ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Обществознание»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Обществознание»

Социальная структура и общественные отношения.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

Общественные отношения — это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, — это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

Этнические общности. Межнациональные отношения.

Этническая общность – это исторически закрепленная за определенной территорией многочисленная совокупность людей, объединенных исторической памятью и единством языка, культуры, менталитета.

Межнациональные отношения – это совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных этнических общностей.

Человек. Индивид. Личность.

Человек – термин биологического характера. то социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Основные характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания. Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''. Индивид – конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. индивид – это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения Общие характеристики индивида: целостность психофизической организации организма; устойчивость по отношению к окружающей действительности; активность. Личность –социальный образ человека. Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Основные элементы социализации: • общение; • воспитание; • образование; • средства массовой информации; • система социального контроля. • В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности, моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д.

Образование в системе духовного производства.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.

Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

Назовём основные функции образования.

1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).

2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает

3. необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.

4. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.

4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.

5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.

6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и

7. изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.

8. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

· органы управления образованием и подведомственные им учреждения и

· организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);

· нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании" и др.);

· образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);

· образовательные объединения (научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);

· учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);

· образовательные концепции, программы, стандарты;

· учебную и методическую литературу;

· периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.

 

Современные цивилизации

Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:

– совокупность специфических экономических, социальных, политических, духовных структур, отличающих одни исторические и национальные общности людей от других;

– стадия исторического развития, следующая за дикостью и варварством, то есть наступающая при переходе к классовому обществу;

– высшая ступень эволюции человечества, общество, характеризующееся высоким уровнем социально-экономического развития, разумной и справедливой организацией жизни;

– в наши дни с помощью понятия «цивилизация» чаще всего фиксируются определенные стадии развития общества, человечества. При этом, как правило, считается, что сменяющие друг друга цивилизации – это во все большей степени разумно организованные и развитые общества.

В таком контексте широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой переход от одного типа цивилизации к другому связан с изменениями в сфере производства, то есть «производственными революциями»

Экономика потребителя

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким‑либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги‑, ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя: заработная плата; социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии); доход от предпринимательской и иной деятельности; доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: первая используется для покупки товаров и оплаты услуг, вторая образует сбережения.

Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные. Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь‑статистик Э. Энгель (1821–1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Виды инфляции

Существуют следующие виды инфляции:

1. С точки зрения проявления:

  • Открытая. Цены регулируются спросом и предложением.
  • Скрытая (подавленная). Цены регулируются государством.

 По степени сбалансированности:

  • Сбалансированная. Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.
  • Несбалансированная. Цены различных товаров постоянно меняются относительно друг друга.

 По степени прогнозируемости:

  • Неожидаемая;
  • Ожидаемая (прогнозируемая).

 По темпу роста цен:

  • Умеренная (ползучая). До 10% в год.
  • Галопирующая. От 10 до 40% в год.
  • Гиперинфляция. Более 50% в месяц.

Последствия инфляции.

Инфляция - это здоровая реакция экономического организма на возникшее финансовое расстройство, попытка преодолеть его, достичь равновесного состояния между товарами и деньгами. В то же время теория указывает на такие негативные последствия инфляции, как перераспределение национального дохода и национального богатства, искажение системы налоговых ставок и шкал, снижение реальной з/п трудящихся.

Уровень инфляции определяется при помощи индексов. Один из наиболее распространённых индексов – индекс Пааше: gt+1 = Сумма (от i=1 to n) (pt+1*qt+1)/ Сумма (от i=1 to n) (p1t *qt+1)

Молодежная субкультура

Основными причинами возникновения молодёжной субкультуры как социального феномена стали: переход общества на индустриальную и постиндустриальную стадии развития, развитие индустрии массовых развлечений и удлинение периода социального детства.

Сознание. Разум

Когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, т.е. разумным существом.

Разум – это способность понимания и осмысления, основа познания, то, благодаря чему человек выделился из животного мира.

Сознание – это универсальная способность, свойственная только человеку – осмысливать бытие мира и себя в этом мире. Сознание – это системное, органически целостное образование, включающее в себя рациональное мышление, чувственное восприятие эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.

Наряду с сознательным в психике человека, в его личности есть нечто не осознаваемое, не отражённое в его сознании – это подсознание или бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц дал трактовку бессознательному как низшей формы духовной деятельности, лежащей за порогом осознаваемых представлений. К. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. Ф. З. Фрейд установил прямые зависимости между различными невротическими симптомами и бессознательным.

 

Принято выделять в бессознательном несколько видов:

ü никогда не осознаваемое (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции);

ü ранее осознаваемые действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;

ü сверхиндивидуальное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного). Это усвоенные индивидом, членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые им осуществляются, но не оспариваются.

 

Существует взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.

Это ещё одно указание на единство биосоциальной природы человека.

Бытие человека

Бытие – это философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, а также независимый от сознания человека реальный мир. Материалистическая философия признаёт бытие первичным, а сознание вторичным. Однако сознание – не только пассивное отражение бытия, но и активная сила, оказывающая воздействие на бытие. Бытие человека определяется его потребностями.

Потребности человека

Известный психолог А. Маслоу выделил 5 видов потребностей:

1) физиологические; 2) экзистенциальные (потребность в защищённости, безопасности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.

Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Это может быть представлено в виде пирамиды, где переход на более высокую ступень возможен только после удовлетворения человеком потребностей низшей ступени.

Схема. Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)

 

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности.

Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.

Демократия и ее формы.

Прямая демократия Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. ... Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа.

 

Исполнительная власть в РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Брак

Брак- регулируемый обществом и, в большинстве государств, регистрируемый в соответствующих государственных органах семейной связи союз между людьми, достигшими брачного возраста, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям. Традиционно брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной. В некоторых государствах брак возможен между мужчиной и несколькими женщинами (полигиния), редко - между женщиной и несколькими мужчинами (полиандрия). В некоторых странах браки могут заключаться и между двумя лицами одного пола (однополые браки). Мужчину в браке называют мужем или супругом, женщину — женой или супругой (мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми; женщины, не вступившие в брак, называются незамужними).

Правовой статус ребенка.

С рождения ребенок имеет

права:

  • На имя
  • Жить и воспитываться в семье, насколько возможно
  • Знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка)
  • На заботу и воспитание родителями (или лицами их заменяющими)
  • На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы
  • На защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом
  • На гражданство
  • Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка
  • На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях (школе, детском центре творчества), дома и в общественных местах (библиотеке, театре, кино)

ответственность:

  • перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями
  • перед своей совестью

С 6 лет добавляются

права:

  • совершать мелкие бытовые сделки (покупать тетради, ручки, хлеб)
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации получать подарки незначительной стоимости (игрушки, книжки, одежду)
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей (небольшие суммы денег на «карманные расходы»)
  • получать основное общее образование

обязанности:

  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение

С 8 лет добавляются

права:

  • на участие в детском общественном объединении (натуралисты, активисты класса)

обязанности:

  • соблюдать устав, правила детского общественного объединения

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками

С 10 лет добавляются

права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приёмную семью

С 11 лет добавляется

ответственность:

  • помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) в случае совершения опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения

С 14 лет добавляются

права:

  • самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав
  • требовать отмены усыновления
  • давать согласие на изменение своего гражданства
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с легкими условиями труда заключать любые сделки с согласия родителей, лиц их заменяющих
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла
  • участвовать в молодежном общественном объединении

обязанности:

  • обязанности выполнять трудовые в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством
  • соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и не однократные нарушения устава школы
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам
  • возмещение причиненного вреда (например, стоимость разбитого окна)
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и др.)

С 15 лет добавляются

права:

  • работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16 лет добавляются

права:

  • вступить в брак при наличии уважительных причин (например: беременность или болезнь) с разрешения органа местного самоуправления (администрация города, района)
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством
  • быть членом кооператива
  • управлять мопедом при движении по дорогам
  • учиться вождению автомобиля
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей)

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством
  • ответственность за совершение всех видов преступления

С 17 лет добавляется

обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство)

В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь, приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшее ограничение прав по возрасту связано с занятием ответственных государственных должностей: Стать депутатом государственной думы можно с 21 года, судьей федерального районного суда с 25 лет, президентом Российской Федерации с 35 лет.

Если вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей. Тогда вы не столкнетесь с печальным последствием не выполнения обязанностей – наказанием и сами получите право требовать привлечение правонарушителей к ответственности.

 

Подданнический тип

Это, по сути, исполнительский тип. Он имеет понятие о централизованной власти, но не воспринимает себя как гражданина, способного влиять на развитие социального государства, и не ощущает потребности в таком влиянии. Это «человек из большинства», наблюдатель, но не активный участник. Человек может негативно относиться к каким-либо решениям власти, но не пытается ничего делать. Этот тип был свойственен многим гражданам СССР.

 

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

 

в выборах;

в деятельности какой-либо партии;

в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.

 

Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

 

60. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Международное разделение труда, международная (внешняя) торговля

Кооперация – это соединение хозяйственных интересов и ресурсов различных компаний и стран для совместного производства какого- либо блага.

Международная торговля (внешняя торговля) - сфера товарно-денежных отношений, представляющий собой совокупность внешней торговли стран всего мира.

 

Международное разделение труда (МРТ) - это специализация отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления.

 

Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

 

В международном разделении труда можно различить две ситуации:

Первая –когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и втораяситуация – когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую - относительным.

 

В основе развития межд.экономики лежит система МРТ, которая представляет собой специализацию отдельных стран в производстве благ с последующим обменом ими через мировые рынки.

 

МРТ – это единство процессов объединения и расчленения труда.

 

От участия в МРТ страны получают выгоду, котеория формируется за счет разницы между национал. и интернационал. стоимостью товаров и услуг. В основе МРТ лежит закон стоимости. Разные страны в различной степени включены в МРТЕОРИЯ

 

Факторы, влияющие на участие в МРТ:

Естественные: наличие опред. ресурсов, размеры географ. расположения, климатические условия, структура и размер населения, плотность населения.

Внутриэкономические факторы: состояние национал. экономики, структура национал. экономики, уровень развития промышленности и с/х., тип экономики.

Внешне-экономические факторы: положение страны на мировом рынке, масштабы внешне-экономических связей и их направленность.

Международные факторы: состояние и ур. развития межд. экономики, глобальные проблемы и их обострение, состояние межгосударственных отношений, политической ситуации в мире, степень развития рыночной инфраструктуры.

Типы разделения МРТ

Общее МРТ – представляет собой специализацию на уровнях отдельных отраслей экономики (промышленное, аграрное, сырьевое МРТ).

Частное МРТ - это специализация на производстве отдельных видов готовой продукции.

Единичное МРТ – это специализация на производстве отд. компонентов готеория продукции.

Формы МРТ

Международная специализация (отраслевая, технологическая, подетальная).

Территориальный признак (специализация отдельных стран, специализация групп стран, региональная специализация).

По производственному признаку (межотраслевая, внутриотраслевая).


Предпосылками внешней торговли являются:

Недостаток ресурсного обеспечения

Политические отношения

НТП(научно-технический прогресс)

Глобальные проблемы

Стремление увеличить выигрыш от участия в МРТ

Ограниченность национал. экономик.

Способствовать стабилизации национал. и мировой экономики.


Виды МРТ (международного разделения труда):

международная кооперация и

международная специализация



Международное экономическое сотрудничество представляет собой процесс координации действий и объединения усилий различных стран мира для решения сложных социально-экономических проблем развития мировой экономики, взаимного экономического развития и получения экономических выгод.

 

Причинами возникновения и развития международного экономического сотрудничества являются:

 

•    неравномерность распределения природных, людских, научных ресурсов между странами;

•    различия в уровне профессионально-квалификационной подготовки кадров;

•    особенности специализации стран;

•    расширение масштаба инвестиционных проектов и риска их реализации;

•    появление глобальных проблем современности;

•    необходимость согласования национальной экономической политики в условиях усиления взаимного влияния стран на экономическое развитие друг друга.

 

Международное экономическое сотрудничество по масштабу эффекта и количеству вовлеченных в него участников делится на следующие виды:

 

• Глобальное сотрудничество - охватывает большинство стран мира, оказывает влияние на все уровни мировой экономической системы — международный, региональный, национальный;

• Региональное сотрудничество - охватывает страны региональной группировки и оказывает влияние на экономическое развитие определенного региона;

• Многостороннее сотрудничество - охватывает страны, не являющиеся участницами группировок, ориентировано на решение определенных локальных проблем;

• Сотрудничество на уровне отдельных компаний или международная межфирменная кооперация – охватывает экономических субъектов разных стран и имеет целью решение их собственных хозяйственных проблем.

 

Одним из эффективных путей построения многостороннего экономического сотрудничества является создание международных экономических организаций, призванных содействовать подписанию многосторонних договоров, создавать международные механизмы наблюдения и контроля за их выполнением, разрабатывать и устанавливать нормы, направленные на правовое регулирование международных экономических отношений, и пр.

 

Первые международные экономические организации (комиссии, союзы, комитеты, ассоциации) возникли еще в XIX в. Так, были созданы комиссии по вопросам эксплуатации международных рек Рейн (1814 г.) и Дунай (1856 г.), Всемирный почтовый союз (1875 г.), Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (1885 г.) и др.

 

Активно шел процесс создания международных организаций после Второй мировой войны. 24 октября 1945 г. была создана международная межгосударственная организация — Организация Объединенных Наций (ООН), призванная поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружеские отношения стран мира на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

 

В 1964 г. была основана Конференция ООН по торговле и развитию (КТР) - орган Генеральной Ассамблеи ООН. В состав КТР входят государства-члены ООН.

 

Большую роль в развитии международных экономических отношений играет международная межправительственная Организация ООН по промышленному развитию (ОПР). Она создана в 1965 г. для содействия ускорению индустриализации стран, освободившихся от колониализма и ставших на путь самостоятельного развития.

 

В 1995 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

 

Важное место в системе международного торгового сотрудничества занимает Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК). Эта межправительственная организация (также называемая картелем), создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть.

 

В отличие от международного экономического сотрудничества международная экономическая интеграция ограничивает суверенитет ее участников.

 

Интеграция – это процесс объединения суверенных государств с целью установления единого экономического пространства, в котором могут свободно перемещаться товары, услуги, капиталы, рабочая сила.

 

В то время как характерным для международного экономического сотрудничества методом регулирования является координация (согласование по горизонтали), для регулирования международной экономической интеграции характерен метод субординации (согласование по вертикали – соподчинение).

 

Предпосылки международной экономической интеграции стран:

 

- Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости.

- Географическая близость, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

- Общность экономических и иных проблем.

 

Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны.

 

«Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

 

История развития интеграционных процессов уходит в двадцатый век. Сначала (с 1950-х) международная экономическая интеграция получила развитие в Европе, а затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы.

 

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в экономическом развитии, к наиболее значимым из которых можно отнести:

 

1. Более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам и возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок.

2. Возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве.

3. Создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

4. Совместное решение сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем.

 

Целями международной экономической интеграции являются:

 

1. Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения транзакционных издержек.

2. Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

3. Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах.

4. Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы при подключении их к торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне развития.

5. Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.

6. Достижение более высокой эффективности производства.

7. Возможность регулирования социально-экономических процессов.

8. Насыщение рынка товарами.

9. Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.

 

Недостатки экономической интеграции:

 

1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), их перераспределение в пользу более сильных партнёров.

2. Олигополистический сговор между ТНК стран - участниц, приводящий к повышению цен.

3. Потери от увеличения масштабов производства при очень высоком уровне концентрации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ вопросов по «Обществознание»

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.