1. Обеспеченность детского населения амбулаторно-поликлинической помощью:
число посещений, сделанных детьми к врачам в поликлинику
+ число посещений, сделанных врачами к детям на дому
среднегодовая численность детского населения
2. Среднее число детей на участке:
средняя численность детей, обслуживаемых поликлиникой
число педиатрических участков
3. Среднее число детей в возрасте до 1 года на участке:
среднегодовое число детей в возрасте до одного года
число педиатрических участков
Среднее число детей в возрасте до одного года на педиатрическом участке колеблется от 40 до 60.
4. Общая заболеваемость детей:
число всех заболеваний у детей (первичных и ранее выявленных),
зарегистрированных за год х1000
среднегодовая численность детей
5. Первичная заболеваемость у детей:
число заболеваний, впервые выявленных у детей в данном году х1000
среднегодовая численность детей
6. Заболеваемость детей первого года жизни:
число заболеваний, зарегистрированных у детей первого года жизни х1000
число детей, которым исполняется 1 год в отчетном году
7. Распределение детей по группам здоровья, в том числе для детей 1 и 2-го года жизни:
число детей 0–14 лет, отнесенных к 1 (2,3 и т.д.) группе здоровья х100
число детей 0–14 лет, проживающих в районе деятельности поликлиники
8. Охват детей прививками против кори, полиомиелита, коклюша и др.:
число детей, привитых против кори (других заболеваний) х100
число детей в поликлинике, включенных в план вакцинации
против кори (других)
9. Временная нетрудоспособность в связи с уходом:
9.1. в случаях:
число выданных листков нетрудоспособности и справок по уходу х100
число детей в поликлинике
9.2. в днях:
число дней ВН по уходу (по листкам нетрудоспособности и справкам) х100
число детей в поликлинике
10. Охват беременных дородовым патронажем:
число беременных, находившихся на дородовом патронаже х100
число беременных, состоявших под наблюдением поликлиники
11. Показатель младенческой смертности:
число умерших детей (0–12 мес.) х1000
1/5 родившихся живыми в прошлом году + 4/5 родившихся живыми в отчетном году
12. Частота ни разу не болевших детей («индекс здоровья»):
число ни разу не болевших детей на первом году жизни х100
число детей, достигших года
13. Удельный вес детей, находившихся на грудном вскармливании до 4-х месяцев:
число детей, находившихся до 4-х месяцев на грудном вскармливании х100
число детей, достигших года
Профилактическая работа детской поликлиники. Дородовый патронаж, патронаж детей грудного и раннего возраста. Организация профилактических осмотров. Работа кабинета здорового ребенка. Диспансерный метод в работе детской поликлиники.
Главной целью проф деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физ и нервн-псих развитию детей, широкое внедрение гигиенических требований в повседневную жизнь семьи.Основным методом в проф работе является диспансерный метод — метод активного динамич наблюдения .Организация проф мероприятий начинается до рождения. Наблюдение за здоровьем беремен женщины осуществляется совместно врачами ЖК и детской поликлиники. С момента взятия беременной женщины на учет участковый педиатр организует проведение патронажа беременной, совместно с акушерами-гинекологами ЖКпроводит занятия «Школы молодых матерей». Беременная женщина должна посетить кабинет здорового ребенка, участковый педиатр и медицинская сестра проводят индивидуальные и групповые беседы, знакомят будущую мать с наглядными пособиями и предметами ухода за новорожденным. Согласно существующему положению, врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый же день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1 —2 дня в течение первой недели и еженедельно - в течение первого месяца жизни.Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14-й день, затем на 21 -й день жизни.При патронажном посещении на 4 неделе жизни новорожденного участковая медсестра приглашает мать на первый прием в поликлинику. Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:— на первом году жизни — ежемесячно, а дети из групп риска должны осматриваться чаще;— на втором году жизни — один раз в квартал;— на третьем году — один раз в 6 месяцев;— на четвертом, пятом, шестом годах жизни — один раз в год в месяц своего рождения.Осн задача педиатра при проф осмотре — определить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в состоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия. Работа кабинета здорового ребёнкаОсновными задачами кабинета здорового ребенка являются:— пропаганда ЗОЖ в семье;— обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);— сан просвещение родителей по вопросам гиг воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка;— гигиен обучение и воспитание ребенка. Медперсонал кабинета здорового ребенка— оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий «Школ молодых матерей, отцов»;— проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;— обучает родителей методике ухода за детьми, организации режима пня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;— проводит работу по профилактике рахита у детей;— совместно с участковым педиатром и участковой медсестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское и школьное учреждение;— обучает уч медсестер вопросам проф заботы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур 1др.;— осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов, оформления кабинета по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;— ведет необх рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методич материалами и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний.
Диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник и проводится, во-первых, по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка, во-вторых, в зависимости от имеющегося заболевания.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация профилактических осмотров. Выделяют следующие виды профилактических осмотров: профилактический осмотр, который проводит врач, обслуживающий ребенка по месту жительства или в детском учреждении; углубленный профилактический осмотр, при котором осмотру предшествует проведение определенных функционально-диагностических исследований; комплексные профилактические осмотры, при которых здоровье ребенка оценивается бригадой врачей-специалистов.
75. Противоэпидемическая работа детской поликлиники: организация приема здоровых и больных детей, работа фильтра, лечение больных детей на дому. Прививочный кабинет, задачи, организация работы. Учетная и отчетная документация.Структура и организация работы детской поликлиники предусматривают элементы противоэпидемического режима: -оказание помощи на дому, -выделение дней для профилактического приема, -разделение по этажам кабинетов участковых врачей и врачей «узких» специальностей. Ребенок, приведенный (принесенный) матерью на прием, предварительно в фильтре должен осматриваться медицинской сестрой с целью выявления симптомов инфекционного заболевания. В случае выявления такового или подозрения на него ребенок должен направляться в бокс, непосредственно примыкающий к фильтру и имеющий отдельный вход, где его принимает врач. Однако в настоящее время большинство поликлиник ограничивается выделением входов для больных и здоровых детей с отдельным выходом из поликлиники.В деятельности участковых педиатров борьба с инфекционными заболеваниями, обеспечение эпидемиологического благополучия занимает видное место. Этот вид деятельности участковых врачей осуществляется под руководством и контролем центра санэпиднадзора. Основными задачами этой работы являются: раннее выявление и госпитализация инфекционных больных, наблюдение за возможным очагом инфекционного заболевания, контактными лицами, реконвалесцентами и бациллоносителями. Врачи несут ответственность за санитарное состояние на участке и организуют профилактические прививки. Участковый врач обеспечивает раннюю диагностику инфекционных заболеваний, устанавливает наблюдение за здоровьем детей, бывших в контакте с заболевшими. Сообщение об инфекционных заболеваниях в центр санэпиднадзора немедленно передается по телефону. В поликлинике ведется «Журнал регистрации инфекционных заболеваний» (уч.ф.060/у). Ежемесячно в целом по поликлинике составляется отчет «О движении инфекционных заболеваний».Обязательной госпитализации подлежат дети с инфекционным гепатитом, менингитом, полиомиелитом, дифтерией, а также дети с острыми кишечными заболеваниями, Дети, перенесшие инфекционные заболевания, берутся под диспансерное наблюдение. Им проводятся контрольные обследования, при необходимости повторные курсы лечения, оздоровительные мероприятия. Снимают с учета ребенка в порядке комиссионного решения участкового педиатра и эпидемиолога. Огромную роль в снижении инфекционной заболеваемости сыграло внедрение средств активной иммунизации детского населения. В городах профилактические прививки проводятся детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках, а в сельской местности в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях. Детям, посещающим дошкольные учреждения и школы, делают прививки в этих учреждениях.
О днях проведения профилактических прививок детям необходимо заранее оповещать родителей.После проведения прививки участковая медицинская сестра должна выяснить характер реакции на прививку, сообщить участковому педиатру и зафиксировать данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка». Проведение учета и контроля за профилактическими прививками осуществляется при помощи «Карты учета профилактических прививок» (учетная форма №063/у). Форма 063/у заполняется на каждого новорожденного и каждого ребенка вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поликлинике формируется прививочная карточка. Важным разделом организации прививочной работы в поликлинике является полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживающим в районе деятельности детской поликлиники.Задача прививочн. кабинетов: организация и реализация мероприятий по вакцинопрофилактике в ЛПО.
Основные разделы работы врачей прививочных кабинетов: а) клиническая работа: - консультирование пациентов с хроническими заболеваниями и нарушениями календаря проф. прививок, формирование тактики вакцинации таких пациентов (необходимость индивидуального графика, медикаментозной подготовки и др.) - диспансерный учет пациентов, направленных в кабинет иммунопрофилактики - консультирование детей, находящихся в специализированных детских учреждениях (санаторий, интернат, детск. дом, дом ребенка и др.), для плановой иммунизации - наблюдение за привитыми детьми в поствакцинальный период с целью выявления и учета реакций на прививку и поствакцинальных осложнений (ПВО) - обследование, лечение, диспансеризация детей с поствакцинальными осложнениями б) организационно-методическая работа: - изучение новых нормативных. и методических. документов и организация работы в соответствии с их требованиями - анализ причин непривитости, учет их числа, обоснованности мед. отводов - осуществление контроля и планирования вакцинации - формирование отчетов по прививкам и расходуемым препаратам - участие в расследовании поствакцинальных осложнений, анализ их причин - участие в оформлении факта отказа от прививок в мед. документах с отметкой о разъяснении последствий отказа, что подтверждают подписями врача и родителей (опекуна) - составление заявок на препараты для вакцинации, контроль за соблюдением "холодовой цепи" на всех этапах, относящихся к ЛПУ в) учебная и информационно-разъяснительная работа: - первичный инструктаж всех мед. работников - занятия с врачами и мед. сестрами с проверкой знаний на тему вакцинации- информационно -разъяснительная работа среди населения
Организация работы прививочн. кабинетов:
- родители заранее оповещаются о днях проведения проф. прививок детям
- в прививочную бригаду входит врач и мед. сестра - врач проводит детальный. осмотр вакцинируемого ребенка и оформляет мед. отвод или допуск к вакцинации, осуществляет мед. наблюдение за привитым в течение 30 мин (при развитии осложнений оказывает помощь, фиксирует осложнение, в случае необходимости госпитализирует ребенка), контролирует работу мед. Сесstyb
- мед. сестра проводит прививку в соответствии с инструкцией по применению вакцины, выясняет характер реакции на прививку, сообщает участковому педиатру и фиксирует данные о реакции ребенка на прививку в «Истории развития ребенка»
- проведение учета и контроля за проф. прививками осуществляется при помощи «Карты учета проф. прививок» (учетн. форма №063/у), которая заполняется на каждого новорожденнго и каждого ребенка вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники
Основн. учетные документы при вакцинации:
а) журналы:
- приема пациентов в прививочном кабинете;
- выполнения прививок;
-учета необычных реакций и поствакцинальных осложнений;
-поступления и расхода мед. иммунобиологич. препаратов;
- контроля температуры холодильников, в которых хранят вакцины и др.
б) индивидуальные учетные формы:
- история развития ребенка;
- карта ребенка, посещающего детское образовательное учреждение;
- карта проф. прививок;
-экстренное извещение о побочном действии вакцин (ф. 058/у)
Связь с ЦгиЭ состоит в:
- подаче экстр. извещений при выявлении инфекционных заболеваний;
- проведении первичных противоэпидемиеских мероприятий при выявлении инфекций;
- организации наблюдения за очагом инфекционнгоо заболевания (за "контактными") педиатром на основании информации, поступившей из ЦгиЭ
Детская больница: задачи, структура, особенности организации работы. Организация работы приемного отделения, профилактика внутрибольничных инфекций, санитарно-противоэпидемический и лечебно-охранительный режимы. Документация, показатели деятельности детской больницы и их оценка.
Особенности структуры и организации работы детской больницы
Больные дети поступают в стационар по направлению врачей детских поликлиник, станцийСП, детских учреждений. Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих докумнентов: направление, подробная выписка из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и проведенных анализах и исследованиях в условиях поликлиники, сведения о развитии ребенка, о всех перенесенных заболеваниях, справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детск. учреждениях и школе (срок действия – 24 ч), справка о проведенных прививках. Приемное отделение стационара должно быть боксировано, при отсутствии боксов должны быть не менее 2-3-х изолированных смотровых кабинетов и одного-двух санпропускников. Для оказания неотложной помощи в приемном отделении должен быть постоянный набор медикаментов и средств первой помощи. В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в спец. книгу и сообщаютсяя в милицию.В приёмном отделении ведется : журнал приёма детей на госпитализацию и журнал отказов от госпитализации2. Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту (палаты для недонош., новорожд., детей грудного возраста, детей младшего возраста, детей старшего возраста) и по характеру заболеваний (общ. педиатрич., хирургич., инфекционн., др. узкопрофильные). В отделениях для детей дошкольного и школьного возрастов палаты должны быть небольшие, с числом коек не более 4, целесообразно наличие застекленных перегородок м/у палатами, чтобы персонал мог следить за состоянием детей и их поведением. 3. В стационаре необходимо проводить воспитательную работу с детьми, для чего устанавливаются спец. должности педагогов-воспитателей, с больными, которые лечатся длительно, также проводится и учебная работа. В отделении должны быть столовые, игровые, веранды или прогулочные. комнаты, на территории больницы – хорошо оборудованный участок для прогулок. Отделения должны быть обеспечены игрушками, книгами и ssq 4. Необходимо предусматривать возможность пребывания в стационаре с матерью 5. Питание ребенка в стационаре должно быть организовано в соответствии с его возрастом и заболеванием (особенно у грудн. детей) 6. Особое внимание при лечении детей в стационарах следует уделять профилактике внутрибольничных инфекций. Для предотвращения заноса инф заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больными детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (исследования на бактерионосительство).Документация, показатели деятельности детской больницыОсновная учетная и отчетная документация стационара:1. история болезни (медицинская карта стационарного больного)2. журнал приемов больных и отказов в госпитализации3. журнал для записи оперативных вмешательств4. листок ежедневного учета больных и коечного фонда в отделении5. карта выбывшего из стационара (ф.066/у)6. книга патологоанатомических вскрытий7. лист назначений8. температурный лист 9. порционное требования.а) х-ка стационарного обслуживания 1) обеспеченность населения больничными койками
Рассчитывается на уровне конкретной территории (район, город, область, республика). Вычисляется по всем профилям коек (терапевтич., хирургич., педиатрич., инфекционн. и т.д.) 2) структура коечного фонда
Рассчитывается на территориальном уровне и по больнице.
3) уровень госпитализированного населения - доступность стационарной помощи; вычисляется по профилям коек, отдельно для взрослых и детей
б) показатели использования коечного фонда
1) среднегодовая занятость койки
СГЗК = N койко-дней фактически проведенных. больными в стационаре * 1000 / N среднегодовых коек Вычисляется в целом по стационару и по отделениям. СЗКГ для городских. больниц 340 дней (без инфекционн. и родильных), для сельских. - 310 дней. Меньше - простой коек, выше - перегрузка.2) средняя длительность пребывания больного на койкеСГЗК = N койко-дней фактически провед. больными в стационаре * 1000 / N пользованн. больных. Число пользованн. больн. = сумма поступивших в стационар, выбывших и умерших, деленное на 2.
Вычисляется по стационару и по отделениям, зависит от состава отделений в стационаре и профиля коек - надо сравнивать одноименные. Показатели
3) оборот койки
4) больничная летальность
в) качество мед. обслуживания в стационаре 1) состав больных, лечившихся в стационаре = N больн. выписанн. с определённым диагнозом *100 / N выписанных.
2) летальность при отдельн. заб-ниях = N умерших в стационаре с определённым диагнозом *100 / N выписанных и умерших с данным диагнозом
3) досуточн. летальность = N умерших в стационаре в первые 24ч *100 / N поступивших
4) структура умерших в стационаре = N умерших в стационаре с данным заболеванием *100 / N умерших в стационаре 5) показатель совпадения клинических и патологоанатомич. диагнозов (вычисляется по данн. патологоанатомич. отделения) = N совпавших диагнозов *100 / N вскрытий умерших в стационаре г) хирургич. работа стационара
1) хирургическая активность
Число выбывших больн. - сумма выписанн. и умерших. 2) послеоперационная летальность
3) структура оперативных вмешательств
4) частота послеоперационных осложнений
д) экстренная хирургическая помощь в стационаре 1) поздняя доставка больного в стационар = N доставленных. после 24ч от начала заб-я *100 / N доставленных. по экстренным. показаниям 2) структура доставленных по экстренным показаниям
3) удельный вес оперированных по экстренным показаниям
4) летальность доставленных по экстренным. показаниям
Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.