КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор ________Л.А.Омельянович
“_____”____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТОВАРОВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ»
(название дисциплины)
Укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление»
Направление подготовки 38 .03.07 «Товароведение»
Профиль «Товароведение и коммерческая деятельность»
Специализация «Товароведение непродовольственных товаров и коммерческая деятельность»
Факультет маркетинга, торговли и таможенного дела
Курс 2, форма обучения очная,заочная
Учебный год 201 7 /201 8
Донецк
2017
Рабочая программа "Товароведение. Теоретические основы товароведения"
для студентов по направлению подготовки 38 .03.07 «Товароведение»
Профилю «Товароведение и коммерческая деятельность», «Товароведение непродовольственных товаров и коммерческая деятельность»
"12"июня 2017 года - 31 с.
Разработчики: Лойко Д.П., проф., к.т.н., проф.
Стрижак Т.А., ст. преподаватель
Павлушенко Ю.А., ассистент
Антошина К.А., к.э.н., доцент
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
Протокол от "14" июня 2017 года № 18
Протокол заседания кафедры товароведения и экспертизы продвольственных товаров от "12" июня 2018 года № 30
Заведующий кафедрой
___________ Лойко Д.П.
(подпись) (фамилия и инициалы)
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета
_______________ Махноносов Д.В.
(подпись) (фамилия и инициалы)
«_______»_________________2017 г.
Одобрено Учебно - методическим советом Университета Протокол от "___"_______ 20__ года N ___
|
|
1. Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Направление подготовки, профиль, образовательный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |
Очная форма обучения | Заочная (очно-заочная) форма обучения | ||
Количество зачетных единиц - 4 | Направление подготовки 38.03.07 «Товароведение» | Базовая профессиональная дисциплина | |
Модулей - 1 | Профиль «Товароведение и коммерческая деятельность» Специализация «Товароведение непродовольственных товаров и коммерческая деятельность» | Год подготовки: | |
Смысловых модулей - 6 | 2-й | 2-й | |
Индивидуальные научно-исследовательские задания - нет |
Семестр
Общее количество часов –144
Лекции
Недельных часов для очной формы обучения: 2
аудиторных - 72
самостоятельной работы
студента - 72
Образовательная программа высшего профессионального образования
Бакалавриат
Практические, семинарские занятия
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Индивидуальные задания:
0 час.
Вид контроля:
3 семестр – зачет
4 семестр - экзамен
Примечания.
1. Соотношение количества часов аудиторных занятий и самостоятельной работы составляет:
для очной формы обучения – 72:72
для заочной формы обучения – 24:120
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: предоставление студентам системы знаний относительно научных основ формирования системного подхода к познанию товара, предоставления знаний относительно принципов и методов теоретического товароведения товаров широкого потребления, закономерностей формирования потребительных свойств, качества и ассортимента товаров, факторов их формирования, контроля и хранения в сферах производства, обращения и потребления, конкуренто-способности товаров, кодирования и маркировки.
Задачи: изучение сущности основных категорий товароведения, обретение знаний и умений относительно анализа ассортимента товаров, контроля и оценки качества и конкурентоспособности товаров, кодирования и маркировки. Изучение свойств наиболее важных веществ, которые входят в состав пищевых продуктов, а также их влияние на формирование качества и потребительных свойств пищевых продуктов; изучение процессов, которые происходят в пищевых продуктах при транспортировке и хранении и как влияют эти процессы на смену качества и пищевую ценность продовольственных товаров.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Направление подготовки 38.03.07 «Товароведение» (профиль Товароведение и коммерческая деятельность) дисциплина «Товароведение. Теоретические основы товароведения» к базовой части профессионального цикла (Б1.Б12) .
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ОПП (дисциплинами, модулями, практиками):
Химия (ОПК-4); Физика (ОПК-6); Высшая и прикладная математика (ОПК-8).
Теоретические дисциплины и практика, для которых освоение дисциплины «Товароведение. Теоретические основы товароведения» необходимо как предшествующее:
Методология и методы научных исследований (ОПК-3); Товароведная экспертиза непродовольственных товаров (ППК-1); Управление безопасностью и качеством (ПК-8); Экологическая безопасность непродовольственных товаров (ОПК-5); Материаловедение и основы технологий производства товаров (ПК-4); Непродовольственные товары (ПК-1); Товароведение сырья, материалов и средств производства (ПК-1); Сенсорный анализ (ПК-4); Производственная практика по управлению качеством (ПК-10); Производственная товароведно-технологическая практика (ППК-20).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
способностью к абстрактному мышлению, синтезу (ОК-3);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-4);
способностью использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-7);
способностью к самоорганизации и самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-11)
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
знанием профессиональной и научной терминологии, умением аргументировано и ясно излагать основные идеи (ОПК-1);
способностью к аналитической деятельности, к постановке целей и решению исследовательских задач с применением традиционных и инновационных методов и средств (ОПК-2);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении и руководстве коллективом (ОКП-3);
способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОКП-4);
знанием основных нормативных и правовых документов и способностью применять их в своей профессиональной деятельности (ОПК-5);
глубокими знаниями в области естественнонаучных дисциплин, способностью применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОКП-7).
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими
виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
в экспертной деятельности:
знанием видов, принципов, методов и средств идентификации и экспертизы товаров, порядка их проведения и правил оформления результатов (ПК-1);
умением осуществлять идентификацию и экспертизу товаров, выявлять фальсифицированные, контрафактные товары на всех этапах товародвижения (ПК-2);
умением проводить оценку уровня качества и конкурентоспособности товаров (ПК-3);
знанием способов защиты товаров от фальсификации и контрафакции (ПК-4).
в управленческой деятельности:
способность оценивать структуру, широту, полноту, степень обновляемости и устойчивости ассортимента товаров (ПК-8);
способность определять и формировать оптимальную структуру ассортимента для конкретного сегмента рынка (ПК-9);
способность применять принципы управления ассортиментом (ПК-10);
способность анализировать объем и оптимизировать структуру товарных запасов (ПК-11).
в научно-исследовательской деятельности:
способностью участвовать в подготовке публикаций, составления заявок на изобретения (ПК-30);
способность представлять результаты своих исследований в виде докладов (тезисов докладов), научных статей и внедрять их в практику (ПК-32).
в педагогической деятельности:
способностью выполнять со знанием основ педагогики функции научно-педагогических работников в образовательных организациях профессионального, высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования (ПК-33);
способностью внедрять и использовать инновационные технологии обучения, дидактические методы и приемы (ПК-37).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать: категории, понятие, сроки, определения и классификации, которые касаются конкретных групп товаров; факторы формирования потребностей потребителей в конкретных товарах, функции товаров, требования потребителей к свойствам, ассортиментам и уровню качества товаров; факторы формирования ассортимента, свойств и качества товаров в сфере производства, нормативные документы, методы испытаний и контроля качества, правила пользования товарами и условия их хранения, требования к маркировке; ассортимент товаров, их виды и разновидности, конструктивные особенности, признаки классификации, классификационные группы, кодирование товаров; конкурентоспособность товаров и методы ее определения; свойства основных веществ, которые входят в состав пищевых продуктов и их влияние на формирование потребительных свойств продовольственных товаров; процессы которые происходят в пищевых продуктах при транспортировке и хранении и их влияние изменение качества и пищевую ценность продовольственных товаров
уметь: изучать, анализировать и оценивать условия сферы потребления конкретных групп товаров, факторы формирования требований потребителей к ассортименту и уровню качества, прогнозировать оценку товаров потребления; выявлять, определять и оценивать признаки, свойства и показатели качества материалов и изделий, которые влияют на уровень обеспечения требований потребителей, безопасность, надежность и эффективность потребления, обосновывать цену согласно потребительной ценности товаров, прогнозировать их конкурентоспособность; пользоваться нормативными документами, оценивать их согласно требованиям потребителей и социально-экономического прогресса страны; контролировать и оценивать качество товара согласно нормативным документам, обеспечивать сохранение качества в сфере товарооборота; формировать оптимальную структуру торгового ассортимента товаров, анализировать ее динамику по признакам и свойствам, которые влияют на уровень удовлетворения нужд и спроса потребителей, кодировать товары для обработки информации на ЭВМ; определять основные показатели качества пищевых продуктов по стандартными методикам; консультировать покупателей по вопросам выбора товаров, рационального их использования, правил пользования и ухода, условий достижения эффективности потребления.
владеть: теоретическими знаниями и практическими умениями в оценке отдельных групп потребительных свойств товаров, их уровня качества и конкурентоспособности, анализе показателей ассортимента для приобретения навыков в формировании оптимального ассортимента товаров.
5. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Третий семестр
Смысловой модуль 1. Товароведение в системе наук о товарах и торговле. Объект и предмет товароведения
Тема 1. Товароведение как наука о товарах. Сущность понятия «товароведение». Дефиниция категории «товар». Интенсикальное определение категории «товар» в разных областях общественной практики (таможенный контроль, торговля, транспорт и др.). Предмет товароведения, потребительная ценность товара. Содержание товароведения. Основные категории товароведения.
Тема 2. Зарождение, становление и развитие товароведения как науки. Возникновение товароведения. Основные этапы развития товароведения. Цель и задачи товароведения на современном этапе. Связь товароведения с другими науками и научными дисциплинами.
Тема 3. Методология товароведения. Методология товароведения: определение понятия, элементы структуры и их иерархия. Методы познания в товароведении. Понятие законов и их применение. Теории товароведения и их применение. Принципы товароведения.
Тема 4. Научные основы формирования потребностей в товарах. Общие понятия о потребностях. Сущность потребностей в товарах. Классификация потребностей и их иерархическая система. Виды и сущность аналитических методов. Принципы товароведения.
Смысловой модуль 2. Потребительные свойства и качество товаров, методы его исследования и оценивания
Тема 1. Потребительные свойства товаров. Общие понятия о свойствах материальных и нематериальных объектов – продуктов природы, предметов и вещей. Классификация потребительных свойств. Социокультурные свойства. Свойства утилитарные и эстетические. Свойства социального назначения и их показатели. Функциональные свойства. Надежность товаров и ее показатели. Эргономические свойства товаров. Эстетические свойства. Свойства экологические и безопасности потребления товаров.
Тема 2. Качество товаров, значение и требования. Понятие качества товаров. Определение (дефиниция) понятия «качество». Значение качества товаров в современных условиях. Требования к товарам. Группирование показателей и характеристик качества товаров. Модель Кано. Методы исследования и оценивания показателей качества товаров.
Тема 3. Факторы, влияющие на качество товаров. Группирование факторов. Характеристика факторов формирования качества товаров. Характеристика факторов, сохраняющих качество товаров.
Тема 4. Контроль качества товаров. Сущность контроля, виды и методы контроля. Дефекты товаров и их влияние на качество товаров. Порядок контроля качества товаров в торговле.
Тема 5. Оценка качества товаров. Сущность оценки качества товаров и значение ее в товароведении и практической деятельности. Методы оценки уровня качества товаров.
Смысловой модуль 3. Потребительные свойства пищевых продуктов и основы их исследования. Химический состав продовольственных товаров.
Тема 1. Потребительная ценность и потребительные свойства пищевых продуктов. Сущность понятий «потребительская ценность», «качество» и «безопасность» продовольственного товара. Характеристика потребительных свойств пищевых продуктов: пищевая ценность, энергетическая ценность, биологическая ценность, физиологическая ценность, усвояемость, безвредность, доброкачественность. Химический состав продовольственных товаров.
Тема 2. Физические свойства пищевых продуктов. Характеристика физических свойств продовольственных товаров: форма, размер, плотность; структурно-механических: прочность, твердость, упругость, эластичность, пластичность, вязкость; оптических: цвет, прозрачность, рефракция света. Значение этих свойств для формирования потребительных свойств и хранения пищевых продуктов. Сущность методов определения физических показателей качества.
Тема 3. Химические свойства пищевых продуктов. Влияние неорганических веществ (вода, минеральные элементы) на формирование и сохраняемость потребительных свойств продуктов питания. Вода, ее физиологическая роль, содержимое в пищевых продуктах, формы связи воды с сухими веществами (химическая, физико-химическая, физико-механическая). Характеристика «свободной» и «связанной» воды пищевых продуктов. Методы определения массовой доли воды в пищевых продуктах. Физиологическая роль минеральных элементов, их содержимое в пищевых продуктах. Классификация минеральных элементов, характеристика макро-, микро-, ультромикро- элементов. Зольность, титруемая кислотность как показатель качества пищевых продуктов.
Тема 4. Показатели безопасности пищевых продуктов. Микробиологические показатели качества. Токсикологические показатели качества. Радиологические показатели качества.
Тема 5. Решение задач. Расчет теоретической и реальной энергетической ценности рационов. Расчет титруемой кислотности пищевых продуктов. Расчет физиологических норм употребления основных нутриентов пищевых продуктов.
Четвертый семестр
Смысловой модуль 4. Конкурентоспособность товаров и методы ее определения
Тема 1. Конкурентоспособность товаров. Понятие конкуренто-способности. Значение конкурентоспособности во внутренней и международной торговле.
Тема 2. Методы определения конкурентоспособности товаров. Классификация методов расчетов конкурентоспособности товаров. Характе-ристика дифференциального, комплексного, смешанного методов.
Смысловой модуль 5. Классификация и ассортимент товаров
Тема 1. Классификация товаров. Общие понятия и роль классификации в научных исследованиях. Категории классификации и систематика товаров. Элементы научной классификации товаров: объект классификации, цель классификации, классификационная единица, классификационный признак. Цели и виды классификации товаров. Признаки классификации товаров: качественные и количественные. Разряды классификации: высшие, средние, низшие. Методы классификации: иерархический и фасетный, их применение в товароведении. Система классификации и классификаторы, их использование в сфере обращения.
Тема 2. Кодирование товаров. Сущность, цели и значение кодирования товаров в торговой практике. Методы кодирования. Международные системы кодирования.
Тема 3. Ассортимент товаров. Понятие ассортимента и его виды. Показатели и характеристики ассортимента товаров. Понятие о товарных номенклатурах: виды и применение в товароведной практике. Ассортиментная политика и ассортиментные концепции. Факторы формирования ассортимента товаров.
Тема 4. Информация о товарах. Общие понятия об информации, ее роли в управлении товарным рынком. Законодательная база в сфере информации. Требования к информации о товаре. Классификация видов информации и основные функции. Характеристика основных видов информации.
Тема 5. Управление ассортиментом и качеством товаров. Управление ассортиментом товаров. Системный подход к управлению качеством товаров: ретроспективный обзор и проблемы применения на отечественных предприятиях.
Смысловой модуль 6. Ассортимент продовольственных товаров. Основы хранения пищевых продуктов. Консервирование.
Тема 1 Ассортимент пищевых продуктов. Сегментация продовольственных товаров. Социальные свойства продовольственных товаров.
Тема 2. Основы хранения пищевых продуктов. Научные принципы хранения пищевых продуктов. Классификация и характеристика процессов, которые происходят в продовольственных товарах при хранении (физические, биохимические, микробиологические, химические и физико-химические). Влияние этих процессов на пищевую ценность и качество продовольственных товаров.
Тема 3 Консервирование пищевых продуктов. Классификация методов консервирования пищевых продуктов. Сущность консервирования низкими (охлаждение и замораживание) и высокими (пастеризация, стерилизация, тиндализация) температурами, обработки ионизирующими излучениями (радиационная стерилизация и пастеризация), струями ультравысокой (УВЧ) и сверхвысокой (СВЧ) частот, ультразвуком, облучением ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). Сущность консервирования высушиванием, кухонной солью, сахаром, с помощью вяления. Современные методы и их влияние на качество готовой продукции. Консервирование квашением (соление, мочение) овощей и плодов. Консервирующие факторы квашения, их влияние на качество продукта. Химические методы консервирования: маринование, использование этилового спирта, бензойной, салициловой, сорбиновой кислот и их солей, антибиотиков (биомицина, нистатина, низина), газов, консервирующие факторы и их влияние на качество и сохранение продукции. Комбинированные методы консервирования.
Тема 4. Решение задач. Расчет теоретической и реальной энергетической ценности рационов. Расчет титруемой кислотности пищевых продуктов. Расчет физиологических норм употребления основных нутриентов пищевых продуктов.
6. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||||||||
очная форма | заочная форма | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
л | п | лаб | инд | с.р.с | л | п | лаб | инд | с.р.с | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Третий семестр
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.