СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В случае, если плательщик не выполнил или ненадлежащим образом исполнил налоговое обязательство, со стороны налоговых и таможенных органов к нему применяются определенные меры, которые гл. 5 НК РБ определены как способы обеспечения исполнения налогового обязательства. К таким способам относятся: залог имущества; поручительство; пеня; приостановление операций по счетам в банке; арест имущества. Перечисленные юридические конструкции используются в гражданских правоотношениях.

К залогу, как способу обеспечения исполнения налогового обязательства, прибегают в случае изменения сроков исполнения налоговых обязательств. Залог имущества в налоговом праве возникает в силу договора, заключаемого между налогоплательщиком и налоговым органом.

По тому же основанию прибегают к поручительству, оформляемому также письменным договором между поручителем и налоговым органом. Поручитель отвечает перед налоговым органом в том же объеме, что и плательщик.

Налоговые органы не вправе в бесспорном порядке списывать с поручителей суммы задолженностей по налогам. Это можно сделать только на основании решения суда.

В случае исполнения налогового обязательства в более поздние, чем установлено законом, сроки у плательщика возникает дополнительное налоговое обязательство в виде уплаты пе́ни. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в процентном отношении к неуплаченной сумме налога. Размер процента равен 1/360 ставки (однодневная ставка) рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Не допускается уплата (взыскание) пени до момента, пока полностью не исполнено основное налоговое обязательство.

Вопрос об отнесении пени к обеспечительным мерам является спорным, поскольку к пени могут быть применены те же способы обеспечения, что и по основному долгу.

Приостановление операций по счетам плательщика в банке, как способ обеспечения, применяется только в налоговом праве. Под этим способом понимаются действия налоговых и таможенных органов, ограничивающие право плательщика распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в банке.

Решение о приостановлении операций принимает руководитель налогового органа, а исполняется банком, получившим соответствующее указание.

Кодекс устанавливает три основания для принятия такого решения: неисполнение плательщиком налогового обязательства в установленный срок; непредставление в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов); непредставление плательщиком документов, необходимых налоговым органам для проведения проверок.

Арест имущества в налоговом праве означает ограничение прав плательщиков в отношении принадлежащего ему имущества. НК РБ (ст. 54) устанавливает не полное ограничение его прав, а такое, при котором плательщик вправе владеть и пользоваться имуществом с разрешения и под контролем налогового органа. Арест налагается не на все имущество, а только на ту его часть, которой достаточно для погашения неисполненного налогового обязательства.

Арест имущества применяется при наличии одного из двух оснований: неисполненное в установленный срок налоговое обязательство; наличие у налоговых органов оснований полагать, что плательщик намерен скрыться сам или скрыть свое имущество.

Основаниями для снятия ареста являются прекращение налогового обязательства в связи с полным погашением сумм недоимки, пени и финансовых санкций.

Статья 49. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней

1. Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:

1.1. залогом имущества;

1.2. поручительством;

1.3. пенями;

1.4. приостановлением операций по счетам, электронным кошелькам в банке;

Арестом имущества.

2. Уплата пеней обеспечивается способами, указанными в подпунктах 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 пункта 1 настоящей статьи.

3. В части обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании.

Статья 50. Залог имущества

1. В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена залогом.

2. Договор о залоге имущества заключается между залогодателем – плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). К договору о залоге применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.

3. Залогодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.

Статья 51. Поручительство

1. В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена поручительством.

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней. К договору поручительства применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины), пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).

3. Порядок и условия применения поручительства в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Статья 52. Пени

1. Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

3. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины), если иное не предусмотрено частью второй настоящего пункта.

Если согласно налоговой декларации (расчету) с внесенными изменениями и (или) дополнениями или по результатам проверки сумма налога, сбора (пошлины) подлежит доплате, а ранее уплаченная сумма этого налога, сбора (пошлины) превышает сумму, исчисленную в ранее представленной налоговой декларации (расчете), и сумма такого превышения была зачтена в счет предстоящих платежей по налогам, сборам (пошлинам), пеням или возвращена плательщику (иному обязанному лицу), на суммы налогов, сборов (пошлин) в размере этого превышения пени начисляются со дня, следующего за днем проведения такого зачета (возврата).

31. Пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов.

Положение части первой настоящего пункта прекращает применяться через десять календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом.

32. Пени не начисляются на суммы государственной пошлины, подлежащие уплате плательщиками, указанными в абзаце третьем статьи 248 настоящего Кодекса.

4. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Расчет пеней производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (ННО x КД x СР) / (360 x 100), где:

П – размер пеней, начисленных в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;

ННО – размер неисполненного налогового обязательства в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства, определенный с учетом положений части второй пункта 3 настоящей статьи в случаях, установленных настоящей статьей;

КД – количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) соответствующей суммы налога, сбора (пошлины) либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;

СР – ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

5. Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

6. После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.