Гражданская дееспособность физического лица – это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве также закреплена возможность признания физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Основными аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности, являются право лица на имя (ст. 1198 Гражданского кодекса), институты опеки и попечительства, признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Общепризнанным является положение, что вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию (генеральная коллизионная привязка – личный закон физического лица).
В российском праве гражданская дееспособность индивидов определяется их личным законом (ст. 1197 Гражданского кодекса). Для установления личного закона (право государства гражданства или домицилия) используется ст. 1195 Гражданского кодекса. Современное российское законодательство содержит новеллу: физическое лицо не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если такое лицо является дееспособным по праву государства места совершения сделки (п. 2 ст. 1197 Гражданского кодекса). Ссылка иностранца на отсутствие у него дееспособности по его личному закону принимается во внимание как исключение, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Эта норма связана с одним из общих принципов, давно господствующих в международном частном праве: лицо, дееспособное по своему личному закону, всегда признается дееспособным за границей; лицо, недееспособное по своему личному закону, может быть признано дееспособным за границей.
Ограничение дееспособности физических лиц производится исключительно в судебном порядке (ст. 22, 29, 30 Гражданского кодекса). По общему правилу, индивид может быть признан полностью недееспособным или ограниченно дееспособным только у себя на родине в соответствии со своим личным законом. Однако достаточно часто встречаются ситуации, когда подобное решение выносится судом другого государства (и в соответствии с правом страны суда) по отношению к иностранному гражданину. В таких случаях возникает проблема признания иностранного судебного решения на родине иностранца (в особенности если основания ограничения дееспособности по законам этих государств не совпадают).
На территории РФ признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 3 ст. 1197 Гражданского кодекса). Иностранцы в России могут подвергнуться ограничению дееспособности при условии уведомления компетентных органов государства гражданства такого лица об основаниях ограничения дееспособности и согласии государства гражданства на судебное разбирательство в РФ. Основания ограничения дееспособности должны совпадать по законам обоих государств. Кроме того, иностранцы, имеющие постоянное место жительства на территории РФ, могут быть подвергнуты ограничению дееспособности в российских судах на общих основаниях в соответствии с российским правом (поскольку личный закон таких лиц – это российское право (п. 3 ст. 1195 Гражданского кодекса)).
В основном вопросы ограничения дееспособности иностранных граждан в судах другого государства разрешаются в международных договорах (Кодекс Бустаманте, Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 г., Договор о правовой помощи между Российской Федерацией и Польской Республикой 1996 г. и др.). Практически все международные соглашения содержат дополнительную коллизионную привязку – «закон компетентного учреждения».
22. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
ФЗ «О беженцах»
М/н договоры:
Ø торговые,
Ø договоры о прав. помощи,
Ø консульские конвенции.
Правовое положение уст. на основе принципов, норм м/н права, м/н договоров, права страны гражданства и места пребывания лица.
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» регулирует вопросы, связанные с временным пребыванием, временным проживанием и постоянным проживанием, отношение к избирательному праву, гос. и муниц. службе, военной службе, условия участия ино гр. в труд. отношениях, ответственность ино граждан и иные вопросы.
Беженцы
Лицо м.б. признано, если отвечает след. критериям:
1) лицо не явл. гр. гос., предоставившего убежище,
2) лицо вынуждено покинуть место постоянного жительства, нах. на терр. др. гос.,
3) причиной, по которой лицо вынуждено покинуть место жительства, явл. совершенное насилие,
4)существует связь между насилием и реальной опасностью.
Вынужденный переселенец
Критерии:
1) лицо явл. гр. гос., предоставившего убежище,
5) лицо вынуждено покинуть место постоянного жительства, нах. на терр. др. гос.,
6) причиной, по которой лицо вынуждено покинуть место жительства, явл. совершенное насилие,
7) существует связь между насилием и реальной опасностью.
Ино гр. м. въезжать и выезжать при наличии визы, по действительным документам, удостоверяющим личность.
Лица без гр. м. при наличии визы, по действительным документам, выданными органами гос. их проживания.
Документы:
1. Документ, выданный ино гос. и признаваемый в соотв. с м/н договором РФ в качестве документа, который удостоверяет личность данного гр. на терр. РФ.
2. Разрешение на временное проживание.
3. Вид на жительство.
Все ино гр. подразделяются на три категории:
1. Временно пребывающие.
Пребывают на основании визы. Срок пребывания опр. сроком действия визы.
2. Временно проживающие.
Получили разрешение на временное проживание. Выдается на три года.
3. Постоянно проживающие.
Ино гр., которые получили вид на жительство, который выдается сроком на пять лет.
Выделяют категорию гр., которые нах. на нелегальном положении. Они подлежат выдворению.
Основные положения:
1. Ино гр. пользуются теми же правами, свободами и обязанностями гр. РФ.
2. Равны перед законом.
3. Д. соблюдать действующее законодательство.
Иностранный гражданин - лицо, обладающее гр. ино гос., и не имеющее гр. РФ.
Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее гражданству РФ и не имеющее доказательств о принадлежности к гражданству др.государства.
Существует три вида режима: национальный, большего благоприятствования, специальный.
1. Национальный режим означает уравнивание ино с собственными гр. странами пребывания.
2. Режим наибольшего благоприятствования означает предост. ино в какой либо области опр. прав, а т. уст. опр. обязанностей, кот. предусмотрены для граждан любого третьего гос., нах. на терр. данного гос.
3. Специальный режим означает предоставление иностранцам опр. прав, а т. обязанностей, которые отличаются от тех, которые предоставлены собственным гр.
Ино гр. на терр. РФ м заниматься предпринимательской деятельностью, а т. иной деятельностью. Они м. обучаться, обращаться в суд за защитой своих прав и т.д.
Резидент - гр. Какой-либо страны, постоянно проживающий на терр. ино государства.
Для резидентов уст. полная налоговая юрисдикция. Они уплачивают налог на доход, полученный в России и за ее пределами.
Нерезиденты уплачивают налог на доход, полученный на терр. РФ.
Иностранные граждане подразделяются на:
1) иностранцев, полностью подчиненных юрисдикции России, - лица, не обладающие иммунитетом.
2) иностранцев, освобожденных от юрисдикции России.
Визы:
Первая классификация:
1) однократная - дает право пересечь гос. границу один раз при въезде и при выезде,
2) двукратная,
3) многократная - неоднократный въезд и выезд.
Вторая классификация:
ü Дипломатическая - выдается гр., имеющему дипломатический паспорт. Напр., главам ино гос., главам правительств, членам ино официальных делегаций.
ü Служебная - выдается ино гр., которые имеют служебный паспорт. Напр., работникам обслуживающего персонала, консульским служащим, а т. работникам консульских учреждений.
ü Транзитная - выдается на срок до 10 дней ино гр. в целях транзитного проезда через территорию РФ.
ü Обыкновенные визы:
v частная - выдается на срок до трех месяцев ино гр., который въезжает с гостевым визитом
v деловая - выдается на срок до года ино гр., которые въезжают в целях осущ. деловых поездок,
v туристическая - выдается на срок до 1 месяца ино гр., которые въезжают в качестве туриста,
v учебная - выдается на срок до года ино гр., который въезжает в целях получения образования,
v рабочая - выдается на срок до года,
v гуманитарная - выдается сроком на год ино гр. в целях осущ. научно-культурной деятельности
v в целях получения убежища - на срок до трех месяцев.
Въезд в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть запрещен, в случае:
1) исп. подложных документов,
2) сообщения заведомо ложных сведений,
3) имеют непогашенную судимость за прест. в РФ,
4) уклонения от уплаты налога.
Приглашение на въезд в РФ выдается ФОИВ, ведающим вопросами ино дел. Оно д. содержать в себе след. сведения: ФИО, дата рождения, место рождение, гос. проживания, дата выдачи, номер, цель поездки и срок поездки.
Государственная пошлина взимается:
v за выдачу ино гр. разрешения на временное проживание, вида на жительство,
v за продление срока временного пребывания,
v за регистрацию ино гр. в РФ.
Пошлина не взимается:
1) за выдачу приглашения на въезд в целях обучения,
2) за продление срока временного пребывания в целях осущ. благотворительной деятельности.
23. Правовое положение российских граждан за рубежом.
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством своего государства.
В ст. 61 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации 1996 г. к основным задачам и функциям посольства отнесены: защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями.
Согласно Положению о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. основными задачами и функциями консульского учреждения являются:
- оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;
- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ;
- осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;
- представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан РФ в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
- осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания;
- ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ;
- содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа, и т.п.
Дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а также содействовать восстановлению нарушенных прав.
Правовое положение российских граждан, проживающих за рубежом, с одной стороны, определяется законодательством страны проживания, а с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством России. Большое значение в этих отношениях имеют положения международных договоров РФ с иностранными государствами о предоставлении на основе взаимности определенного режима.
В области торговых отношений преимущественное значение получил режим наибольшего благоприятствования. Это значит, что одно государство в порядке международного соглашения обязуется предоставлять гражданам другого государства такой объем прав, который предоставляется или будет предоставляться гражданам третьего, "наиболее благоприятствуемого" государства. Принцип наибольшего благоприятствования в международных торговых договорах не уравнивает иностранных граждан в правах с местными гражданами, но уравнивает в правах иностранных граждан между собой.
От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в силу которого иностранцам предоставляется такой же объем прав, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Как правило, национальный режим предусматривается в отношении свободного доступа граждан в суды, социального обеспечения. Большое практическое значение имеет закрепление национального режима в многосторонних соглашениях в области авторского и патентного права.
Таким образом, в силу национального режима на иностранных физических лиц распространяются
права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические лица, все они ставятся в равное положение. Вместе с тем в законодательстве государств установлены изъятия из национального режима. Наиболее часто устанавливаются ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере трудовых отношений; деятельности иностранных инвесторов в области разработки недр, добычи полезных ископаемых, рыболовства, туризма и т.д.; осуществления права собственности, особенно на недвижимое имущество.
24. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству.
Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, а попечительство - над ограниченно или частично дееспособными лицами в целях защиты их прав и интересов.
При выборе применимого права к установлению и отмене опеки и попечительства основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство. Согласно п. 1 ст. 1199 ГК РФ опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Аналогично осуществляется выбор применимого права к установлению и отмене опеки либо попечительства во многих государствах - в Армении, Белоруссии, Польше, Австрии, Венгрии, Италии, Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах и др.
В законодательстве ряда стран привязка к личному закону уточнена, и выбор применимого права осуществляется следующим образом: на основе права страны гражданства недееспособного или ограниченно дееспособного лица - в Германии, Греции, Испании, Южной Корее, Японии, Чехии, Турции; на основе права страны места жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, - в Венесуэле, Перу и др. Используется и коллизионная привязка к праву страны суда - в Киргизии, Узбекистане, Лихтенштейне.
Согласно п. 2 ст. 1199 ГК РФ обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Аналогичные специальные нормы относительно обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) закреплены в законодательстве многих стран СНГ - в Армении, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, - а также в Чехии, Венгрии и др. Отсылка к личному закону отражает необходимость применять право страны, с которой иностранное лицо, назначаемое опекуном или попечителем, имеет наиболее тесную связь. В законодательстве большинства государств нет специальной коллизионной нормы, устанавливающей, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. В Российской Федерации такая специальная норма впервые получила закрепление в п. 3 ст. 1199 ГК РФ. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица. Следует отметить, что закон не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом одного из участников отношений, как это предусмотрено в п. п. 1 и 2 ст. 1199 ГК РФ. Вместе с тем, учитывая, что опека (попечительство) устанавливается в России по личному закону несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченного в дееспособности совершеннолетнего лица, который в опеке (попечительстве) нуждается, можно сделать вывод, что лицо, в отношении которого устанавливается опека (попечительство), должно быть или российским гражданином, или иметь в России место жительства. Подобные нормы, устанавливающие, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, закреплены в законодательстве Армении, Белоруссии, Австрии, Венгрии, Чехии, Киргизии, Узбекистана. Так, в соответствии с п. 3 § 48 Указа Венгрии 1979 г. N 13 "О международном частном праве" "правоотношения между опекуном и опекаемым, включая также обязанности опекуна по управлению имуществом и представлению отчетов, регулируются правом государства, орган власти которого назначил опекуна; если, однако, опекаемый проживает в Венгрии, применяется венгерское право при условии, что оно более благоприятно для опекаемого".
Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами Минской конвенции 1993 г. (ст. ст. 33, 34), Кишиневской конвенции 2002 г. (ст. 36) и многих двусторонних международных договоров России о правовой помощи. Практически все международные договоры по вопросам опеки и попечительства исходят из привязки к праву страны гражданства физических лиц - участников правоотношения. Установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству
договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство. Обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем. Таким образом, если решение об установлении опеки (попечительства) принимается в России и опекуном (попечителем) назначается иностранный гражданин, то в соответствии с договором о правовой помощи (к примеру, с Болгарией, Венгрией, Кубой, Монголией, Польшей, Чехией, Словакией) вопрос об обязанности принять опеку или попечительство будет решаться на основе права страны гражданства этого лица. Указанные международные договоры содержат ограничение относительно опекуна или попечителя, в силу которого опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной договаривающейся стороны, может быть назначен гражданин другой договаривающейся стороны, если он проживает на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство. Привязка к стране гражданства лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, определяет и компетенцию органов, правомочных устанавливать опеку и попечительство. Вместе с тем большинство международных договоров о правовой помощи допускают возможность передачи полномочий компетентному органу другого договаривающегося государства, если недееспособное или ограниченно дееспособное лицо имеет постоянное местожительство, местопребывание или имущество на территории последнего. В таких случаях орган, который принял на себя осуществление мер по опеке и попечительству, действует в соответствии со своим национальным законодательством.
25. Юридические лица как субъекты международного частного права. Личный закон юридического лица по российскому праву.
В соответствии с п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено это юридическое лицо
Юридическое лицо - организация или учреждение, явл. носителем имущественных прав и обязанностей, выступающее от своего имени и действующее в качестве самостоятельного участника гр. п/о.
Признаки:
1. Независимость сущ. ЮЛ от участников его сост.
2. Обладание самостоятельной волей.
3. Наличие обособленного имущества.
Важнейший признак
Имеет в хоз. ведении или оперативном управлении имущ., при этом его имущ. обособлено от имущ. его членов.
Т.о. юр.л. не отвечает по долгам учредителей и наоборот.
4. Возможность совершать сделки от своего имени.
5. Право выступать в качестве истца и ответчика от своего имени.
6. Организационное единство - юр.л. обладает опр. структурой.
До нач. 20 в. юр.л. сущ.как коллективные образования.
Правоспособность - способность быть носителем гр. прав и обязанностей.
1. Общая
Юр.л. вправе приобретать гр. права и нести обязанности как и лицо физическое.
2. Специальная
Юр.л. вступает в такие п/о, которые необх. для достижения цели, предусм. в уставе.
Способы создания:
1. Распорядительный
создается на основании распоряжения собственника имущества
2. Разрешительный
сама инициатива создания исходит от учредителей, а компетентный орган после проверки законности дет на это разрешение.
3. Явочно-нормативный
требуется сама инициатива учредителей и их явка.
4. Учредительный, т.е. юр.л. создается на основании учредительного договора.
Процедура создания завершается гос. регистрацией, в результате которой в гос. реестр вносятся сведения о создании, реорганизации и ликвидации юр.л.
Круг вопросов, определяемых в соответствии с личным законом
ü Является ли организация юр.л.
ü Когда возникает и прекращается его правоспособность.
ü Организационно правовая форма
ü Требования наименованию
ü Вопросы реорганизации
ü Ликвидация
ü Ответственность
Коллизионные привязки для установления личного закона
● Место учреждения
● Место нахождения административного центра
● Место осуществления деятельности
26. Теории определения личного закона юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Под национальностью юридического лица понимается личный закон организации и ее государственная принадлежность. Для определения личного закона юридического лица в разных странах исторически были выработаны различные критерии, что неизбежно осложняет решение коллизионной проблемы.
Критерии определения «национальности» юридических лиц решаются по-разному в различных государствах:
1.Критерий инкорпорации — юридическое лицо принадлежит тому государству, где оно создано.
2. Критерий оседлости — юридическое лицо принадлежит тому государству, где находится его правление, административный центр.
3.Критерий центра эксплуатации - юридическое лицо принадлежит тому государству, где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.
4)Теория контроля — юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир). В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции, Франции.
В соответствии с ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: • статус организации в качестве юридического лица; • организационно-правовая форма юридического лица; • требования к наименованию юридического лица; • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства; • содержание правоспособности юридического лица; • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; • внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками.
Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.
В рамках Гаагской конференции по международному частному праву в 1956 г. была подписана Конвенция о признании правосубъектности иностранных обществ, ассоциаций и учреждений. За основу в ней был взят критерий места учреждения, однако его применение было ограничено для стран, придерживающихся в своем законодательстве критерия реальной оседлости. Согласно положениям Конвенции 1956 г. такие государства могли отказать в признании правосубъектности юридическим лицам, зарегистрированным в одном государстве, но имеющим свое фактическое место нахождения в другом государстве, исповедующем критерий реальной оседлости. Однако в том случае, если и в стране инкорпорации, и в стране фактического места нахождения применялся критерий места учреждения юридического лица, соответствующее юридическое лицо должно было получить признание как в обеих из указанных стран, так и в третьем государстве.
27. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.
Законодательство РФ
ГК РФ
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»
ФЗ «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности»
Личный закон --> место учреждения юр.л.
В соответствии со ст.1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
В соответствии со ст.1203 ГК РФ, личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.
ФЗ отн. к иностранным инвесторам ино орг., не явл. юр.л. гр. правоспособность кот. опр. в соотв. с законом того гос., где она б. учреждена.
Международные договоры
с Грецией, Японией --> критерий инкорпорации
с Италией --> критерий места нах.
с Англией --> сочетание критерия инкорпорации и критерий места нах.
Выд. еще критерий контроля. Он закр. в соглашениях с Бельгией, Швейцарией.
Пункт 2 статьи 1202 ГК РФ уст., что на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Содержание правоспособности
внутренние отн.
способность юр.л. отвечать по обязательствам
Без учета требований рос. законодательства ино лицо не сможет создать орг. на терр. РФ. В тоже время рос. предприниматель не сможет создать орг. на терр. ино гос. без учета ино требований.
Внутренние отн. вкл. формирование уст. капитала, а т. принятие решений органами юр.л. и т.д.
В Минской конвенции 1993 г. правоспособность юр.л. опр. по закону гос. учреждения.
Наиболее остро вопрос национальности возникает в момент заключения торговых сделок.
Возникает необх.:
1. Опр. к какому гос. отн. юр.л.
2. Решить вопрос правосубъектности
3. Решить вопрос о национальном режиме и режиме наиб. благоприятствования.
По торговым договорам ино юр.л. часто предост. режим наибольшего благоприятствования.
Национальный режим предост. в опр. сферах, напр. право на суд. защиту в области торгового мореплавания.
Если предусм. режим наибольшего благоприятствования, то он означает что ко всем ино юр.л.д. прим. одинаковые положения.
Согл. ст.2 ГК РФ иностранные юр.л. уравниваются с российскими. Т.о. правила уст. гр. законодательством прим. к отношениям с участием ино юр.л., если иное не предусм. ФЗ.
Ино юр.л. на терр. РФ могут осуществлять следующую деятельность:
3) заключать внешнеэкономические сделки без спец. разрешений,
4) быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ,
5) заключать инвестиционные соглашения,
6) учреждать свои представительства и филиалы,
7) принимать участие в приватизации,
8) быть участниками и учредителями НКО.
Ограничения: не м. иметь в собственности с/х зем. участки.
Под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются совместные предприятия, а т. предприятия, полностью принадлежащие ино инвесторам.
Кроме того м. создаваться филиалы ино юр.л.
Юр.л. подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Иностранный инвестор:
1. Иностранное юр.л. --> гр. правоспособность опр. местом учреждения
2. Иностранные организации, не явл. юр. лицами --> гр. правоспособность опр. местом учреждения.
3. Иностранный гражданин --> право и дееспособность опр. законом гражданства
4. Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ --> право и дееспособность опр. законом места жительства
5. Международные организации --> м/н договор --> инвестиции
6. Иностранные государства --> ФЗ --> инвестиции
См.: ФЗ «Об иностранных инвестициях»
Действующее в России законодательство не уст. для рос., а также ино участников обязательного соотношения долей, поскольку он решается сторонами в учредительном договоре.
При формировании уст. капитала путем внесения ден. средств, имущества. Делаются спец. перечни вкладов в виде приложений к учредительному договору.
Он д. содержать след. инфо:
8) наименование вклада
9) срок взноса
10) оценка
ФЗ «Об основах гос. регулирования внешнеторговой деятельности» рассм. коммерческое присутствие в качестве формы предпринимательской и эк. деятельности ино лица на терр. РФ в целях выполнения работы, оказания услуги, способом создания филиала либо представительства юр.л.
Свои представительства м. открывать ино банки, фирмы и организации.
Филиал ино юр.л. на терр. РФ осущ. такую же деятельность, кот. осущ. данным лицом за пределами РФ.
Гос. контроль за созданием, деят. и ликвидацией такого филиала осущ. в порядке опр. правительством.
Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на терр. РФ, пользуется в полном объеме прав. защитой, гарантиями и льготами кот. предусм. законом об ино инв. и кот. предост. ино инвесторам.
Российская коммерческая организация получает статус комм. орг. с ино инв. с момента вхождения в состав данной орг. участников ино инвестора.
Комм. орг. с ино инв. м.б. отказано в государственной регистрации в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов др.л. и в целях обеспечения безопасности гос.
Отказ м.б. обжалован в суд. порядке.
Функции по рег. предприятий с ино участием возложены на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции.
Действует устав фед. гос. учреждения «Гос. рег. палата при Минюсте».
Предприятия с ино инв. явл. юр.л. и могут от своего имени:
заключать договоры,
приобретать имущ. и личные неимущ. права,
нести обязанности,
б. истцами и отв. в суде.
Они имеют самостоятельный баланс и действуют на основании полного хоз. расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Право подлежащее применению: в соответствии со ст.1214 ГК РФ, к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.
28. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Иммунитет государства и его виды.
Государство — политическая организация, которая занимает главенствующее положение в международном праве. Государство как основной субъект международного частного права обладает суверенитетом. Суверенитет является неотъемлемым свойством государства, который представляет собой верховенство государства на своей территории, независимость на своей территории и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами.
Государство обладает универсальной международной правоспособностью: •государства создают нормы международного права; •устанавливают ответственность за их нарушение; •определяют международный правопорядок и т.д..
Государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты (физические лица, юридические лица) гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Государство имеет права и обязанности: Основные права: •право на независимость, право на мир; •право на международное сотрудничество; •право на участие в международных договорах без какой-либо дискриминации; •право на коллективную или индивидуальную самооборону и др. Основные обязанности: 1)Суверенное государство должно уважать суверенитет и интересы других суверенных государств. Государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства. 2)разрешать все споры мирным путем; 3)не применять силу и угрозы силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости других государств и др.
Государство может участвовать в таких отношениях: 1)как покупка в иностранном государстве земельного участка для каких-либо нужд; 2)заключение договора аренды недвижимости на территории иностранного государства; 3)заключение договоров на выполнение подрядных работ для государственных нужд; 4)заключение концессионных договоров с иностранными инвесторами и т.д.
Государства могут быть простыми и сложными: 1.сложные (например, федерация — государство, состоящее из определенных частей (государственных образований), обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом); 2.простые (например, унитарные — единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками суверенитета).
Иммунитет - право гос. на освобождение от юрисдикции др. государства.
Виды:
1) Судебный иммунитет
неподсудность одного гос. с.дам др. государства
2) Иммунитет от предварительного обеспечения иска
нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия гос. какие-либо меры в отн. его имущества.
3) Иммунитет от принудительного исполнения суд. решения
нельзя без согласия гос. осущ. принудительное исполнение вынесенного против него суд. решения.
2. Иммунитет собственности государства
означает прав. режим неприкосновенности гос. собственности, нах. на терр. ино гос.
Гос. собственность пользуется иммунитетом независимо от наличия суд. разбирательства.
3. Иммунитет сделок
Сделки, кот. закл. гос. с ино физ. или юр.л. д. регулироваться правом ино государства, если стороны не договорились об ином.
Гос. в любой момент м. отказаться от иммунитета, поскольку это его право, но не обязанность.
Отказ д. соотв. след. признакам:
он д.б. явно выраженным в письменной форме
он не м.б. подразумеваемым
он не м. толковаться расширительно, т.к. любое гос. свободно в своей воли и если оно отказалось от иммунитета в отн. одной не сделки не значит, что оно отказалось от иммунитета в отн. всех сделок.
4. Абсолютный иммунитет
означает право гос. пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами.
Он распр.на любую деятельность и собственность.
5. Функциональный иммунитет
основан на разграничении функций гос. на два вида:
1. Публично-правовые
2. Частноправовые
Если гос. действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом, если оно действует как частное лицо, то оно иммунитетом не обладает.
Недостатки функционального иммунитета: гос. и суверенитет это понятия неотделимые. Какую бы деят. гос. не осущ. оно всегда прежде всего носитель гос. власти.
6. Ограниченный иммунитет
сформулировать положения, когда гос. не пользуются от иммунитетом и когда оно считается отказавшимся от иммунитета на терр. ино гос
29. Доктрины абсолютного и функционального иммунитета государства.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНОГО ИММУНИТЕТА
Доктрина абсолютного иммунитета - более ранняя, она сводится к полной недоступности одного суверена для воздействия со стороны органов государственной власти и судебной системы другого государства. Она не предполагает возможность иностранного правоприменителя принимать к своему рассмотрению и разрешать споры с участием другого государства без явно выраженного согласия последнего, опираясь на латинский постулат "равный над равным власти не имеет" как главный оплот международной вежливости и независимости.
Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Единственное ограничение иммунитета государства было возможно только при условии прямо выраженного его согласия.
Теория абсолютного иммунитета государства непосредственно связана с принципом суверенного равенства государств и с общим принципом права «равный над равным не имеет власти».
Действующее российское законодательство до сих пор основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК РФ)
Одними из первых осознали неэффективность концепции абсолютного иммунитета страны общего права - США, Великобритания, Канада, Пакистан.
Нельзя не отметить, что абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидание и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.
доктрине функционального иммунитета. Идея состояла в том, что государство, играющее не свойственную себе роль, к примеру, торгующее, заказывающее услуги или работы и т.п., не должно пользоваться преимуществами своего политического статуса в частной сфере. Поэтому суд, который сочтет в силу каких-то признаков, что в спорном отношении государство не выполняет своих суверенных, публично-правовых задач, вправе не учитывать ссылку на иммунитет. Однако у этого подхода появились не только сторонники, но и критики. Последние справедливо отмечали, что государство по определению "публично-правовое образование", которое не может иметь частных интересов и целей, следовательно, трудно установить случаи, когда суд может не принимать во внимание принцип юрисдикционного иммунитета. Таким образом, задача у последователей концепции ограниченного иммунитета еще больше усложнилась. Нужно подчеркнуть, что на законодательном уровне государства, воспринявшие эту идею, по-разному подошли к решению этой задачи. Одни страны сохранили в нормах оценочный критерий публичных функций государства, предоставив судам в конкретных случаях мотивировать предоставление иммунитета. Другие стали использовать такой прием юридической техники, как презумпция частных отношений. В этих государствах суд предполагает, что отношение с участием иностранного суверена частное, исходя из его гражданско-правового характера, рассуждая следующим образом: если государство решило заключить гражданский договор (поставки, подряда, перевозки и проч.), то оно действует как частное лицо, следовательно, не обладает иммунитетом. По большому счету согласие на участие в обязательстве суд рассматривает как генеральное согласие на все последствия из такого участия, включая разрешение спора в суде по общим правилам международного гражданского процесса. Концепция функционального иммунитета постепенно вытесняет в современном мире его абсолютное толкование, что находит отражение не только в национальном праве, но и в международных конвенциях, двусторонних соглашениях.
Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, - это Европейская конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. Россия в данной конвенции не участвует. Представляется, что Европейская конвенция основана на теории функционального иммунитета. В конвенции закреплена теория функционального иммунитета: преамбула этой конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в частноправовые отношения с иностранными лицами (Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений). Если государство не выполняет решение, то в соответствии с Протоколом к Конвенции, сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться в Европейский трибунал по вопросам иммунитета государства.
30. Коллизионное регулирование права собственности и иных вещных прав.
Институт права собственности- совокупность юр норм, направленных на регулирование отношений собственности методами и средствами гражданского правового характера
Российское законодательство
Право собственности:
● Вещное право
● Абсолютное право
● Вытекает из закона
Дмитриева Г.К. даёт определение института в двух смыслах:
Право собственности
Правовое регулирование права собственности мчп включает:
2 блока отношений:
● Коллизионные проблемы
● Экстерриториальногодействия законов о национализации
Правовое регулирование:
1) двусторонние договоры о прав. помощи
2) конвенции о прав. помощи
Двусторонние договоры вопросы права собственности регулируют след. образом:
Право собственности на недвижимое имущ. опр. по закону стороны, где нах. такое недвижимое имущество.
Право собственности на т/с, подлежащие внесению в гос. реестр опр. по закону стороны на терр. кот. нах. орган осущ. регистрацию.
Возникновение и прекращение права собственности на имущество опр. по закону стороны на терр. кот. данное имущ. нах. в от момент когда имело место действие или иное обстоятельство.
Возникновение и прекращение права собственности на имущ., явл. предметом сделки опр. по закону места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Конвенции о правовой помощи содержат аналогичные положения.
Необх. различать ситуации:
1. Переход права собственности
отн. к вещным правам.
2. Переход риска
отн. к обязательственным п/о.
Коллизионные вопросы
Право собственности на недвижимость
прим. закон гос., где нах. недвиж. имущ.
Право собственности на движимые вещи
Два принципа:
1. Если в каком-то гос. вещь правомерно перешла в собственность опр. лица, то при изм. места нах. этой вещи право собственности сохраняется за ее собственником.
2. Объем права собственности опр. по закону места нах. вещи. Т.о. при перемещении вещи изм. объем прав собственника.
Личный закон собственника
Закон места нахождения вещи
Отношения по наследованию --> последнее место жительства наследодателя
Право собственности на имущ. ликвидируемого юр.л. --> личный закон юр.л.
Право собственности на имущ., явл. предметом сделки --> закон места совершения сделки
Право собственности на имущ. в пути по внешнеэкономической сделке --> закон места отправления имущества
В странах общего права традиционной коллизионной привязкой для регулирования отношений собственности также считается закон места нахождения вещи. Споры в отношении недвижимости, и в первую очередь связанные с земельными участками, рассматриваются судом по закону места нахождения имущества как праву, свойственному договору. Основным правилом российского законодательства для разрешения подобного рода коллизий также является закон места нахождения вещи: "Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится" (ст. 1205 ГК РФ). В ст. 1205.1 ГК РФ определена сфера действия права собственности и иных вещных прав, к которой отнесено, в частности, определение видов объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, оборотоспособность объектов вещных прав, виды и содержание вещных прав, их возникновение и прекращение, в том числе переход права собственности, осуществление и защита вещных прав.
доктрины многих стран в случае возникновения вещных споров обращаются при определении применимого права к личному закону собственника (lex personalis). Правовые системы США и Великобритании все чаще отдают предпочтение принципу, согласно которому права на недвижимость не могут быть разрешены надлежащим образом без обращения к личному закону. В ряде случаев применение коллизионной привязки lex rei sitae становится в принципе невозможной. Так, не применяется
закон места нахождения имущества в случае разрешения спорных вопросов об имуществе иностранного предприятия и его филиалов. По общему правилу право собственности на имущество компании иностранного филиала определяется личным законом компании (lex incorporations), а не законом местонахождения его отдельных подразделений. Если возникает потребность разрешения вопросов, касающихся комплекса вещных и обязательственных прав, "исключительных прав", более приемлемым становится применение личного закона собственника или же ориентация на волеизъявление участников правоотношений (lex voluntatis), однако в последнем случае законом могут быть установлены определенные ограничения.
31. Защита культурных ценностей и права собственности на них.
Судьба культурных ценностей, перемещенных в годы второй мировой войны, продолжает волновать российскую и мировую общественность. Убедительным подтверждением сказанному являются проблемы реституции — предмет острых дискуссий в Федеральном Собрании РФ.
Российская Федерация участвует в ряде разработанных под эгидой ЮНЕСКО многосторонних конвенций о защите культурных ценностей и предупреждении их незаконного перемещения. В их числе Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г., Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
Из общечеловеческого значения культурного и природного наследия исходит Конвенция 1972 г.: культурное и природное наследие, находящееся на территории каждого государства, характеризуется в Конвенции как часть всемирного наследия всего человечества.
Конвенция 1970 г. закрепляет разрешительный порядок вывоза культурных ценностей, определяет, в каких случаях вывоз культурных ценностей (их перечень приводится в Конвенции) и передача права собственности на эти ценности рассматриваются как незаконные, обязывает принимать меры к их возврату.
Тяжелый урон причинила вторая мировая война отечественной культуре. Трудно переоценить значение положений Конвенции 1954 г. и Протокола к ней, обязывающих предупреждать (пресекать) незаконное присвоение культурных ценностей, акты вандализма в отношении этих ценностей.
Дипломатическая конференция, состоявшаяся в Риме в июне 1995 г., приняла Конвенцию ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Российская Федерация подписала эту Конвенцию). Целями Конвенции являются, в частности, защита культурного достояния и культурных обменов, содействие эффективной борьбе с незаконной перевозкой и торговлей культурными ценностями. Под культурными ценностями в Конвенции понимаются ценности, которые с точки зрения религиозной или светской обладают важностью для археологии, антропологии, истории, литературы, искусства или науки и которые принадлежат к одной из категорий, перечисленных в приложении к Конвенции.
Конвенция предусматривает обязанность владельца похищенной культурной ценности вернуть (реституциировать) ее. Любая просьба о реституции должна быть внесена в трехлетний срок, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о принадлежности ее владельцу, и во всех случаях, в пятилетний срок, считая с момента похищения. Однако реституция культурной ценности, являющейся неотъемлемой частью определенного памятника или археологического заповедника (ландшафта) либо частью общественной коллекции, не подлежит никаким срокам давности, кроме трехлетнего срока, считая с момента, когда истцу стало известно о месте, где находится культурная ценность, и о принадлежности ее владельцу. Владелец культурной ценности, который приобрел эту ценность после ее незаконного вывоза, имеет право требовать от государства-истца, в момент ее возврата, справедливого возмещения, при условии, что он не знал или не предполагал в момент приобретения, что ценность была незаконно вывезена.
В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, защиты культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, а также содействия развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов нашей страны и других стран с культурными ценностями друг друга в РФ принят Закон “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.
В Законе определено понятие подпадающих под его действие культурных ценностей и названы категории культурных ценностей, не подлежащие вывозу из Российской Федерации. Вывоз культурных ценностей, не отнесенных к этим категориям, должен осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым компетентным государственным органом. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей выдается свидетельство на право их вывоза. Предусмотрены условия временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей.
Один из разделов Закона посвящен мерам по предотвращению незаконной передачи права собственности на культурные ценности. В разделе содержатся, в частности, положения об истребовании культурных ценностей из незаконного владения, о письменной форме сделок в отношении культурных ценностей, о порядке осуществления внешнеэкономической деятельности, связанной с этими ценностями.
Закон (ст. 40) устанавливает право автора при выезде за пределы Российской Федерации (временно или на постоянное жительство) вывозить созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, предусмотренном Законом. Юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения этих культурных ценностей.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 17) граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Основы предписывают осуществлять целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с территории Российской Федерации культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов России, подлежат возвращению на родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.
Вопросы, связанные с передачей права собственности на архивы, защитой этого права, вывозом архивов за пределы Российской Федерации, решаются в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации” объявляет (ст. 6) все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации, за исключениями, предусмотренными ст. 7 и 8 этого Федерального закона, достоянием Российской Федерации, федеральной собственностью. Статья 7 Закона посвящена гарантиям права собственности Республики Белоруссия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики на перемещенные культурные ценности, а ст. 8 — другим перемещенным культурным ценностям, не подпадающим под действие упомянутых правил. Компенсаторная реституция определяется в Законе как вид материальной международно-правовой ответственности государства-агрессора, применяемой в случаях, если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно, и заключающейся в обязанности данного государства компенсировать причиненный другому государству материальный ущерб путем передачи потерпевшему государству (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством-агрессором с территории потерпевшего государства.
В Федеральном законе регламентируются условия международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения культурных ценностей Российской Федерации, функции федерального органа по сохранению культурных ценностей, порядок передачи перемещенной культурной ценности, являющейся объектом претензии, государству, заявившему претензию, а также порядок передачи перемещенных культурных ценностей, представляющих собой семейные реликвии.
В ст. 22 Федерального закона идет речь о международных договорах РФ, заключаемых для достижения целей этого Закона, в том числе о договорах, предусматривающих возврат в Российскую Федерацию ее культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных с территории Союза ССР оккупационными войсками бывших неприятельских государств. Международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры РФ, касающиеся ее культурного достояния, подлежат ратификации (ст. 23).
Как известно, положения Закона были по-разному встречены общественностью, и дискуссию о значении и последствиях его принятия, очевидно, еще нельзя считать завершенной.
32. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Под иностранными инвестициями принято понимать иностранный капитал в денежной или имущественной форме, переведенный из одной страны в другую страну и вложенный в этой другой стране в предприятие (дело) с целью получения прибыли.
Правовое регулирование основано на 2 уровнях:
-международно-правовой
-внутригосударственный
Международные договоры:
1. Многосторонние
2. Региональные
3. Двусторонние
Многосторонние международные договоры:
1. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. Вашингтонская конвенция 1965 года
На базе данной конвенции был образован международный центр по разрешению инвестиционных споров. Он состоит из административного совета и секретариата
Разрешение спора осуществляется по соглашению сторон согласно этой конвенции. Финансирование данного центра осуществляется за счёт собственных средств. Центр обладает международной правосубьектностью. Центр обладает иммунитетом.
Два способа рассмотрения споров:
1. Посредством примирения
Страна направляет ходатайство генеральному секретарю
2. Если стороны не пришли к согласию
Создаётся арбитражный трибунал. Стороны должны выбрать применимое право, если они это не сделали, то применяется право одной страны, или коллизионные нормы, или нормы международного права. Решение выносится большинством голосов и подписывается всеми членами трибунала. Если один из членов трибунала не согласен, то излагает своё мнение на отдельном листе, которое скрипляется с решением.
Может быть подано ходатайство
Конвенция об учреждении Многостороннего агенства по гарантиям инвестиций 1985 г. Сеульская Конвенция
Виды страхования:
- Перевод валюты
- Экспроприация или аналогичные меры
- Война и гражданские беспорядки
- Нарушение условий договора
Региональные международные договоры
Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.
Двусторонние соглашения
об избежании двойного налогообложения
по вопросам защиты иностранных инвестиций
Вывод по теме:
Необходимо создать устойчивую систему организаций для осуществления страхования инвестиционных рисков
Классификация инвестиций:
1. Имущественный и неимущественный характер.
Под неимущ. инвестициями понимается право на лит., худ. произведения, право на изобретение, промышленные образцы и т.д.
Остальные носят имущ. характер. Это ценности, финансы и т.п.
2. В зависимости от участия или неучастия инвестора в управлении объектом.
Прямые - осущ. в виде создания совместных предприятий. Инвесторы принимают участие в управлении предприятием.
Косвенные - не предусматривают непосредственного участия инвестора в управлении, а т. лишь получают доходы.
3. В зависимости от источника финансирования:
Государственные - осущ. в виде кредитов, займов.
Частные осущ. ино физ.л. и юр.л.
ФЗ «Об ино инвестициях в РФ»
Большое внимание уделяется гарантиям прав ино инвесторов.
Не регулирует такие вопросы как вложения ино капитала в банковское и страховое дело, в НКО.
В законе дается понятие ино инв., кто отн. к ино инвесторам, выделяются коллизионные привязки.
К ино инвесторам отн.:
1. ино юр.л.
2. ино орг., не явл. юр.л. по ино праву,
3. ино гр.,
4. лица без гр., которые постоянно проживают за пределами терр. РФ,
5. м/н организации,
6. ино гос.
Иностранные инвестиции - вложения ино капитала в объект предпринимательской деятельности на терр. РФ в виде объектов гр. прав, принадлежащих ино инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота, не ограничены в обороте в РФ в соотв. с ФЗ.
Прямая иностранная инвестиция - приобретение доли участия в предприятии, кот. нах. на терр. ино гос. с целью приобретения эффективного права в управлении данным предприятием.
Переход прав и обязанностей ино инв. другому лицу. Эта гарантия впервые была закреплена. Если ино гос. производит платеж в пользу ино инвестора по гарантии, которая предост ино инвестору права на инвестиции на терр. РФ, то и к этому ино гос. переходят права ино инвестора на соотв. инвестиции на терр. РФ.
Закрепляются и иные гарантии:
ü право на возмещение убытков, причиненные в результате незаконных деяниями ОГВ, ОМСУ, должн. лиц,
ü гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущ.,
ü обеспечение надлежащего разрешения спора,
ü беспрепятственный перевод полученных доходов на терр. своего государства,
ü гарантия от неблагоприятных для ино инвестора и комм. орг. с ино инвестициями изменения законодательства.
Вывод: проблема инвестиций явл. одной из наиболее важных, это одна из сложных проблем. Ее решение позволит уменьшить безработицу и ускорить интеграцию РФ в сообщество развитых стран.
33. Международные соглашения в области иностранных инвестиций.
Международно-правовое регулирование привлечения и защиты иностранных инвестиций в Российской Федерации осуществляется путем заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений и путем участия Российской Федерации в международных многосторонних конвенциях.
Российская Федерация является правопреемником СССР по 13 ратифицированным соглашениям о поощрении и взаимной защите капиталовложений (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 40 соглашений уже как независимое государство, из которых некоторые ратифицированы и вступили в силу (например, с Албанией, Аргентиной, Арменией, Венгрией, Венесуэлой, Вьетнамом, Грецией, Данией, Египтом, Индией, Индонезией, Иорданией, Италией (заменило соответствующее Соглашение между СССР и Италией), Йеменом, Катаром, КНР (заменило соответствующее Соглашение между СССР и КНР), Кубой, Кувейтом, Ливаном, Литвой, Македонией, Норвегией, Румынией, Сирией, Словакией, Турцией, Чехией, Швецией, Югославией, ЮАР, Японией). Обязательства Российской Федерации по указанным соглашениям сводятся к следующим четырем основным обязательствам: 1) предоставлять справедливый и равноправный режим для иностранных инвестиций; 2) обеспечивать надлежащую защиту иностранной частной собственности от экспроприации, военных действий или гражданских беспорядков; 3) не чинить препятствий переводу за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций; 4) соглашаться на передачу споров с иностранным инвестором в международный арбитраж.
Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Сеул, 1985, Россия – 1995.
Цель – предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций.
Виды покрываемых рисков (ст. 11):
1. перевод валюты
2. экспроприация или иные аналогичные меры,
3. нарушение договора
Любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушении такого договора в случаях, когда
1. владелец гарантии не имеет возможности обратиться в суд,
2. такой орган не принимает решение в течение разумного периода времени,
3. такое решение не может быть осуществлено
4. война и гражданские беспорядки.
Вашингтонская конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров м/д государствами и иностранным лицом» - 1965 г. РФ присоединилась в 1995 г.
– учредила специальный м/н центр по урегулированию инвестиционных споров. Располагается при м/н банке по реконструкции и развитию (МБРФ).
Соглашение стран СНГ:
- соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24.12.1993 г.),
- конвенция о защите прав инвестора (28.03.1997 г.) Россия вышла из него.
- двусторонние межправительственные соглашения о защите прав инвесторов РФ с Узбекистаном, Казахстаном, Украиной, Таджикистаном.
1. Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулировния.
В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.
Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.
В Договоре к Энергетической хартии 1994 г., участниками которого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).
К таким договорам относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это — Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС).
Ряд документов был принят международными организациями, чья Деятельность связана с осуществлением инвестиций. Это Кодекс либерализации движения капиталов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1992 г., Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР 1992 г. и Руководство но регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1992 г.
Основными многосторонними конвенциями в этой области являютсяСеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995. Г.
Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий.
В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes (МЦУИС/ICSID) создан в соответствии с Вашингтонской конвенцией о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и рассматривает споры между инвесторами из государств - членов Конвенции и государствами реципиентами инвестиций, также участвующими в Конвенции. МЦУИС является международной межправительственной организацией и обладает полной международной правосубъектностью (ст. 18 Конвенции). Этим он отличается от других институционных арбитражей, которые (включая арбитраж при Международной торговой палате в Париже) являются национальными по своему статусу. Международный характер Центра выражается в следующем: - решение арбитража МЦУИС не может быть пересмотрено иначе как в порядке, предусмотренном в самой Конвенции (ст. ст. 51 и 52) - комитетом ad hoc, назначаемым Председателем Административного совета МЦУИС из числа лиц, включенных в список арбитров и не принимавших участия в первоначальном рассмотрении дела; - порядок признания и принудительного исполнения решений арбитража МЦУИС также регулируется Вашингтонской конвенцией 1965 г., обязывающей исполнить их как окончательное решение судебного органа Договаривающегося государства, где испрашивается приведение в исполнение решения МЦУИС ( ст. 54 Конвенции); - Вашингтонская конвенция 1965 г. в ст. 42 прямо решает за арбитраж МЦУИС коллизионный вопрос, предписывая ему применять при разрешении спора по существу, в отсутствие соглашения сторон о применимом праве, право государства - стороны в споре, а также те нормы международного права, которые арбитраж сочтет применимыми. Обращение в арбитраж МЦУИС возможно только при наличии арбитражного соглашения сторон спора (ст. 25 Конвенции), при этом как государство - сторона в споре, так и государство, чьим гражданином или юридическим лицом является инвестор, должны являться участниками Конвенции. В настоящее время рассмотрение инвестиционных споров с участием Российской Федерации в МЦУИС невозможно, поскольку Российская Федерация до сих пор не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию 1965 г. До ратификации Вашингтонской конвенции в отношении Российской Федерации возможно использование особой процедуры арбитражного урегулирования инвестиционных споров Дополнительных правил осуществления примирительной, арбитражной процедуры и процедуры по установлению фактов (Additional Facility for the Administration of Conciliation, Arbitration and Fact-finding Proceedings), утвержденных решением Административного совета МЦУИС от 10 апреля 2006 г. (впервые эти Правила были утверждены еще в 1978 г.). В рамках Дополнительных правил МЦУИС подлежат разрешению инвестиционные споры, не подпадающие под сферу действия Вашингтонской конвенции 1965 г. в связи с тем, что или государство сторона в споре, или государство происхождения инвестора (но не оба одновременно!) не являются участниками Конвенции. Обращение в данный арбитраж возможно только при наличии арбитражного соглашения самих сторон инвестиционного спора при условии одобрения этого арбитражного соглашения Генеральным секретарем МЦУИС.
34. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
● Внешнеэкономическая сделка
● Внешнеторговая сделка
Фз об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности от 2003 года
Внешнеэкономическая деятельность
● Внешнеторговая деятельность
● Иностранные инвестиции
● Валютные операции
● Финансово-кредитные операции
Субьекты внешнеэкономических сделок:
- РФ
- Субъекты РФ
- Мун образования
- Юл
- Фл зарегистрированы в качестве ип
- Фл имеющие постоянное преимущественное место жительства на территории РФ
- Юл иностранных государств
- Иностранные граждане
Внешнеэкономическая сделка
Признаки:
Если сделка отвечает трем признакам, то это внешнеэкономическая сделка - это сделка, в которой одна из сторон является иностранной, операции, которые включают экспорт и импорт товара и в качестве средства платежа выступает иностранная валюта.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 507.