Подбор и изучение источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После выбора темы и составления плана выполнения курсовой работы студент самостоятельно составляет список использованных источников для выполнения курсовой работы.

Главной целью этого этапа является поиск специализированной литературы по избранной теме. Одним из самых сложных моментов, поскольку студент за достаточно короткий промежуток времени (как правило, 2 месяца) должен изучить большое количество информации, в которой раскрывается сущность конкретной проблематики. Наиболее оптимальным вариантом является использование периодических источников за ближайшее время, где авторы обобщают научные разработки, реализованные предыдущими поколениями ученых, и представляют собственные результаты. В процессе поиска литературы, прежде всего, следует ориентироваться на источники, рекомендованные для изучения дисциплины и самостоятельной работы студентов.

В процессе глубокого ознакомления выбранной литературы студент обязательно столкнется с проблемой расхождения во мнениях разных авторов по одному и тому же вопросу. Авторы зачастую абсолютизируют полученные результаты своих исследований. В этом отношении очень важно найти компромисс, поскольку истина лежит где-то посередине между двумя крайностями. В этом поле как раз и начинается работа студента, т.е., обобщив результаты исследований разных авторов, он пытается установить между ними связь и дополнить своим отношением на базе предпринятых расчетов, построения графиков, таблиц, моделей, схем. Даже если результаты студента и других авторов мало будут отличаться, достигнутая разница и есть основная цель научной работы. При этом студенту при изложении своего мнения следует избегать таких выражений, как «я считаю», «я полагаю», «по-моему», «по моему мнению», «по нашему мнению», «мы считаем», которые соответствуют западному стилю написания научных работ, поскольку в романо-германских языках меньше стилистических возможностей, чем в русском языке. Кроме того, такие выражения больше соответствуют публицистическому, журналистскому и беллетристскому стилям, которые неприемлемы в научной литературе, где не требуется описывать художественную часть произведения или литературных героев, их внешность и характер, которые вносят в текст эмоции человека. Эмоциональные средства выражения противоположны рациональному, научному, логическому стилю. Поэтому вместо перечисленных фраз следует использовать, например, следующие выражения: «в работе утверждается, что…», «следует констатировать следующее…», «делается вывод о том, что…», «следует отметить, что…». В тексте курсовой работы не следует также пользоваться такими вводными выражениями, как «дело в том, что…» или «так называемый» (любое понятие и любая категория в экономике имеет название, которое не требует написания его в кавычках).

При использовании статей современной коммерческой литературы (например, журналы «КоммерсантЪ», «Forbes», «Эксперт»), где в виде прямой речи отражаются мнения разных авторов с указанием должности, места работы, фамилии, имени и отчества или только имени и фамилии, форм обращения (например, господин), необходимо абстрагироваться от этих данных и формулировать только сущность конкретного высказывания, обязательно приводя ссылку на источник. Информация, особенно цифровая и графическая, должна содержать ссылку на первоисточник.

При изучении накопленного объема материалов по выбранной теме курсовой работы студенту следует отступать от политических заявлений государственных деятелей, поскольку они искажают экономическую реальность и чаще всего служат удовлетворению целей предвыборной кампании, когда необходима поддержка населения. Студенту необходимо помнить, что политика является бесплодной сферой деятельности, тогда как экономика направлена на решение основных вопросов воспроизводства продукта, достижение стабильности темпов экономического роста, сокращения темпов инфляции, низкий уровень безработицы, положительное сальдо платежного баланса.

Студенту следует пользоваться и Интернет-источниками, поскольку здесь можно найти самые свежие данные. Особенный интерес в Интернете представляют опубликованные статьи, учебники в формате pdf, поскольку в них содержится постраничная нумерация и другие необходимые данные, указывающие на авторское происхождение и редакционно-издательские реквизиты. В целом, при подборке литературы необходимо пользоваться общим принципом: источник не должен быть старше 5-ти лет. Такое ограничение не означает, что студент не должен читать работы классиков Адама Смита, Карла Маркса или Джона Мейнарда Кейнса. Основная причина таких жестких рамок состоит в том, что современная мировая экономика – настолько быстро меняющийся феномен, что положения и выводы более ранних авторов противоречат действительности, а студент (в силу неполного приобретения знаний, компетенций, опыта, которые он получит по окончании курса) пока не может вычленять из более ранних трудов применимый в нынешних исторических условиях опыт.

В процессе составления списка необходимо изучить следующие источники:

1) документы и отчеты Организации экономического сотрудничества и развития, Мирового банка, Всемирной торговой организации, ООН, МВФ.

2) документы и отчеты Конференции по торговле и развитию при ООН (ЮНКТАД), такие как World Investment Report (Отчет о мировых инвестициях), журнал Transnational Corporations (Транснациональные корпорации);

3) отчеты о финансовом состоянии предприятий, банков, финансовых компаний.

Общий список использованных источников должен содержать не менее 10 наименований, не менее 60% из которых должны быть изданы в последние пять лет.

Не менее 40% использованных источников обязательно должны быть упомянуты в тексте курсовой работы, т.е. по тексту работы должны быть оформлены ссылки на используемые источники.

 

Структура курсовой работы

Составными элементами структуры курсовой работы являются: введение, основная часть (3 главы), заключение, список использованных источников, приложения.

Введение[1]

Введение является теоретико-методологической частью, в которой студент должен раскрыть актуальность темы и причины, побудившие его выбрать данную тему, степень ее разработанности в настоящее время – с указанием основных научных источников, описать объект и предмет исследования, цели и задачи, которые ставит перед собой обучающийся, методы исследования. Оговаривается временной период, круг проблем, подлежащих исследованию, на каком материале написана работа. Целесообразно во введении указать виды самостоятельной работы, которые выполнил студент. Введение не должно быть большим по объему.

 

Во введении необходимо:

1) обосновать актуальность избранной темы, т.е. освещение актуальности не должно быть многословным, не стоит начинать ее описание издалека. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность выбранной темы.

2) от доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в связи с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (описать, рассмотреть, проанализировать, установить, выяснить и т.д.).

3) далее формулируется объект исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. И предмет исследования - уменьшает объём сферы знаний, заданных объектом. Студент  не занимается тщательнейшим изучением всего объекта, а заостряет внимание на отдельных его частях, параметрах и процессах, имеющих для него наибольшее значение. Например, в теме «Международное движение капитала и место России в этом процессе» объектом исследования является международное движение капитала, а предметом исследования являются закономерности в сфере международного движения капитала в России. Целью в этом случае является выявление особенностей международного движения капитала между Россией и зарубежными странами на современном этапе, выявление проблем в этой области и определение путей их решения.

4) привести литературный обзор, т.е. представить авторов, занимающихся исследованием вопросов по проблематике избранной темы, и обозначить их вклад в разработку данного научного направления;

5) привести теоретическую базу работы, под которой понимаются труды российских и зарубежных исследователей по избранной тематике, нормативно-правовые акты, законы и подзаконные акты, определяющие институциональные рамки поведения экономических субъектов;

6) охарактеризовать методологическую базу работы, т.е. перечислить методы, которые были использованы при проведении исследования. Наиболее приемлемые методы исследования в курсовой работе: наблюдение, сравнение, анализ, эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному;

7) привести данные об апробации результатов работы; апробация предполагает участие в научных конференциях и опубликование статей или тезисов в печати.

Основная часть[2] работы должна быть представлена тремя главами в рамках сложного плана и выводами в конце каждой главы.

Показателем качества проведенного исследования является анализ источников литературы по данной проблеме и определение основных подходов к решению имеющихся проблем. Логику изложения первой главы целесообразно построить по схеме «от общего к частному». Поэтому удобно разбить каждую главу курсовой работы на 2–3 раздела. Следует стремиться, чтобы тема последнего раздела каждой главы были близки с темой последующей главы.

Первая глава должна содержать критический обзор научной и деловой литературы по теме исследования. В ней должны найти отражение теоретические вопросы, касающиеся сущности предмета исследования, его роли в мировой экономике, а также исторический опыт и международная практика.

Во второй главе осуществляется количественный и качественный (логический) анализ статистических данных и данных из иных источников (публикаций). Основным итогом исследований по второй главе должны стать выявленные закономерности в виде укрупненных численных моделей поведения исследуемых параметров изучаемой экономической системы. В выводах по второй главе следует сосредоточиться на результатах проведенного комплексного анализа (качественного, количественного и по возможности многостороннего) исследуемой темы в ее прикладном аспекте. Важно, чтобы эти выводы послужили основой для выработки (в третьей главе) предложений по решению выявленных проблем

В содержании третьей главы следует отразить современное состояние предмета курсовой работы на конкретных примерах, относящихся к объектной области исследования, дать предложения и оценку перспектив развития. Доказательность авторской позиции должна быть подкреплена конкретными практическими примерами и обоснована с помощью экономических расчетов или концептуальных сценариев.

В качестве дополнения отметим один из возможных вариантов структуризации излагаемого материала в разрезе глав: ретроспектива – современное состояние – перспективы на будущее. Отметим также, что в курсовой работе по дисциплине «Мировая экономика» пристальное внимание должно быть уделено сопоставлениям между развивающимися и развитыми странами и странами с формирующимися рынками с особым упором (в третьей главе) на проблемы экономического развития в Российской Федерации.

Заключение[3] представляет собой изложение результатов исследования и обобщённых выводов, полученных в ходе исследования. Студент должен изложить собственную позицию по спорным вопросам, дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.

В заключении приводится отчет о достигнутых цели и задачах, поставленных во введении, выводах и результатах работы.

В курсовой работе возможно наличие приложений, в которых размещаются: анкета, бланк интервью, графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст.

Материал, включенный в приложения к курсовой работе, в общий объем работы не включается.

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 165.