Наука и ее роль в жизни общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно–объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно–практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следующим образом:

1) нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Любая наука прежде всего стремится к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, использует для их описания особый (научный) язык.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются следующие.

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком–нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеют некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно–следственными связями, и задача науки — установить эти связи.

2. Принцип истинности научного знания.

Истиной называется соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно, ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка, либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

22. Политический режим. Типы политических режимов.
Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству;

Признаки авторитарного политического режима:

1. Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2. Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3. Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4. Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно ‑ полицейского аппарата;

5. Доминирование противоправных решений;

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1. Деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2. Тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3. Тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения, органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4. Конституционно ‑ авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы;

Признаки демократического политического режима:

1. Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. Полное подчинение государства праву;

4. Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы;

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

1. Демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

2. Демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

3. Демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально ‑ религиозная, культурная самостоятельность;


Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.