Физические упражнения как основа здорового образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие о режиме дня. Режимы учёбы и отдыха в системе здорового образа жизни.                                                                                                                          

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график.

Правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане.

Важное значение для здоровья имеют продолжительность сна в зависимости от возраста, время отхода ко сну и пробуждения, количество и время приемов пищи, двигательная активность и активный отдых на открытом воздухе. Очень важно заблаговременно настроить организм на определенный вид деятельности: тогда в этот процесс органично включаются все его системы и органы, обеспечивающие успешную деятельность.

Невыполнение режима нарушает регулирующую и координирующую функции центральной нервной системы. Происходящие при этом изменения часто затрагивают не только отдельные системы и органы, но и организм в целом и приводят к появлению различного рода заболеваний.

Понятие о выносливости. Значение выносливости для здоровья и работоспособности человека

Выносливость — это способность противостоять утомлению. Различают два вида выносливости — общую и специальную.

Общая выносливость — это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

Специальная выносливость — это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Выносливость можно рассматривать как своеобразный запас силы и скорости, находящийся в определенной взаимосвязи. Фундамент выносливости — работоспособность сердечнососудистой и дыхательной систем. Так что тренировать выносливость — это, прежде всего, тренировать сердце, кровеносные сосуды, легкие.

Понятие о силе. Анатомо-физиологические и методические основы развития силовых способностей.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.

Анатомо-физиологические особенности человека, особенно врожденные очень сильно влияют на развитие силовых показателей. Так, врожденные особенности двигательного аппарата могут благоприятствовать развитию определенных спортивных способностей, в том числе силы.

По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы: общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - менее 1/3 всех мышц.

 

Понятие о закаливании. Основные принципы закаливания организма.

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).

Для более комфортного восприятия организмом комплекса мероприятий по закаливанию следует равномерно и постепенно увеличивать дозировки процедур.

Сочетание процедур

Активность выполняемых процедур

Разнообразие

Индивидуальный подход

Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек (курение,

Алкоголь, наркотики).

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

Элементы здорового образа жизни:

· воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

· окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);

· отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

· здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

· движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

· личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

· закаливание

· хороший сон (7-8 часов)

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

· эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

· интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

· духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

 

Внутреннее кровотечение опасно тем, что визуально его диагностировать невозможно. Заподозрить данный вид кровотечения можно по следующим признакам: бледность кожных покровов пострадавшего, головокружение, обморок, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. В таком случае в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь, а пострадавшему следует придать положение полусидя, обеспечить полный покой и приложить холодный компресс или лёд к предполагаемому месту кровотечения.

28. Особенности занятий избранным видом спорта. Планирование подготовки. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий.

Однако в каждом виде спорта и в системе физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:

- перспективное планирование;

- годичное планирование;

- текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование многолетней подготовки. Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения.

Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой – может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения.

Годичное планирование. При годичном планировании тренировок применяются два варианта планирования: обычное и со сложной структурой соревновательного периода – проведением нескольких последовательных соревнований.

На выбор годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с тремя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и зимние, и летние соревнования) двухпиковые и т.д.

Текущее и оперативное планирование. Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировок, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности) в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях. Текущее планирование в основном и спортивном отделении существенно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном – соревновательные упражнения.

Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, - определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.

Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеет свои отличия.

Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.

Контролируется выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.

Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний — срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.

Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.

Физические упражнения как основа здорового образа жизни.

Под физическим упражнением понимаются двигательные действия человека, используемые для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей.

Не каждое двигательное действие или деятельность можно назвать ФУ. Т

Следует отметить также, что ФУ – это не отдельное двигательное действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения. Слово “упражнение” означает сознательное повторение действий с целью усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на физическое развитие и психические качества человека (на личность)

Движение — биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался в постоянном движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жизни человека уменьшилась до 10 %, что особенно опасно на фоне нервно-психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, небходимой для переработки огромнейшего потока разнохарактерной информации. Энергозатраты человека резко уменьшились и, по данным ВОЗ, находятся в большинстве случаев на грани необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности уровня. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Многочисленными работами отечественных и зарубежных ученых доказано, что физически тренированные люди реже болеют, у них снижается частота сердечнососудистых заболеваний, переутомлению; уменьшается частота дефектов физического развития детей, медленнее идут процессы старения.

Гипокинезия— особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гипокинезии приносит вред здоровью. В настоящее время — это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни. При гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы, ухудшение физической и умственной работоспособности.

Гиподинамия  нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. При гиподинамии снижается неспецифическая устойчивость к неблагоприятным факторам среды, уменьшаются адаптационные возможности человека. Особо выраженные негативные процессы наблюдаются в костной ткани. Кости без систематических физических нагрузок уменьшаются в объеме, становятся хрупкими в связи со снижением кальция в их структуре. Суставы становятся менее подвижными за счет уменьшения эластичности суставной капсулы и околосуставных связок.

2. Понятие об осанке. Формирование осанки средствами физического воспитания.

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника нормально выражены. Грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

При нарушениях осанки ухудшается функция внутренних органов, прежде всего дыхательной и сердечнососудистой систем.

Основные причины, вызывающие различные нарушения осанки:

 • слабость мышечных групп, обеспечивающих поддержание позы, или их дисгармоничное развитие;

 • ограничение подвижности в суставах, эластичности мышц и связок;

• гиподинамия;

• дефекты физического воспитания;

 • длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз, при этом порочное положение тела принимает характер нового динамического стереотипа;

• несоблюдение гигиенических условий;

 • неполноценное питание.

Предупреждение дефектов осанки включает в себя соблюдение ряда гигиенических правил: сон на ровной полужесткой постели с небольшой плоской подушкой; мебель для учебных занятий, соответствующая росту ребенка; правильное освещение рабочего места; не стесняющие движений ребенка одежда и обувь; воспитание навыка правильной осанки в положениях сидя и стоя.

Огромное профилактическое значение имеет рациональное физическое воспитание. Упражнения, являющиеся специфическими средствами воздействия на формирование и состояние осанки, принято называть «упражнения на осанку». Большинство из них представляет собой гимнастические упражнения, включающие строго регламентированную фиксацию основной позы прямостояния, ее фрагментов и вариаций в статических и статико-динамических режимах. А при дефектах осанки — также и упражнения, избирательно направленные на их устранение.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 499.