Безработица - социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффективно использовать один из важнейших факторов производства - труд.
Причины безработицы - падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.
Основные формы безработицы - фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.
Фрикционная безработица охватывает работников, ищущих или ждущих получения работы в ближайшее время или в будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место. Такая безработица длится от 1 до 3 месяцев; ее существование неизбежно, поскольку это естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями.
Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географическим распределением рабочих мест.
Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли экономики постепенно отмирают, исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли, следовательно, изменяется структура спроса на рабочую силу.
Циклическая безработица вызвана спадом производства, затрагивает все сферы и отрасли экономики и может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода.
Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса нарабочую силу взависимости от времени года, обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.
Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением, охватывает наиболее профессионально не подготовленную часть трудовых ресурсов. Это, как правило, разорившиеся предприниматели, бывшие домохозяйки, неквалифицированные рабочие и др. Такая безработица может длиться годами. Ее представители, существуя на пособия или случайные заработки, бродяжничают, нищенствуют, постепенно превращаются в люмпенов и опускаются на социальное дно. Они могут получить постоянную работу только в последнюю очередь, когда экономика находится на стадии подъема и рабочая сила становится остродефицитной.
Последствия безработицы
Социальные последствия безработицы
- положительные: повышение социальной ценности рабочего места (люди держатся за работу, относятся к ней ответственнее); увеличение свободного времени; повышение социальной значимости труда.
- отрицательные: обострение криминогенной обстановки; усиление социальной напряженности; рост количества физических и психологических заболеваний; снижение трудовой активности.
Экономические последствия безработицы
- положительные: создание резерва рабочей силы; повышение конкурентности работников (что является стимулом к развитию профессиональных качеств); возможность обучения за счет службы занятости населения
- отрицательные: обесценивание профессионального образования; затраты на помощь безработному; снижение уровня жизни; снижение национального дохода (снижение налоговых поступлений)
Психологические последствия безработицы
- изменение стиля жизни, изменение отношений с окружающими, усиление тревожно-депрессивных настроений, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение.
- численность безработных постоянно меняется и нельзя полагаться на достоверность официальных данных (много людей ищут работу самостоятельно и не зарегистрированы в службах занятости).
Необходимость сокращения безработицы
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, выявление ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности и обществу, препятствуют стабилизации экономики страны и дальнейшему развитию реформ. Необходимо сокращать безработицу, так как она наносит огромный ущерб работникам, работодателям, экономики и обществу в целом.
Безработица, значительно превышающая естественный уровень, приводит к ряду негативных последствий. Главная цена безработицы – невыпущенная продукция. Следовательно, безработица оказывает влияние на ВНП. Связь между ВНП и безработицей выражена математически в законе Оукена.
Закон Оукена гласит: превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем на 1% приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным на 2,5%. На основе данного закона можно определить потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
В случае высокой безработицы правительство должно принимать меры, направленные на стимулирование роста производства и увеличение спроса на труд:
–стимулировать развитие малого бизнеса;
–использовать политику дешевых денег;
–расширять практику общественных работ;
–стимулировать инвестиции в развитие экономики в целом и повышение квалификации работников в частности
и т.д.
Уровень безработицы, как правило, различен в разных областях, сферах деятельности и у различных групп населения.
49. Уровень жизни: сущность, показатели. Прожиточный минимум и способы его определения.
Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени[1].
Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.
Уровень жизни населения — представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.
Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.
Основными показателями качества жизни населения являются:
· доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
· качество питания(калорийность, состав продуктов);
· качество и модность одежды;
· комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
· качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);
· качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
· качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
· качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
· качество сферы обслуживания;
· качество окружающей среды, структура досуга;
· демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
· безопасность (число зарегистрированных преступлений).
Прожиточный минимум — это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей лица.
Прожиточный минимум, социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.
Данный показатель является базовым государственным социальным стандартом, на основании которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования.
Определение прожиточного минимума производится согласно 5 методам:
1. Статистический метод предусматривает установление прожиточного минимума на уровне 10-20% доходов наименее обеспеченных граждан государства. Этот метод применяется в государствах с высоким уровнем доходов граждан.
2. Субъективный или социологический подход базируется на данных социологических опросов о необходимом минимальном доходе. Результаты такого метода не могут быть подкреплены реальными экономическими возможностями государства, но он выражает настоящие потребности людей
. 3. Ресурсный метод исходит из возможности экономики обеспечивать прожиточный минимум, он применяется в высокоразвитых странах.
4. Комбинированный метод сочетает в себе несколько методов.
5. На практике чаще применяется нормативный метод, который заключается в установлении стоимостной величины прожиточного минимума через минимальную потребительскую корзину. Каждое государство имеет свои особенности формирования минимальной потребительской корзины.
Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, а именно для: — детей в возрасте до 6 лет; — детей в возрасте от 6 до 18 лет; — трудоспособных лиц; — нетрудоспособных лиц.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.