Понятие и особенности делового общения.функции делового общения.культура делового общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и особенности делового общения.функции делового общения.культура делового общения.

Деловое общение- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения: организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано самыми различными сферами профессиональной деятельности людей.

Участники делового общения - это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение опосредовано межличностными контактами, которые могут быть желательными (способствовать более успешному осуществлению производственной деятельности); нейтральными, а также затрудняющими достижение поставленной цели.

Деловое общение - сложное явление, на его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия.

Вертикаль отношений - это субординационные отношения между людьми, имеющие разные статусы. Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или статусу старшим, соблюдением правил служебной дисциплины.

Особенности делового общения:

Первое:Регламентированность, т. е. подчинение установленными правилами ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами, национальными, культурными традициями. Деловой протокол подчеркивается высокой степенью регламентации делового общения, строгим соответствием правилам. Деловой (бизнес) этикет является инструментом организации делового общения.

Второе:Строгое соблюдение участниками делового общения ролевого амплуа, т. е. поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и реализуемыми в данный момент конкретной ролью (начальника, подчиненного, партнера и т. п.), которую исполняет участник делового общения.

Третье:Строгое отношение к использованию речевых средств: владение языком профессии, её терминологией, исключение из речи просторечных слов и выражений, диалектизмов, бранных слов.

Четвертое: Повышенная ответственность участников делового общения за его результат (обязательность, организованность, пунктуальность, верность слову, соблюдение нравственно - этических норм).

Функции делового общения: инструментальная функция (общение как механизм управления); интерактивная функция (средство объединения деловых партнеров, коллег, специалистов и т.д.); функция самовыражения (деловое общение способствует самовыражению, самоутверждению, демонстрации интеллектуального, личностного, психологического потенциала); функция социализации (развитие навыков делового общения, делового этикета); экспрессивная функция (выражения понимания эмоциональных переживаний).Все функции взаимосвязано дополняют друг друга и через их реализацию осуществляется сущность делового общения.

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Бородкин Ф. М., Коряк П. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены ниже: Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.

Функции конфликтов

 
Позитивные Негативные  
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте  
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе  
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах  
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе  
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников  
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).  

Типология конфликтов.

Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии. В настоящее время существует множество способов структуризации конфликтов по их признакам, однако ученые так и не пришли к общему мнению, которая из классификаций наиболее универсальна и может применяться в любой сфере. В социальных науках типология и классификация весьма затруднительны из-за сложности компонентов, которые имеют разные оттенки значений и зачастую взаимосвязаны между собой. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим несколько вариантов типологии конфликтных ситуаций.

Типология конфликтов по количеству участников

Итак, здесь существует 4 вида конфликтов: 1.Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Количество участников здесь не ограничено. Яркий пример межгруппового конфликта – элита и массы или националисты и космополиты. Здесь группы преследуют несовместимые цели, имеют разную систему ценностей и образ жизни, что приводит к противоречию. 2.Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям. 3.Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы. Также здесь представлен и такой вариант отношений, когда две личности стремятся к достижению цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них. 4.Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее. Примеры личностных конфликтов зачастую ярко изображены в психологических романах.

Типология конфликтов по длительности.

1.Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску. В этом случае люди выражают свое негативное отношение аффективно, что иногда приводит к трагическим результатам. Здесь большую важность имеет не столько радикальность позиций, сколько проявление характера оппонентов. 2.Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов. 3. Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Он часто возникает, если одна из личностей не заинтересована в открытой конфронтации. 4. Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

Типология конфликтов по причинам возникновения.

Идеологический. В его основе лежит противоречие в установках личностей на государственные, коллективные, ценностные и социальные вопросы. Экономический. Здесь присутствует проблема обеспечения, когда одна личность (или группа) заинтересована в материальном обеспечении с помощью другой. Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений. Причинами таких конфликтов могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и идеологические расхождения. Социально-психологические. Здесь причиной конфликта выступает, в первую очередь, психологическая несовместимость личностей, которые могут осознавать причины неприязни либо не иметь уместных аргументов.

Типология социальных конфликтов

Для этой типологии не существует однозначной классификации, поэтому мы рассмотрим несколько из них: Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические, разница между которыми в том, что первые возникают из-за объективных обстоятельств, а последние затрагивают эмоциональную сферу групп людей.А. Рапопорт выделяет три вида социальных конфликтов: схватка, дебаты и игры. Перечисленные типы конфликтов, в свою очередь, подразделяются на конструктивные и деструктивные, а также антагонические и компромиссные.

Типология политических конфликтов

Причиной политических конфликтов всегда выступает жажда власти. Типология этой категории состоит из трех параметров: Область распространения. Это могут быть внутриполитические и межгосударственные конфликты. Тип политического строя. Например, конфликт тоталитарного и демократического режимов. Типология по предмету. Здесь может иметь место статусно-ролевой, конфликт интересов и ценностей.

 

 

Понятие и особенности делового общения.функции делового общения.культура делового общения.

Деловое общение- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения: организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано самыми различными сферами профессиональной деятельности людей.

Участники делового общения - это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение опосредовано межличностными контактами, которые могут быть желательными (способствовать более успешному осуществлению производственной деятельности); нейтральными, а также затрудняющими достижение поставленной цели.

Деловое общение - сложное явление, на его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия.

Вертикаль отношений - это субординационные отношения между людьми, имеющие разные статусы. Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или статусу старшим, соблюдением правил служебной дисциплины.

Особенности делового общения:

Первое:Регламентированность, т. е. подчинение установленными правилами ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами, национальными, культурными традициями. Деловой протокол подчеркивается высокой степенью регламентации делового общения, строгим соответствием правилам. Деловой (бизнес) этикет является инструментом организации делового общения.

Второе:Строгое соблюдение участниками делового общения ролевого амплуа, т. е. поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и реализуемыми в данный момент конкретной ролью (начальника, подчиненного, партнера и т. п.), которую исполняет участник делового общения.

Третье:Строгое отношение к использованию речевых средств: владение языком профессии, её терминологией, исключение из речи просторечных слов и выражений, диалектизмов, бранных слов.

Четвертое: Повышенная ответственность участников делового общения за его результат (обязательность, организованность, пунктуальность, верность слову, соблюдение нравственно - этических норм).

Функции делового общения: инструментальная функция (общение как механизм управления); интерактивная функция (средство объединения деловых партнеров, коллег, специалистов и т.д.); функция самовыражения (деловое общение способствует самовыражению, самоутверждению, демонстрации интеллектуального, личностного, психологического потенциала); функция социализации (развитие навыков делового общения, делового этикета); экспрессивная функция (выражения понимания эмоциональных переживаний).Все функции взаимосвязано дополняют друг друга и через их реализацию осуществляется сущность делового общения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.