Основополагающие законы организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                            Содержание.

 

|Вступление.                                       |    |

|Понятия «зависимость», «закон», «закономерность». |3   |

|Законы организации.                               |5   |

|Основополагающие законы организации.              |    |

|Закон синергии.                                   |6   |

|Закон самосохранения.                             |8   |

|Закон развития.                                   |10  |

|Законы организации второго уровня.                |    |

|Закон информативности-упорядоченности.            |12  |

|Закон единства анализа и синтеза.                 |14  |

|Закон композиции и пропорциональности.            |15  |

|Специфические законы социальной организации.      |16  |

|Заключение.                                       |17  |

|Список литературы.                                |18  |

 

                            Вступление.

         Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

В любой организации  имеются управляемые, частично управляемые и

неуправляемые процессы. Каждый процесс включает 4 составляющие:

 - входное воздействие (вход) (поступающая информация, распоряжение

руководителя)

 - преобразование входящего воздействия (обработка вход воздействия по

известным или новым алгоритмам)

 - результат преобразования вод воздействия (управленческое решение или

исполнительское действие самого руководителя)

 - влияние результата на входное воздействие (корректировка  алгоритма

обработки начального входного воздействия или изменение его значения)

Между входным воздействием и выходным результатом имеется зависимость,

кот может иметь различный вид: табличный, графический, формульный,

словесный.

Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли и

сознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализации

глобальных целей организации или страны); кратковременными (например,

зависимость выбора вариантов   решения оперативного планирования от

имеющегося времени) и долговременными (например, зависимость заработной

платы работника от его производительности); моральными (связаны с

соблюдением в обществе норм повеления человека, идеалов добра и зла) и

аморальными (связаны с обычаями и традициями, так или иначе нарушающих

права человека. Эти зависимости проявляются в незаконных общественных

формированиях или в организациях, находящихся в неестественных условиях

существования).

Таким образом, все решения и поступки человека так или иначе подчиняются

некоторым осознанным или неосознанным зависимостям.

Закон – это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных

документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или

организаций (такие нормы в Библии, Коране); получила признание и поддержку

авторитетных ученых (законы организации).

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций

менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и

методами их достижения. Таким образом, закон имеет механизм действия и

механизм использования. Механизм действия заключается в формировании

зависимости выходных параметров от входных, а механизм использования - это

набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с

указанием перечня его прав и ответственности.

 

                        Законы организации.

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть

закона имеет механизм действия независимо от географического расположения,

страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона,

которая не меняет его сути и отражает особенности организации как

социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной

подготовки).

Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют

теоретический фундамент, способствуют переходу от эмпирического подхода к

профессиональному, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и

анализировать зарубежный опыт.

Законы организации по важности делятся на 2 уровня:

 - основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)

 - менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и

анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной

организации).

 

               Основополагающие законы организации.

                          Закон синергии.

Любая организация характеризуется следующими элементами:

производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к

внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический

потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал

организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления

или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при

котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы

потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно

меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов,

при котором синергия носила бы созидательный характер. (Пример: Можно ли

создать молодую семью, потенциал которой всегда будет в области

созидательной энергии? Ответ: Очень трудно, так как на все элементы

необходимые для синергии, находятся в сфере управления семьи – пьющие

родители, влияние внешней среды.)

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно.

Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации.

Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся

накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие

модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод

«вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его

реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем

создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их

реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого

лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной

конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число

участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для

обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи;

продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в

том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его

основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым

источником человеческого духа, появления блестящих идей.

Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.

 

                       Закон самосохранения.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является

закон самосохранения.

Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья)

стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой

потенциал (ресурс).

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

                       ? Ri > ? (V1i + V2i);

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика,

политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия.

V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать

организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом , общая сумма созидательных ресурсов организации должна

быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а

правая – “энергией. ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем

энергия ликвидации.

Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень

самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов

удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания. УР=

(У-Л / У) * 100%.

Представляют практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них

встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно

ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной

экономике».)

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный

ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет

правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4

стратегии.

Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и предложений

для заполнения свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Эта

стратегия предполагает проведение умеренной рекламной кампании.

Основная особенность такой стратегии – предпринимательский риск. Ведь

по сути, руководитель просто сидит и ждет,  потребуются ли кому-нибудь

услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у

предпринимателя уже есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь

довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства или

какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров,

услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-

либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно

пассивны.

Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши

в науке, технологии и информации.

Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем собственной

инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает

страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму

страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность

(постоянство) этого потенциала.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке

деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить

количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица

необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как

страхование имущества, транспортное страхование, страхование

профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)

                            Закон развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение

материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные

количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с

изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от

одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания

без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и

регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

- изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.)

- изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые

технологии и др.)

- потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении

человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.)

- старение и износ материальных элементов (оборудования, человека,

технологии)

- изменение экологии

- технический прогресс

- глобальное состояние мировой цивилизации

Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего

суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя

некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или

внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала.

На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами

исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение

эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью:

при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в

короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся

большим спросом;

непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно,

меняются лишь скорость и знак изменения;

Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения

потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека

и общества к стабильности;

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому

большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

- крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

- всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия

повседневных решений;

- рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

- передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития

путем движения назад к более простым структурам

 Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он

является правопреемником известного среди многих поколений экономистов

бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического

плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со

строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг

специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

 

                Законы организации второго уровня.

             Закон информированности-упорядоченности.

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке,

передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной

деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения.

Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность

для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как

часть данных.

Обычно информацию разделяют на 2 больших   класса: объективную

(овеществленную в товаре ( например о работнике – диплом об образовании,

трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник

(информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность,

ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы

управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению

позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь

законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон

единства систем управления, закон соотносительности управляющей и

управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления,

закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон

перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления,

наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления

подчиняется закону информированности-упорядоченности.

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и

внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого

функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность работника после достижения ею

критического уровня переходит в его компетентность.

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения

информации.

Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности

является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских

свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

 

                 Закон единства анализа и синтеза.

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного

в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых

составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом

мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга,

поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их

неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон: каждая материал система (живой организм, социальная организация

и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в

результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения

идут в следующем цикле:

 

Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения

внешней и внутренней среды.

Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован

с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя

2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов

организации

3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии

развития

4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного

подразделения организации

 

 

              Закон композиции и пропорциональности.

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного

сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное

постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия –

гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на

всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи

и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности

элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон: каждая материальная система стремится сохранить в своей

структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной

соотносительности или в заданном подчинении

(пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней

среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации требует обязательного использования

набора принципов.

- Принцип планирования: Каждая организация должна иметь обоснованный план

деятельности и развития.

- Принцип координации: Каждая организация должна следить за

стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить

соответствующие коррективы в механизм выполнения.

- Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций

производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами,

либо с помощью привлеченных организаций.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе

необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

 

           Специфические законы социальной организации.

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими

населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и

финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру,

технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и

неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно

заранее определяться руководителем.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и

неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Общее в

отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе

создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит

отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в

деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей

существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной

организации, ее реакции на действие того или иного закона.

 

                            Заключение.

Профессиональное использование законов организации способствует

установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между

управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой

технологии организации.

 

                        Список литературы.

 

1. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и

   методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.

2. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов.

   М.: Юнити, 2000.

-----------------------

Разделение

 

Преобразование

 

Преобразование

 

Объединение

 


Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Закон синергии может реализовываться в 3 вариантах:

• Первый вариант – руководитель и подчиненные не знают о законе синергии. Закон синергии действует стихийно. Даже при самых благих пожеланиях и позитивных действиях потенциал многих приобретенных ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат. (Пример – попытка использования немецких специалистов после 2 Мировой войны).

• Второй вариант – руководитель знает о законе синергии, а подчиненные не знают. Руководитель действует грамотно, но подчиненные могут не понимать его действий и не соглашаться с ними. Весьма вероятен тяжелый конфликт, который может свести на нет весь положительный эффект от технологически грамотных действий и даже вызвать отрицательный эффект. Это самый плохой вариант.

• Третий вариант – и руководитель, и подчиненные знают о законе синергии. Результат действия закона – самый благоприятный. Все вносят вклад в достижение синергии.

Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

В качестве элемента такой модели уместно привести ряд признаков достижения синергии в организации:

• позитивное настроение в коллективе;

• снижение заболеваемости ОРВИ и сердечно-сосудистыми заболеваниями;

• поддержка коллективной оплаты труда вместо сдельной;

• сокращение технологического цикла;

• использование «замороженных» ресурсов, в т.ч. находящихся в личном пользовании;

• частичный отказ от услуг сторонних организаций;

• рост числа рационализаторских предложений;

• усиление интереса сотрудников к повышению профобразования;

• активное приобретение акций своей компании;

• выработка и поддержка традиций организации;

• усиление технологической и организационной дисциплины;

• усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

• сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества совещаний по стратегическим вопросам;

• уменьшение усталости работников;

• устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

• развитие благотворительности;

• постоянный спрос на продукцию;

• выполнение бизнес-плана.

Для успешной реализации закона синергии применяется ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.

Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения – каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Riå > (V1i + V2i),å

i=1 i=1

где Ri – потенциал (ресурс) организации в области i, способствующий ее развитию; V1i - ресурс внешнего разрушительного воздействия; V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом, сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Левая часть неравенства называется «энергией удержания» (У), правая часть – «энергией ликвидации» (Л). Иными словами, для самосохранения организации У > Л.

Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения УР:

УР = (У - Л) / У * 100%

Представляют практический интерес семь уровней самосохранения.

Уровень Диапазон, % Комментарии

1 (-1000) – (-100) Организацию следует немедленно ликвидировать

2 (-40) - (-10) Для старых организаций уточнить циклы подъема и спада (т.е. имелись ли прецеденты). Общая тенденция – принятие решения о ликвидации или реорганизации.

Для новых организаций – либо ликвидация, либо подключение новых источников удержания.

3 0 Для старых организаций – это сигнал к принятию радикальных решений. Для новых организаций – это обычная ситуация борьбы за выживание.

4 10 – 20 Нормальная ситуация в условиях рынка.

5 100 – 200 Благоприятствующая ситуация в условиях рынка

6 300 – 400 Организация находится в искусственно льготных условиях. Так долго продолжаться не может, и за этим последует неминуемый кризис.

7 500 – 1000 Организацию следует немедленно ликвидировать

В связи с тем, что закон самосохранения относится к числу объективных законов, в практике его реализации возможно три варианта:

• руководитель и подчиненные не знают о законе самосохранения, он действует стихийно. В случае, когда все хорошо, закон никак себя не проявляет. В случае появления проблем (неблагоприятных воздействий извне или изнутри) повышается энергия ликвидации. При этом организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер. Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам (кредиты, залоги и т.п.). В этом случае вместо ожидаемого увеличения энергии удержания происходит дальнейший рост энергии ликвидации;

• руководитель знает о законе, а его подчиненные не знают. В стабильном режиме все нормально – руководитель способен мягко воздействовать на ситуацию в нужном направлении, персонал не интересуется проблемой самосохранения и не формирует долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении организации на неблагоприятные уровни персонал активизируется – часть людей увольняется, уменьшая этим потенциал удержания, часть людей будет подталкивать руководителя к срочным спонтанным действиям для наращивания энергии удержания. Это тяжело для руководителя;

• руководитель и подчиненные знают о законе самосохранения. Результат действия закона будет самым благоприятным.

Между организацией и внешней средой может быть либо равновесное взаимодействие (успешная деятельность организации), либо противодействие (провал, банкротство, нежизнеспособность и т.п.).

При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии:

• пассивно-индивидуальная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, на заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Внешняя среда сужается до 1-2 партнеров. В связи с малой диверсификацией велик уровень предпринимательского риска, следовательно, перспективы непредсказуемы.

• пассивно-коллективная. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Пример – сателлиты естественных монополий. Называется «идти в колее». Риск минимален, доходы средние, время деятельности 3-5 лет. Необходимо избегать бездействия.

• активно-индивидуальная. Активно-индивидуальная стратегия – это стратегия постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и информации.

• активно-коллективная. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

Стратегия Рекомендации

Руководитель Производство Риск Реклама

Пассивно-индивидуальная Непрофессионал, меланхолик Поисковое Высокий Умеренная

Пассивно-коллективная Профессионал, сангвиник Типовое Низкий Слабая

Активно-индивидуальная Непрофессионал, холерик Поисковое Средний Активная

Активно-коллективная Профессионал, сангвиник Любое Низкий Средняя

Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Страхование – это финансовое обеспечение от возможного указанного ущерба путем периодических взносов в специальное учреждение, которое выплачивает денежное вознаграждение в случае такого ущерба. Потенциал системы включает в себя ресурсы организации, в т.ч. персонал, основные и оборотные средства, нематериальные активы и т.п. В реальной деятельности организации возможны незапланированные изменения количества и качества ресурсов, которые легко могут дестабилизировать систему. Стабилизация потенциала организации может быть достигнута следующим образом. Необходимо оценить возможные убытки от изменения или выбытия ресурса в наборе Ri и примерную вероятность наступления такого события Pi в течение года, исходя из чего определить т.н. «запланированные потери» (величину убытков, скорректированную на вероятность их проявления). После этого необходимо рассмотреть возможные варианты заключения договоров страхования со страховыми компаниями, так, чтобы страховые взносы за год не превышали величину «запланированных потерь».

Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

Для целей страхования ресурсов организации бизнес рассматривается как процесс (предпринимательство) и как явление (комплекс созданных ресурсов). Каждая из частей этого комплекса требует отдельных затрат и в совокупности должна приносить определенную прибыль. Учет реальных рисков в процессе производства и управления организацией диктует необходимость постоянного расширения отраслей страхования. На данном этапе развития страхового бизнеса является возможным страхование конечных результатов деятельности организаций (в т.ч. страхование готовой продукции, перевозок, страхование возможных убытков). Конечный риск наступает в трех основных случаях:

• сам по себе, независимо от предыдущих результатов деятельности фирмы;

• в результате принятия неправильных управленческих или технологических решений на более ранних стадиях производства;

• в результате отсутствия требуемого специалиста в нужное время.

Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Это выгодно как страхователям, так и страховщикам. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать девять направлений страхования:

• страхование имущества;

• страхование основных и оборотных средств;

• транспортное страхование;

• страхование предпринимательских рисков;

• страхование ответственности (водителя, охранника, нотариуса, риэлтера и т.п.);

• страхование профессионализма персонала;

• страхование интеллектуальной собственности;

• страхование управленческих рисков;

• страхование организационных рисков.

Достаточно хорошо отработана методика анализа и оценки имущественного и технологического комплексов. Большие успехи достигнуты в анализе и оценке персонала и интеллектуальной собственности, связанной с технологией. При этом многое посвящено оценке бизнеса, но собственно цена (как категория) играет незначительную роль, т.к. непосредственно ценой можно опосредовать только стоимость имущественного комплекса. Система управления и производства, персонал, интеллектуальная собственность твердой цены не имеют.

Для оценки стоимости нематериальных активов применяются методы: функционально-стоимостной анализ (ФСА), статистические и экспертные. ФСА представляет собой метод системного исследования функций объектов управления, направленный на обеспечение необходимых потребительных свойств объектов управления и оптимальных затрат на их реализацию на всех этапах жизненного цикла.

Повсеместное и всестороннее страхование создает предпосылки обеспечения стабильности не только на уровне отдельно взятой организации, но и на уровне отраслевых и региональных конгломератов, а также общества в целом. Это профессиональный результат реализации закона самосохранения.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: эволюционную и революционную. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловливается следующими факторами:

• изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и т.п.);

• изменениями внутренней среды (ротация кадров, изменения технологий);

• потребностями человека и общества (самореализация человека, прибавочный продукт для общества);

• старением и износом материальных элементов (оборудование, человек, технологии);

• изменениями экологии;

• техническим прогрессом;

• глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, включающем 8 взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидация или утилизация (Э8).

Ресурс системы

Э1

Э2

Э3

Э4

Э5

Э6

Э7

Э8

Этапы циклов

Тангенс угла наклона кривой на этапах внедрения, роста, зрелости, спада и краха определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме, спаду или подъему. Диапазон угла наклона 50-60о свидетельствует о революционной форме развития; диапазон 10-30о - об эволюционной форме; промежуточный диапазон 30-50о - это период постепенного перехода к одной из указанных форм; диапазон 0-10о – это стабилизация или изменение запасов (т.е. «проедание»). Положительный тангенс характеризует подъем, отрицательный – спад.

Формулировка закона развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

где Rj - потенциал системы на j этапе жизненного цикла; Rij - потенциал (ресурс) системы в области i на этапе j; Kj - весовой коэффициент влияния каждого предыдущего этапа потенциала на последующие; Fj- функция этого влияния.

Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы Rj начинается не одновременно с началом воздействий изменений во внешней или внутренней среде, а спустя некоторое время Тз, и продолжается некоторое время Тп после окончания этих воздействий. В организациях инерция проявляется в деятельности устаревших структур, технологий и традиций.

Rj

Зона Зона Зона

инерции эластичности

Плна

 

Введение_________________________________________________________________ 32

 

Законы функционирования и развития организации_____________________________ 34

 

Заключение_______________________________________________________________ 47

 

Использованная литература__________________________________________________ 49


Введение

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей[1]. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты.

Другими направлениями деятельности организации являются: разработка политики, стратегии, осуществление в соответствии с ними развития, преодоление кризисных ситуаций.

Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли организаций в жизни общества, и сегодня большинство субъектов хозяйственной деятельности выступают, прежде всего, как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Организация обладает функциями и структурой. Основной ее функцией (задачей), как следует из определения, является решение проблем и достижение целей.

Структуру организации, то есть упорядоченную совокупность ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с нескольких точек зрения: технической, социотехнической, социальной.

Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, оборудование, планировка, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Эти ее элементы относят к жестким.

В производственной организации техническая структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда (сложность, трудоемкость, ритмичность и пр.) Техническая структура создает основу функциональных связей между людьми, в значительной мере влияет на характер их отношений (формальный или неформальный), т.е. на социальную структуру.

Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и пр. Первым стал рассматривать организацию как социальную систему уже упоминавшийся Элтон Мейо.

Социальная структура организации обладает определенным потенциалом. Последний складывается из нескольких элементов[2]:

1. Потенциала общего руководства (характеризуется уровнем его знаний и понимания ситуации; способностью выявлять и решать проблемы, в том числе в критических условиях; ориентацией на прошлое или будущее; готовностью к риску; умением использовать власть).

2. Психологического потенциала (характеризуется состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений и проч.).

3. Творческого потенциала (характеризуется умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремлением к поиску; способностью преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивостью при принятии инновационных решений; готовностью к новшествам; использованием новых прогрессивных методов работы). Все элементы социальной структуры являются «мягкими».

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не есть чисто материальное, или чисто духовное явление.

Все три структуры должны соответствовать друг другу.





Дата: 2019-03-05, просмотров: 177.