов;

3. излагает материал последовательно, свободно владеет речью и специальной терминологией;

4. может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «4» ставится, если студент:

даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценке «5», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

1. знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий и терминов;

2. допускает частичные ошибки, отвечает на вопросы недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

1. допускает ошибки в формулировке понятий и терминов, искажающие их смысл;

2. беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождает ответ частыми остановками и перерывами.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

Оценка «5» ставится, если студент:

1. обстоятельно, с достаточной полнотой излагает материал;

2. даёт правильные формулировки, точные определения понятий и терминов;

3. излагает материал последовательно, свободно владеет речью и специальной терминологией;

4. может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «4» ставится, если студент:

даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценке «5», но допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

1. знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий и терминов;

2. допускает частичные ошибки, отвечает на вопросы недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

1. допускает ошибки в формулировке понятий и терминов, искажающие их смысл;

2. беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождает ответ частыми остановками и перерывами.

 

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(количество заданий – 10)

Количество неправильных ответов          Оценка
0 - 1         5 (отл.)
2 – 3         4 (хор.)
4 - 5         3 (удовл.)
6 - 10         2 (неуд.)

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Оценка «5» ставится, если студент:

1. обнаруживает понимание материала, чётко аргументирует свою позицию, свободно владеет речью и специальной терминологией, делает содержательные выводы;

2. искренен, открыт, не перебивает выступающих, контролирует эмоции, не переходит на личности;

3. отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «4» ставится, если студент:

даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что оценке «5», но допускает единичные ошибки в аргументации своей позиции.

Оценка «3» ставится, если студент:

1.обнаруживает понимание материала, но недостаточно аргументирует свою позицию;

2.ответ выстраивает недостаточно логично, последовательность ответа не соблюдает;

3. недостаточно использует специальную терминологию.

Оценка «2» ставится, если студент:

1.стремится подменить научное обоснование проблемы рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера, допускает серьёзные неточности;

2. обнаруживает непонимание обсуждаемой проблемы.

 

 

Фонд оценочных средств для проведения

 текущего контроля знаний и умений

 

 

ТЕМА: Социально-экономическое и политическое развитие СССР к началу 1980-х гг.

( теоретическое занятие №2)

 

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Какие последствия для развития СССР имело установление «геронтократии»?

2. Какие явления политической жизни 1970— середины 1980-х гг. отразились в идеологии советского общества?

3. Почему партийный аппарат увидел в хозяйственных реформах угрозу плановой экономике?

4. Выделите черты кризиса в национальных отношениях в эпоху «застоя».

5. Почему продажа нефти на Запад позволяла руководству не прибегать к радикальным экономическим реформам?

6. Для чего в период правления Л.И. Брежнева была разработа­на концепция «развитого социализма»? В чем суть этой концепции?

7. Почему период 1970-х — первой половины 1980-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявлялся?

8. В каких сферах общественной жизни наблюдался «застой»?

9. Перечислите отрасли, преобладавшие в структуре экономики.

10. Каким образом милитаризация сказывалась на народном хозяйстве?

11. Каких успехов удалось достичь в экономике к началу 1970-х гг.?

12. Кто на основании Конституции СССР 1977 года был руководящей и направляющей силой советского общества и почему?

13. Почему политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа?

14. Почему для народного хозяйства было характерна низкая дисциплина труда?

15. Почему для народного хозяйства была характерна недостаточная требовательность к кадрам?

16. Что представляли собой научно-производственные объединения?

17. Что представлял собой хозрасчёт?

18. Получилось на предприятиях внедрить хозрасчёт?

19. Почему характерным признаком эпохи «застоя» явилось развитие теневой экономики?

20.В чём заключалось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя?

21. Что представляло собой диссидентское движении?

22. Почему Верховный Совет являлся декоративным органом власти?

23. В каких органах власти сосредотачивался контроль за всеми сферами жизни общества?

24. Почему в духовном развитии общества усиливается критический настрой?

25. Назовите выдающихся деятелей культуры и искусства эпохи «застоя».

 

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1. Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 1970-х — начале 1980-х гг.?

2. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем?

 

 

ТЕМА: СССР в международном сообществе

(теоретическое занятие № 3)

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС

Карточка № 1.

1. Какие последствия имела гонка атомных вооружений между двумя сверхдержавами?

2. Перечислите локальные региональные конфликты.

Карточка № 2.

1. Какие шаги были предприняты СССР и странами Варшавского договора для достижения разрядки?

2. В чём заключается кризис политики «разрядки»? 

Карточка №3.

1. Чему был посвящен визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 года?

2. Каким образом ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную ситуацию?

Карточка №4.

1. Какие шаги были предприняты СССР для разрядки международной напряжённости в первой половине 1970 гг.?

2. Каким образом ввод советских войск в Афганистан повлиял на международную ситуацию?

 Карточка №5.

1. Назовите основной вопрос повестки Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.

2. В чём заключается кризис политики «разрядки»?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1.Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху?

2. Как вы считаете, ввод войск в Афганистан является ошибкой советского руководства?

 

ТЕМА: Экономические и политические реформы «перестройки»

( теоретическое занятие № 5)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Назовите этапы перестройки.

2. Перечислите причины необходимости проведения экономических реформ.

3. Перечислите причины необходимости проведения политических реформ.

4. Затрагивали ли реформы основу советского государства?

5. Какие задачи ставил апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. перед экономикой?

6. Перед какими отраслями в первую очередь стояли задачи модернизации и ускорения?

7. Почему перед обществом была поставлена задача борьбы с пьянством?

8. В чём заключалась «антиалкогольная компания»?

9. Каким образом расширялись права государственных предприятий?

10. Какова была роль министерств в проведении экономических реформ?

11. Какие результаты дала децентрализация производства?

12. Почему Горбачёв пришёл к решению о необходимости проведения более радикальных экономических реформ?

13. Какие свободы предоставлял закон о кооперации?

14. Какие свободы предоставлял закон об индивидуальной трудовой деятельности?

15. Какие права получили руководители предприятий в связи с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)», принятом в 1987 году?

16. В чём заключалась двойственная структура условий хозяйствования?

17. На какие препятствия наталкивались рыночные механизмы хозяйствования?

18. В чём заключались политические преобразования?

19. В чём особенность выборов народных депутатов, состоявшихся в марте 1989 г.?

20. Что представляло собой радикальное крыло Верховного совета? Какие цели оно преследовало?

21.Почему население поддерживало требования радикалов?

22. Назовите основные причины падения авторитета власти.

23.Что представлял собой блок «Демократическая Россия»?

24. В чём заключалась центристская позиция Горбачёва?

25. Что представляло собой консервативное крыло в рядах партии?

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ

Вопросы:

1.Как вы считаете, в чем заключаются приобретения и потери советского общества в период перестройки?

2. Считаете ли вы перестройку закономерным этапом в развитии советского общества?  

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ, ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНЕНИЕ

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 637.