Лекция 1. Тема: « ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА . ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение.....................................................................................................................................................4

Лекция 1. Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики…………………………….5

Лекция 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития......................................................................................................................................................8

Лекция 3. Становление и развитие феодальной экономики……………………………………...…13

Лекция 4. "Великий переход" - эпоха первоначального накопления капитала…………………....16

Лекция 5. Становление индустриальной экономической системы: варианты развития

промышленного капитализма………………………………………………………………….............22

Лекция 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX – начале XX вв.

Монополизация экономики....................................................................................................................29

Лекция 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах...39

Лекция 8. Становление экономической системы государственного социализма в CCCР……….42

Лекция 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации………………………………………………………............................46

Лекция 10. Попытки трансформации советской экономической системы.

Экономика переходного периода в России…………………………………………………..............57

Заключение…………………………………………………………………………………………..…61

Тесты для самоконтроля по дисциплине «Экономическая история» ……………………..……….62

Список рекомендованной литературы……………………..................................................................65

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью и задачей курса «Экономическая история» является изучение хозяйственной деятельности человечества в историческом аспекте, начиная с древнейших времен и по настоящее время.

В системе экономических дисциплин экономическая история занимает одно из ведущих мест, накапливая конкретные факты экономического развития отдельных стран и анализируя экономические процессы, которые происходят в разные эпохи. Следя за изменением форм хозяйственного развития в их исторической последовательности, экономическая история дает возможность увидеть, как осуществляется сам ход преобразований одних хозяйственных в другие, в каком направлении происходит процесс изменений, чем именно был подготовлен современный народно-хозяйственный строй. Исходя из этого, изучение экономической истории главным образом способствует формированию экономической культуры специалистов.

Изучение экономической истории тесно связано с отдельными экономическими дисциплинами, особенно с экономической теорией. Экономическая история способствует формированию историко-экономических явлений, помогает познать особенности развития экономики отдельных страх, понять причины быстрого развития одних стран и отставания других в разные времена.

Курс экономической истории охватывает экономическое развитие ведущих стран мира и России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Предлагаемая программа составлялась таким образом, чтобы показать общие закономерности мирового экономического развития и специфику этого процесса в отдельных странах в ту или другую эпоху, степень исключительности , или, наоборот, «классичности» присущих им черт.

Предлагаемый курс лекций по " Экономическая история " ориентирован на достижение трех учебных целей:

1.Цель, ориентированная на формирование поведенческих установок (понимать):

- курс лекций предполагает усвоение научных представлений о закономерностях возникновения, становления и современного состояния различных экономических систем;

- изучение курса лекций позволит студентам понять внутреннюю логику и взаимосвязь экономических явлений, законов и тенденций;

- усвоение курса лекций способствует более глубоком пониманию особенностей современной рыночной экономики, формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.

2. Цель, ориентированная на формирование знаний (знать).

Студенты должны освоить курс лекций по " Экономическая история ", в том числе знать:

- основные причины зарождения хозяйственной деятельности человека;

- основные этапы эволюции экономики;

- основные закономерности современного этапа развития экономики;

- особенности становления и развития, современного состояния российской экономики.

3. Цель, ориентированная на формирование практических навыков (уметь).

Полученные в ходе изучения курса лекций по " Экономическая история " знания в практическом плане нужны, чтобы уметь:

- применять полученные в ходе изучения дисциплины знания при выявлении и анализе объективных причинно-следственных связей и тенденций современного экономического развития;

- объективно оценивать экономические теории, положения, рекомендации, данные и выводы;

- критически осмысливать зарубежный опыт приращения знаний в области экономической теории в условиях интернационализации и глобализации, профессионально используя его в своей работе.

Тематика курса лекций соответствует программе по дисциплине " Экономическая история ".

Основным видом изучения курса лекций является самостоятельная работа студентов.

 

 

Лекция 2. Тема: « СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ . ВОСТОЧНЫЙ И АНТИЧНЫЙ ВАРИАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Основные вопросы:

1. Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху.

2. Экономическое развитие стран Древнего Востока.

3. Экономическое развитие античных государств.

 

Экономика феодальной России

Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Русь не знала рабства. Основную массу населения составляли крестьяне. Одни из них находились в личной и экономической зависимости от крупных землевладельцев (смерды), другие были независимы и вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Хозяйство Киевской Руси носило преимущественно натуральный характер. После принятия христианства (988 - 989) в Киевской Руси стало складываться монастырское и церковное землевладение. Рост крупного феодального землевладения и усиление крепостничества вели к обострению классовых противоречий. Различные экономические причины обусловили переход Руси к феодальной раздробленности. Развитие феодального землевладения привело к возникновению не только княжеского, но и частного владения, боярских сел. Основой экономической власти теперь становилась не дань, а эксплуатация зависимых крестьян внутри вотчин. Процесс "оседания" на земле подвижной прежде знати заставлял и князя быть менее динамичным, укреплять собственное княжество.

Витогена месте бывшей Киевской Руси в середине XII в. Возникло несколько самостоятельных феодальных княжеств. Начинался период феодальной раздробленности. Раздробленности Киевской Руси способствовал и рост крупных городов, усиление их экономического и политического влияния. Такие города, как Псков и Новгород, стали самостоятельными центрами новых государств - республик.

Новгород Великий. Новгород был построен на перекрестке торговых путей, важных как для Киевской Руси, так и для всей Северной Европы. Почти полтысячелетия он был для Руси своеобразным "окном в Европу".

В благоприятном положении Новгорода у истоков Волхова заключались противоречия его существования: с одной стороны, Киев, "мать городов русских", всегда следил за своим новым городом. С другой стороны, удаленность от Киева, широчайшие связи с десятками могущественных и богатых стран и богатства собственной земли давали Новгороду возможность роста, усиления, а следовательно, и независимости.

В XII - XIII веках Новгород Великий был огромным городом, основное население которого составляли ремесленники самых разнообразных специальностей. Выгодное географическое положение Новгорода способствовало развитию внешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр, и новгородской церкви.

Татаро - монгольское завоевание русских земель и его экономические последствия. Феодальная раздробленность ослабила русские княжества, и в XIII в. Русский народ оказался под игом монголотатарских завоевателей. Стране был нанесен большой материальный и моральный урон: сельское хозяйство было разорено, пришли в расстройства ремесла, в упадок - промышленность и торговля. Нашествие на время прервало международные торговые связи Руси, нарушило товарообмен внутри страны, ударило по резерву рабочих рук. Однако оно не смогло изменить основного направления экономического развития. Экономические предпосылки возвышения Москвы и создания Русского централизованного государства. В эпоху феодальной раздробленности прогрессивные общественные идеи служили объединению Руси. Этому способствовало изменение экономических условий хозяйства, когда общественное разделение труда потребовало новых, устойчивых экономических связей

различных частей страны, экономической и политической централизации государства. Объединение феодальных сил необходимо было и для борьбы с внешним врагом. Уплата огромной дани в пользу Золотой Орды требовала развития производства, торговли в вотчинных хозяйствах, расширения товарно-денежных отношений

и экономических связей между княжествами. Политическая централизация стала настоятельной потребностью. Ведущая роль в деле объединения Русских княжеств выпала на долю Московского княжества, ставшего со времени Ивана Калиты (1325 - 1340) основой централизации разобщенных княжеств.

Централизация Русского государства, начавшаяся еще при Иване Калите, закончилась при Иване IV Грозном (1530 - 1584). Особенно же активный процесс объединения русских земель приходится на период царствования Ивана III (1440 - 1505). Именно при нем начинает складываться централизованный аппарат власти, получает развитие поместное землевладение, сильно возрастает политическое значение дворянства. В этот же период наблюдался подъем землевладения, развивались товарно-денежные отношения. Натуральный оброк частично был заменен денежным, получила распространение денежная рента. Промышленность по- прежнему была тесно связана с земледелием, перерабатывая его сырье. Развивалась внешняя торговля.

С одной стороны, происходит процесс дальнейшего закрепощения крестьянства феодалами, с другой – Московские князья стремятся подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов, чтобы реально объединить русские территории. Эти идеи четко выявляются в многочисленных жалованных грамотах великих князей светским феодалам, монастырям и церкви с предоставлением различных льгот и привилегий, минуя местные княжеские власти, и, тем самым, как бы "через голову" последних, подчиняя их себе. Жалованные грамоты способствовали укреплению феодального строя И усилению экспансии крестьян. В них определился объем прав феодала, уровень податного обложения или оброчных сборов с монастырей и церкви. Предоставляя феодалам всю полноту власти, они укрепляли их политические позиции по отношению к населению, усиливали крепостную зависимость крестьян. Экономическая политика князей преследовала цель расширения и укрепления феодальных отношений. Политика Ивана III служила созданию и упрочнению централизованного государства. Этой идее подчинены все мероприятия в области землевладения, финансов, торговли, установления взаимоотношений между феодалами и крестьянами.

Ставилась задача подорвать экономическую основу крупных княжеских владений, стремившихся к сепаратизму, противопоставить боярской земельной собственности поместную систему землевладения. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1530 - 1584), направленной на завершение феодализации деревни, упрочнение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя. Формирование русского феодализма в XVI в. вступило в новый этап. Настал конец миграции крестьян, их "праву на выход".

Контрольные вопросы :

1. Проанализируйте основные экономические характеристики феодального хозяйства.

2. Перечислите этапы развития феодализма в Европе.

3. Покажите сходства и различия развития феодальных хозяйств в отдельных регионах России.

Лекция 4. Тема: « " ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД " ЭПОХА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ КАПИТАЛА»

Основные вопросы:

1. Основные предпосылки первоначального накопления капитала.

2. Борьба за экономическое лидерство в Европе XV-XVIII вв.

3. Развитие товарно-денежных отношений в феодальной России XV-XVIII вв.

 

Лекция 5. Тема: « СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ : ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА»

Основные вопросы:

1. Промышленный переворот в Англии.

2. Промышленный капитализм во Франции.

3. Становление промышленного капитализма в Германии.

4. Развитие капитализма в США.

5. Особенности развития капитализма в России.

 

Развитие капитализма в США.

США относятся к странам капитализма переселенческого типа, отличительная черта которого состоит в перенесении на новые, колонизируемые земли сложившихся в метрополии форм организации хозяйства.

К концу XVIII в. в Северной Америке четко определились три региона, различавшиеся характером производства и структурой бизнеса.

Северо-Восток, где в авангарде колонистов стояла предприимчивая английская торгово-промышленная буржуазия, превратился в центр мануфактурного производства и торговли. В аграрном секторе здесь преобладали средние и мелкие фермерские хозяйства. Юг, располагавший огромными площадями плодородной земли, привлек иммигрантов из среды английской земельной аристократии. Получив от правительства значительные земельные участки земли в собственность, в условиях резкого дефицита рабочих рук, они инициировали организацию рабовладельческого плантационного хозяйства. Запад представлял незаселенные и невозделанные земли.

Бежавшие сюда смелые люди (скваттеры) самовольно захватывали земли и создавали свободные фермерские хозяйства. Социально-экономическая неоднородность и не однотипность исторического развития этих регионов обусловили различие путей и временных рамок становления промышленного капитализма.

Предпосылки промышленного переворота. Развитие американского капитализма не было ограничено феодальными рамками. Это предопределило его особенности по сравнению с европейским капитализмом. Роль буржуазной революции дляСША сыграла Война североамериканских колоний за независимость (1775-1783), в ходе которой решались задачи ликвидации диктата метрополии, ограничивавшей свободу предпринимательства.

Высокий спрос на рабочую силу обусловил ее высокую стоимость, что диктовало необходимость замены этого дорогого компонента издержек производства более дешевой машиной.

Дороговизна рабочей силы стимулировала изобретательство, ввоз из других стран машин и оборудования. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США были, в основном, созданы промышленным переворотом в Англии.

Вместе с тем, в самой стране появилось много новых изобретений, чему в немалой степени способствовала система поощрения. Уже в 1790 г. был издан Закон о патентах, дававший изобретателям 14-летнюю монополию на использование своих изобретений.

Финансовой основой крупного промышленного производства была, во-первых, прибыль торговой буржуазии, сколотившей крупные состояния в период английского господства. Во-вторых, поступление от спекулятивной деятельности буржуазии, плантаторов во время войны за независимость. Дополнительным источником рынка капитала становились доходы фермерских хозяйств.

В создании предпосылок промышленного переворота в США большая роль принадлежала факторам международного характера. Ослабление английской конкуренции в период войны за независимость из-за разрыва экономических связей метрополией облегчало сбыт изделий местной промышленности. Европейские войны (1792-1815) стимулировали внешнюю торговлю США, приносили огромные прибыли, становившиеся источником крупнейших состояний. Расширение торговли происходило не только за счет экспорта, но и обширной посреднической торговли. Используя нейтральное положение, американцы поставляли в Европу товары из Вест-Индии, Южной Америки, Дальнего и Ближнего Востока, перевозили товары из французских и английских колоний в метрополии. Огромная иностранная торговля США велась, в основном, судами отечественного производства. Этот период получил название "золотого века" торгового мореплавания северо-американских штатов.

Промышленная революция в США началась в первом десятилетии XIX в. На северо-востоке страны она повторила, в основном, классическую английскую модель и завершилась к 1860 г. утверждением фабричного типа производства в ведущих отраслях хозяйства.

Быстрое экономическое развитие США в первой половине XIX в. сопровождалось ростом противоречий между северными и южными штатами. Центральной проблемой оставалось рабство.

Южане выступали за его сохранение, перенос рабовладельческой системы на земли Запада, северяне выступали за фермерский путь развития этих земель.

Противоречия, в конце концов, привели к войне, в которой с огромным трудом победил Север. Ликвидация рабовладельческой системы на юге страны и заселение западной ее части фермерами открыли путь стремительному развитию капитализма на всей территории США. Бывшие чернокожие рабы не получили земли.

Многие из них были вынуждены батрачить либо арендовать землю у сохранивших свои земельные владения прежних рабовладельцев.

Индейцы сгонялись в резервации. Отнятые у них земли передавались фермерам-переселенцам.

В70-егг. В несколько раз увеличились урожаи хлопчатника, основных зерновых культур, значительно выросло поголовье скота. В сельском хозяйстве стали широко применяться разнообразные машины и искусственные удобрения. Прогресс сельскохозяйственного производства был неразрывно связан с быстрым развитием промышленности.

Стремительному росту экономики способствовал о невиданное по своим масштабам строительство железных дорог - в 70 - 90-х гг. их протяженность увеличивалась в 5 раз.

Огромный скачок в промышленном производстве стал возможен благодаря широкому использованию притока капиталов из Европы (только в 70 - 80-х гг. - 3 млрд долларов), массовой иммиграции европейских рабочих (в 70 - 90-х гг. - около 14 млн человек), широкому использованию новейших научных открытий и внедрению множества изобретений. К середине 90-х гг. США вышли на первое место в мире по выпуску основных видов продукции и общему объему производства.

 

Лекция 9. Тема: « ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВАРИАНТЫ ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ»

Основные вопросы:

1. Экономические итоги второй мировой войны.

2. Страны Европы от возрождения к интеграции.

3. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии.

4. Системный кризис 1970-х начала 1980-х гг.

5. Научно-техническая революция.

6. Становление глобальной экономики.

Вторая половина XX в. ознаменовалась качественными изменениями в развитии мировой экономики. Рассматриваемый период можно условно разделить на два основных этапа. Первый начался в момент окончания второй мировой войны и продолжался до начала 1970-х гг. Его наиболее яркой характеристикой являются невиданные темпы развития индустриальных стран, достигшие своеобразной вершины к 1970-м гг., а также первые проявления кризиса индустриальной модели. С момента окончания послевоенного восстановительного периода темпы роста среднемирового валового продукта с1950 по1973 г. были в три раза выше, чем впервой половине XX в., а темпы роста международного торгового оборота равнялись соответственно 7% против 1,3%.

Второй этап ознаменован попытками преодоления структурного кризиса на пути трансформации экономики ведущих стран в постиндустриальное состояние и характеризуется заметным падением темпов роста, чередой глубоких кризисов.

 

Варианты перехода к рыночной экономике.

Практика стран, входящих некогда в мировую социалистическую систему, демонстрирует два основных варианта трансформации плановой системы в рыночную. Первый эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай). Второй - шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и в большинстве стран Восточной Европы.

Выбор эволюционного или шокового пути зависит не столько от воли политического руководства страны, сколько от политических, экономических, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; не высокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно- промышленного комплекса; стабильность финансовой системы и др.

Выбор шокового варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

Осуществление преобразований в российской экономике вызвало коренные радикальные изменения экономических отношений в стране. Уже во второй половине 90-х годов произошло окончательное разрушение плановых форм регулирования экономической жизни общества, системы рыночного распределения ресурсов. Были устранены ограничения в деятельности предприятий различных форм собственности, постоянно шел процесс создания комбинированных и смешанных форм собственности на базе ускоренной приватизации, становления различных форм капитала, осуществлена либерализация цен, внутренней и внешней торговли, созданы условия для более активного влияния цены на поведение производителей и потребителей, а также на структуру народного хозяйства. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковскую системы.

Все это свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще нельзя утверждать, что такая экономика уже создана. Формирование рыночных отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства. Еще не созданы эффективные собственники.

Банковская система находится в стадии становления, велик удельный вес теневой экономики и т.д. Имеется ряд других признаков, свидетельствующих о том, что экономика России еще не воспроизводится как рыночная экономическая система.

В годы реформирования происходило ухудшение основных макроэкономических показателей. Таким образом, радикальные изменения экономической жизни российского общества в годы преобразований сочетались с явно неблагоприятными экономическими и социальными результатами преобразований.

"Цена" преобразований оказалась очень высокой для общества. Переход от экономического роста на основе "выигрышей" экономики от девальвации рубля 1998 года и роста цен на энергоносители к экономическому росту, вызванному эффективной экономической деятельностью, прежде всего в реальном секторе экономики основная задача современного этапа рыночных преобразований в экономике России.

 

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История продолжается. Экономическая история человечества, конечно же, не кончается на 90-х гг., она движется дальше.
 В сферу нашего рассмотрения не вошли очень многие события. Мы не касаемся распада СССР и перехода от социалистического планового хозяйства к чему-то другому.

Мы не касаемся современных событий в странах Восточной Европы, связанных с общими изменениями во всем "социалистическом лагере". Мы не рассматриваем последствий таких событий, как объединение Германии. И мы, конечно же, не строим прогнозов по поводу грядущего экономического и политического объединения Европы.
  Анализ этих последних событий и прогнозы можно найти в специальной литературе, в монографиях. Но эти события никоим образом не относятся к экономической истории, потому что они еще не стали историей. Историческим можно назвать только то событие, последствия которого известны и легко поддаются оценке. Считается, что историей можно считать только такое событие, которому уже не осталось очевидцев. Историей можно считать Первую мировую войну. По этому критерию даже Вторая мировая война еще не стала историей, а ее последствия не оценены до сих пор, и она еще продолжает влиять на людей.
По этому критерию и современное развитие европейских стран, и послевоенное развитие СССР, и экономика развивающихся стран — это тоже не история, а наша современность, наша эпоха, наша жизнь, и станут историей они еще не скоро.
 Знание истории — огромная сила. Исторические аналогии иногда столь явно бросаются в глаза, что экономист легко предскажет конечный результат. И выводы бывают столь категоричны, что историю предпочитают перекроить, лишь бы не знать о последствиях. Но незнание законов не освобождает от ответственности, а экономика предполагает наличие объективных законов, и как бы ни переписывалась история, они все равно возьмут свое.

Знание истории позволяет избегать многих ошибок. История делается сейчас, сегодня, в наши дни. Знать экономическую историю необходимо, чтобы понимать, каким именно путем шло развитие, и на основе этого знания прогнозировать дальнейший ход событий. И та экономика, которую мы строим сейчас, станет новой главой в учебнике экономической истории будущего.

 





Содержание

Введение.....................................................................................................................................................4

Лекция 1. Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики…………………………….5

Лекция 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития......................................................................................................................................................8

Лекция 3. Становление и развитие феодальной экономики……………………………………...…13

Лекция 4. "Великий переход" - эпоха первоначального накопления капитала…………………....16

Лекция 5. Становление индустриальной экономической системы: варианты развития

промышленного капитализма………………………………………………………………….............22

Лекция 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX – начале XX вв.

Монополизация экономики....................................................................................................................29

Лекция 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах...39

Лекция 8. Становление экономической системы государственного социализма в CCCР……….42

Лекция 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации………………………………………………………............................46

Лекция 10. Попытки трансформации советской экономической системы.

Экономика переходного периода в России…………………………………………………..............57

Заключение…………………………………………………………………………………………..…61

Тесты для самоконтроля по дисциплине «Экономическая история» ……………………..……….62

Список рекомендованной литературы……………………..................................................................65

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью и задачей курса «Экономическая история» является изучение хозяйственной деятельности человечества в историческом аспекте, начиная с древнейших времен и по настоящее время.

В системе экономических дисциплин экономическая история занимает одно из ведущих мест, накапливая конкретные факты экономического развития отдельных стран и анализируя экономические процессы, которые происходят в разные эпохи. Следя за изменением форм хозяйственного развития в их исторической последовательности, экономическая история дает возможность увидеть, как осуществляется сам ход преобразований одних хозяйственных в другие, в каком направлении происходит процесс изменений, чем именно был подготовлен современный народно-хозяйственный строй. Исходя из этого, изучение экономической истории главным образом способствует формированию экономической культуры специалистов.

Изучение экономической истории тесно связано с отдельными экономическими дисциплинами, особенно с экономической теорией. Экономическая история способствует формированию историко-экономических явлений, помогает познать особенности развития экономики отдельных страх, понять причины быстрого развития одних стран и отставания других в разные времена.

Курс экономической истории охватывает экономическое развитие ведущих стран мира и России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Предлагаемая программа составлялась таким образом, чтобы показать общие закономерности мирового экономического развития и специфику этого процесса в отдельных странах в ту или другую эпоху, степень исключительности , или, наоборот, «классичности» присущих им черт.

Предлагаемый курс лекций по " Экономическая история " ориентирован на достижение трех учебных целей:

1.Цель, ориентированная на формирование поведенческих установок (понимать):

- курс лекций предполагает усвоение научных представлений о закономерностях возникновения, становления и современного состояния различных экономических систем;

- изучение курса лекций позволит студентам понять внутреннюю логику и взаимосвязь экономических явлений, законов и тенденций;

- усвоение курса лекций способствует более глубоком пониманию особенностей современной рыночной экономики, формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.

2. Цель, ориентированная на формирование знаний (знать).

Студенты должны освоить курс лекций по " Экономическая история ", в том числе знать:

- основные причины зарождения хозяйственной деятельности человека;

- основные этапы эволюции экономики;

- основные закономерности современного этапа развития экономики;

- особенности становления и развития, современного состояния российской экономики.

3. Цель, ориентированная на формирование практических навыков (уметь).

Полученные в ходе изучения курса лекций по " Экономическая история " знания в практическом плане нужны, чтобы уметь:

- применять полученные в ходе изучения дисциплины знания при выявлении и анализе объективных причинно-следственных связей и тенденций современного экономического развития;

- объективно оценивать экономические теории, положения, рекомендации, данные и выводы;

- критически осмысливать зарубежный опыт приращения знаний в области экономической теории в условиях интернационализации и глобализации, профессионально используя его в своей работе.

Тематика курса лекций соответствует программе по дисциплине " Экономическая история ".

Основным видом изучения курса лекций является самостоятельная работа студентов.

 

 

Лекция 1. Тема: « ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА . ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ»

Основные вопросы:

1.Предмет и задачи истории экономики.

2.Периодизация истории экономики.

1. Экономическая история - наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин - истории и экономики. История экономики изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как:

- Сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды?

- Что эти люди ели?

- Где они жили?

- Как одевались?

- Что из себя представляли деньги?

Экономисты впервые обратили серьезное внимание на историю в середине XIX века, когда несколько немецких ученых в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов. Именно немецкая историческая школа и положила тогда начало новой научной дисциплине - экономической истории.

Существует великое множество подходов к периодизации истории Экономического развития, то есть к делению истории хозяйства на отдельные Характерные отрезки - периоды. Рассмотрим наиболее интересные из них. Трехстадиальная модель Гильденбранта - Бюхера. Немецкие экономисты и историки - Бруно Гильденбрант и Карл Бюхер, жившие в середине XIX века, выделили всего три стадии в истории

развития хозяйства. При этом в основу разделения исторических эпох была положена длина пути, которую преодолевает товар- продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее:

1) "естественное", натуральное (или домашнее) хозяйство, с древнейших времен - до середины XII века (путь в среднем не более мили - с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский дом);

2) "денежное" (или городское) хозяйство, до конца XVIII века. (путь от нескольких миль до нескольких десятков миль, с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей);

3) "кредитное" (или народное) хозяйство начиная с XIX века; (путь в сотни и тысячи миль, из шахт Эльзаса, полей Украины, с чайных и хлопковых плантаций Азии, кофейных и сахарных плантаций Бразилии, золотых рудников Африки, при помощи купцов и банкиров, на европейские рынки и фабрики)

2.Формационный подход Маркса Сталина. В соответствии с этим подходом выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства. Вид собственности на средства производства определяет характер способа производства и всего общественного строя.

1. Общинный (или первобытно-общинный) строй - с X тысячелетия по VI век до н.э. Уровень экономического развития низкий, обеспечивающий потребление на грани физического выживания. Нет частной собственности на землю – основное средство производства, а, следовательно, нет эксплуатации.

2. Рабовладельческий строй - с V века до н.э. по V век н.э. Появляется и распространяется частная собственность, в том числе и на людей (рабов), эксплуатация которых приносит рабовладельцам прибавочный продукт. Принуждение к труду носит субъективно- террористический характер: пленных, отказывающихся быть рабами, убивают; точно также поступают с "плохими" рабами. Основное общественное отношение - рабство. Основные общественные классы - рабы и рабовладельцы. Противоречия между ними неразрешимы, следовательно, они антагонистичны и рано или поздно должны привести к смене формации.

3. Феодальный строй - VI - XVIII века. Земля становится основным объектом частной собственности, источником прибавочного продукта и эксплуатации. Принуждение к труду носит субъективно-экономический характер: владелец земли отстаивает свое право на прибавочный продукт силой оружия и сам решает, кому дать право аренды этого основного средства производства необходимого продукта. Основное общественное отношение- рента. Основные общественные классы с антагонистичными интересами - крестьяне и феодалы.

4. Капиталистический строй - XIX век. Основным объектом частной собственности становятся средства производства в промышленности. Принуждение к труду носит объективно- экономический характер - тот, кто не имеет собственности или иных средств существования, вынужден продавать свою рабочую силу (труд) на рынке и подвергаться эксплуатации. Основное общественное отношение - прибавочная стоимость (капитал). Основные общественные классы с антагонистичными интересами - рабочие и капиталисты.

5. Коммунистический строй - наступает с победой рабочих над буржуазией. Средства производства переходят в коллективную (общественную) собственность, а исчезает эксплуатация. Принудительный, "тяжелый" характер труда сменяется добровольным, творческим. На базе чего достигается высочайший уровень производства и удовлетворения потребностей всех членов общества.

Историко - хронологический подход. Наиболее удобным подходом является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья выделяется семь законченных периодов.

Древний период -XXXIII -VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и формировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный период - с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

Средневековый период – с VI по середину XV века. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Эпоха Возрождения - с середины XV по середину XVII века.

Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Эпоха Просвещения - с середины XVII до последней четверти VIII века. Произошел территориальный раздел мира.

Эпоха Свободной конкуренции - с последней четверти XVIII до последней четверти XIX века. Промышленная революция.

Эпоха Монополистической конкуренции - с последней четверти XIX по середину XX века. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привела к серии кризисов и войн.

Эпоха Социального (рыночного) хозяйства - начиная с середины ХХ века. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.

Источники данных , положенных в основу учения об экономическом развитии . В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания (описанные, логические), так и специальные

(исторические, экономические, психологические и математические). Большой объем материала предоставляюттакже:1) археологические раскопки;2) данные учета населения (периодически в течение последних двух с половиной тысяч лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения или мобилизации) и возможные регистрации: рождений, браков, смертей, завещаний); 3) тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов; 4) книги таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс, и даже 5) художественная литература, ведь то, что для авторов "Илиады", "Робинзона Крузо" или "Дон Кихота" было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным свидетельством наблюдательного современника.

 

Контрольные вопросы:

1. Объясните взаимосвязь предмета и задач данной дисциплины.

2. Проанализируйте основные проблемы периодизации истории развития экономики.

3. Дайте анализ точек зрения на проблему периодизации развития экономики.

Лекция 2. Тема: « СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ . ВОСТОЧНЫЙ И АНТИЧНЫЙ ВАРИАНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Основные вопросы:

1. Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху.

2. Экономическое развитие стран Древнего Востока.

3. Экономическое развитие античных государств.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.