Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 2. Основные методы экологии
В настоящее время основными методами экологии являются:
- полевые наблюдения, позволяющие получить конкретные сведения о состоянии отдельных видов и популяций; их роли в существовании определенной экологической системы; зависимость от деятельности определенных групп организмов, антропогенного влияния; изменении численности популяций и т.д.
- эксперименты в природных условиях, позволяющие моделировать ту или иную ситуацию, последствия ее развития для конкретного сообщества организмов, биоценоза или биогеоценоза;
- математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биоценозах с помощью вычислительной техники; математическое моделирование позволяет произвести количественную оценку изучаемых процессов и явлений. Математическое моделирование позволяет с большой долей достоверности, используя накопленные данные, прогнозировать возможное развитие тех или иных процессов и ситуаций в экологических системах. Однако, используя математические приемы, эколог должен помнить, что в связи с наличием у сложных экологических систем большого числа степеней свободы, а также параметров, зависящих от времени, к этим системам не могут применяться классические, жестко детерминированные алгоритмы управления и прогнозирования. Иными словами, математический расчет в экологии может и должен ориентировать при решении практических вопросов, но не может и не должен предсказывать конкретные частности. Однако развитие количественных методов исследования, превращающих экологию в точную науку, является потребностью времени.
История развития экологии?????
Вопросы для самоконтроля к разделу 1
1. Что такое экология?
2. Охарактеризуйте предмет и объекты изучения экологии.
3. Какова структура экологической дисциплины?
4. В чем состоят функциональные различия теоретической и прикладной экологии?
5. Назовите основные теоретические задачи экологии.
6. Каковы основные прикладные задачи экологии?
7. Перечислите основные методы экологии.
8. Объясните, экология становится одной из важнейших наук будущего?
9. Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование?
Вопросы для контроля преподавателю к разделу 1
1. Что такое экология?
1) наука, изучающая различные загрязнения окружающей среды и способы их предотвращения;
2) наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают;
3) наука, изучающая общие закономерности организации жизни.
2. Основной объект изучения в экологии:
1) популяции;
2) организмы;
Экосистемы.
3. Термин «экология» предложил
Э.Геккель
2) Ю.Одум
3) В.В.Докучаев
4. Термин «экология» был предложен в
1) 1904 г.
2) 1893 г.
Г.
5. Раздел экологии, исследующий индивидуальные связи отдельных организмов (видов, особей) с окружающей их средой.
1) биохимия
2) геоэкология
Аутэкология
5. Раздел экологии, изучающий экологию сообществ:
1) синэкология;
2) ихтиология;
3) альгология.
7. Как называется наука, в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов?
1) медицинская экология
Демоэкология
3) экологистика.
8. В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
1) аутэкологию, демэкологию, синэкологию, экосистемную экологию, биосферную экологию;
2) экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов;
3) биоэкологию, прикладную экологию.
9. Теоретическая экология изучает
4) совокупность биотических и абиотических факторов;
5) взаимодействие географических, биологических и социально-производственных систем;
Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека, улучшение качества окружающей природной среды, сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.
13. Основные методы экологии:
1) полевые наблюдения, эксперименты в природных условиях, математическое моделирование процессов и ситуаций;
2) полевые наблюдения, эксперименты в природных условиях, опрос с помощью интервью и анкет;
3) полевые наблюдения, эксперименты в природных условиях, социометрия.
Раздел 2. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Тема 1. Среда обитания и экологические факторы
Среда обитания организма — это совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Свойства среды постоянно меняются, и любое существо, чтобы выжить, приспосабливается к этим изменениям.
Земной биотой освоены три основные среды обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная вместе с горными породами приповерхностной части литосферы. Биологи еще часто выделяют четвертую среду жизни — сами живые организмы, заселенные паразитами и симбионтами.
Воздействие среды воспринимается организмами через посредство факторов среды, называемых экологическими.
Экологические факторы — это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают физические, химические и эдафические.
Физические факторы — это те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и др.). Например, температура, если она высокая, вызовет ожог, если очень низкая — обморожение. На действие температуры могут повлиять и другие факторы: в воде — течение, на суше — ветер и влажность, и т. п.
Химические факторы — это те, которые происходят от химического состава среды. Например, соленость воды Если она высокая, жизнь в водоеме может вовсе отсутствовать (Мертвое море), но в то же время в пресной воде не могут жить большинство морских организмов От достаточности содержания кислорода зависит жизнь животных на суше и в воде, и т п.
Эдафические факторы, т е. почвенные, — это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, т. е. те, для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений. Хорошо известно влияние химических компонентов (биогенных элементов), температуры, влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений.
Однако не только абиотические факторы влияют на организмы. Организмы образуют сообщества, где им приходится бороться за пищевые ресурсы, за обладание определенными пастбищами или территорией охоты, т. е. вступать в конкурентную борьбу между собой. При этом проявляются хищничество, паразитизм и другие сложные взаимоотношения как на внутривидовом, так и, особенно, на межвидовом уровнях. Это уже факторы живой природы, или биотические факторы.
Биотические факторы — совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания (Хрусталев и др., 1996) В последнем случае речь идет о способности самих организмов в определенной степени влиять на условия обитания. Например, в лесу под влиянием растительного покрова создается особый микроклимат, или микросреда, где по сравнению с открытым местообитанием создается свой температурно-влажностной режим озимой здесь на несколько градусов теплее, летом — прохладнее и влажнее. Особая микросреда создается также в дуплах деревьев, в норах, в пещерах и т. п.
К биотическим факторам относятся внутривидовая конкуренция и межвидовые взаимоотношения.
Внутривидовая конкуренция – борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегуляции популяций.
Межвидовые взаимоотношения значительно более разнообразны. Два живущие рядом вида могут вообще никак не влиять друг на друга, могут влиять благоприятно или неблагоприятно. Возможные типы комбинаций и отражают различные виды взаимоотношений:
- нейтрализм — оба вида независимы и не оказывают никакого действия друг на друга (белки и лоси; обезьяны и слоны);
- конкуренция — каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие;
- мутуализм (симбиоз) — виды не могут существовать друг без друга (бобовые растения и бактерии, фиксирующие азот);
- протокооперация (содружество) — оба вида образуют сообщество, но могут существовать и раздельно, хотя сообщество приносит им обоим пользу (опыление пчелами луговых растений);
- комменсализм — один вид, комменсал, извлекает пользу от сожительства, а другой вид — хозяин не имеет никакой выгоды т.е. взаимная терпимость (гиены, подбирающие остатки добычи львов; мальки рыб, прячущиеся под зонтиками медуз);
- аменсализм — один вид, аменсал, испытывает от другого угнетение роста и размножения (светолюбивые травы под елью)
- паразитизм — паразитический вид тормозит рост и размножение своего хозяина и даже может вызвать его гибель (аскариды, вши-пример постоянных паразитов; слепни, блохи-пример временных паразитов);
- хищничество— хищный вид питается своей жертвой (львы и зебры).
Межвидовые отношения лежат в основе существования биотических сообществ (биоценозов).
Антропогенные факторы — факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.
Среди абиотических факторов довольно часто выделяют климатические (температура, влажность воздуха, ветер и др.) и гидрографические — факторы водной среды (вода, течение, соленость и др.).
Большинство факторов качественно и количественно изменяются во времени. Например, климатические — в течение суток, сезона, по годам (температура, освещенность и др.).
Факторы, изменения которых во времени повторяются регулярно, называют периодическими. К ним относятся не только климатические, но и некоторые гидрографические — приливы и отливы, некоторые океанские течения. Факторы, возникающие неожиданно (извержение вулкана, нападение хищника и т. п.) называются непериодическими.
Подразделение факторов на периодические и непериодические имеет очень важное значение при изучении приспособленности организмов к условиям жизни.
Вопросы для самоконтроля к разделу 2
1) Что такое среда обитания?
2) Какие выделяют основные среды обитания организмов?
3) Что такое экологический фактор?
4) Какие классификации экологических факторов вам известны?
5) Назовите основные абиотические факторы.
Вопросы для контроля преподавателю к разделу 2
Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется:
1) экологическая ниша;
2) среда обитания;
3) ареал.
Среды обитания организмов:
1) водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы;
2) водная, воздушная, атмосферная, гидросферная;
3) атмосферная, почвенная, живые организмы, водная.
1. Как называется среда обитания, которая очень сложна и требует более высокого уровня организации живого? Это аэробная среда, в которой осуществляется интенсивный обмен газов и воды, необходимых для жизнедеятельности живых существ.
Наземно-воздушная среда
2. водная среда
3. атмосферная среда
Как называются определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм?
1) биологические факторы;
2) экологические факторы;
3) специфические факторы.
Классификация абиотических факторов
1) физические, химические, эдафические;
2) механические, химические, эдафические;
3) физические, химические, биологические;
2. Как называются всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга и на среду?
4. биологические факторы
5. симбиотические факторы
Биотические факторы
3. Как называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений
Абиотические факторы
2) геологические факторы
3) экологические факторы
.
4. Как называют совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, , так и на корневую систему растений?
1) орографические
Эдафическимие
3) географические
5. Как называют факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду?
Антропогенные
2) природные
3) системообразующие
6. Как называется борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида?
Внутривидовая конкуренция
2) внутривидовое уничтожение
3) внутривидовой паразитизм
7. Что такое биота?
1) среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом организмов;
2) вещества, производимые из растений, животных, микроорганизмов и используемые в посевах для борьбы с сорняками;
Нейтрализм
8. кумуляция
9. антибиоз
9. Тип отношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы:
Комменсализм
11. фумигант
12. сукцессия
10. Тип отношений, при которых для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно, в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы:
1) инфантилизм
2) дефляция
Аменсализм
11. Тип отношений, при которой оба партнера или дин из них извлекают пользу от другого:
Симбиоз
14. коадаптация
15. поляризация
12. Наиболее простой тип симбиотических связей, при котором совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т.е. не является непременным условием выживания популяций:
16. саморегуляция
17. симбиотизм
Протокооперация
13. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера.
19. седиментация
Мутуализм
21. софизм
14. Если в экологической системе два (или более) вида популяции со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Как называются эти отношения?
22. уничтожение
Конкуренция
24. скученность
15. Тип взаимоотношений популяций, при котором организмы одной популяции служат пищей для организмов другой популяции:
Хищничество
26. вытеснение
27. толерантность
Факторы, изменения которых во времени повторяются регулярно, называют
1) периодическими;
2) цикличными;
3) закономерными.
Факторы, возникающие неожиданно, называют
1) неожиданными;
2) непериодическими;
3) катастрофическими.
16. Тип взаимоотношений между видами, при котором организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида в течение определенного времени:
Паразитизм
2) взаимодействие
3) депривация
17. Назовите экологические факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностью (оптимальным содержанием).
1) толерантные
Лимитирующие
3) адаптивные
18. В чем заключается закон толерантности (Шелфорда)?
1) любой живой организм имеет определенные, эволюционно унаследованные верхний и нижний пределы толерантности к любому экологическому фактору;
2) в организмах вещество, имеющее более высокую концентрацию, может частично заменить вещество, находящееся в дефиците;
3) общее влияние лимитирующих факторов может превысить суммарный дополнительный эффект других факторов.
19. Дайте определение закона независимости факторов (Вильямса):
1) условия жизни равнозначны, каждый из факторов жизни может быть заменен другим;
2) условия жизни равнозначны, ни один из факторов жизни не может быть заменен другим;
3) внешние для системы воздействия, как правило, проявляются не прямо, а опосредованы механизмами функционирования этой системы.
20. Сформулируйте «закон минимума» Ю.Либиха:
1) развитие растений зависит не только от тех веществ или факторов, которые присутствуют в достаточном для организма количестве, но и от тех, которых не хватает;
2) существование и выносливость организмов определяется самым слабым звеном в цепи их экологических потребностей;
3) в любом хозяйственном цикле образующиеся отходы и возникающие побочные эффекты неустранимы, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве.
Виды, способные существовать только при небольших отклонениях фактора от оптимальной величины, называются
1) эндемиками;
2) стенотермными;
Стенобионты.
Виды, выдерживающие значительные изменения фактора, называются
1) эвритермными;
2) эврибионты;
3) интродуцентами.
1) Все связано со всем 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа «знает» лучше. 4. Ничто не дается даром. Эти законы сформулировал
1) Т.Мальтус;
2) Б.Коммонер;
3) Э.Леруа.
21. Как называется минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, населяющих определенную территорию достаточно долго?
1) популяция;
2) панмиксия;
3) предиктор.
Совокупность совместно обитающих популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов называют
1) зооценоз;
2) микробиоценоз;
Биоценоз.
Пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов называют
1) биотоп;
2) климатоп;
3) эдафотоп.
Контур биогеоценоза устанавливается по границе
1) растительного сообщества;
2) сообщества животных;
3) сообщества микроорганизмов.
Элементы экологической ниши:
1) пища (виды), место питания, место размножения, место укрытия;
2) пища (виды), время и способы питания, место размножения, место укрытия;
3) пища (виды), время и способы питания, место размножения, пути миграции.
Наиболее широко распространены на Земле организмы
1) менее устойчивые к основным климатическим факторам;
2) стенобионтные к основным климатическим факторам;
Биогеоценоз.
21. Как называется положение, которое вид занимает в составе биоценоза?
1) граница обитания;
2) экополис;
Экологическая ниша.
Понятие биогеоценоза ввел:
В.Н.Сукачев
2) К.Мебиус
3) К.Ф.Рулье
22. Что такое экологическая ниша?
1) совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности;
2) место вида в природе, включающее не только положение вида в пространстве, но и функциональную роль в сообществе, и его положение относительно абиотических условий существования;
Биом.
Термин «экосистема» введен в экологию
1) Х.Берроуз;
2) Р. Линдеман;
А. Тенсли.
27. Что такое фотосинтез?
1) растительное сообщество, совокупность растений, совместно произрастающих на однородном участке территории;
2) образование в клетках зеленых растений, водорослей и некоторых микроорганизмов углекислоты и воды из органических веществ под действием света, сопровождающееся выделением кислорода;
3) образование в клетках зеленых растений, водорослей и некоторых микроорганизмов органических веществ из углекислоты и воды под действием света, сопровождающееся выделением кислорода.
28. Как называются организмы, которые из неорганических веществ синтезируют органические?
1) автохоры;
2) автотрофы;
3) анаэробные бактерии.
29. Что обозначают термином «гетеротрофы»?
1) организмы, потребляющие готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих;
2) неживые организмы;
Редуценты.
32. Что такое трофический уровень?
1) место каждого звена в пищевой цепи;
2) условная социально-экономическая и социально-экологическая категория, характеризующая относительную обеспеченность населения природными, материальными, духовными и социальными благами;
3) хозяйственная производительность сельскохозяйственных угодий, определяемая по величине урожая с единицы площади за единицу времени при максимально благоприятных условиях ведения хозяйства.
33. Согласно последовательности пищевых отношений различаются отдельные уровни переноса веществ и энергии в экосистеме, связанные с питанием определенной группы организмов. Какое название носят эти уровни?
1) трофические уровни;
2) детритные уровни;
3) консумантные уровни.
34. Кто или что образует первый уровень во всех экосистемах?
1) млекопитающие;
2) растения;
3) простейшие.
35. Кто или что образует второй уровень во всех экосистемах?
1) фитофаги;
2) аэробы;
3) сапрофиты.
36. Кто или что образует третий уровень во всех экосистемах?
1) зоофаги;
2) сапрофаги;
3) аквабионты.
На каждый следующий трофический уровень передается
1) не более 15% энергии от предыдущего уровня;
2) не более 10% энергии от предыдущего уровня;
3) не более 20% энергии от предыдущего уровня.
36. Как называется тип пищевых цепей, которые начинаются с продуцентов?
1) пищевые цепи хищников;
2) замкнутые пищевые цепи;
Пастбищные пищевые цепи.
37. Как называется тип пищевых цепей, которые включают только редуцентов?
1) детритные пищевые цепи;
2) нейтральные пищевые цепи;
3) абиотические пищевые цепи.
Пищевые цепи образуют
1) пищевые кадастры;
2) пищевые пирамиды;
Пищевые сети.
38. Что такое экологическая пирамида?
1) соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в экосистеме, изображенное в виде графической модели;
2) условное понятие, иногда применяемое для оценки роли растений и животных в природе и хозяйстве человека;
3) расчет предельно допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и среду населенных мест, которые определяются исходя из экономических возможностей их регуляции и эколого-социально-экономических последствий их изменения.
Универсальным способом выражения трофической структуры экосистемы является
1) пирамида биомассы;
2) пирамида продукции (энергии);
3) пирамида экологических факторов.
Основные типы экологических пирамид:
1) пирамида знаков, пирамида биомассы, пирамида продукции (энергии);
2) пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида продукции (энергии);
3) пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида экологических факторов.
«Перевернутая» («неправильная») экологическая пирамида характерна для
1) пустынных экосистем;
2) травянистых экосистем;
Водных экосистем.
39. Что такое биологическая продуктивность?
1) количество полезной для людей продукции, которое способно дать то или иное угодье в единицу времени;
2) мероприятия по увеличению хозяйственной производительности угодий, направленные на оптимизацию среды для каких-либо эксплуатируемых объектов или сообществ;
Вторичная продукция.
38. Масса организма, организмов определенной группы, всего сообщества в целом или экосистемы называется
1) биомасса;
2) биохора;
3) бедленд.
38. На валовую и чистую продукцию подразделяется
1) вторичная продукция;
2) первичная продукция;
3) первичная и вторичная продукция.
Общая масса валового органического вещества, создаваемая растением в единицу времени при данной скорости фотосинтеза, включая и траты на дыхание, называется
1) валовая первичная продукция;
2) валовая вторичная продукция;
3) валовая третичная продукция.
Та часть валовой продукции, которая не израсходована «на дыхание», называется
1) валовая вторичная продукция;
2) чистая вторичная продукция;
Чистая первичная продукция.
38. По величине биологической продуктивности экосистемы подразделяют на
1) экосистемы очень высокой продуктивности - >2 кг/м2 в год; экосистемы высокой продуктивности - 1-2 кг/м2 в год; экосистемы умеренной продуктивности - 0,25-1 кг/м2 в год; экосистемы низкой продуктивности - < 0,25 кг/м2 в год;
2) экосистемы высокой продуктивности - >2 кг/м2 в год; экосистемы умеренной продуктивности - 1-2 кг/м2 в год; экосистемы средней продуктивности - 0,25-1 кг/м2 в год; экосистемы низкой продуктивности - < 0,25 кг/м2 в год;
3) экосистемы очень высокой продуктивности - >2 кг/м2 в год; экосистемы высокой продуктивности – 1,5-2 кг/м2 в год; экосистемы умеренной продуктивности - 0,25-1,5 кг/м2 в год; экосистемы низкой продуктивности - < 0,25 кг/м2 в год;
38. Средняя биологическая продуктивность экосистем на планете равна
1) 0,2 кг/м2 в год.
2) 0,1 кг/м2 в год
3) 0,3 кг/м2 в год.
39. Что такое сукцессия?
1) последовательная смена биоценозов, преимущественно возникающая на одной и той же территории (биотопе) под влиянием природных факторов (в том числе и внутренних противоречий самих биоценозов) или воздействия человека;
2) промежуточная стадия развития экосистемы, поддерживаемая регулярными резкими физическими возмущениями;
3) процесс сокращения видового разнообразия на той или иной территории.
Финальная относительно устойчивая фаза естественного развития биогеоценоза или растительного сообщества, наиболее соответствующая экологическим характеристикам данной местности в определенный период геологического времени называется
1) климакс;
2) серия;
3) гомеостаз.
По причинам, вызывающим смену, сукцессии делят на
1) внутренние и внешние;
2) автогенные и аллогенные;
3) эндогенные и экзогенные.
В зависимости от источников энергии, за счет которых происходит процесс развития, сукцессии делят на
1) автотрофные и гетеротрофные;
2) фотоавтотрофные и консументные;
3) автотрофные и редуцентные.
В зависимости от первоначального состояния субстрата, различают сукцессии
1) кратковременные и долговременные;
2) начальные и конечные;
Первичные и вторичные.
Устойчивость экосистемы тем меньше
1) чем меньше она по размеру, а также менее богат и разнообразен ее видовой и популяционный состав;
2) чем больше она по размеру, а также менее богат и разнообразен ее видовой и популяционный состав;
3) чем меньше она по размеру, а также более богат и разнообразен ее видовой и популяционный состав.
Раздел 3. Учение о биосфере
Вопросы преподавателю к разделу 3
1) Как называется система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на нашей планете?
1. стратосфера
Биосфера
3. атмосфера
1) Что такое граница биосферы?
Тема 2. Защита почв
В число основных звеньев экологической защиты почв входят:
- защита почв от водной и ветровой эрозии;
- организация севооборотов и системы обработки почв с целью повышения их плодородия;
- мелиоративные мероприятия (борьба с заболачиванием, засолением почв и др.);
- рекультивация нарушенного почвенного покрова;
- защита почв от загрязнения, а полезной флоры и фауны — от уничтожения;
- предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота.
Рекультивация нарушенных земель
Рекультивация — комплекс работ, проводимый с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земель в безопасное состояние.
Нарушение территории происходит в основном при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, а также в процессе строительства. Нарушенные земли теряют первоначальную ценность и отрицательно влияют на окружающую природную среду. Объектами рекультивации являются:
- карьерные выемки, провальные воронки, терриконы, отвалы и др.;
- земли, нарушенные при строительных работах;
- территории полигонов твердых отходов;
- земли, нарушенные в результате загрязнения их жидкими и газообразными отходами (нефтезагрязненные земли, газогенные пустыни и др.).
Работы по рекультивации нарушенных территории обеспечиваются нормативно-инструктивными материалами и ГОСТ. Например, действует ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель".
Рекультивация (восстановление) осуществляется последовательно, по этапам. Различают рекультивацию:
- техническую;
- биологическую;
- строительную.
Техническая рекультивация означает предварительную подготовку нарушенных территорий для различных видов использования: планировку поверхности, снятие, транспортировку плодородных почв и нанесение их на рекультивируемые земли, формирование откосов выемок, подготовку участков для освоения и т. п.
На этапе технической рекультивации засыпают карьерные, строительные и другие выемки; в глубоких карьерах устраивают водоемы; полностью или частично разбирают терриконы, отвалы, хвостохранилища; закладывают пустыми породами выработанные подземные пространства. После завершения процесса осадки поверхность земли выравнивают.
Биологическая рекультивация проводится после технической для создания растительного покрова на подготовленных участках. С ее помощью восстанавливают продуктивность нарушенных земель; формируют зеленый ландшафт; создают условия для обитания животных, растений, микроорганизмов; укрепляют насыпные грунты, предохраняя их от водной и ветровой эрозии; создают сенокосно-пастбищные угодья и т. д. Работы по биологической рекультивации ведут на основе знания развития сукцессионных процессов.
Очень сложно рекультивировать нефтезагрязненные земли, т. к. они имеют обедненную биоту и содержат канцерогенные углеводороды типа бенз(а)пирена. В таких случаях необходимы рыхление и аэрация почвы; использование бактерий, деградирующих нефть; посев специально подобранных трав и др.
При необходимости выполняют также строительный этап рекультивации, в ходе которого на подготовленных территориях возводят здания, сооружения и другие объекты.
Общей компетенции.
1. Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на:
1) комплексные, отраслевые и дополнительные;
2) комплексные, отраслевые и функциональные;
3) комплексные, стандартные и функциональные.
Функции комплексных органов
a. решение определенного блока природоохранных задач;
2) охрана редких и исчезающих видов растений и животных;
Предприятием;
2) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
3) Министерством природных ресурсов РФ.
При отсутствии экологического паспорта
Экологический паспорт.
Виды ответственности за экологические правонарушения
1) трудовая, административная, уголовная, материальная;
2) дисциплинарная, административная, уголовная, имущественная;
3) дисциплинарная, административная, уголовная, жилищная.
Общим критерием всех экологических нарушений является
1) причинение вреда среде обитания человека;
2) причинение вреда окружающей природной среде;
3) причинение вреда имуществу других граждан и народному хозяйству.
Отличие административной ответственности от уголовной состоит в том, что
1) при менее серьезных последствиях предусматривается ответственность за административное правонарушение (проступок), а при более серьезных последствиях - ответственность за уголовное преступление;
2) при менее серьезных последствиях предусматривается ответственность за административное преступление, а при более серьезных последствиях - ответственность за уголовный проступок;
3) ответственность за административное правонарушение (проступок) заключается в возмещении вреда, причиненного имуществу граждан либо физических лиц, а ответственность за уголовное преступление заключается в наложении штрафа и лишении свободы.
Наиболее распространенная мера административного взыскания
1) исправительные работы;
2) выговор;
Денежный штраф.
Должностные лица и работники организаций за невыполнение своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды несут
1) трудовую ответственность;
2) дисциплинарную ответственность;
3) организационную ответственность.
Должностные лица и работники организаций, в результате действия или бездействия которых организация понесла расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного экологическим правонарушением, привлекаются к
1) имущественной ответственности;
2) моральной ответственности;
3) денежной ответственности.
Экологическое законодательство РФ предусматривает два вида экологических экспертиз
1) государственную и федеральную;
2) государственную и региональную;
Неизбежность потерь в природной среде; минимальность потерь в природной среде, реальная возможность восстановления потерь в природной среде; отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде; соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.
Главные составляющие экологического риска:
1) оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв; оценка состояния флоры по биологическим интегральным показателям; оценка воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду;
2) оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв; оценка состояния биоты по биологическим интегральным показателям; оценка воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду;
3) оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв; оценка состояния биоты по биологическим интегральным показателям; оценка воздействия экологических факторов на человека и окружающую природную среду.
В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны:
1) хронического загрязнения окружающей среды; чрезвычайного загрязнения окружающей среды; рискованной экологической ситуации; экологического бедствия;
2) хронического загрязнения окружающей среды; повышенной экологической опасности; средней экологической опасности; пониженной экологической опасности;
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Предмет, структура и задачи экологии
Экология-наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.
Термин “экология” (от греч. oikos-дом, logos-наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель
Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование? В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии. Что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д.
Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки.
Современная экология - комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).
Основной объект изучения в экологии – экосистемы - единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, или биоэкология, которая изучает взаимоотношения живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
-аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой
-демэкологию или экологию популяций, изучающая структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
-синэкологию, т. е. экологию сообществ;
-экосистемную экологию;
-биосферную экологию.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Задачи экологии весьма многообразны.
В теоретическом плане к ним относятся:
— разработка общей теории устойчивости экологических систем,
— изучение экологических механизмов адаптации к среде,
— исследование регуляции численности популяций,
— изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
— исследование продукционных процессов,
— исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости,
— моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов-
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
— прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
— улучшение качества окружающей природной среды,
— сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
— оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.