Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они были теоретически осмыслены в работах П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Н. И. Кареев и Е. В. Де-Роберти. Фундаментальная разработка многих вопросов психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающихся российских психологов В. М. Бехтерева, Л . С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. А. Ухтомского и их многочисленных последователей, в том числе Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева и др. Укажем лишь на те положения из их трудов, которые имеют значение для осмысления соответствующих проблем современности.
Анализ мотивов деятельности людей. П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский
П. Л. Лавров (1823–1900) и Н. К. Михайловский (1842– 1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей, поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов этой деятельности, нравственных идеалов людей, другими словами, – в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.
Особое внимание уделяли они анализу "солидарных" действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Л. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочнения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается "сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным" и "что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей". Солидарность – это "общность привычек, интересов, аффектов или убеждений". Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.
Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. К. Михайловский. По характеристике Н. А. Бердяева, Н. К. Михайловский – "самый талантливый сторонник субъективного метода" и "самый главный его творец". Оп развил идею о существовании "правды-истины" и "правды-справедливости". Первая представляет собой "объективную правду", фиксирующую объективный ход событий общественной жизни. Вторая – "правду субъективную", выражающую внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривал все явления общественной жизни.
Представляет интерес решение Н. К. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия "героев и толпы", личности и общества. На первом плане он видел личность, обладающую своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями – главные действующие лица в обществе – определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе ученый решал больше в социально-психологическом аспекте. Героем он называл человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же рассматривалась им как масса людей, способная увлекаться примером благородным, низким или безразличным. В целом же характеристики толпы, данные Н. К. Михайловским, совпадают с характеристиками Г. Лебона.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 368.