Понятие затрат и общие принципы их классификации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.Классификация затрат

План

Понятие затрат и общие принципы их классификации

Классификация затрат по их экономическому содержанию

Классификация затрат для оценки себестоимости и запасов

Классификация затрат для принятия управленческих решений

Классификация затрат для целей контроля и регулирования

 

Понятие затрат и общие принципы их классификации

«Разные затраты – для разных целей» - девиз бухгалтера-аналитика.

Основными понятиями для характеристики затрат являются:

- затраты, расходы, издержки, доходы, выручка, себестоимость.

Понятие «затраты» часто отождествляют с понятием «расходы».

Затраты – это стоимостные оценки ресурсов, используемых организацией в процессе своей деятельности. То, что накапливается на счетах 10,02,70, 20, 43 – это «затраты» до тех пор, пока продукция, товары, услуги не будут реализованы. В момент реализации предприятие признает свои «доходы» и связанные с ними чисть затрат – «расходы». Доходы и расходы отражаются на счетах 90, 91,99.

Расходы представляют собой потребление или использование товаров и услуг в процессе получения дохода, т.е. являются его «оборотной» стороной, своеобразной «экономической жертвой», необходимой для получения дохода.

Считается понятие «затрат» уже понятия «издержек». Последние включают в себя потери от стихийных бедствий, от порчи материальных ценностей, растраты.( Кондратова )

Себестоимость –это сумма таких затрат, которые, в соответствии с принятыми в каждом конкретном случае учетными принципами и стандартами составления финансовой отчетности, разрешено отнести на уменьшение финансового результата ( т.е. вычесть из дохода). Себестоимость используется для оценки произведенной продукции, или приобретенных товаров, или реализованных товаров, продукции.

Выручкой считается совокупность поступивших платежных средств и дебиторской задолженности за отгруженную продукцию и потребленным услугам. В Российской практике под выручкой понимают доходы от обычных видов деятельности.

К доходам, кроме выручки от продажи, относятся полученная арендная плата, дивиденды , проценты от участия в УК других организаций и т.п.

В управленческом учете классификация затрат разнообразна и зависит от решаемых управленческих задач.

Классификация затрат в зависимости от задач управленческого учета.

Задачи УУ Виды затрат
Исчисление себестоимости отдельных изделий для целей ценообразования, выпуска продукции в целом и по подразделениям для определения финансового результата   1.Затраты по элементам или  по статьям калькуляции 2.Затраты на продукт и затраты на период 3.Основные и накладные 4. Прямые и косвенные 5. Текущие и единовременные  
Подготовка информации для принятия управленческих решений, в том числе прогнозирование и планирование денежных потоков и финансовых результатов 1. Входящие и исходящие 2. Постоянные и переменные 3. Релевантные и нерелевантные 4. Безвозвратные 5. Вмененные 6. Приростные, предельные
Подготовка информации для контроля и регулирования 1. Регулируемые, нерегулируемые 2. Конролируемые, неконтролиру-  емые.

 

Классификация затрат для оценки себестоимости и запасов

Прямые и косвенные затраты

Прямыми затратами считаются такие затраты, которые можно прямо отнести к какому-либо изделию ( прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прямые прочие затраты- наладка станка для конкретного изделия).

Косвенные затраты – это совокупность затрат, которые невозможно отнести на конкретное изделие или вид изделий, т.е. на объект калькулирования, и тем или иным способом распределяют между изделиями согласно выбранной методике. Распределение косвенных затрат позволяет сформировать полную себестоимость, но в зависимости от базы распределения результаты будут различаться. Косвенные затраты могут быть переменными (электроэнергия, расходы по снабжению)или постоянными (аренда, амортизация, налоги).

Прямые затраты на оплату труда и РСЭМО часто называют конвертированными затратами, т.к. это затраты на превращение сырья в готовый продукт, их называют также стоимостью обработки.

 

Релевантные и нерелевантные

Релевантные затраты – это будущие издержки, которые изменяются в зависимости от выбранного варианта решения. Нерелевантные – независящие, неизбежные при любом варианте решения.

При рассмотрении большого количества альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели которые от варианта к варианту меняются (они будут релевантными затратами). Например, релевантные затраты представляют собой будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от варианта принимаемого решения.

Учет релевантности издержек может существенно повлиять на принимаемые решения по управлению.

Безвозвратные затраты – те, которые уже сделаны, но вернуть их нельзя никаким управленческим решением. Все безвозвратные затраты являются нерелевантными.

С релевантными затратами связано понятие устранимых и неустранимых расходов, т.е. принимаемых и не принимаемых в расчет при выборе варианта решения. Устранимые затраты –те, которых можно избежать, выбрав иной, альтернативный курс действий. Неустранимые – те, которых избежать невозможно ни при каком варианте. При принятии оптимального решения принимают во внимание устранимые затраты.

 Вмененные (воображаемые) затраты могут включать еще величину упущенной прибыли, дохода, риски, процент на капитал и другие расходы.

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая будут потеряна или которой жертвуют, когда выбор альтернативного курса действий требует отказа от другого. Вмененные затраты имеют место только в случаях, когда ресурсы ограничены. Вмененные затраты начисляются условно и по финансовому учету нигде не отражаются.

 Приростныеи предельные затраты.

Приростные ( инкрементальные, дифференциальные) затраты выделяются для подготовки удобной для руководителя информации. Отчет , полученный с использованием данной группы затрат, ускоряет процесс принятия решений. В некоторых случая рассматриваются данные только о приростной выручке, приростных затратах и приростной прибыли.

Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты.

 Предельные (маржинальные)затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты и доходы в расчете на единицу продукции. (Вахрушина М.А.) Эти показатели используются при оценки целесообразности освоения новых секторов рынка, при принятии решения об оптимальном для существующих условий объеме производства. Не всегда нужно стремиться максимально увеличивать объем производства.

Предельные расходы определяют путем сопоставления валовых затрат (сумма постоянных и переменных затрат) при разных объемах производства и деления полученной разности на изменение этого объема.

План

1. Экономическая сущность калькулирования себестоимости продукции

2. Объекты учета затрат, объекты калькулирования и калькуляционные единицы

3. Виды себестоимости и виды калькуляций

4. Способы распределения накладных расходов

5. Классификация методов учета затрат и методов калькулирования

 

Тема 2.Классификация затрат

План

Понятие затрат и общие принципы их классификации

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.