Система  мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система  мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий

(основная школа)

2014

Пояснительная записка

  Система мониторинга разработана в соответствии с Образовательной программой основного общего образования МБОУ Толстомысенской СОШ №7, рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в основной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:

· личностные;

· метапредметные:

-  регулятивные;

       -  познавательные;

-  коммуникативные.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3. Апробация индивидуальных карт и  методик оценки уровня сформированности УУД;

4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД  у обучающихся 5-9 классов;

5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.  

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Система мониторинга МБОУ Толстомысенской СОШ №7 состоит из перечня диагностических методик, оценивающих уровень сформированности определенных УУД. С 2014-2015 учебного года начата работа по стандартизированным материалам для промежуточной аттестации «Метапредметные результаты» (Г.С.Ковалева, И.П.Васильевых)

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

· адекватность методик целям и задачам исследования;

· теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

· адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

· профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов

Циклограмма мероприятий  

УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения

Коммуникативные УУД

1  Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска · 5 класс · «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской) ·   Наблюдение      2 раза в год  I этап  Октябрь–ноябрь II этап Апрель– май 2 Сформированность коммуникативных умений · Лист наблюдений Наблюдение     1 раз в год май

Личностные УУД

3   Самооценка  «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн»   КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Тестирование 1 раз в год март 4 Мотивация  «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)   Анкетирование 1 раз в год февраль 5 Мотивация на этапе перехода в среднее звено школы 5 класс «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)      Тестирование 1 раз в год  Октябрь 6 Широта и устойчивость  познавательного интереса КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Наблюдение 1 раз в год Апрель-май

Регулятивные УУД

7 Оценка ·  «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой) · КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Тестирование 1 раз в год  Октябрь 8 Организованность

·

· КОД личностного развития (А.А.Ярулов)

Наблюдение

1 раз в год

Апрель - май

90 Планирование 11 Самостоятельность 13 Ответственность

Познавательные УУД

14  Сформированность навыков чтения.   · 5 – 6 классы ·  «Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.  Тестирование   1 раз в год апрель 15 Сформированность общих умений коммуникации · «Формирование и мониторинг общих умений коммуникации» · (О.В.Запятая) Тестирование 1 раз в год апрель 16  Самостоятельность мышления. ·  «Оценка самостоятельности мышления» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой Тестирование 1 раз в год  март 17  Словесно-логическое мышление   «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова · Тестирование 1 раз в год  Февраль

 

Приложение.

Методики для определения уровня сформированности УУД (основная школа)

 

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

 

Критерии Бал-лы Поведенческие индикаторы сформированности критерия
1.

Эмоциональное благополучие

0 - 1 -   2 -   3 - 4 - 5 - – преобладает агрессия или депрессия; – выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками; – отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость); – эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении; – спокойное эмоциональное состояние; – находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов

Фамилия Имя

Учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Александровская критерий 1.1. Александровская критерий 1.4. Ясюкова – Тест №1 Оценка сформированности навы­ка чтения Ясюкова – Тест №2 Оценка самостоятельности мышления. Итог Александровская критерий 2.1. Александровская критерий 4. Дембо Рубенштейн Лусканова Итог Александровская критерии 1.2. Александровская критерии 1.3. Александровская критерии 2.2.  Счет по Крипелину Итог Александровская критерии 2.3. Александровская критерии 3.1. Александровская критерии 3.2. Социометрия   Итог 1                                           2                                           3                                           4                                           5                                           6                                           7                                           8                                           …                                           …                                           …                                           …                                          

ВЫСОКИЙ уровень

                                       

СРЕДНИЙ уровень

                                       

НИЗКИЙ уровень

                                       

 

 

 

Фамилия Имя

Учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

  Александровская критерий 1.1. Александровская критерий 1.4. Переслени Итог Александровская критерий 2.1. Александровская критерий 4. Гинзбург Итог Александровская критерии 1.2. Александровская критерии 1.3. Александровская критерии 2.2 Ясюкова – Личностный Кетелла (Волевой самоконтроль (фактор Q 3)) Итог Александровская критерии 2.3. Александровская критерии 3.1. Александровская критерии 3.2. Ясюкова – Личностный Кетелла Активность в общении (факторы Н, F )   Ясюкова – Личностный Кетелла (Потребность в общении (фактор А)  

Итог

1                                      

 

2                                      

 

3                                      

 

4                                      

 

5                                      

 

6                                      

 

7                                      

 

8                                      

 

…                                      

 

…                                      

 

ВЫСОКИЙ уровень

                                   

 

СРЕДНИЙ уровень

                                   

 

НИЗКИЙ уровень

                                   

 

                                           

АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах

учащихся _______ класса МБОУ Нерльская СОШ

Классный руководитель_______________________________________________

 

 

Фамилия, имя

I

критерий

II

критерий

III

критерий

IV

критерий

Общий

балл

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3.1. 3.2. 4

 

 
1                      

 

 
2                      

 

 
3                      

 

 
4                      

 

 
5                      

 

 
6                      

 

 
7                      

 

 
                     

 

 
                     

 

 
                     

 

 
24                      

 

 
25                      

 

 
                             

 

Всего: _____________________________________________________________

Адаптировались _____________________________________________________

Низкий уровень адаптации _____________________________________________

Дезадаптированны (причина)

 

 

 

 

Тест

Тест

на оценку самостоятельности мышления.

(Познавательные УУД)

из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

 

Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Ответ нужно проставлять крестиком вот в этой таблице. (Показать таблицу на доске и на бланке.) В самих листках, где приведены задачки, ничего писать или обводить нельзя. Отвечать надо следующим образом. Может быть, вам в первой задачке правильным показался ответ «в», тогда вы здесь ставите крестик, во второй – «а», в третьей – «б» и т. д. (в процессе объяснения проставлять крестики в таблице на доске). Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ, то есть у вас в каждой строчке должно быть по одному крестику. Если что-то в процессе работы будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Рабо­тать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».

 

БЛАНК К ТЕСТУ «Самостоятельность мышления»
а б в
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      

 

 

Необходимо наблюдать за формальной правильностью выполнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 крестика. Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем показывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него заносить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок самостоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.

Время выполнения работы не должно превышать 5-7 минут.

Обработка: Правильность выполнения тестовых заданий оценивается в соответствии с ключом: 1 - б, 2 - 6, 3 - в, 4 - а, 5 - в, 6 - в, 7 - 6

  КЛЮЧ К ТЕСТУ  (белые окошки делают прозрачными и прикладывают, как шаблон ключа, к заполненным тестам, что сокращает время обработки)  
а б в
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      

 

За каждое совпадение дается 1 балл, подсчитывается общая сумма баллов. Затем с помощью нормативной таблицы для 5 классов определяется уровень развития самостоятельности мышления.

Интерпретация:

 

Содержание

Показателя

Зоны

1

2

3 4 5 уровень патологии

Слабый уровень

средний уровень хороший уровень высокий уровень Самостоятельность мышления

 

0–3 4–5 6 7              

 

Зона патологии для самостоятельности мышления не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.

Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой, а является целостным личностным комплексом, проявляясь в низких значениях фактора Е теста Кеттелла. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.

Зона 3. Средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

Зона 4. Хороший уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.

Зона 5. Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Когда пользуется памятью, обязательно оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. В помощи взрослых обычно не нуждается, сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности.

Если несамостоятельность мышления сочетается со средним или слабым общим интеллектуальным развитием, то заниматься надо в первую очередь формированием основных интеллектуальных операций. Если основные операции мышления уже сложились, а ребенок не умеет ими пользоваться, то учить его надо следующим образом. Во-первых, следует успокоить ребенка, объяснив ему, что чем дальше, тем чаще он будет сталкиваться с ситуациями, когда сразу будет непонятно, что и как надо делать. Ведь и сами взрослые основное время и усилия тратят именно на то, чтобы понять, как действовать, а выполнение работы уже трудностей не вызывает. Непонимание – это нормальное состояние. Не надо пугаться и сразу бежать за помощью к родителям, а надо учиться рассуждать и самостоятельно находить подходящие методы решений. Во-вторых, еще раз успокоить ребенка, объяснив, что все правила, формулы, способы решений постоянно в голове держать невозможно и не надо. Конечно, ему еще многое придется запоминать, но надо учиться пользоваться справочной литературой. Когда задача не решается, не стоит судорожно вспоминать конкретные формулы, лучше проанализировать, какие темы в ней просматриваются или к какому типу ее можно отнести. После этого следует посмотреть соответствующие разделы в учебнике или в тетради, примерить описанные там способы действий к решению своей задачки. В-третьих, надо объяснить, что ничего принципиально нового в домашних заданиях не задается. Всегда нечто похожее делалось в школе на уроках, следовательно, где-то у него в тетрадках или в учебнике все нужное есть. Нужно только полистать и поискать. И если он не знает, как подступиться к задачке, значит, в ней нужно применить не только те формулы, которые они сегодня использовали в классе (их он, скорее всего, помнит хорошо), но что-то такое, что они делали раньше, и он просто уже забыл об этом. Надо сравнить, чем задачка отличается от тех, которые решались на уроке, и найти эту тему в учебнике или в тетради. Может быть, задачка просто сформулирована несколько иначе. Можно попробовать выстроить ее схему в сравнении со схемой классных задачек – когда различия станут видны, будет понятно, как решать. Родители могут ободрять ребенка в процессе поисков, но не спешить с объяснениями и не подсказывать.

 

 

Регистрационный бланк

 

Фамилия, имя______________________________________________________ Дата___________________________ Класс_____________________________

Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысш ий .

На каждой линии черточкой ( – ) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

 

           

Здоровье   Ум        Характер   Авторитет      Умение    Внешность Уверенность

                                                                    у         многое делать                           в себе

                                                             сверстников    своими

                                                                                           руками

Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 м. = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

1) По каждой из шести шкал определяются:

· уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

· высота самооценки – от «0» до знака «–»;

· величина расхождения между уровнем притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.

2) Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам.

3) Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности (см. рис.).

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

4) Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.

 

Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

I. Уровень притязаний.

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязанийот 90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.) Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 балловнизкие «притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

 

II. Высота самооценки.

Количество баллов от 45 до 74 – «средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.

 

III. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

 

IV. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки.

Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис), так и количественно (табл.).

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний Высокий
Ур. притязаний Менее 60 60 – 74 75 – 89 90 – 100
Ур. самооценки Менее 45 45 – 59 60 – 74 75 – 100

 

Таблица

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая Умеренная Сильная
Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки 0 – 7 8 – 22 Более 22
Степень дифференцированности притязаний 0 – 8 9 – 21 Более 21
Степень дифференцированности самооценки 0 – 14 15 – 29 Более 29

 

V. Редкие ответы.

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.

 

VI. Особенности поведения.

· Сильное возбуждение, демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше.

· Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым.

· Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок указывают на значительные затруднения в оценке себя.

· Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.

Обработка результатов

I . Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

§ ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

§ нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;

§ ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

§ 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

§ 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

§ 3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

§ 2-й уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

§ 1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

II . Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.

При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.

 

 

 

Субтест

Инструкция : Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

1. Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность, равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

4. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

5. Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

6. Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

7. Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

8. Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

9. Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

10. Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

Субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

2. После, раньше, иногда, сверху, позже.

3. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

4. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

5. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

6. Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

7. Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

8. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

9. Секунда, час, год, неделя, вечер.

10. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

11.

Субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

1. Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

2. Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

3. Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

4. Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

5. Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

6. Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

7. Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

8. Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь, инструмент.

9. Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

10. Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

 

Субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

1.  Любовь, ненависть

2.  Герб, флаг.

3.  Барометр, термометр.

4.  Крокодил, черепаха.

5.  Землетрясение, смерч.

6.  Рим, Вашингтон.

7.  Умножение, вычитание.

8.  Повесть, рассказ.

9.  Африка, Антарктида.

10. День, ночь.

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Интерпретация :

Предполагается 4 уровня успешности:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)

 

Варианты ответов для 4 субтеста

балл (первая попытка)

1

1

2 3

4

5

6

7 8

9

Чувства Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

Столицы

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

0,5 балла (вторая попытка)

Знаки

Приборы

Земноводные, водоплавающие

 

Природа, бедствие

Города

Математика, действия Литература, литературный жанр, произведения

                               

ПРОТОКОЛ

Дата____________________Ф.И.__________________________________________________________________

Дата рождения (год, месяц, число)________________ Место жительства______________________Семья: полная, неполная (нужное подчеркнуть).

Занятия родителей: мать___________________________________________   отец___________________________________________

Успеваемость (обобщенная оценка)__________________________________

Результаты обследования:

Общий балл за весь тест_______________ балл за 2-ю попытку_______________% успешности__________ продолжительность обследования______________

Дополнительные сведения о ребенке__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Сводная таблица данных

п/п

Ф.И.

возраст

Оценки за:

Балл

1 попытка

Балл

2 попытка

Общий балл за тест

%

успешности

Уровень успешности

1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 суьтест
1                      
2
3
4
5

 

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

- Внешний мотив – 0 баллов.

- Игровой мотив – 1 балл.

- Получение отметки – 2 балла.

- Позиционный мотив – 3 балла.

- Социальный мотив – 4 балла.

- Учебный мотив – 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4
а б в г д е ж з и к 2 3 4 4 3 3 3 0 0 5 3 3 0 4 1 3 4 3 – – 5 3 3 3 3 0 0 4 – – 5 2 3 3 3 3 4 0 0 –

Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41 - 48
II 33 - 40
III 25 - 32
IV 15 - 24
V 5 - 14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV – сниженный уровень мотивации учения;

V – низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1 2 3 4
а б в г д е ж з и к О П С С П П П В В У П П В С И П У П – – У П П П П В В С – – У О П П П П С В В –

Условные обозначения мотивов:

У – учебный мотив; 

С – социальный мотив;

П – позиционный мотив;

О – оценочный мотив;

И – игровой мотив;

В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

-количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

 

 

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспи­танной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно догова­риваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые со­веты взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция может формироваться у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Тревожность (факторы О, Н, F )

Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.

Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.

Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли ребенку с учебой, а не требовали. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различ­ным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется.

Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.

Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать толь­ко на то, что касается непосредственно его самого.

Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается не часто.

Система  мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий

(основная школа)

2014

Пояснительная записка

  Система мониторинга разработана в соответствии с Образовательной программой основного общего образования МБОУ Толстомысенской СОШ №7, рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в основной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:

· личностные;

· метапредметные:

-  регулятивные;

       -  познавательные;

-  коммуникативные.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3. Апробация индивидуальных карт и  методик оценки уровня сформированности УУД;

4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД  у обучающихся 5-9 классов;

5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования  и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся  основного общего образования.  

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Система мониторинга МБОУ Толстомысенской СОШ №7 состоит из перечня диагностических методик, оценивающих уровень сформированности определенных УУД. С 2014-2015 учебного года начата работа по стандартизированным материалам для промежуточной аттестации «Метапредметные результаты» (Г.С.Ковалева, И.П.Васильевых)

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

· адекватность методик целям и задачам исследования;

· теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

· адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

· профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов

Циклограмма мероприятий  

УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения

Коммуникативные УУД

1  Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска · 5 класс · «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской) ·   Наблюдение      2 раза в год  I этап  Октябрь–ноябрь II этап Апрель– май 2 Сформированность коммуникативных умений · Лист наблюдений Наблюдение     1 раз в год май

Личностные УУД

3   Самооценка  «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн»   КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Тестирование 1 раз в год март 4 Мотивация  «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)   Анкетирование 1 раз в год февраль 5 Мотивация на этапе перехода в среднее звено школы 5 класс «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)      Тестирование 1 раз в год  Октябрь 6 Широта и устойчивость  познавательного интереса КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Наблюдение 1 раз в год Апрель-май

Регулятивные УУД

7 Оценка ·  «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой) · КОД личностного развития (А.А.Ярулов) Тестирование 1 раз в год  Октябрь 8 Организованность

·

· КОД личностного развития (А.А.Ярулов)

Наблюдение

1 раз в год

Апрель - май

90 Планирование 11 Самостоятельность 13 Ответственность

Познавательные УУД

14  Сформированность навыков чтения.   · 5 – 6 классы ·  «Оценка сформированности навыков чтения» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.  Тестирование   1 раз в год апрель 15 Сформированность общих умений коммуникации · «Формирование и мониторинг общих умений коммуникации» · (О.В.Запятая) Тестирование 1 раз в год апрель 16  Самостоятельность мышления. ·  «Оценка самостоятельности мышления» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой Тестирование 1 раз в год  март 17  Словесно-логическое мышление   «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова · Тестирование 1 раз в год  Февраль

 

Приложение.

Методики для определения уровня сформированности УУД (основная школа)

 

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

 

Критерии Бал-лы Поведенческие индикаторы сформированности критерия
1.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 662.