Правовое обеспечение национальной безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Римское право

 

 

Специальность

Правовое обеспечение национальной безопасности

 

 

Специализация № 1 

«Уголовно-правовая»,

Специализация № 2

«Государственно-правовая»,

Специализация № 3

«Гражданско-правовая»

 

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Юрист

 

Форма обучения

Заочная

 

Челябинск 

2018 г.

*Рабочая программа дисциплины (модуля) адаптирована для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом Института права

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Председатель Ученого совета

Института права                                                               В.В. Киреев

 

Секретарь Ученого совета

Института права                                                               Л.А. Косенко

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой гражданского права и процесса

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Заведующий кафедрой                                                    О.Г. Зенина

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВОпо направлению специальности 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности,утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 г. N 1614.

 

 

Автор - составитель                                                        О.Г. Зенина

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «04» декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

Содержание

 

1. Вводная часть…………………………………………………………………...………… 4

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины....................................................... 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы……….…..4

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….5

2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………..........6

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную работу
обучающихся с преподавателем  и на самостоятельную работу
обучающихся………………………………………………………………………………….6

2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам)с указанием отведенного на них количества академических часов
и видов учебных занятий……………………………………………………………………6

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................27

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................28

4.1. Фонды оценочных средств…………………………………………………………28

4.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций………. ……….31

4.3. Типовые контрольные задания…………………………………….......................34

4.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций………………………………….38

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой
для освоения дисциплины (модуля).............................................................................42

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)……………………………….……..47

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
(модуля)…………………………………………………………………………………….. 48

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю).................................................52

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).............................................................52

10. Описание наборов демонстрационного оборудования и  учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа. 52

 










Вводная часть

1.1.     Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Римское право» служит достижению следующих целей: формирование представлений о возникновении и развитии юридической техники в античности, приобретение навыков по формулированию и разграничению юридических категорий и правильному применению законов в правоприменительной деятельности, выработка юридического мировоззрения, развитие основ ораторского искусства, формирование правильной речи.

       Задачи дисциплины: 1) формирование юридического мышления у студентов; 2) усвоение понятийного аппарата; 3) приобщение к накопленной человечеством юридической культуре; 4) создание прочных основ для усвоения таких отраслей российского частного права, как гражданское, семейное, земельное.

       При изучении дисциплины «Римское право» студентам необходимо знание основных юридических понятий на латинском языке, чтобы запоминать юридическую терминологию и обращать внимание на широко распространенные в современной юридической литературе латинские изречения и дефиниции.

Рабочая программа дисциплины ориентирована на формирование гуманистического подхода к пониманию государственных и правовых явлений, на обоснование приоритета прав человека, идеи о господстве права во всех сферах жизни общества и государства.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Учебная дисциплина «Римское право» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.1.Б.35) учебного плана по специальности 40.05.01  – Правовое обеспечение национальной безопасности.

Изучение дисциплины «Римское право» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при освоении дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Юридическая риторика».

Знания, полученные при изучении дисциплины «Римское право» используются при изучении дисциплин «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)», «Семейное право», «Предпринимательское право», «Земельное право».

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ Перечень последующих дисциплин, видов работ
Б.1.Б.16 История государства и права зарубежных стран Б.1.Б.17 Конституционное право Б.Б.20 Гражданское право С.3.В.ДВ.1.1.Семейное право С.3.Б.8.Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс) Б.1.Б.23 Экологическое право Б.1.Б.24.Предпринимательское  право Б.1.Б.32 Земельное право

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2-м семестре (очная и заочная формы обучения).

 

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

            В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Римское право»:

           

Коды компетенции  (по ФГОС) Результаты освоения ОП. Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-2 способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства Знать: основные отрасли, институты и закономерности развития римского права; взаимосвязь с современными отраслями частного права Уметь: использовать полученные знания и навыки при квалификации фактов, событий и обстоятельств, изучаемых в учебной дисциплине «Римское право» Владеть: навыками использования теоретических знаний при изучении смежных отраслей права

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 1 «Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины

Всего часов
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины 3 з.е. / 108
Контактная работа обучающегося с преподавателем (всего) 8
в том числе, аудиторная работа (всего): 8
лекции 4
 практические занятия 4
В интерактивной форме  
Внеаудиторная работа (всего): -
курсовое проектирование -
индивидуальные консультации -
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 91
Вид промежуточной аттестации обучающихся   Экзамен 3 семестр – 9 ч.

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

2.2.1. Содержание дисциплины:

Тема 3. Учение об исках

Римское частное право как система исков. Деление гражданского про­-
цесса на стадии ius и iudicium.

Обшее понятие о легисакционном (legesactio), формулярном (perfor­-
mulas) и экстраординарном (extraordinemcognitio) процессах.

Понятие и виды исков. Особые средства преторской защиты: интердик­-
ты (interdicta), реституции (restitutioinintegrum).

  Понятие исковой (погасительной) давности. Начало течения исковой давности. Приостановление и перерыв исковой давности.




Тема 4. Лица

       Субъекты частного права: учение о физических и юридических лицах.
Понятие физического лица и правоспособности. Элементы правоспособности (iusconubii, iuscommercii). Утрата и ограничение правоспособности.

Правовое положение римских граждан. Понятие и виды дееспособно­-
сти. Опека и попечительство.

Правовое положение латинов и перегринов. Правовое положение ра-­
бов. Понятие «рабский пекулий». Правовое положение вольноотпущенников. Колоны.

       Юридические лица. Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, коллегии, фиски, благотворительные учреждения.




Тема 8. Общие положения об обязательствах

Понятие обязательственного права. Определение обязательства (obligatio). Элементы и содержание обяза­тельства (dare, facerevelnonfacere, praestare). Натуральные обязательства. Ос­нования возникновения обязательств. Классификация обязательств.

Стороны в обязательстве (debitor, creditor). Личный характер обяза-
тельств. Замена лиц в обязательстве. Цессия, новация, перевод долга. Обяза­тельства с несколькими кредиторами или должниками.

Исполнение обязательств: понятие и условия должного исполнения. Замена исполнения, время и место исполнения. Последствия неисполнения обя­зательства. Ответственность за неисполнение. Личная и имущественная ответственность должника. Условия от­ветственности: Dolus, culpa, error. Убытки, виды убытков, объем возмещения. Освобождение должника от ответственности (casus, vismaior).

Прекращение обязательств: добровольные и недобровольные способы (solutio, novatio, compensatio, remissiodebitti, confusio и др.)


Таблица 3 – Лекции, объем и трудоемкость (очная/заочная форма обучения)

Тема лекции Содержание Количество часов
1. Введение в римское частное право Понятие римского частного права. Отличие частного права от публичного права. Основные системы римского частного права:iuscivile и iusgentium. Значение римского частного права для современной юриспруденции 1
2. Источники римского права  Понятие и виды источников права в Древнем Риме. Обычное право. Законы. Эдикты магистратов. Деятельность юристов. Кодификация римского права.   1
3. Учение об исках Гражданский процесс в Древнем Риме: зарождение и развитие. Типы гражданского процесса. Средства защиты нарушенных и оспариваемых прав: иски, преторские средства. Исковая давность. 1
4. Лица Субъекты частного права. Правоспособность. Дееспособность. Правовое положение римских граждан. Правовое положение рабов и иных лиц. Учение о юридических лицах. 1
5. Семейные правоотношения. Общие положения о древнеримской семье. Брак. Отцовская власть 0
6. Вещное право. Владение и право собственности. Понятие вещных прав. Виды вещных прав. Вещи: понятие и классификация. Владение: понятие и содержание. Владение и держание. Защита владения. Понятие права собственности. Способы приобретения, виды и защита. 0                4
7. Права на чужие вещи Сервитуты. Узуфрукт и аналогичные права. Эмфитевзис и суперфиций. Залог и ипотека. 0
8. Общие положения об обязательствах Понятие, содержание, объекты и стороны обязательств. Основания возникновения обязательств. Виды обязательств. Гарантии исполнения обязательств. Основания прекращения обязательств. 0
9.Договорное право в Древнем Риме Общие положения о договоре, контракты и пакты. Предмет договора. Воля и волеизъявление. Содержание договора. Заключение договора. Недействительность договора. 0
10.Отдельные виды договоров. Формализованные и вербальные договоры. Литеральные договоры. Реальные договоры. Консенсуальные договоры. 0
11. Квази- договоры и квази-деликты Обязательства как бы из договоров: понятие и виды. Деликтные обязательства: понятие и виды. Обязательства как бы из деликтов: понятие и виды. 0
12.Наследственное право Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Открытие наследства и его принятие. Легаты и фидеикомиссы. Трансмиссия. Иски о наследстве. 0
Итого:   4

Практические занятия

1-ое занятие (2 часа)

Тема: Учение об исках

А. Теоретические вопросы:

1. Возникновение и становление государственной формы защиты имущественных прав.

2. Легисакционный, формулярный и экстраординарный процессы: краткая характеристика, отличительные черты. Развитие процессуальных институтов.

3. Понятие и виды исков.

4. Средства преторской защиты.

5. Законные сроки и исковая давность.

Б. Практические задания:

Задача 1. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если возможен, то какой – вещный или персональный? О чем иск? Каким образом будет исчисляться его сумма? Составьте формулу иска, выделив интенцию и комдемнацию.

 Задача 2. Марк неоднократно напоминал Туллию о необходимости возвратить долг в 100 сестерциев. Туллий каждый раз уклонялся, но затем сказал: "Я заплачу, но дай мне клятвенное обещание, что ты не будешь мне больше напоминать об этом". Марк поклялся, а Туллий все не платил. Не в силах самостоятельно разрешить создавшуюся дилемму (если молчать, ничего не получишь, если напомнить, нарушишь клятву), Марк обратился за помощью к претору. Есть ли выход из этой ситуации?

Задача 3. Из-за небрежности Стиха, который не следил за состоянием забора на участке, который он должен был охранять, туда проник скот его соседа Панфила. На требование Стиха выгнать свой скот с его участка и не пускать его больше, Панфил ответил отказом, указывая на то, что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор. Не придя к соглашению, спорщики обратились к претору. Какого рода защиту они могут требовать, исковую или интердиктную? Каковы будут действия претора?

Литература:

1. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права : учебник / И.Б. Новицкий. - М. : Проспект, 2015. - 272 с. - ISBN 978-5-392-16397-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251828 (09.09.2016).

2. Римское частное право : учебник / под ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский. - М. : Зерцало-М, 2013. - 560 с. - ISBN 978-5-94373-221-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135162 (09.09.2016).

3. Римское частное право : учебник / Р.А. Курбанов, А.С. Лалетина, В.А. Гуреев и др. ; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова ; под ред. Р.А. Курбанова. - М. : Проспект, 2015. - 307 с. - Библиогр.: с. 305-306. - ISBN 978-5-392-16613-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375378 (09.09.2016).

4. Кожевина, Е.В. Римское частное право : учебное пособие / Е.В. Кожевина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия». - Москва, Екатеринбург : Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. - 147 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-11060-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251838 (09.09.2016).

5. Пиляева, В.В. Римское право в вопросах и ответах / В.В. Пиляева. - РГ-Пресс : Проспект, 2015. - 239 с. : табл. - ISBN 978-5-9988-0349-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251837 (09.09.2016).

 

3-е занятие (2 часа)

Тема: Лица

А. Теоретические вопросы:

1.Общая характеристика правового положения физических лиц в Древнем Риме. Понятие правоспособности и дееспособности.

2. Правовой статус римских граждан.

3. Особенности правового статуса латинов, перегринов, вольноотпущенников, колонов, рабов.

4. Юридические лица в Древнем Риме.

Б. Практические задания:

Задача 1. При сомнении в действительном правовом статусе раба следует считать его: а) рабом; б) свободным.

Задача 2. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

Задача 3. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

Задача 4. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

Задача 5. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

 

Литература:

1. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права : учебник / И.Б. Новицкий. - М. : Проспект, 2015. - 272 с. - ISBN 978-5-392-16397-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251828 (09.09.2016).

2. Римское частное право : учебник / под ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский. - М. : Зерцало-М, 2013. - 560 с. - ISBN 978-5-94373-221-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135162 (09.09.2016).

3. Римское частное право : учебник / Р.А. Курбанов, А.С. Лалетина, В.А. Гуреев и др. ; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова ; под ред. Р.А. Курбанова. - М. : Проспект, 2015. - 307 с. - Библиогр.: с. 305-306. - ISBN 978-5-392-16613-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375378 (09.09.2016).

4. Кожевина, Е.В. Римское частное право : учебное пособие / Е.В. Кожевина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия». - Москва, Екатеринбург : Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. - 147 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-11060-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251838 (09.09.2016).

5. Пиляева, В.В. Римское право в вопросах и ответах / В.В. Пиляева. - РГ-Пресс : Проспект, 2015. - 239 с. : табл. - ISBN 978-5-9988-0349-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251837 (09.09.2016).

 

4-ое занятие (2 часа)

Тема: Общие положения об обязательствах

А. Теоретические вопросы:

1. Обязательства: понятие, стороны, содержание, виды.

2. Основания возникновения обязательств.

3. Элементы обязательства: место и время исполнения, модусы. Просрочка исполнения.

4. Прекращение обязательств.

Б. Практические задания:

Задача 1. Римский сенатор предложил ювелиру изготовить драгоценную брошь. Ювелир изготовил брошь и, согласившись на оплату в рассрочку, отдал брошь сенатору. Заплатив задаток, сенатор получил свою брошь, однако через несколько месяцев, еще не полностью расплатившись с ювелиром, вернул ему брошь с тем, чтобы поменять драгоценный камень. Ювелир выполнил заказ, однако выдать брошь отказался, требуя выплаты всей условленной платы. Рассмотрев это дело, суд признал действия ювелира неправомерными и обязал его вернуть брошь при условии оплаты второго заказа. Правомерно ли это решение? Чем оно обусловлено? Какими законными средствами ювелир может гарантировать исполнение обязательства сенатором?

Задача 2. Может ли случиться так, что исполнение по обязательству законно, но противоречит добрым нравам? Как должен поступить мудрый судья? Как согласовать известный афоризм: "Все, что не запрещено - дозволено" с высказыванием Павла: "Не все, что дозволено, достойно уважения"?

Задача 3. Хозяин поместья заключил с бригадой мастеров договор подряда о выполнении строительных работ в определенном месте, но впоследствии передумал и предложил мастерам исполнить ту же самую работу в ином, не оговоренном контрактом месте. Рабочие согласились и выполнили работу. Когда же они пришли за расчетом, хозяин поместья не только отказался платить за работу, но и, воспользовавшись неформальным характером соглашения, заявил о том, что он подаст иск о возмещении материального ущерба, который он якобы понес в результате недолжного исполнения. Будет ли принят этот иск? Будет ли он удовлетворен, если кредитор докажет, что им действительно понесен ущерб?

Литература:

1. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права : учебник / И.Б. Новицкий. - М. : Проспект, 2015. - 272 с. - ISBN 978-5-392-16397-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251828 (09.09.2016).

2. Римское частное право : учебник / под ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский. - М. : Зерцало-М, 2013. - 560 с. - ISBN 978-5-94373-221-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135162 (09.09.2016).

3. Римское частное право : учебник / Р.А. Курбанов, А.С. Лалетина, В.А. Гуреев и др. ; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова ; под ред. Р.А. Курбанова. - М. : Проспект, 2015. - 307 с. - Библиогр.: с. 305-306. - ISBN 978-5-392-16613-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375378 (09.09.2016).

4. Кожевина, Е.В. Римское частное право : учебное пособие / Е.В. Кожевина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия». - Москва, Екатеринбург : Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. - 147 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-11060-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251838 (09.09.2016).

5. Пиляева, В.В. Римское право в вопросах и ответах / В.В. Пиляева. - РГ-Пресс : Проспект, 2015. - 239 с. : табл. - ISBN 978-5-9988-0349-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251837 (09.09.2016).

 

7-ое занятие (4 часа)

Занятие 7.1 (2 часа)

Тема: Наследственное право

А. Теоретические вопросы:

1. Наследственное право: основные понятия, этапы развития.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

4. Завещательные отказы и фидеикомиссы. Выморочное наследство.

Б. Практические задания:

Задача 1. Гай купил у Сея дом, не произведя обряда манципации.Через год он умер, не оставив наследников. Землю самовольно занял Тит, против которого Сей немедленно подал виндикационный иск. Правомерен ли данный иск?

Задача 2. После смерти Марка обнаружено неизвестное ранее письменное завещание, заверенное семью свидетелями, по которому он завещал все свое имущество Титу. Его племянник оспорил это завещание. Каков будет исход дела?Завещатель выразил свою волю и том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался его раб Панфил. Законно ли это? Отпускается ли тем самым этот раб на волю? Может ли раб отказаться от этой почетной обязанности?

Задача 3. По смерти наследодателя, не оставившего завещания, на наследство стали претендовать бывший подвластный родственник умершего и эмансипированный сын. Кому отдаст предпочтение претор. Поясните.

Задача 4. Некто отказал часть своего наследственного имущества казне на сооружение общественного здания, часть - погребальной коллегии и часть -корпорации, в которую он входил. Какая из названных организаций не может быть отказополучателем?

Задача 5. Наследодатель и наследник в равной мере были отягощены долгами. Претор разрешил кредиторам наследника удовлетворить свои требования только после того, как будут выплачены все долги кредиторам наследодателя. Не получив своего сполна, последние стали требовать возмещения из имущества самого наследника. Законно ли это требование? Что останется кредиторам самого наследника? Как следовало поступить претору?

Задача 6. Не имея собственных детей, Луций решил усыновить своего внучатого племянника и назначил его в завещании наследником всего имущества. Однако вскоре после смерти Луция его жена родила сына. Имеет ли новорожденный какие-либо права на имущество своего отца? Кто и в каких долях будет наследником?

Задача 7. В трактате "Об обязанностях" Цицерон рассказывает о знаменитом судебном споре Мания Курия. Проблема состояла в следующем: некто Копоний назначил Мания Курия своим наследником в случае, если у завещателя родится сын и этот сын умрет, не достигнув совершеннолетия. Однако случилось так, что у завещателя вообще не родилось никакого сына, поэтому возник спор о том, имеет ли Маний Курий право на наследство. Квинт Муций Сцевола, знаменитый правовед, считал, что Курий не может претендовать на наследство, так как в тексте завещания явно оговаривается условие, которое не реализовалось. Защитник Курия ЛуцийКрас и солидарный с ним Цицерон считали, что здесь необходима интерпретация воли завещателя, то есть, Копоний желал видеть Курия своим наследником и в случае отсутствия сына. Какими правовыми принципами руководствовались оппоненты, выдвигая свои доводы? Как бы вы решили этот казус?

Задача 8. Некто заказал мастеру изготовление дорогого кресла, для чего предоставил материал. Мастер выполнил заказ, однако когда он пришел на дом к заказчику, выяснилось, что тот накануне скончался. Мастер пытался продать кресло, но безуспешно. Не найдя покупателей на кресло, мастер обратился к наследникам своего покойного заказчика с просьбой приобрести кресло и оплатить заказ, тем более что материал был предоставлен самим заказчиком. Должны ли наследники оплатить работу? Что будет, если они не согласятся это сделать?

Литература:

1. Новицкий, И.Б. Основы римского гражданского права : учебник / И.Б. Новицкий. - М. : Проспект, 2015. - 272 с. - ISBN 978-5-392-16397-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251828 (09.09.2016).

2. Римское частное право : учебник / под ред. И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский. - М. : Зерцало-М, 2013. - 560 с. - ISBN 978-5-94373-221-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135162 (09.09.2016).

3. Римское частное право : учебник / Р.А. Курбанов, А.С. Лалетина, В.А. Гуреев и др. ; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова ; под ред. Р.А. Курбанова. - М. : Проспект, 2015. - 307 с. - Библиогр.: с. 305-306. - ISBN 978-5-392-16613-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375378 (09.09.2016).

4. Кожевина, Е.В. Римское частное право : учебное пособие / Е.В. Кожевина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия». - Москва, Екатеринбург : Проспект, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. - 147 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-11060-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251838 (09.09.2016).

5. Пиляева, В.В. Римское право в вопросах и ответах / В.В. Пиляева. - РГ-Пресс : Проспект, 2015. - 239 с. : табл. - ISBN 978-5-9988-0349-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251837 (09.09.2016).

 

Таблица 4 — Тема, объем и литература для СРС (очная/заочная форма обучения)

Номер раздела или темы Тема СРС Коли- чество часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
  1   Введение в римское частное право   8 Рекомендованная литература к т.1 п/з Решение задач, устный опрос, подготовка рефератов
  2                 Источники римского права   8   Рекомендованная литература к т. 1 п/з Решение задач, устный опрос, подготовка рефератов
  3   Учение об исках   8 Рекомендованная литература к т.2 п/з Решение задач, подготовка рефератов, устный опрос
    4   Лица 7 Рекомендованная литература к т.3 п/з Подготовка рефератов
      5     Семейные правоотношения     8 Рекомендованная литература к т.4 п/з Устный опрос, решение задач, подготовка рефератов
        6   Вещное право. Право собственности и владение.   7   Рекомендованная литература к т.т. 5.1., 5.2 п/з Устный опрос, подготовка рефератов, решение задач
     7    Права на чужие вещи                 8 Рекомендованная литература к т. 5.2 п/з Решение задач, устный опрос
       8   Общие положения об обязательствах   7   Рекомендованная литература к т.6 п/з Устный опрос, подготовка рефератов, решение задач
     9   Договорное право в Древнем Риме     8 Рекомендованная литература к т. 7.1 п/з Решение задач, подготовка рефератов, тесты
    10   Отдельные виды договоров   7 Рекомендованная литература к т. 7.2 п/з Подготовка рефератов, решение задач
      11     Квази-договоры и квази-деликты     8 Рекомендованная литература к т. 7.2 п/з Подготовка рефератов
    12     Наследственное право     7 Рекомендованная литература к т. 8 п/з Решение задач, подготовка рефератов, устный опрос
  Итого: 89    

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1.Римское право [Текст] : практикум / [сост. О. Г. Зенина]. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2012. — 146 с. — (Классическое университетское образование). — Прил.: с. 138-146. — Библиогр.: с. 127-137 и в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-7271-1113-0.

2.Темы докладов по дисциплине «Римское право» (РПД дисциплины «Римское право» хранится на кафедре гражданского права и процесса, ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 315.Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru)

3.Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам «Римское право» (для бакалавров очной формы обучения). Автор – составитель: О.Г. Зенина. ЧелГУ, 2013 г. (РПД дисциплины «Римское право» хранится на кафедре гражданского права и процесса, ЧелГУ, 1- й корпус, аудитория 315.Электронный вариант размещен на странице кафедры Института права ЧелГУ - ww.csu.ru)

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

1) для лиц с нарушением зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла;

- в печатной форме на языке Брайля;

2) для лиц с нарушением слуха:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла.

4.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Занятие 3. Тема: Лица.

1. Андрианов В.А. Торговые товарищества: возникновение и развитие.// Журнал российского права, 2001, № 10.

2. Волков А.В. Возникновение проблемы злоупотребления правом в древнеримской цивилистике.// «История государства и права», 2010, № 4

3. Ельяшевич В.Б. Юридическое лицо, его происхождение и функции в римском частном праве. СПб, 1910.

4. Коптев А.В. От прав гражданства к праву колоната. Вологда, 1995.

5. Коптев А.В. Позднеантичный colonusjurisalieni и классическое право лиц. М., 2003

6. Медведев С.Н. Римское частное право: Учебное пособие. Москва – Ставрополь: Издательство Московского открытого социального университета, Северо-кавказский филиал, 1998.

6. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира: Курс лекций. Волгоград: Офсет, 1998.

8. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

9. Свириденко О.М. Зарождение институтов конкурсного процесса в римском праве.// Журнал российского права. 2005. № 6.

10. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут. Серия «Классика русской цивилистики». 2000.

Занятие 6. Тема: Общие положения об обязательствах.

1. Бычкова Г.П. Развитие положений римского частного права о вине в российском гражданском праве.// Сибирский юридический вестник.1999.№ 2.

2. Гайдук Э.Г. Mandatum римского права.// Журнал российского права, 2002, № 4.

3. Дыдынский Ф. Залог по римскому праву. Варшава, 1972.

4. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в Древнем Риме. М., 1995.

5. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IV вв. до н.э.). М., 1994.

6. Кривцов А.С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве. М., 2004.

7. Крицкая С.Ю. Ипотека в римском праве и современном гражданском праве.// Ленинградский юридический журнал, 2005, № 2.

8. Макарова И.В. Влияние римского права на становление института обязательственного права России: вопросы истории и теории. Автореферат дис. …канд. юрид. наук./ Макарова И.В. Волгоград, 2005.

9. Омельянович С.С. Римское гражданское право. Харьков, 1996.

10. Римское частное право: Конспект лекций в схемах. М.: ПРИОР, 1999.

11. Савельев В.А. Римское частное право. М., 1995.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист – 1стр.;

2. Содержание – 1 стр.;

3. Введение – 1-2 стр.;

4. Основная часть – 10-15 стр.;

5. Заключение – 1-2 стр.;

6. Список использованных источников – 1-2 стр.;

7. Последний лист реферата (для замечаний) – 1 стр.;

8. Приложения (при необходимости) – без ограничений                        

Титульный лист реферата оформляется установленному образцу.

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, разделов и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, раздел, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по разделам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 раздела, каждый из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме реферата и полностью её раскрывать. Разделы и параграфы реферата должны соответствовать поставленным во введении задачам.

Разделы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение следует вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («Представляется необходимым рассмотреть…», «На основе проведенного исследования можно предположить...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате подготовки реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 5 лет, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, в содержании которых прослеживается рецепция норм римского частного права (если это соответствует цели реферативного сообщения).

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы, определения, схемы и т.д.).

Оформление реферата

1. Реферат представляется руководителю в сброшюрованном виде (в папке со скоросшивателем).

2. Реферат оформляется на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (210*297 мм).

3. Текст реферата должен быть исполнен на принтере ПЭВМ на одной стороне листа с использованием редактора WORD, шрифт - «Times New Roman», размер шрифта - № 14, межстрочный интервал – полуторный. Допускается рукописный вариант с теми же требованиями к оформлению.

4. Текст реферата, таблицы и иллюстрации следует располагать на листах, соблюдая следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, правое поле - 10 мм, верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм. При печати текстового материала следует использовать выравнивание «по ширине» (двухстороннее выравнивание).

5. Нумерация страниц реферата – сквозная, начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы не ставится, номера последующих страниц проставляются в правом верхнем углу арабскими цифрами (шрифт №10), без точки в конце.

6. Названия структурных элементов реферата и глав основной части располагаются на отдельных строках и выполняются жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.), без переносов и с выравниванием по центру. Эти заголовки отделяются от текста межстрочным интервалом. Подчеркивать заголовки не следует. Точку в конце заголовка ставить не нужно.

7. Каждый структурный элемент и раздел основной части следует начинать с новой страницы.

8. Структурным элементам реферата номер не присваивается, т.е. части реферата "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» и т.п. порядкового номера не имеют. Нумерации подлежат только разделы и параграфы в рамках основной части реферата.

9. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего реферата, обозначенные арабскими цифрами. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера раздела и номера параграфа, разделенных точкой.

10. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту.

11. Абзацный отступ (отступ в начальной строке текста абзаца) должен составлять 12-15 мм.

12. Текст реферата должен быть четким, законченным, понятным. Орфография и пунктуация текста должны соответствовать ныне действующим правилам.

13. При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте реферата проставляется в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы источника, на которых помещается используемая информация.

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

  1. Чтение лекций с использованием слайд-презентаций;
  2. Использование электронной библиотеки университета;
  3. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты (адрес личного кабинета преподавателя предоставляется на кафедре).
  4. МS Office365 (тарифный план А1 для университетов и учебных заведений);
  5. система дистанционного образования LMS Moodle (лицензия “GNU General Public License”);
  6. Нормативно-правовая система «Консультант-Плюс» (соглашение о сотрудничестве от 20.05.2003 № 31);
  7. Программное обеспечение «АНТИПлагиат» (Лицензионный договор № 272/К-0911-р от 03.05.2018).

 

 

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

   Освоение дисциплины осуществляется в учебной аудитории:

Римское право

 

 

Специальность

Правовое обеспечение национальной безопасности

 

 

Специализация № 1 

«Уголовно-правовая»,

Специализация № 2

«Государственно-правовая»,

Специализация № 3

«Гражданско-правовая»

 

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Юрист

 

Форма обучения

Заочная

 

Челябинск 

2018 г.

*Рабочая программа дисциплины (модуля) адаптирована для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

Рабочая программа дисциплины согласована:

 

Ученым советом Института права

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Председатель Ученого совета

Института права                                                               В.В. Киреев

 

Секретарь Ученого совета

Института права                                                               Л.А. Косенко

 

Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована кафедрой гражданского права и процесса

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2018 г.

 

Заведующий кафедрой                                                    О.Г. Зенина

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ФГОС ВОпо направлению специальности 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности,утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 г. N 1614.

 

 

Автор - составитель                                                        О.Г. Зенина

 

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «04» декабря 2017 г. № 740-1 «Об утверждении шаблонов документов»

 

Содержание

 

1. Вводная часть…………………………………………………………………...………… 4

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины....................................................... 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы……….…..4

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….5

2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………..........6

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием
количества академических часов, выделенных на контактную работу
обучающихся с преподавателем  и на самостоятельную работу
обучающихся………………………………………………………………………………….6

2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам
(разделам)с указанием отведенного на них количества академических часов
и видов учебных занятий……………………………………………………………………6

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................27

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................28

4.1. Фонды оценочных средств…………………………………………………………28

4.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций………. ……….31

4.3. Типовые контрольные задания…………………………………….......................34

4.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций………………………………….38

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой
для освоения дисциплины (модуля).............................................................................42

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)……………………………….……..47

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
(модуля)…………………………………………………………………………………….. 48

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю).................................................52

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).............................................................52

10. Описание наборов демонстрационного оборудования и  учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа. 52

 










Вводная часть

1.1.     Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Изучение учебной дисциплины «Римское право» служит достижению следующих целей: формирование представлений о возникновении и развитии юридической техники в античности, приобретение навыков по формулированию и разграничению юридических категорий и правильному применению законов в правоприменительной деятельности, выработка юридического мировоззрения, развитие основ ораторского искусства, формирование правильной речи.

       Задачи дисциплины: 1) формирование юридического мышления у студентов; 2) усвоение понятийного аппарата; 3) приобщение к накопленной человечеством юридической культуре; 4) создание прочных основ для усвоения таких отраслей российского частного права, как гражданское, семейное, земельное.

       При изучении дисциплины «Римское право» студентам необходимо знание основных юридических понятий на латинском языке, чтобы запоминать юридическую терминологию и обращать внимание на широко распространенные в современной юридической литературе латинские изречения и дефиниции.

Рабочая программа дисциплины ориентирована на формирование гуманистического подхода к пониманию государственных и правовых явлений, на обоснование приоритета прав человека, идеи о господстве права во всех сферах жизни общества и государства.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Учебная дисциплина «Римское право» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.1.Б.35) учебного плана по специальности 40.05.01  – Правовое обеспечение национальной безопасности.

Изучение дисциплины «Римское право» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при освоении дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Юридическая риторика».

Знания, полученные при изучении дисциплины «Римское право» используются при изучении дисциплин «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)», «Семейное право», «Предпринимательское право», «Земельное право».

Перечень предшествующих дисциплин, видов работ Перечень последующих дисциплин, видов работ
Б.1.Б.16 История государства и права зарубежных стран Б.1.Б.17 Конституционное право Б.Б.20 Гражданское право С.3.В.ДВ.1.1.Семейное право С.3.Б.8.Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс) Б.1.Б.23 Экологическое право Б.1.Б.24.Предпринимательское  право Б.1.Б.32 Земельное право

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2-м семестре (очная и заочная формы обучения).

 

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

            В результате освоения образовательной программы обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Римское право»:

           

Коды компетенции  (по ФГОС) Результаты освоения ОП. Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-2 способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства Знать: основные отрасли, институты и закономерности развития римского права; взаимосвязь с современными отраслями частного права Уметь: использовать полученные знания и навыки при квалификации фактов, событий и обстоятельств, изучаемых в учебной дисциплине «Римское право» Владеть: навыками использования теоретических знаний при изучении смежных отраслей права

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 1 «Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

Объем дисциплины

Всего часов
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины 3 з.е. / 108
Контактная работа обучающегося с преподавателем (всего) 8
в том числе, аудиторная работа (всего): 8
лекции 4
 практические занятия 4
В интерактивной форме  
Внеаудиторная работа (всего): -
курсовое проектирование -
индивидуальные консультации -
Самостоятельная работа обучающихся (всего) 91
Вид промежуточной аттестации обучающихся   Экзамен 3 семестр – 9 ч.

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

2.2.1. Содержание дисциплины:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 276.