Международный обычай — это правило поведения, которое является общим для всех или большинства государств, принимающих участие в международной торговле, или для стран, связанных с данным спорным правоотношением. Международные обычаи признаются в качестве источника права, даже если они не зафиксированы в каких-либо актах, исходящих от государственной власти.
Международный обычай должен отвечать таким признакам, как: 1) длительность существования; 2) устойчивость в практике; 3) признание государствами этого правила поведения в качестве общеобязательной нормы.
В РФ обычай признается источником права. Особенность применения обычаев в РФ состоит в том, что обычаи рассматриваются как средство восполнения пробела в законодательстве. ГК РФ устанавливает уровни правового регулирования: императивные нормы, договорные условия, затем диспозитивные нормы, и лишь при отсутствии законодательного регулирования применяются обычаи делового оборота. При этом в зарубежных странах обычай рассматривается преимущественно как договорное условие.
Особое место в ряду международных обычаев занимают документы международных организаций, в которых кодифицированы, унифицированы международные обычаи, — Международные правила толкования торговых терминов — INCOTERMS, Унифицированные правила для документарных аккредитивов.
Сущность этих документов не сводится ни к обычаям, ни к общим условиям договора. Их специфика состоит в следующем: 1)документы исходят от международных организаций; 2)формируются на основе обычных норм, т.е. сложившейся практики; 3)международная организация может вносить в эти документы • не применявшиеся ранее положения, использование которых будет влиять на практику международной торговли; 4)в указанных документах прямо установлено, что они имеют факультативный характер и применяются при наличии ссылки на них в договоре, хотя на практике нередки случаи применения их и без такой ссылки.
10. Унификация норм международного частного права: понятие и виды. Роль международных организаций в процессе унификации
Унификация права - создание одинаковых единообразных норм во внутреннем праве разных государств.
Поскольку в процессе унификации участвуют различные государства.
Унификация - сотрудничество государств, направленное на создание, изменение и прекращение одинаковых норм.
Особенность закл. в том, что это правотворческий процесс, который происходит одновременно в двух правовых системах: в м/н праве и во внутреннем праве разных государств.
Этот процесс охватывает практически все отрасли внутреннего права: УП, УПП, КП, но наибольших результатов этот процесс достиг в МЧП.
Это объясняется:
4. МЧП рассм. отношения между гражданами различных государств,
5. национальное право не всегда способно урегулировать отн. с иностранным элементом.
Виды:
1. В зависимости от способа правового регулирования:
А. Унификация коллизионного права. Напр., Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г. (РФ явл. участницей), Гаагская конвенция о праве применимом к алиментным обязательствам 1956 г.
Б. Унификация материального права. Напр., Венская конвенция ООН о м/н купле продаже товара 1980 г., Оттавская конвенция о м/н финансовом лизинге 1988 г.
В. Смешанная унификация. Напр., Бернская конвенция об охране литературных и худ. произведений 1986 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.
2. По предметному критерию:
А. Права собственности
Б. Транспортного права
В. Семейного права
Г. Гражданского процессуального
В процессе унификации в области внешнеэкономических отн. б. принята Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в м/н купле продажи 1974 г., Конвенция о праве применимом к договорам м/н купли продажи товара 1986 г.
Результаты не велики в области наследственных отношений.
Договоры о правовой помощи содержат унифицированные нормы по гражданскому процессу. Вопросы подсудности, суд. поручений, а т. признания и исполнения суд. решений.
3. В зависимости от классификации м/н договоров.
А. Универсальная. Предназначена для всех государств.
Б. Региональная. Осуществляется в пределах ограниченного круга государств, напр. государств опр. региона, географического района.
В. Двусторонняя. Между двумя договаривающимися государствами.
Результаты региональной и двусторонней унификации явл. высокими.
В универсальных договоров решаются вопросы, касающиеся эк. связей, транспорта, труд. отношений, инвестиций и патентного права.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОБЛАСТИ УНИФИКАЦИИ.
Подразделяются на две группы:
1. Основные
Комиссия ООН по праву м/н торговли (ЮНСИТРАЛ)
Задачи:
1) подготовка новых м/н конвенций,
2) подготовка типовых и единообразных законов в области права м/н торговли,
3) содействие кодификации м/н торговых обычаев,
4) сбор, а т. распространение инфо в области м/н торговли.
Направления работы:
ü м/н купля продажа товаров,
ü м/н платежи,
ü м/н коммерческий арбитраж.
На основании проектов б. приняты след. конвенции:
Конвенция ООН о договорах м/н купли продажи товаров 1980 г.
Конвенция ООН об исковой давности в м/н купле продажи товара 1974 г.
Гаагская конференция по международному частному праву
Это межправительственная орг., задачей которой явл. унификация норм МЧП. Первая сессия б. созвана Правительством Нидерландов по инициативе голландского юриста - Ассера. В данной конференции участвовали 13 гос., в т.ч. РФ.
Всего состоялось 18 сессий.
В 1951 г. б. принят постоянный статут, а в 1955 г. он вступил в силу.
Основные направления работы:
3) м/н гр. процесс,
4) м/н купля продажа,
5) семейные отн.,
6) наследственные отн.
Конвенция, отменяющая требования легализации ино официальных документов 1961 г.
Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)
Основан в 1926 г. в качестве вспомогательного органа, а в 1940 г. б. заключен м/н договор, утвердивший статут УНИДРУА.
Целью явл. изучение путем гармонизации, а т. согласование частного права различных гос., разработка единообразных норм в сфере частного права.
Наиболее важным документом явл. Принципы м/н коммерческих договоров 1994 г. Они применяются, если стороны об этом договорились.
2. Дополнительные
м/н орг. труда
и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.