Медико-генетический центр , структура ,задачи. Взаимодействие в работе с другими организациями здравоохранения. Мероприятия по профилактике наследственных заболеваний и врожденных пороков развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МГЦ – учреждение здравоохранение, осуществляющее один из видов специализированной медицинской помощи -медико-генетическое консультирование, моноторинг заболеваемости, проведение анализов, организация и помощь лечения.Цель МГК: профилактика наследственных заболеваний путем внедрения современных достижений медицинской генетики в практическое здравоохранение.Лица с риском наследственных заболеваниях получают сведения о последствиях, вероятности развития и наследования, способах их предупреждения. Структура: отделение медико-генетического консультирования, лабораторию цитогенетической диагностики, лабораторию биохимического селективного скрининга НБО, лабораторию массового скрининга на ФКУ и ВГ, лабораторию пренатальной диагностики.Задачи МГК:

1) диагностика генетически обусловленных заболеваний 2) выявление, учет и динамическое наблюдение за лицами с активно выраженными генетическими заболеваниями 3) консультирование больных с наследственными заболеваниями и их родственников 4) оказание консультативной помощи в диагностике наследственной патологии 5) прогнозирование состояния здоровья потомства в семьях с отягощенным наследственным анамнезом 6) проведение пренатальной диагностики 7) пропаганда медико-генетических знаний среди медицинских работников и населения.

Связь медико-генетического центра осуществляется с:

1. женской консультацией - всем беременным женщинам на 15-16 нед. беременности производят забор крови на определение альфа-фетопротеина и хориогонина 2. детской поликлиникой - на 5-ые сутки жизни у ребенка забирается кровь на определение гипотиреоза, фенилкетонурии, адрено-генитального синдрома, муковисцидоза3. врачом любой специальности - при подозрении или обнаружении у пациента патологии, которая может передаваться по наследству, врач должен направить его на консультацию к генетику.

Показания к МКГ: 1. возраст беременной 35 лет и более. 2. наличие у одного из супругов хромосомной перестройки или порока развития.  3. наличие в анамнезе детей со следующей патологией: (- наследственными и сцепленными с полом болезнями; - врожденной гиперплазией коры надпочечников; - врожденными пороками развития изолированными или множественными; - хромосомными заболеваниями; - умственной отсталостью.) 4. Наличие вышеперечисленной патологии среди родственников.

5. Кровнородственный брак. 6. Привычное невынашивание беременности неясного генеза. 7. Первичная аменорея, нарушение менструального цикла неясного генеза.

По показаниям направлять на медико-генетическую консультацию супружескую пару следует до беременности или в ее ранние сроки (6-8 недель), с подробными выписками о течение предыдущих беременностей, родов, состоянии новорожденного, результатов его обследования, с указанием данных предыдущих патологоанатомических исследований.

Всем женщинам (супружеским парам) ГРР «активного» наблюдения не менее чем за 6 месяцев до планируемой беременности должна проводиться профилактика ВПР

 

 

Родильный дом: задачи, структура, организация работы. Организация приема беременных ,рожениц и пациентов с гинекологическими заболеваниями. Мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных. Профилактические и противоэпидемические мероприятия . Основная учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.

Родильный дом -ЛПО, обеспечивающая стационарную акуш-гинеко помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и медицинскую помощь новорожденным детям. Структура РД: Приемно-пропускной блок (приемное отделение).1-е (физиологическое) акушерское отделение - 50-55% от общего числа акушерских коек.2-е (обсервационно- изоляционное) акушерское отделение (палаты) - 20-25% от общего числа акушерских коек. Отделение (палаты) патологии беременности – 25-30% от общего числа акушерских коек. Отделение (палаты) для новорожденных детей в составе 1-го и 2-го акушерских отделений. Кроме того, в РД обязательно должны быть: лаборатория, рентген-кабинет, кабинет УЗИ, физиотерапевтический кабинет, выписная комната, хозяйственная служба. При наличии гинек .отделения ему отводится примерно 25-30% от общего числа коек, оно должно быть изолированным и иметь собственное приемное отделение, на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические - 40% всего коечного фонда родовспомогательных организаций. В гинекологическом отделении имеется три профиля коек: для консервативного лечения больных, оперативного лечения и искусственного прерывания беременности.

Организация работы родильного дома (РД).

1. Планировка РД должна обеспечивать полную изоляцию женщин, поступивших для родоразрешения в различные отделения, при строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм. В приемно-пропускном блоке оборудуются отдельные смотровые для каждого акушерского отделения. Пути следования беременных в эти отделения не должны перекрещиваться. В смотровой комнате предусматривался специальное помещение для сан обработки женщин, оборудованное туалетом и душевыми. В вестибюле беременная иле роженица снимает верхнюю одежду и проходит в помещение фильтра,где врач или акушерка решает в какое из отделений направить женщину. После этого проводится регистрация в Журнале приема беременных и рожениц (ф. №002/у). Заполняется паспортная часть истории родов (ф. №096/у), производится общее обследование женщины: взвешивание, измерение роста, окружности живота, высоты стояния матки над лоном, определение положения и предлежания плода, выслушивание сердцебиения плода, определяются группа крови и резус-фактор. После санитарной обработки женщина получает пакет со стерильным бельем и направляется в соответствующее отделение роддома.

2. В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные элементы:

1) родовой блок - имеет в своем составе предродовую (10-12% количества коек в отделении); родовую (родовой зал); большую и малую операционные; палату интенсивной терапии для новорожденных детей. ого домакой консультаия современных форм и методов контрацепции)2) послеродовые палаты; 3) палаты (отделение) для новорожденных.Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки. Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы ребенка проводятся акушеркой в родовом зале. Через 2-2,5 часа после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный – в палату для новорожденных. Кроме этого в родильных домах имеются также палаты совместного пребывания матери и ребенка. Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Из них 10-12% выделяется для недоношенных и ослабленных детей. 3. Ежедневно данные наблюдения за ребенком вносятся врачом в «Историю развития новорожденного» (ф. №097/у). Домой выписываются только здоровые дети. О дне выписки ребенка домой телефонограммой сообщают в территориальную детскую поликлинику. Глубоко недоношенных и больных детей переводят в специализированные детские отделения. 4. С целью снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т. д. 5. Большое значение в деятельности акушерских стационаров по профилактике гнойно-септических заболеваний имеет соблюдение сан-гиг правил. В акушерских стационарах должны выполняться: - строгий отбор и изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении); - обязательная цикличность в заполнении палат; - соблюдение всех сан требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санобработка (полная дезинфекция) всего РД(отделения); - правильная организация ухода за родильницами и новорожденными; » достаточная обеспеченность отделений бельем; - соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала. 6. Течение и исход родов должны фиксироваться в Истории родов и в Журнале записи родов в стационаре, оперативные вмешательства – в Журнале записи оперативных вмешательств в стационаре. Анализ помощи в родах предусматривает оценку оказания акушерской, анестезиологической, терапевтической, гематологической и ситуаций, требующих консультативной помощи необходима своевременная организации консилиумов и вызова специалистов по санитарной авиации (областной, республиканской).

Образцы форм учетной медицинской документации
Листок движения больных и коечного фонда стационара 007/у-07
Статистическая карта выбывшего из стационара 066/у-07
Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек 016/у-07
Журнал записей оперативных вмешательств в стационаре (раздельный для физиологического и обсервационного отделений) 008/у-07
Направление на патологогистологическое исследование 014/у
Лист регистрации переливания трансфузионных средств 005/у-04
Журнал регистрации переливания трансфузионных средств 009/у
Журнал записи родов в стационаре (раздельные для физиологического и обсервационного отделений) (Приложение Г) 10/у
Журнал учета процедур 029/у
Журнал записи рентгеновских исследований 050/у
Температурный лист            004/у
Книга регистрации листков нетрудоспособности 036/у
Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку 058/у
История родов (Приложение Д) 096/у
История развития новорожденного (Приложение Е) 097/у
Медицинское свидетельство о рождении 103/у
Свидетельство о перинатальной смерти 106―2/у
Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы 13/у
Журнал регистрации анализов и из результатов 250/у
Журнал учета приема беременных, рожениц и родильниц (раздельные для физиологического и обсервационного отделений (Приложение Ж) 002/у  
Лист основных показателей состояния больной, находящейся в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии 011/у

Анализ работы родильного дома:

1. Использование коечного фонда роддома (отделения):

а) число дней занятости койки в году:

число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре/ число среднегодовых коекб)

оборот (функция) койки: число пользованных больных/число среднегодовых коекв) среднее пребывание больного в больнице:число проведенных больными койко-дней/число пользованных больных

2. Осложнения во время родов:а) частота кровотечений:

число родов, осложненных кровотечением х100/число проведенных родов

б) частота родового травматизма:

число случаев разрывов промежности (шейки матки) х100/число проведенных родов                    

число случаев разрывов матки х100/число проведенных родов                        

3. Оперативные пособия при родах:число операций кесарева сечения в отчетном году  х100/число проведенных родов6. Послеродовая заболеваемость:а) частота гнойно-септических осложнений у родильниц:число родильниц, у которых течение послеродового периода осложнено метроэндометритом ( маститом и др.)  х100/число женщин, родивших в отчетном году7. Показатель материнской смертности рассчитывается как отношение умерших женщин в период выполнения генеративной функции к 100 000 живорожденных детей (кроме погибших при авариях):а) показатель материнской смертности:число умерших женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода х100000/число родившихся живыми

8. Перинатальная смертность:Число мертворожденных+число умерших новорожденных в возрасте 0–6 суток                                                                                           х1000/число родившихся живыми + мертвыми 8.1. Неонатальная смертность:

число детей, умерших в возрасте до 0–27 суток х1000/число детей, родившихся живыми

8.2. Ранняя неонатальная смертность:

число детей, умерших в возрасте 0–6 суток х1000/число родившихся живыми

9. Заболеваемость новорожденных:а) доношенных:число случаев заболеваний среди доношенных новорожденных х1000число доношенных новорожденных, родившихся живымиб) недоношенных:число случаев заболеваний среди недоношенных новорожденных  х1000

число недоношенных новорожденных, родившихся живыми

82)Диспансеры. Виды, структура, задачи, содержание работы. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой .

Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей практики по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят:― проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям;― внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения;― пропаганда здорового образа жизни. Виды :1 ― противотуберкулезные;2 ― кожно-венерологические;3 ― онкологические;4 ― психоневрологические;5 ― эндокринологические (противозобные);6 ― кардиологические;7 ― наркологические;8 ― врачебно-физкультурные;9 ― специализированный диспансер (радиационной медицины).Противотуберкулезный ― планирует мероприятия по профилактике высокой температуры, ведет учет заболеваемости и смертности.В составе диспансеров организуется 2 отделения: для взрослых и для детей и подростков.Организует работу по участково-территориальному принципу с количеством населения на участок (25-30 тысяч человек). Прием больных, впервые обратившихся в диспансер, проводится по направлению ЛПО в случаях, когда возникает подозрение на заболевание, выявленное при флюорографии и массовых обследованиях лиц, находящихся в контакте с бациллярными больными.Помимо общих качественных показателей диспансеризации, существуют специальные показатели п/tвс диспансера:а) уровень заболеваемости и болезненности tвс, смертность от него в районе деятельности, особенно, среди детей и подростков;б) полнота и своевременность п/tвс вакцинации новорожденных, вакцинации и ревакцинации детей и подростков, а также по показаниям ― взрослым;в) своевременность изоляции и госпитализации больных открытой формы tвс, а также уровень госпитализации (в % к нуждающимся больным открытой формой tвс);г) полнота и эффективность наблюдения за бывшими в контакте с больными ― бациллоносителями (предупреждение заболевания, выход из бациллоносительства).

Онкологический диспансер ― под наблюдением состоят больные лица с новообразованиями, лица с подозрением на ЗН опухоли и некоторыми формами предопухолевых заболеваний.Особенности в организации работы определяются своеобразием клинического течения опухолевых заболеваний, в частности тем, что в ранних стадиях заболевание обычно протекает без резко выраженных симптомов; это обязывает к особой, так называемой онкологической настороженности врачей на приеме и к высокой квалификации проводимых профилактических осмотров.К специальным показателям относятся:а) объем и эффективность массовых и индивидуальных профилактических осмотров населения, проводимых в целях раннего выявления ЗН и предопухолевых состояний;б) удельный вес запущенных форм онкологических заболеваний среди впервые выявленных больных раком;в) осведомленность населения о ранних признаках рака и других опухолей, их излечимости при своевременном обращении за медицинской помощью (метод анкетирования и др.);г) отдаленные результаты лечения.

Кожно-венерологический диспансер ― организует диспансерное наблюдение за венерическими и отдельными формами кожных заболеваний.Крайне важно обеспечить своевременное и полное лечение венерических болезней. Больные, заразными формами сифилиса, подлежат обязательной госпитализации не позднее 24 ч после установления ДЗ. В случае отказа больного от госпитализации она осуществляется в принудительном порядке. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность венерических больных за укрытие от лечения и заражение других лиц.

В интересах сохранения тайны больного амбулаторное лечение и госпитализация производится по месту его обращения, независимо от места жительства.

К специальным показателям относятся: а) выявление и привлечение к лечению лиц, явившихся источником заражения; б) частота возникновения рецидивов сифилитических поражений, а также тяжелых форм осложнений гонореи в результате неполноценного лечения;в) наличие случаев врожденного сифилиса у новорожденных детей.

Психоневрологический диспансер ― контингентом наблюдения этого диспансера являются больные психическими заболеваниями (шизофрения, олигофрения и др.) и пограничными расстройствами (неврозы), а также лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и расстройством речи.В диспансере выделяются специальные отделения: ― лечебно-диагностическое;― трудовой терапии и трудоустройства;― нервно-психиатрической профилактики и психогигиены. По существующим нормативам на 1 участкового психиатра и участковой медицинской сестры приходится 400 больных.

К специальным показателям относятся:а) организация и эффективность трудовой терапии и трудоустройство;б) систематическое наблюдение за находящимися под опекой;в) успешность психогигиенической деятельности в детских коллективах и др.

Врачебно-физкультурный диспансер (в настоящее время выведен из структуры учреждений МЗ и находится в ведении Министерства физкультуры и спорта) ― ведет наблюдение за здоровыми людьми, за группами спортсменов.   В структуре диспансера имеются:― кабинет врачебного контроля;― кабинет лечебной физкультуры.Взаимосвязь в работе с поликлиникой

В поликлиниках проводится массовая диспансеризация,занимается ранним выявлением заболеваний Выявление больных осуществляется при профилактических осмотрах населения, при обращении больных за медицинской помощью в ЛПУ и на дому, при активных вызовах к врачу, а также при проведении специальных обследований по поводу контактов с инфекционным больным. Далее пациент ,у которого обнаружено заболевание ,направляется в диспансер соответствующего профиля. После лечения в стационаре пациент продолжает находится на диспансерном учете в поликлинике(предупреждение обострений, рецидивов, осложнений; сохранение трудоспособности и активного долголетия; снижение заболеваемости, инвалидности и смертности путем оказания всесторонней квалифицированной лечебной помощи, проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий)

 

 

83) Санитарно-эпидемиологическая служба в РБ, структура, функции, управление. З-н РБ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Государственная сан-эпид служба — это спец органы и учреждения, деятельность кот направлена на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства и санитарных правил, на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения; система гос учреждений, осуществляющих гос сан надзор, разработку и проведение сан-профилактических и противоэпидемических мероприятий Основным содержанием деятельности сан-эпидем службы в настоящее время является эффективное управлении качеством среды обитания, повышение санитарной культуры населения и формирование ЗОЖ, разработка и реализация нормативных и правовых актов по проблемам санитарно-эпидемического благополучия населения.

Организационная структура СЭС РБ:а) республиканский уровень: возглавляет заместитель министра ЗО - главный гос сан врач РБ, он имеет 4 заместителя, возглавляет сан-эпид отдел. Есть республиканский ЦГиЭ, который занимается научной и практической деятельностью.б) областной уровень: областной ЦГиЭ, его главный врач является главным гос сан врачом области, он же заместитель начальника управления ЗО области в) районный уровень: районный ЦГиЭ - главный врач - главный гос сан врач района, заместитель главного врача района Научно-исследовательские организации СЭС: научный практический центр гигиены (ранее НИИ гигиены), научно-исследовательский институт микробиологии и эпидемиологии. Функции госсанэпидслужбы:организаторская ― организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;нормативная ― разрабатывает и утверждает сан правила, гиг нормативы, сан-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу, испытания, регистрацию, регламентацию и участвует в лицензионных комиссиях; методическая ― разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гиг диагностики: консультативная ― специалисты консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инф заболеваний, организации рац питания, охраныОС, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателям здоровья населения и др.; контрольная ― осуществляет гос предупредительный и текущий санэпиднадзор ;научно-практическая ― проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.Задачи санэпидслужбы:1) обеспечение своевременной гигиенической оценки всего нового, что внедряется в народное хозяйство2) разработка и внедрение, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними3) организация и контроль за реализацией мероприятий и рекомендации по оздоровлению условий труда, быта, отдыха населенияСодержание (контроль за высолнением) СЭС:1) предупреждение и ликвадация загрязнения ОС 2) оздоровление условий труда на СХ и промышленном производстве для снижения общей и профессиональной заболеваемости3) создание наиболее благоприятных условий для нормального развития и обучения детей и подростков4) оздоровление питания населения - рациональное питание, предупреждение отравлений пищевыми продуктами5) предупреждение, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса и распространения карантинных инфекций.Осн документами, регламентирующими деятельность сан-эпид службы, являются:1. Закон РБ «О сан-эпид благополучии населения» № 2583–ХII от 23 ноября 1993 года, № 109–З от 16 мая 2006 года.2. Постановление Совета Министров РБ«Об утверждении Положения об осуществлении гос сан надзора вРБ» № 1546 от 17 ноября 2006 года.3. Постановление МЗРБ«Об определении перечня иных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и их компетенции»№ 22 от 14 марта 2007 года

84) ГосСанНадзор, определение, задачи. Предупредительный и текущий сан надзор, задачи, мероприятия.Нормативно-правовые документы ,регламентирующие деятельность службы ГосСанНадзора. гос сан надзор деятельность органов и учреждений, осуществляющих гос сан надзор, направленная на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений сан-эпид законодательства Республики Беларусь; Госсан надзор осуществляется органами сан эпид службы (СЭС) в форме предупредительного и текущего надзора за проведением сан-противоэпидемических мероприятий, за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил.ельности, состоящая в том, что эта работа сосредотОсновными задачами государственного санитарного надзора являются:* осуществление надзора за соблюдением организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемического благополучия населения;* подготовка и внесение в установленном порядке в соответствующие государственные ораны предложений по выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения;* осуществление государственной санитарно-гигиенической экспертизы;* гигиеническое воспитание и обучение населения. *Осуществление предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хозяйственными субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами санитарного законодательствами, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также контроля за организацией и проведением ими мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости населения.* Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания, профилактики заболеваний путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства и санитарных правил.*Организация государственного санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания, государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ и изделий из них, а также сырья, материалов и пищевых продуктов.*Осуществление социально-гигиенического мониторинга за качеством среды обитания и состоянием здоровья населения.*Анализ статистических данных, характеризующих состояние здоровья населения и окружающей среды.

Предупредительный сан надзор осуществляется в отношении НОВЫХ объектов промышленного, жилищно-комунального и культурно-бытового строительства, при реконструкции, изменении профиля и технологии производственного процесса.

Предупредительный санитарный надзор предусматривает:1) экспертизу проектной документации при строительстве; расширении, реконструкции, переоборудовании действующих предприятий, зданий, коммунальных сооружений, экспертизу генеральных планов городов, поселков и других населенных пунктов;2) надзор за строительством, (санитарный контроль за ходом строительства в соответствии с утвержденным проектом);3) санитарный врач участвует в государственных комиссиях при вводе в эксплуатацию жилых домов, зданий промышленности, культурно-бытового назначения, (без согласия представителя санитарно-эпидемической службы, эксплуатация объектов запрещена);4) экспертизу нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, рецептуры и т.д.) на сырье, продукцию, технологические процессы, оборудование, материалы, вещества, изделия, в том числе продукты питания и медицинские биологические препараты;5) предупредительный надзор предусматривает охрану атмосферного воздуха, воды, почвы и включает учет всех промышленных и бытовых источников загрязнения; лабораторный контроль за их санитарным состоянием.

Текущий санитарный надзорпредставляет собой систематическое наблюдение за уже существующими объектами с целью обеспечения соблюдения утвержденных санитарно-гигиенических норм и правил.Санитарные врачи используют для этих целей рейдовые обследования объектов, санитарно-гигиеническое описание, как отдельных объектов, так и регионов.Текущий санитарный надзор предполагает: Изучение санитарно-гигиенических условий труда. Гигиеническая оценка производственной среды. Лабораторный контроль. Наблюдение за состоянием объектов. Обнаружение и установление санитарных вредностей. Изучение заболеваемости и травматизма. Организация профилактических осмотров. Контроль за соблюдением санитарного законодательства в отношении работы женщин и подростков. Контроль физического развития детей и подростков. Контроль гигиенических условий обучения, режима дня школьников и детей в других учреждениях. Контроль состояния воздушной среды, водоемов, почвы. Наблюдение за состоянием здоровья населения. Организация санитарно-просветительной работы и санитарно-технического обучения. Применение санкций (дисциплинарные взыскания, штрафы, изъятие продуктов, приостановка работы объекта цеха, отстранение от работы…). Соблюдение санитарно-гигиенических норм при производстве, транспортировке, хранеии и реализации пищевых продуктов. Организация рационального питания населения. Контроль оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом.

Организация мероприятий по оздоровлению

Должностные лица ЦГиЭ при осуществлении государственного санитарного надзора выполняют контрольную и организаторскую функции. Среди медработников только сан врач имеет право принужденияДокументы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» № 1546 от 17 ноября 2006 года.Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь «Об определении перечня иных должностных лиц органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и их компетенции»№ 22 от 14 марта 2007 года

 

85)Санитарно-эпидемиологические благополучие населения, определение. Место и роль санитарно-эпидемиологической службы в системе охраны здоровья населения, решение задачи профилактики, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Структура, функции, задачи санитарно-эпидемиологической службы. сано-эпид благополучие населения — состояние здоровья населения, при котором отсутствует неблагоприятное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и созданы благоприятные условия для жизнедеятельности людей; Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается: реализацией республиканских и местных программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний населения, оздоровление среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; проведением государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарных правил; гос сан-эпид нормированием; гос сан-гиг экспертизой; гос гиг регламентацией и гос гиг регистрацией ; соц-гиг мониторингом; экономической заинтересованностью организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства РБ; применением мер ответственности за правонарушения в области сан-эпид благополучия населения; возмещением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, вреда, причиненного здоровью и имуществу людей в результате нарушения ими санитарно-эпидемиологического законодательства РБ; развитием науки и использованием ее достижений в изучении состояния здоровья и обеспечении сан-эпид благополучия населения; информированностью населения о состоянии его здоровья, сан-эпид обстановке, проводимых профилактических мероприятиях; проведением мероприятий по гиг воспитанию и обучению населения и формированием ЗоЖ системой государственного санитарного надзора.проведением мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь.

Основные задачи госсанэпидслужбы в Республике Беларусь:

1. Осуществление предупредительного и текущего сан-эпид надзора за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и иными хоз субъектами, независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами санитарного законодательствами, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также контроля за организацией и проведением ими мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости населения.

2. Подготовка и внесение в соответствующие органы гос власти и управления, предложений по координации усилий при разработке гос, регион и местных программ по выполнению сан законодательства, сан правил, обеспечению сан-эпид благополучия населения3. Координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания, профилактики заболеваний путем предупреждения, выявления и пресечения нарушений сан законодательства и сан правил.4. Организация гос санэпид нормирования факторов среды обитания, гос гиг регламентации и регистрации хим и биологических веществ и изделий из них, а также сырья, материалов и пищевых продуктов.5. Осуществление соц-гиг мониторинга за качеством среды обитания и состоянием здоровья населения.6. Анализ стат данных, характеризующих состояние здоровья населения и окружающей среды.

Структура ,функции СанЭпидСлужбы Работу по обеспечению сангиг благополучия возглавляет Департамент Госсанэпиднадзора в составе Минздрава , которому подчинены центры Госсанэпиднадзора в областя, районах, на водном и воздушном транспорте, научно­исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, высшие и средние специальные учреждения.
Функции госсанэпидслужбы: • наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека — социально-гигиенический мониторинг; • установление причинно-следственных связей между состояниями здоровья и средой обитания человека; • принятие в пределах своей компетенции решений по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; • контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, санитарных норм, правил, гигиенических нормативов; • введение государственного учета инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений и др. заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. В современных условиях социально-экономического развития страны наиболее целесообразной признана трехуровневая система управления госсанэпидслужбой: Первый уровень управления. К учреждениям этого уровня относятся центры Госсанэпиднадзора в сельских и городских районах, в городах с районным делением и без районного деления. Функцией этих учреждений является непосредственное осуществление Госсанэпиднадзора на территории своей деятельности. Второй уровень управления. К учреждениям данного уровня относятся центры Госсанэпиднадзора, находящиеся в области,районах. В их задачу входит организация санэпидслужбы на территории своей деятельности, контроль за эффективностью и качеством работы подчиненных учреждений. Кроме того, в учреждениях данного уровня осуществляются сложные лабораторные исследования, инструментальный контроль за источниками ионизирующего излучения, отдельные виды предупредительного санитарного надзора, организация системы социально­гигиенического мониторинга, ведение систем аккредитации и лицензирования. Третий уровень управления. Департамент Госсанэпиднадзора в составе Минздрава Рб. Организационная структура и штаты центров санэпиднадзора зависят от количества населения в населенном пункте. В сельских районах с численностью населения до 60 тыс. работают 1-2 врача и 6-8 помощников (фельдшеров). В структуре предусмотрены отделения санэпиднадзора и лабораторного контроля. В крупных сельских и городских районах в структуре центров санэпиднадзора имеются отделы социально-гигиенического мониторинга и санэпиднадзора, который включает подразделения: эпидемиологическое, гигиены питания, гигиены труда, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно-контрольное, отдел лабораторного контроля с санитарно-химическим и микробиологическим отделениями, отделение радиационной гигиены. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, промышленных аварий, катастроф или угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний по предложению или предписанию главных государственных санитарных врачей вводятся ограничительные мероприятия или карантин.

 

86) Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, структура, управление, формы и методы работы. Формы взаимосвязи центров гигиены и эпидемиологии с учреждениями здравоохранения. Структура санэпидучреждений республики в настоящее время представлена 138 центрами гигиены и эпидемиологии (ГУ «Респ центр гиг, эпид и ОЗ», 6 областных ЦГиОЗ, Минский городской ЦГЭ и 9 районных ЦГЭ в городе Минске, 95 районных в сельской местности, 22 зональных, 4 городских ЦГЭ), а также 4 центрами профилактической дезинфекции и Минский городской центр дезинфекции и стерилизации.Организационная структура ЦГиЭ (на примере):1. Организационный отдел - координирует всю работу СЭС в масштабе территории обслуживания, состоит из отделений: компьютеризации, информационного обеспечения, метрологии и стандартизации, эпидемического анализа и прогнозирования2. Сан-гиг отдел- отделения коммунальной гигиены, гигиены труда, пищевой гигиены, гигиены детей и подростков, токсикологического.3. Сан-эпидем отдел - отделения противоэпидемическое, паразитологическое, дезинфекционное, иммунологическое, санитарно-эпидемиологического анализа и лаборатории (токсикологические, бактериологические, вирусологические, паразитологические)4. Радиационная гигиена.5. Отдел больничной гигиены и дезинфекции6. Отдел особо опасных инфекций7. Отдел профилактики СПИД.

Формы и методы: 1Информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений в окружающей среде и здоровье населения (соц-гиг мониторинг)2. Методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;Для этого проводится динамическое сан наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их ги оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий).3. Метод экспертных оценок (сан-эпид ситуации, отдельных показателей здоровья и сан-эпид благополучия населения);4. Методы объективной оценки сан состояния объектов, территорий, лаб и инструментальные исследования факторовОС.5. Статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления.6. Соц методы (анкетирование, интервью,опрос).

Методы применяются для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа.Для планирования работы ЦГЭ и ОЗ необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни населения, перспективах соц-экономичситуации в регионе, состоянии окружающей среды.Связь ЦГиЭ с поликлиникой - решает следующие вопросы:- контроль за проведением профилактических прививок- совместная работа по диспансеризации населения- учет и отчетность по инфекционной заболеваемости- контроль за проведением врачебных первичных противоэпидемических мероприятий- медицинское наблюдение за очагом инфекции- проведение дегельминтизации- анализ заболеваемости и связь с окружающей средой (социально-гигиенический мониторинг)- заслушивание на медицинских советах материалов о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима- работа по формированию ЗОЖ- участие в совместных профосмотрах рабочих промышленных предприятийСвязь ЦГиЭ со стационаром:

- контроль за проведением санэпидрежима и своевременным выявлением инфекций:а) периодическое обследование персоналаб) периодическое закрытие на дезинфекцию- учет и отчетность по инфекционным заболеваниямПо поводу каждого случая инфекционного заболевания врачи направляют эпидемиологу ЦГЭ и ОЗ карту экстренного извещения, а он немедленно проводит эпидемиологическое обследование очага и организует текущую и заключительную дезинфекцию.В своей противоэпидемической деятельности врачи связаны с кабинетом инфекционных заболеваний поликлиники, которые организуются в целях повышения качества диагностики, лечения инфекционных болезней, диспансерного наблюдения за реконвалесцентами и хроническими больными.- заслушивание в стационарах материалов по противоэпидемическим мероприятиям, их проверки ЦГиЭ

Правовые основы деятельности ЦГиЭ определяются: а) конституцией РБ б) законом о ЗО в) законом о санитарно-эпидемическом благополучии г) совокупностью санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических нормативов, норм, правил, отдельных постановлений правительства, решений совета народных депутатов.

 

 

87)социально-гигиенический мониторинг, его роль в оценке и прогнозировании показателей здоровья населения, цель и задачи., этапы внедрения. Анализ поступающей информации. Определение территории групп риска. Обобщение и анализ информации. соц-гиг мониторинг — система наблюдений, анализа, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в зависимости от качества среды обитания человека; Соц-гиг мониторинг проводится в целях выявления риска для здоровья людей и разработки мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия на здоровье человека факторов среды его обитания.Соц-гиг мониторинг организует и проводит МЗРБ во взаимодействии с соответствующими государственными органами в порядке, определяемом ПравительствомРБ.Для обеспечения эффективного наблюдения, оценки и прогнозирования сан-эпид благополучия населения, своевременного установления, предупреждения и устранения причин и условий, неблагоприятно воздействующих на здоровье, постановлением Главного государственного сан врача РБ№ 11―9―5―99 от 4.11.99 утверждены «Методические указания по ведению социально-гигиенического мониторинга».По представлению ЦГЭ и ОЗ органы власти на своем уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы, определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из местного бюджета на финансирование работ, поручают (предлагают) ЦГЭ и ОЗ территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению, совместно с уполномоченными на это правительством РБ органами и учреждениями, социально-гигиенического мониторинга.

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:― организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных банков данных;― системный анализ данных с использованием современных информационных технологий;― интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области;― предоставление органами исполнительной власти и управления, организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации о состоянии здоровья населения, среды обитания;― формирование научно-обоснованных предложений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Организационная структура СГМ:Социально-гигиенический мониторинг организуется на местном и региональном уровнях и осуществляется соответствующими ЦГЭ и ОЗ совместно с уполномоченными на то министерствами, заинтересованными организациями и учреждениями, контролирующими и надзорными органами.Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на представление информации в единых форматах, создают единую телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют специализированный банк данных системы СГМ на базе областного

Осуществление СГМ:

На местном уровне На областном уровне
1. сбор, хранение и анализ информации, характеризующей сан-эпид благополучие населения территорий (данные о здоровье населения, заболеваемости, инвалидности, условиях воспитания и развития детей и подростков, и др.); создание информ фонда СГМ.2. Оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной, производственной и социальной среды, а так же прогнозирование их изменений.3. Подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению сан-эпид благополучия населения территории. 1. методическое руководство и координация работы, ведения матер-технич и информ обеспечения СГМ.2. осуществление системного анализа, с использованием современных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды обитания.3. подготовка предложений по вопросам обеспечения сан-эпид благополучия населения территории для принятия решений правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной смертности населения.

 Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье население. В их число входят:Информационный фонд СГМ формируется отделами статистики, загсами, комитетами по охране природы, местными администрациями.Таким образом, система социально-гигиенического мониторинга представляет собой эффективный механизм реализации основной задачи госсанэпидслужбы Республики Беларусь ― обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения.

 


Особенности, основные формы организации медицинской помощи рабочим промышленных предприятий. Медико-санитарная часть, здравпункты и их задачи, структура и функции.Цеховой участковый принцип работы. Медицинские осмотры. Санитарно-гигиеническая, противоэпидемическая и профилактическая работа.

Работающие могут получить медицинскую помощь:-В специальных медучреждениях, организуемых непосредственно на предприятиях: МСЧ, заводские (цеховые) поликлиники, врачебные и фельдшерские здравпункты);-В «цеховых терапевтических участках» поликлиник общей сети;-В общей лечебной территориальной сети по месту жительства (поликлиники, стационары, диспансеры и т.д.);-При выезде в командировки, отпуск и т.д. - в медучреждениях по месту нахождения. Медико-санитарное обслуживание рабочих с момента зарождения службы промышленного здравоохранения строится по производственному принципу. Организация мед помощи является мощным фактором подъема производительности труда, снижение потерь рабочего времени в связи с нетрудоспособностью.
Дифференцированное обслуживание работающих заключается в том, что организационные формы медицинской помощи зависят от мощности и специфики промпредприятия. Так, МСЧ и цеховые поликлиники предназначены для крупных предприятий ведущих отраслей промышленности, имеющих особое народнохозяйственное значение. Они обеспечивают наиболее высокий уровень обслуживания рабочих. Цеховые терапевтические участки в поликлиниках общей сети обслуживают предприятия средней и малой мощности. Организация непосредственно на промпредприятии того или иного медучреждения зависит от численности работающих, отрасли производства и финансово-экономических возможностей предприятия.
В состав МСЧ входят 6 основных структурных подразделений: поликлиника, стационар, здравпункты (врачебные и фельдшерские), диетстоловая, профилакторий, детские ясли. Кроме того, в состав МСЧ могут входить другие подразделения, например физкультурно-оздоровительные комплексы, санатории, детские сады, физиотерапевтическая и бальнеологическая лечебницы и др.
МСЧ бывают двух типов: закрытого (обслуживающие только рабочих своего предприятия) и открытого (обслуживающие, кроме своих работающих, их семьи, а также близко проживающее население).
Закрытые МСЧ создают наиболее благоприятные условия для максимального усиления профилактической работы, изучении врачами условий труда и специфики производства, совместной работы с администрацией и общественными организациями. Однако в них часто нет всех видов специализированной медицинской помощи, их мощность не всегда полностью используется, потому крупные МСЧ не экономичны.
В качестве одной из организационных форм, сочетающей в себе преимущества закрытой МСЧ и лишенной ее недостатков, рекомендуются заводские (цеховые) поликлиники. Входя в состав крупных многопрофильных больниц, они дают возможность цеховым врачам широко пользоваться консультативной помощью, в том числе узких специалистов, повышать свою квалификацию на базе этих учреждений.
С переходом на новые формы хозяйствования все более широкое распространение получает организация поликлиник, которые строятся и содержатся на средства предприятия. Промпредприятия за свой счет возводят и стационарные медучреждения, способствуя госпитализации своих работников в плановом порядке, с профилактической целью.
За счет средств предприятий оснащаются лечебно-диагностические комплексы, приобретается оборудование и аппаратура для физкабинетов, ингаляториев, водолечебницы и др., обслуживающих работающих
При отсутствии своих медучреждений в настоящее время промпредприятия заключают договоры с территориальными поликлиниками для организации цеховых терапевтических участков, обслуживающих работающих одного или нескольких родственных по профилю предприятий, непосредственно в поликлинике. Небольшие предприятия, не имеющие экономических возможностей иметь своего цехового врача, заключают договоры на проведение профилактических осмотров в ближайшей территориальной поликлинике. Медицинские работники, обслуживающие только работающих на предприятиях, включаются в штаты этих предприятий. В зависимости от специфики производства в штат предприятия принимаются узкие специалисты, средние медработники.
Основными задачами медучреждений на предприятиях являются: максимальное приближение к месту работы квалифицированной и специализированной медпомощи, разработка и проведение мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и быта, предупреждение и снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности.
Главной фигурой в обслуживании работающих является цеховой терапевт. В положении о цеховом терапевте говорится, что цеховой врач является специалистом - терапевтом, знающим особенности производства, условия труда и профессиональную патологию рабочих и служащих обслуживаемого цехового участка.
Цеховой терапевтический участок является основным и начальным звеном в системе оказания лечебно-профилактической помощи работающим. Поэтому его формированию следует уделять серьезное внимание. При этом в основу должен быть положен принцип однородности цехов по технологии производства и принцип их территориального размещения.

89. Отчет лечебно-профилактической организации (форма № 1-организация (Минздрав)), основные разделы. Показатели деятельности лечебно-профилактической организации, расчет и оценка.

Анализ деятельности ЛПУ производиться по данным годового отчёта.«Отчет лечебно-профилактической организации» эту форму составляют лечебно-профилактические организации всех профилей для взрослых и детей и представляют вышестоящему органу управления здравоохранением, Министерству здравоохранения и далее Министерству статистики и анализа в установленные сроки.

Разделы:I. Общая характеристика округа и района его деятельности.

II. Амбулаторная помощь населению.А) общие сведения об амбулаторной помощи.Б) организация работы амбулатории.а) организация приема,б) организация помощи на дому.В) профилактическая помощь амбулатории.а) периодические осмотры,б) целевые осмотры,в) диспансеризация.Г) заболеваемость.III. Анализ деятельности стационара.А) общая характеристика стационарной помощи населению.Б) организация работы стационара.IV. Организация медицинской помощи детям.А) организация амбулаторной помощи детям.Б) показатели медицинского обслуживания детей.V. Акушерско-гинекологическая помощь населению.VI. Работа лечебно-диагностических и вспомогательных кабинетов.VII. Основные выводы о работе врачебного округа.

Годовой показатель рождаемости:            Младенческая смертность:

 

число родившихся живыми за год ´ 1000
среднегодовая численность населения
число умерших детей (0-12) мес. ´ 1000
1/5 родившихся живыми в прошедшем году + 4/5 родившихся живыми в отчетном году

 

Обеспеченность населения врачами (средними медработниками):

число врачей ´ 10000
численность населения на конец года

 

число больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания на конец отчетного года ´ 100
общее число больных, состоящих на диспансерном учете на конец отчетного периода

Общая заболеваемость:

общее число впервые в жизни зарегистрированных заболеваний в отчетном году ´ 1000
среднегодовая численность населения

 

Число дней занятости койки в году:

число койко-дней фактически проведенных больными в стационаре
число среднегодовых коек

 

Охват детского населения профилактическими прививками:

число детей, охваченных прививками против данной болезни ´ 100
число детей, подлежащих данному виду прививки

 

Процент беременных у которых беременность закончилась родами в срок:

число беременных у которых беременность закончилась родами в срок ´ 100
общее число беременных, закончивших беременность в отчетном году

Частота абортов:

 

число абортов ´ 100
число родов

Показатели деятельности ЛПУ сравниваются с нормами, нормативами, официальными указами, сопоставляются с другими учреждениями, в динамике за месяцы, года , с последующим определением эффективности работы.

 












Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.