Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.
Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.
Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит ее зарождение, например, собирается общее собрание учредителей, принимающее решение о ее создании. Во второй фазе организация стремительно растет в той сфере, для которой она изначально предназначалась. В третьей происходит дифференциация деятельности — поиск новых ее форм, а также качественное развитие и совершенствование существующих. В четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит «на ногах» и больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца. Последний наступает на пятой заключительной фазе ее жизни. Здесь организация постепенно деградирует, ухудшает результаты, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.
Концепция жизненного цикла организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30—40 годами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что в конце концов организационные структуры, система управления и тип мышления приходят в противоречие с изменениями во внутренней и внешней среде.
Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, которые они могут внутренне и не принимать.
В то же время определенность целей для различных организаций неодинакова. В одном случае цели официально декларируются, а их достижение специально стимулируется. Эти цели осознаются всеми участниками, играют активную роль, побуждают участников к деятельности, направленной на их достижение.
В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования организации и не ориентирует людей на какие-то специальные действия. К таким организациям можно отнести, скажем, населенный пункт — город, поселок, деревню. Совместное проживание людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продуктами питания, делает возможным постоянное общение, при необходимости взаимопомощь), но не ставит перед ними никаких дополнительных задач.
Нужно иметь в виду, что достижение целей организации возможно только при наличии некоторого «критического» числа участников, объединение сил и способностей которых приносит необходимые плоды.
Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода правах, предписаниях и запретах. Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств коммерческой фирмы — последняя сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты полностью вернутся в результате продажи продукции.
Третий признак организации — наличие связей между ее отдельными элементами, посредством которых они взаимодействуют, решают возникающие проблемы и достигают поставленных целей. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.
Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, предполагающее возможность для нее в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, действовать или реализовывать внешние команды.
Такое саморегулирование осуществляется внутриорганиза-ционным центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их единство, интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные — периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а следовательно и более устойчивой.
Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Культура организации считается сегодня фактором конкуренции первого порядка. Сплав субъективных и объективных элементов организации формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.
Характерной чертой современной организации являются устойчивость; то есть способность функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, либо возвращаясь в прежнее состояние, либо переходя в новую точку равновесия.
Устойчивость относится к структуре организации и к ее функциям. Структурная устойчивость — первична. Именно она позволяет организации и ее элементам восстанавливать свои функции, поэтому для обеспечения условий выживания организации постоянно поддерживаются равновесие и прочность ее структуры. Во многом это достигается за счет ее консерватизма, избыточности ресурсов.Однако, при этом усиливается инерционность, требующая высоких затрат на свое преодоление.
Устойчивость обеспечивается также простотой структуры предприимчивостью, самостоятельностью ее участников, их постоянной готовностью к новому, к изменениям, что составляет основу механи-зма самоподдержки и саморегуляции.
Другой особенностью современных организаций является сложность. Она обусловлена их масштабами; количеством и автономностью элементов и связей между ними; разнообразием их функций и свойств. Крупные фирмы включают в себя десятки самостоятельных предприятий, разбросанных по всем уголкам света; на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной национального продукта небольших высокоразвитых государств.
Совокупность внутренних факторов (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо образует ее внутреннюю среду. Она включает цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культуру, технологии, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр.
Внутренние переменные частично являются чем-то данным, частично возникают в результате предыдущих управленческих решений и могут, хотя и не полностью, контролироваться. Их корректировка или преодоление составляет суть управления. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов и закрепление их за отдельными людьми и подразделениями, теми, кто их может выполнить наиболее успешно. Это служит основой дальнейшей специализации деятельности.
Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности, которые данная организация осуществляет в соответствии со своим предназначением. Если организация велика, работников группируют вместе по функциональным областям, набор которых определяет ее основную структуру.
Вертикальное разделение труда, образующее иерархию, то есть подчиненность одних звеньев организации другим, служит костяком ее управленческой структуры. Создание уровней управления используется для дифференциации и координации управленческой работы.
Технология, или связь между отдельными видами работ, может быть складывающейся, последовательной, связанной, групповой. Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, и завершенность им придает последняя операция. Например, при создании агрегата участники процесса по отдельности работают на кого-то одного, кто собирает конечный продукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке.
Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.
Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.
Внутренняя среда характеризуется также степенью дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов. Дифференциация означает такое распределение между отдельными субъектами организации выполняемых работ, когда каждая получает определенную степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную ценность, но с точки зрения организации не являющимся законченным целым. Для обеспечения целостности дифференциация деятельности должна дополняться интеграцией, предполагающей сотрудничество исполнителей. Необходимость последнего как раз и обусловлена реальной взаимосвязанностью отдельных работ, сложившейся в результате разделения труда.
Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, то есть совокупность постоянно автоматически действующих социальных связей и норм, в соответствии с которыми подчиненные могут действовать самостоятельно, не обращаясь каждый раз за указаниями к руководителю. Такой порядок может быть результатом спонтанно сложившегося механизма взаимодействия участников, но чаще искусственно конструируется, особенно на низовых уровнях организации, где его основы задаются технологией, и формализуется в соответствующих документах.
Внутреннюю среду организации составляют также взаимоотношения между ее участниками. По содержанию эти отношения могут быть либо деловыми, партнерскими, устанавливающимися в соответствии с разделением труда и организационным порядком, либо эмоциональными, основанными на симпатиях и антипатиях.
По форме речь должна идти об отношениях силы и зависимости, с одной стороны, и независимости, с другой. Отношения силы и зависимости больше характерны для неустоявшейся организации и оказывают на процесс ее формирования значительное влияние. Они часто бывают скрытыми, нестабильными, а проблемы, породившие их, серьезными и трудно разрешимыми.
Сила никогда не является односторонней, но часто разделена неравномерно, поэтому силовые отношения образуют в организации неустойчивое равновесие между подразделениями и неформальными группами, стремящимися добиться превосходства и укрепить свои позиции. Это придает внутриорганиза-ционным отношениям динамизм.
Партнерские отношения более открыты, стабильны, основываются на осознании взаимозависимости. Организации, где они господствуют, напоминают рынок, в то время как предыдущие — поле битвы.
Внешняя среда организации — это совокупность внешних факторов, с которыми последняя взаимодействует, или которые она должна учитывать в своей деятельности. Организация взаимодействует со средой, чтобы получать ресурсы в обмен на продукты своей деятельности и удалять отходы. Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой организации.
Внешняя среда характеризуется подвижностью, определяемой взаимосвязью отдельных факторов: неопределенностью, сложностью, иерархичностью, темпами изменений (медленнее, в соответствии или быстрее реакции фирмы), степенью привычности событий (привычные; в пределах экстраполяции опыта; неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом; неожиданные и совершенно новые), предсказуемостью (по аналогии с прошлым; путем экстраполяции; частичная предсказуемость; полная непредсказуемость). На различные элементы организации эти факторы оказывают неодинаковое влияние.
Это придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности. В то же время, неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить непредсказуемость поведения персонала и менеджеров.
Внешняя среда организации по-другому называется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым, деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например поставщики, потребители, посредники, конкуренты).
К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, состояние рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны — их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить» от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия.
Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, ясно осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем, и выбирать наилучший вариант реакции в пределах существующих ресурсов. От того, насколько адекватно воспринимается менеджерами внешняя среда, зависит качество разрабатываемых решений. Речь идет, прежде всего, о выборе направлений развития, рынков и оптимальных технологий.
Поскольку ограниченность ресурсов трудно преодолима, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, насколько правильно она сумеет их выбрать, зависит ее будущее.
Заключение
Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который перекрывает потери, связанные с ограничением самостоятельности.
Второй закон организации — закон дополнения, внутриорга-низационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал.
Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.
Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.
Пятый закон организации — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.
Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.
Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Седьмой закон организации — закон необходимого разнообразия. Последнее обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно отвечать на любые внутренние и внешние возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.
Наконец, восьмой закон организации — закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.
Использованная литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., 1999.
2. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.
3. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2000.
Законы организации Добавлено: 17.04.2002 | Версия для печати |
1) закон синергии гласит: потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением;
|
Закон синергии
Закон синергии проявляется в том, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов. Разность между суммой свойств системы и суммой свойств ее компонентов называется синергическим эффектом, дополнительным эффектом созидательного взаимодействия компонентов. При высокой организованности системы сумма свойств системы будет выше суммы свойств ее компонентов. При низкой организованности системы сумма ее свойств будет меньше суммы свойств компонентов. Главной стадией жизненного цикла систем, на которой закладывается синергический эффект, является первая, стадия зарождения. Высококвалифицированный менеджер может обеспечить получение синергического эффекта за счет созидательного взаимодействия компонентов (структур, работников, элементов организации и т. п.), когда 2 + 2 будет равно условно 5. |
Понятие синергетического эффекта Лысенко О.В.
Уфимский государственный авиационный технический университет
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Создание и функционирование интегрированной структуры имеет смысл, прежде всего при получении реального эффекта от объединения. Именно с этой точки зрения, интегрированные промышленные объединения (ИПО) представляют интерес как объекты эффективного объединения и дальнейшего функционирования.
При этом их специфика связана со следующими обстоятельствами:
1. Участники создаваемых интегрированных структур, являются действующими организациями, и их эффективность в связи с этим имеет следующие аспекты:
- изменение результативности использования действующих производственных мощностей;
- увеличения потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций;
- новые возможности для реальных инвестиций и инноваций, возникающие в результате формирования ИПО.
2. Особую роль играет, так называемый синергитический эффект. Понятие синергизма является достаточно новым (особенно в приложении его к экономическим исследованиям) и поэтому требует некоторых комментариев. Существуют упрощенная и более сложная (уточненная, детализированная) трактовки этого термина. Первая из них (применяемая, как правило, в экономических исследованиях) концепцию синергизма связывает с нарушением пропорциональности. Иногда данное понятие также называется эффектом «2+2=5» для того, чтобы подчеркнуть, что организация ищет такие товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем сумма составляющих частей». При этом возникающая дополнительная единица эффекта (1=5-4) и обуславливается синергизмом.
Вторая трактовка (применяемая при математических исследованиях нелинейных динамических систем) связывает синергический эффект с наличием особого рода нелинейной динамики развития рассматриваемых объектов. Так, в некоторых исследованиях отмечается, что такого рода динамика предусматривает особые переходные процессы, когда движение системы к лучшему состоянию обязательно происходит через фазу ухудшения ее состояния.
В рамках нашего исследования под синергитическим эффектом будем понимать возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого положительного системного эффекта (эффекта эмерджентности), где эффект от взаимодействия участников объединения внутри ИС превышает сумму эффектов деятельности каждого участника в отдельности (автономно).
В крупных ИС, к синергетическим эффектам относят эффект масштаба, эффект интеграции, эффект комплексных преимуществ и эффект конгломерата.
Эффект масштаба возникает в результате широкомасштабных операций. Так, выпуская большие партии товара, организуя большие отделы сбыта, разветвленную сеть логистики, добиваются снижения различных издержек и, соответственно, увеличения прибыли. Основан эффект на законе снижения совокупных издержек на 20 - 30% при каждом удвоении объемов производства и на более полном использовании мощностей.
Эффект интеграции - это эффект от преимуществ, получаемых одним подразделением в процессе разработки, производства и продажи определенного товара.
Эффект комплексных преимуществ означает, что пакет услуг, товаров или соглашений при оптовых поставках гораздо более привлекателен, чем каждая отдельная часть или сумма отдельных частей.
Эффект конгломерата означает, что увеличение количества подразделений распределяет риск, тем самым уменьшая его.
Кроме того, крупные интегрированные структуры получают преимущества по сравнению с другими предприятиями и по ряду других показателей. Интеграция предприятий ведет к образованию синергический эффектов в менеджменте. Среди этих эффектов выделяют [10] синергию сбыта, производственную синергию, синергию инвестирования и синергию управления.
Синергия сбыта - это преимущества организации сбыта с точки зрения маркетинга, рекламы, коллективного распределения.
Производственная синергия ведет к максимальному использованию производственных мощностей, снижению издержек при закупках, к экономии на накладных расходах.
Синергия инвестирования - это мультипликативный эффект от использования инвестиционных возможностей каждой отдельной фирмы.
Синергия управления - это в первую очередь увеличение кадрового потенциала, поскольку увеличиваются возможности обучения, обмена опытом, внутренней ротации кадров. Сюда входят и вертикальные управленческие структуры, и официальное обучение и общение, и перекрестные связи неформального общения менеджеров разных уровней и направлений одной корпорации. Синергия управления и является тем эффектом, который возникает при правильном построении корпоративного менеджмента.
Рассмотрим случай взаимодействия двух экономических объектов в целях получения синергетического эффекта. Как было описано выше, суть подобного объединения состоит в том, что в результате образуется новая экономическая структура, которая должна обладать эмерджентными свойствами; то есть возникает некоторый эмерджентный (синергитический) эффект, обеспечивающий превышение эффекта совместного функционирования объектов над суммой эффектов их автономной деятельности (формулы 1, 2):
; (1)
где Э1, Э2 – эффекты самостоятельного, автономного функционирования предприятий;
ЭS — эффект от их совместной деятельности.
Таким образом, синергический эффект Sэ измеряется величиной разности:
. (3)
При этом, чем больше синергический эффект SЭ > 0, тем глубже процесс экономического взаимодействия и тем устойчивее союз рассматриваемых экономических объектов;
- чем меньше величина SЭ > 0, тем меньше этот эффект и неустойчивее новообразованная структура;
- при SЭ < 0 экономическое взаимодействие отсутствует, и объединение объектов быстро распадается.
Заметим, что аналогичное взаимодействие может возникать и между несколькими предприятиями. В этом случае формулы 1 и 2 модифицируются следующим образом:
, (3)
, ; (4)
где i - индекс рассматриваемого экономического объекта (предприятия);
n - число предприятий, образующих ИС;
Эi, ЭS, SЭ - переменные, определенные ранее.
Очевидно, что общий эффект от объединения SЭ должен распределяться между предприятиями, поскольку, если хотя бы одно из них не получает выгоды от интеграции, оно будет стремиться к автономии.
Отсюда
; (5)
где SЭ> 0 — эффект от объединения (выгода) для i-го предприятия.
Используя соотношение (5), получаем следующую формулу для анализа эффектов экономического взаимодействия.
. (6)
Эта формула может быть интерпретирована следующим образом: эффект от совместного функционирования предприятий как целого, складывается из суммы эффектов их автономного функционирования, скорректированных с учетом возникающих положительных синергитических эффектов.
Как показывают исследования, при анализе формулы 6 необходимо учитывать следующие важные методические моменты:
- вектор показателей, измеряющих или оценивающих синергитический эффект , должен быть достаточно полным и обоснованным;
- структурный анализ основных направлений формирования синергитического эффекта должен быть комплексным;
- отдельные показатели синергитического эффекта могут быть количественно трудно измеримыми, и их оценка может осуществляться экспертным путем.
Действительно, если эффект обычно измеряется показателем прибыли (например, чистой прибыли, остающейся у малого предприятия после всех налоговых и прочих отчислений), то переменная, характеризующая , может быть охарактеризована в ряде случаев как нечеткая.
В случае измеримости показателя необходимо проведение структурного анализа - в общем случае каждое предприятие вносит свой вклад в общее дело и несет определенные затраты , связанные с интеграцией, а с другой стороны получает дополнительную выгоду . Таким образом, имеем:
, (7)
где di — дополнительный доход от объединения i-го предприятия в ИС;
zi — затраты i-го предприятия, связанные с его нахождением в общей структуре.
Кроме того, с определенной долей вероятности можно утверждать, что чем больше величина , тем более тесным является экономическая взаимосвязь, и тем более устойчивой и жизнеспособной является ИС.
В том случае, если задан некоторый порог устойчивости ИС к возмущениям внешней среды (отражающий, например, прогнозируемую среднюю величину ее возможных потерь под воздействием рыночной конъюнктуры), то можно следующее соотношение, описывающее необходимое условие существования ИС:
, (8)
где — некоторая экзогенно заданная константа.
Или, учитывая соотношение (4), имеем :
. (9)
Отсюда можно получить следующее выражение для величины синергитического эффекта:
. (10)
Таким образом получаем формулу 10, отражающую необходимое условие устойчивого существования ИС в рыночной среде, т.е. синергитический эффект должен покрывать возможные убытки от колебаний рыночной конъюнктуры.
Синергетика
[править]
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.