Вопросы и задания к документу № 87:
1. Определите смысл указа. Не противоречит ли он действиям Петра по введению в России западноевропейской моды?
2. Соотнесите нарушение и наказание за него и сделайте выводы.
3. Сделайте выводы о характере власти в России в первой четверти XVIII в. Хотели бы вы жить в таком обществе? Почему?
Нами замечено, что на Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламента штиля в испанских камзолах и панталонах с мишурой щеголяют предерзко.
Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указую впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от испанских панталонов зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, также на вопли наказуемых.
Документ № 88
Из «Записок 1743-1810 годов» президента Российской академии Е . Р . Дашковой *
Вопросы и задания к документу № 88:
1. О ком пишет в своих «Записках» Е. Р. Дашкова? На каком основании вы сделали такой вывод?
2. Разделяете ли вы оценку, данную историческому деятелю в «Записках»? Обоснуйте свою позицию («за» или «против»).
3. Перечислите основные преобразования Петра I в экономике и социальной политике. К чему они привели?
* Дашкова Екатерина Романовна (1743—1810) — подруга и сподвижница Екатерины И, первый директор Российской Академии наук.
135
...Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть; <...> некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков... <...> желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...
<...> время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового... мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов...
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
Документ № 89 Отрывки из «Кондиций»
Вопросы и задания к документу № 89:
1. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах появились «Кондиции»? Кем они были составлены? С какой целью?
2. Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать «Кондиции» как попытку ограничения самодержавия? Свое мнение обоснуйте.
3. Удалось ли реализовать этот документ? Какова его судьба и судьба его составителей?
Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по представлении всепресветлейшего, державнейшаго великаго государя Петра Втораго, императора и самодержавна, нашего лебезнейшего государя-племянника, императорский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерены и желаю, дабы оне в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло.
Того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и о крайнем и всевозможном распространении православной нашей веры греческого исповедания, такожде, по принятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себя никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже
137
учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать и без онаго Верховнаго тайнаго совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в стацкие, так и военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного совета.
5. У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять.
И всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
АННА.
Документ № 90
Из сочинения Г .- В . Крафта * «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санкт - Петербурге в январе 1740 г . ледяного дома»
Вопросы и задания к документу № 90:
1. Прочтите приведенные описания Ледяного дома и действа, происходившего в нем в феврале 1740 г. Какие впечатления возникли у вас в ходе прочтения? Что вас наиболее поразило?
* Крафт Георг-Вольфганг (1701—1754) — профессор физики и математики, родом из Вюртемберга, русский академик, позже иностранный почетный член Петербургской АН.
138
2. Как, на ваш взгляд, воздействовало это празднество на современников императрицы, какие эмоции, чувства у них вызывало?
3. В чем вы видите главные различия в восприятии одного и того же события его современниками и очевидцами и вами?
Самый чистый лед, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкой размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, чрез краткое время построен был дом, который был длиною в восемь сажень, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени.
Напереди перед домом стояло шесть ледяных точеных пушек, которые имели колеса и станки ледяные <... > Пушки величиною и размером против медных трехфунтовых сделаны и высверлены были. Из оных пушек неоднократно стреляли; в каковом случае кладено в них пороху по четыре фунта, и притом посконное или железное ядро заколачивали. (Такое ядро некогда в присутствии всего императорского придворного штата в расстоянии шестидесяти шагов, доску толщиною в два дюйма насквозь пробило.) Еще ж стояли в том же ряду с пушками две мортиры. Оные сделаны были по размеру медных мортир против двухпудовой бомбы. Напоследок в том же ряду у ворот стояли два дельфина. Сии дельфины с помощию насосов огонь зажженной нефти из челюстей выбрасывали, что ночью приятную потеху представляло. Позади помянутого ряду пушек и мортир сделаны были около всего дому из ледяных баляс изрядные перила, между которыми, в равном расстоянии, четвероугольные столбы стояли. Когда на оный дом изблизи смотрели, то с удивлением видна была вверху на кровле четвероугольными столбами и точеными статуями украшенная галерея, а над входом пренарядный фронтишпиц, в разных местах статуями украшенный. Самый дом имел дверные и оконишные косяки, также и пилястры, выкрашенные краскою наподобие зеленого мрамора. В оном же доме находились крыльца и двое дверей; при входе бьши сени, а по обеим сторонам покои без потолку, с одною лишь крышею. В сенях было четыре
139
окна, а в каждом покое по пяти окон, в которых как рамки, так и стекла сделаны были из тонкого чистого льду. Ночью в оных окнах много свеч горело, и почти на каждом окне видны были на полотне писаные смешные картины, причем сияние, сквозь окна и стены проницающее, преизрядный и весьма удивительный вид показывало. В перилах, кроме главного входа, находились еще двои сторонние ворота и на них горшки с цветами и с померанцевыми деревьями, а подле них простые ледяные деревья, имеющие листья и ветви ледяные ж, на которых сидели птицы, что все изрядным мастерством сделано было.
Наружное, прочее сего дому украшение состояло в следующих вещах. На всякой стороне, на пьедестале с фронтишпицем, поставлено было по четырехугольной пирамиде. Помянутые пирамиды внутри были пусты, которые сзади от дому вход имели. На каждой оных стороне высечено было по округлому окну, около которых снаружи размалеванные часовые доски находились, а внутри осьмиугольный бумажный большой фонарь (со множеством зажженных свечей) висел, у которого на каждой стороне всякие смешные фигуры намалеваны были. Оный фонарь находившийся внутри потаенный вкруг оборачивал, дабы сквозь каждое окно из помянутых фигур одну за другою смотрители видеть могли. По правую сторону дома изображен был слон в надлежащей его величине, на котором сидел персианин с чеканом в руке, а подле его два персианина в обыкновенной человеческой величине стояли. Сей слон внутри был пуст и так хитро сделан, что днем воду, вышиною в двадцать четыре фута, пускал, которая из близ находившегося канала адмиралтейской крепости трубами проведена была, а ночью, с великим удивлением всех смотрящих, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того, мог он, как живой слон, кричать, каковый голос потаенный в нем человек трубою производил. Третие, на левой стороне дома, по обыкновению северных стран изо льду построена была баня, которая, казалось, будто бы из простых бревен сделана была, и которую несколько раз топили, и действительно в ней парились.
Теперь посмотрим, каким образом убраны была покои. В одном из них на одной половине стоял уборный стол, на котором находилось зеркало, несколько шандалов со свечами, которые по
140
ночам, будучи нефтью намазаны, горели, карманные часы и всякая посуда, а на стене висело зеркало. На другой половине видны были преизрядная кровать с завесом, постелью, подушками и одеялом, двое туфли, два колпака, табурет и резной работы комель, в котором лежащие ледяные дрова, нефтью намазанные, многократно горели. В другом покое, по левую руку, стоял стол, а на нем лежали столовые часы, в которых находящиеся колеса сквозь светлый лед видны были. Сверх сего, на столе в разных местах лежали для играния примороженные карты. Подле стола по обеим сторонам стояли резной работы два долгие стула, а в углах две статуи. По правую руку стоял резной угольный поставец с разными небольшими фигурами, а внутри оного стояла точеная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньем. Все оные вещи изо льду сделаны и приличными натуральными красками выкрашены были.
Документ № 91
Из высказываний М . В . Ломоносова *
Вопросы и задания к документу № 91:
1. На основании приведенных высказываний М. В. Ломоносова охарактеризуйте его взгляды.
2. Какова главная идея этих изречений? На чем основаны эти соображения и размышления ученого?
3. Со всеми ли суждениями М. В. Ломоносова вы согласны? Свой ответ поясните.
4. Как понимает сам М. В. Ломоносов свое место в развитии России и отечественной науки?
Российский наш язык не только бодростным и героическим звоном Греческому, Латинскому и Немецкому не уступает, но и подобно оным, а себе купно природную и свойственную Версификацию иметь может.
* Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)— выдающийся русский ученый-энциклопедист, поэт. Заложил основы русского литературного языка, явился инициатором создания Московского университета.
141
Мой покоя дух не знает.
Великий Муж не от кого лучше быть похвален не может, кроме того что подробно и верно труды его исчислят; если бы только исчислить возможно было.
Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы академий.
Российская империя внутренним изобильным состоянием и громкими победами с другими европейскими статами [государствами] равняется, многие превосходит.
Благополучие, слава и цветущее состояние государства от , трех источников происходит. Первое — от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе — от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного > и славного мира, третие — от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами чрез купечество.
Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели. С одной стороны, отец ,, никогда детей, кроме меня, не имел, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня }, выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой 1 стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри, де, какой болван, лет в двадцать пришел латыни учиться! После того вскоре взят я в Санкт-Петербург и послан * за море и жалование получал против прежнего в сорок раз. Оно
142
меня от наук не отвратило: но по пропорции своей умножило охоту, хотя силы мои предел имеют.
По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от
всех кампаний; жена и дочь мои привыкли сидеть дома и не
желают с камердинерами обхождения. Я пустой болтовни и са
модовольства не могу слышать. \
Мое единственное желание состоит в том, чтобы принести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти бесчисленные Ломоносовы... По окончании сего только хочу искать способы и места, где бы чем реже, тем лучше было видеть персон высокорожденых, которые порой моею породой попрекают, видя меня как бельмо на глазу, хотя я чести своей достиг не слепым счастьем, но данным мне от Бога талантом, трудолюбием и терпением крайней бедности добровольно для учения.
Не только у стола знатных господ, или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет.
Языка нашего небесна простота.
Хотя голова моя и много зачинает, да руки одни.
Если не предлагать никаких теорий, то к чему служит столько опытов, столько усилий и трудов великих мужей.
Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна.
За общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю.
Положил твердое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия.
143
Я сам и не совершу, однако, начну, то будет другим после меня легче сделать.
Я не тужу о смерти; пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества помнят.
Всяк человек требует себе от трудов успокоения: для того оставив настоящее дело, ищет себе с гостями или с домашними препровождения времени, картами, шашками и другими забавами, а иные и табачным дымом; от чего я уже давно отказался за тем, что не нашел в них ничего кроме скуки.
Документ № 92
Дата: 2019-03-05, просмотров: 390.