Великая Отечественная война глазами моей семьи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истратий Софья, 10 класс, МОУ «Тырновская СОШ им. Л.А.Загоскина»

Научный руководитель: Гонтарь Анна Дмитриевна, учитель истории и обществознания МОУ «Тырновская СОШ им. Л.А.Загоскина»

 

«Здравствуй, дорогая супруга Мария Васильевна и дочка Аличка. Во первых строках моего письма разрешите передать вам привет. Привет дорогой супруге Марии Васильевне от супруга вашего Филиппа Акимовича. Привет дорогой Аличке Петровне от вашего папы Филиппа Акимовича». <001>

Я держу в руках старый, пожелтевший от времени листочек из школьной тетрадки, свернутый в виде треугольника. На нём простым карандашом, неаккуратным спешным почерком написано коротенькое письмецо. Оно датировано вторым апреля тысяча девятьсот сорок четвертого года, со штампом «Проверено военной цензурой», а написал его мой прапрадед – Филипп Акимович Буршин своей жене Марии Васильевне Буршиной. Он был участником ВОВ, как и трое его детей – Дмитрий, Евдокия и Прасковья. Когда началась война, детям было уже по двадцать с лишним лет. Именно о моих прадедушке Мите, о прабабушках Пане и Дуне пойдет речь в моей работе. На момент начала исследования, у меня было лишь дедушкино письмо, награды, и устные отрывочные воспоминания о военном времени, которые помнила моя мама по рассказам прабабушки. Участвуя во Всероссийской акции «Бессмертный полк» с портретами моих родственников я до конца не понимала, какой вклад они внесли в победу советских войск, и поставила перед собой целью узнать как можно больше об их боевом пути.

Цель исследовательской работы - сбор и сохранение наиболее ценного материала об участии предков по материнской линии в годы Великой Отечественной войны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: познакомиться с родословной семьи по маминой линии; научиться работать с архивными материалами, фотографиями, проводить интервью, обрабатывать полученный материал; материалами из семейного архива пополнить краеведческий материал в школьной библиотеке «Моя семья в годы ВОВ»; составить наше семейное древо.

Объект исследования – мой род по материнской линии.

Предмет исследования – участие предков по материнской линии в ВОВ.

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ полученной информации.

Актуальность данной темы бесспорна. Несмотря на то, что прошло более 70 лет с окончания ВОВ, но эта тема до сих пор тревожит души людей. Ведь и сейчас не каждая семья знает, где похоронены их предки -солдаты, какими были их годы военной жизни. Я считаю, что каждый из нас должен знать, благодаря кому небо над нашими головами мирное.

Этапы работы: получение информации от родственников в ходе беседы; изучение домашних документов, фотографий; изучение архивных документов; составление семейного архива.

Предполагаемые результаты работы: домашний архив об участии моих предков по материнской в ВОВ, генеалогическое древо моей семьи.

Практическая значимость данного исследования в том, что я узнаю больше об истории своей семьи в военные годы, смогу рассказать о своих предках на уроках истории, внеклассных мероприятиях. Мои исследования могут стать частью летописи военных лет нашего села, составленной сельской библиотекой.

ВОВ глазами моего прадедушки Мити. «Привет дорогому зятю Петру Ивановичу. Привет дорогой дочке Дуси от вашего папы Филиппа Акимовича. Привет дорогой сестрице Марии Акимовне. Дорогая Маря, я пока жив, здоров и хочу знать, как ваше здоровье и как проживаете. Дорогая Маря, я получил от Мити радостную весть, письмо. Митя пока жив и здоров». <001>

Дмитрий, или по-семейному Митя, был старшим ребенком в семье Буршиных. Попал на службу в 11-ю КД, которая 19 января 1943 года была преобразована в 8-ую Гвардейскую Кавалерийскую им.Морозова дивизию, в 14-й медико-санитарный эскадрон. Прошел краткосрочные курсы медсестер (медбратьев) и начал служить. В апреле 1943 г. Д.Ф.Буршин получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги», которая была заслужена при ведении военных действий в районе города Белгорода. <002> В годы ВОВ Белгород был дважды оккупирован немецко-фашистскими захватчиками: 24 октября 1941 г. и 18 марта 1943 г. Первое освобождение было осуществлено в ходе Харьковской наступательной операции 9 февраля 1943 г.[1] Из архивных документов, найденных мною, стало известно, что Дмитрий работал и выполнял обязанности медсестры, часто сопровождал раненых на эвакуации, оказывая помощь и проявляя заботу о них, быстро доставляя в госпиталь, и в кратчайший срок возвращал обратно транспорт. При его участии обработано 720 человек раненых и эвакуировано 1526 человек. За что удостоен правительственной награды – медали «За отвагу». <003> Всю войну воевал в составе 8-й Гвардейской Кавалерийской теперь уже Ровенской Краснознаменной им. Морозова дивизии, воевал на фронтах – Брянском, Воронежском, Западном, 1-м Украинском, 2-м Украинском. Их дивизия участвовала при освобождении городов Харьков, Ровно, Дубно, Луцк, Львов. Закончил войну в Германии. Здесь получил свою последнюю награду - 21 апреля 1945 г. был написан наградной лист на уже гвардии старшину медицинской службы. В нем говорилось, что Д.Ф.Буршин – участник всех боевых действий дивизии. На всем протяжении работы проявил себя энергичным, неутомимым и опытным работником по оказанию медпомощи, уходу и эвакуации раненых. За чуткое отношение и хорошее обслуживание раненых бойцов и офицеров товарищ Буршин имеет десятки словесных благодарностей раненых. И в соответствии с приказом №015/Н от 13 мая 1945 г. он получил вторую медаль «За боевые заслуги». <004>

ВОВ глазами моей прабабушки Дуни. Евдокия Филипповна была крайним ребенком в семье Буршиных. На момент начала войны ей было 18 лет и по линии военкомата и бабушку Дуню и её старшую сестру Прасковью призвали на фронт в качестве санитарок. На фронте тогда нужны были руки, вот и обучали молодых девчонок быстро и просто. Однако с отправкой вышла отсрочка и вместо фронта бабушку отправили вместе с другими такими же молодыми девушками в Михайловский район, валить деревья, делать противотанковые заграждения.

Михайловский район не был оккупирован, на его территории не происходили боевые действия, но его жители военного лиха хватили сполна. 22 июня 1941 г. в 5 часов вечера в поселке Михайловке у памятника В.И. Ленину на ул.Семеновской (ныне ул.Мира) состоялся митинг трудящихся района, с которого многие добровольцами ушли на фронт. В первые дни войны была проделана огромная работа по переустройству промышленных предприятий посёлка, колхозов и совхозов, МТС и всех государственных учреждений на военные рельсы. Все вопросы, диктуемые военным временем и обстановкой на фронте, решались немедленно. Тыл и фронт были едины, 4 года жили в подчинении одного призыва: «Всё для фронта, всё для победы!».[2]

Прабабушка рассказывала, что в те годы было очень трудно. Зима, сугробы. Деревья необходимо было валить по особой схеме: 8 деревьев на одно в середине, так получалась пирамида. Потом одна из девушек залезала внутрь, подрубала дерево, находившееся в середине, и вся эта махина валилась на бок. Самым сложным было предугадать направление падения, чтобы бежать от падающих деревьев в другую сторону. Случалось и так, что деревья падали на людей, калечили их или убивали. Это пугало, но останавливаться было нельзя, ведь война не могла ждать. Бабушка говорила, все это понимали и продолжали молча работать. Жили в бараках, топили печки – буржуйки, кое-как просушивали одежду и обувь после продолжительного рабочего дня, и, отдохнув пару часов, шли опять работать. Бабушка Дуня вспоминала, что девочки очень часто простужались, а лечиться толком и нечем было, но тогда легко никому не было, поэтому и жаловались мало.

Бабушка была ветераном труда, имела высокое звание «Мать-героиня». Была награждена наградами «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». прабабушка умерла 19 ноября 2009 года, когда мне было шесть лет. Я её хорошо помню, помню рассказы о войне и считаю, что моя прабабушка была героиней.

ВОВ глазами моей прабабушки Пани. История старшей дочери семьи Буршиных, Прасковьи Филипповны, чем-то схожа с историей жизни её младшей сестры. Родилась Прасковья Филипповна 25 сентября 1918 г. А если быть точной, то никогда она не была Прасковьей Филипповной, а звали ее по-деревенски – Проска. Когда мужчины ушли на фронт, стала она, как и все, работать в колхозе. Пахали, сажали, пололи, косили, убирали. Лошадей мобилизовали, пахали и возили сено на быках, пытались впрягать в повозку коров, но от этого отказались, пропадало молоко. Прабабушке Пане было вдвойне тяжелее, росту в ней было 144 см, а весу не было и 40 кг, но с быками управлялась ловчее любого. После того, как Проска с Дуней были призваны на фронт, но не отправлены, Прасковью Филипповну взяли, как и сестру, на трудовой фронт и она была направлены в Шатуру, на торфоразработки. В условиях временной потери Донецкого угля и сокращения добычи нефти на Кавказе, все предприятия, а также электростанции, переходили на дрова и торф. Поэтому работа, которую выполняли девушки на торфоразработках, была очень необходима для победы над врагом. В это трудно сегодня поверить, но прабабушка рассказывала, что некоторые мужчины даже не выдерживали того непосильного графика работы и условий жизни. Жили в больших бараках, где стояли деревянные топчаны, а посредине печка. Около печки сушилось белье и обувь. Хлеба давали по военным меркам много – 700 грамм на человека, но и этого было мало, так как работали очень тяжело, все время хотелось есть. Подъем был в 6 часов утра и работали до позднего вечера, вечером было одно желание – спать. Спецодежду не выдавали, ходили в своем. Время от времени отпускали в деревню – помыться и хоть немного вывести вшей. Хоть теперь и принято говорить в первую очередь о смелости и отваге, а прабабушка говорила, что им, молодым девчонкам было очень страшно. Случались и трагедии. Торф не горел ярким огнем, он тлел изнутри, и тогда образовывались большие незаметные ямы, сверху вроде и почва, а под ней пустота. Вот в такую яму провалилась и сгорела подруга моей прабабушки. Несмотря на это, никто не убегал и не отказывался выйти на работу. Плакать, конечно, плакали, но все знали, что на фронте еще тяжелее и их труд – залог Победы.

Прасковья Филипповна вернулась в деревню в 1944 г. Она прожила долгую жизнь, умерла в возрасте 87 лет, окруженная теплом и заботой. У нее не было наград, но она их точно заслужила. И наша награда – это добрая память о ней, нашей героине.

Выводы и результаты исследовательской деятельности. Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких – в этом я убедилась в ходе данной исследовательской работы. Я очень благодарна своим родителям, бабушке, дедушке за то, что они смогли мне рассказать о моих предках, а смогу ли я передать эту информацию своим детям? Я думаю, что мне будет, что рассказать своим детям и внукам. Я постараюсь сохранить для своих потомков хотя бы эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее. Сейчас, когда я делаю выводы исследования, у меня возникают противоречивые, неоднозначные чувства. Боль за страну, за Родину, за миллионы погибших – с одной стороны, и гордость – с другой. Я действительно горжусь тем, что моя семья, мои предки, принимали непосредственное участие в событиях, мною описанных, и внесли достойный вклад в Победу нашего народа.

Использование результатов исследования. Я хочу собрать своих ныне живущих родственников всех вместе для ознакомления с материалами проделанного исследования, наметить дальнейший план пополнения и хранения этих документов. Я уже рассказала своим одноклассникам о вкладе моей семьи в Победу над захватчиками. Материалами из семейного архива желаю пополнить краеведческий материал школьной и сельской библиотек.

Список литературы:

1. Петрачков С., Фатигаров В. Дважды освобожденный, / Красная звезда. 14 ноября 2007.

2. http://biblioparus.blogspot.com/2015/12/blog-post_22.html

3. http://ministerstvo-oborony.ru/arhiv-ministerstva-oborony-poisk-po-familii-archive-mil-ru/

4. https://pamyat-naroda.ru/

 

Войны-афганцы - мои земляки

Назаренко Арина, 8 класс, МОУ «Пронская СОШ»

Научный руководитель: Уголькова Марина Ивановна, учитель истории МОУ «Пронская СОШ»

Пусть история всех нас рассудит

И оценку пусть каждому даст.

Пусть о павших никто не забудет,

Пусть хоть кто-то расскажет про нас.

        Алексей Новицкий

Актуальность. XX в. часто называют жестоким. Именно таким он стал и для моего родного поселка. Война, так или иначе, задела своим крылом каждую семью, каждое поколение родной земли - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших. Отсчёт мирному времени мы ведем от 9 мая 1945 г. ВОВ. В ночь на 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии без объявления войны напали на нашу Родину. Застонала вся Земля наша. Горючими слезами заплакала Родина. И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. В этом году мы встречали 73 мирную весну. Много это или мало? Много, если вспомнить, каким коротким был срок между Первой мировой войной и началом Второй. Мало, если задуматься над историей и судьбой человечества.

В декабре 1979 г., всё было так же, как всегда. Мальчишки родного поселка учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.

Цель. Целью данной работы является сохранение памяти о моих земляках, воинах-интернационалистах, осмысление воспоминаний воинов-интернационалистов об Афганистане, выяснение отношения старшеклассников советско-афганской войне, к воинам интернационалистам.

Задачи: получить навыки исследовательской работы, изучив документально-исторические материалы, связанные с Афганской войной; собрать и обобщить материал о наших земляках-участниках этой войны, проследить их судьбу в истории страны через: информацию о подготовке и военных действиях в Афганистане; создание электронной базы солдат воинов- интернационалистов; подборку перечня художественных фильмов, картин, песен.

Основным методом и приемы изучения данной темы является: социологический опрос среди учащихся 7-11 классов и анализ ответов, самостоятельно сделанные выводы

Анкета социологического опроса: Нужна ли была советско-афганская война? Какой же итог Афганской войны? Знаешь ли ты прончан-участников афганской войны? Вопросы, заданные при встречи с воинами–интернационалистами, а также изучение школьного и поселкового краеведческого материала помогли выяснить отношение самих участников к советско-афганской войне.

Новизна работы заключается в том, что изучение исторического события «Война в Афганистане» осуществляется не столько в использовании учебных пособий, где изложен фактический материал, а вся правда об Афганской войне скрыта, сколько в живых беседах с участниками боевых сражений, где сами очевидцы событий рассказывают о войне, показывают фотоснимки. В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что нельзя забывать те ошибки, из-за которых сотни, тысячи молодых ребят лишились жизни. Чтобы не повторять их, надо помнить об этом.

Объект исследования - события Афганской войны.

Предмет исследования - биографии участников войны Н.Чубукова, А.Расторгуева, В.Сотина.

Афганистан - красивый горный дикий край к апрелю 1979 г. Афганистан - государство на Среднем Востоке, не имеющее выхода к морю. Это одна из беднейших стран мира, находится на пересечении между Востоком и Западом и является древним центром торговли. Удачное географическое расположение Афганистана позволяет ему играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона. Географическое положение Афганистана – еще с начала XIX в. сделало эту страну центром борьбы между Россией и Британией за сферы влияния. Афганистан обрел независимость в 1919 г. Первым государством, признавшим независимость Афганистана, стал Советский Союз, оказавший Афганистану значительную экономическую и военную помощь. В 1929 г. СССР предприняла военную акцию в поддержку свергнутого короля Афганистана Амануллы-хана. В начале XX века Афганистан был отсталой аграрной страной, практически не было промышленности. В апреле 1978 г. в Афганистане произошло событие, названное в истории «Апрельской революцией». Была свергнута диктатура М.Дауда, который до этого, в июле 1973 г. совершил государственный переворот, свергнув падишаха и монархию, установив формально республиканское правление. К власти пришли представители Народно-Демократической партии Афганистана.[3]

Почему афганцы взялись за оружие. В апреле 1978 г. в стране началась революция. Президент Мухаммед Дауд вместе с членами своей семьи был казнён, а к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). Вскоре правящая партия НДПА разделилась на две фракции - Хальк и Парчам, которые вступили в борьбу за власть. Нур Мухаммед Тараки был убит, а главой государства стал Хафизулла Амин. В СССР Амина считали ненадёжным человеком, способным в любой момент переориентироваться на Запад.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.