Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения подразделяется на:
• плату за допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ;
• плату за выбросы загрязняющих веществ, превышающих допустимые нормативы.
Плата за допустимые нормативы выброса загрязняющих веществ определяется по одному из следующих методов:
• в расчете на количество передвижных источников загрязнения;
• в расчете на количество (массу) загрязняющих веществ, выбрасываемых передвижными источниками загрязнения.
Выбор метода расчета платы по видам природопользователей с учетом возможностей получения достоверных данных для ее определения производится территориальными природоохранными органами и по его представлению утверждается решением органа исполнительной власти. Для воздушных судов и подвижного состава железнодорожного транспорта используется только метод расчета платы по массе загрязняющих веществ.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками в расчете на количество израсходованного топлива определяется путем умножения – соответствующих удельных нормативов платы на количество израсходованного топлива, на коэффициенты индексации платы, экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе и суммирования полученных произведений по видам топлива:
Пн тр = Yе ∙ Кинд ∙ Те ∙ Кэ атм, (1)
где Пн тр – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, р.; Yе – удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т е-того вида топлива, р./т (приложение 1); Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение; Те – количество е-того вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т; Кэ атм – коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе.
Удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании различных видов топлива, определяется как средневзвешенное ее значение для оксидов углерода и азота, углеводородов, сажи, соединений свинца и диоксида серы, содержащихся в отработавших газах при сжигании 1 т топлива передвижным источником, техническое состояние которого соответствует установленным стандартам.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников определяется путем умножения норматива платы за единицу передвижного источника загрязнения на их количество, на коэффициенты индексации платы , экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе и суммирования полученных произведений по типам передвижных источников загрязнения:
Пн тр = Нтр j ∙ Nj ∙ К инд ∙ Кэ атм, (2)
где Пн тр – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников, р./год ; Нтр j – норматив платы за единицу j-того типа передвижного источника загрязнения, р./год (приложение 4); Nj – количество j-того типа передвижных источников загрязнения; К инд – коэффициент индексации платы.
Количество единиц j- того типа транспортного средства определяется:
• при исчислении платы за год – как среднее арифметическое число единиц передвижных источников j-того типа, находящихся на балансе природопользователя на начало года, на конец года и на внутригодовые квартальные даты;
• при исчислении платы за квартал – как среднее арифметическое число единиц передвижных источников загрязнения j-того типа, находящихся на балансе природопользователя на начало и конец квартала.
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на их количество (массу) определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения при работе и эксплуатации передвижных источников загрязнения в соответствии с установленными техническими стандартами, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:
Пн атм = Снi атм ∙ М i атм ∙ К инд, (3)
(при Мi атм < Мнi атм)
где Пн атм – плата за выбросы ЗВ в размерах , не превышающих допустимые нормативы выбросов, р.; Снi атм – ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в границах предельно-допустимых нормативов выбросов, р./т; М i атм – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; Мнi атм – выброс i-го загрязняющего вещества при работе и эксплуатации передвижного источника загрязнения в соответствии со стандартами.
Снi атм = Нбнi атм ∙ Кэ атм, (4)
где Нбнi атм – базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах , не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, р./т; Кэ атм – коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе.
Превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ определяется по результатам контроля соответствия передвижных источников загрязнения (транспортных средств ) требованиям стандартов , регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработанных газах в условиях эксплуатации.
Контроль соответствия передвижных источников загрязнения требованиям стандартов осуществляется территориальными природоохранными органами и специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.
Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные природоохранные органы.
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в расчете на количество израсходованного топлива определяется путем умножения соответствующих удельных нормативов платы на средний (дневной, месячный) расход топлива, на коэффициенты индексации платы , экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе, на долю не соответствующих требованиям стандартов передвижных источников загрязнения, на период времени превышения допустимых выбросов и суммирования полученных произведений по видам топлива с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:
Псн тр = 5 ∙ Ye ∙ Тсред ∙ Кинд ∙ Кэ атм ∙ dj ∙ Д, (5)
где Псн тр – плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения, р.; Тсред– средний расход этого вида топлива, т/день (т/месяц ); dj – доля передвижных источников загрязнения j-го типа, не соответствующих стандартам, которая определяется из соотношения количества передвижных источников загрязнения, не соответствующих требованиям стандартов к проверенному их количеству; Д – период времени превышения допустимых выбросов загрязняющих веществ (дни, месяцы).
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников загрязнения определяется путем умножения норматива платы за единицу передвижного источника загрязнения на их количество, на коэффициенты индексации платы, экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе, на долю не соответствующим требованиям стандартов передвижных источников загрязнения, на период времени превышения допустимых выбросов и суммирования полученных произведений по типам передвижных источников загрязнения с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:
Псн тр = 5 ∙ Нтрj ∙ Nj ∙ Кэ атм ∙ К инд ∙ dj ∙ Д
или
Псн тр = 5 Пн транс ∙ dj ∙ Д (6)
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в расчете на их количество (массу) определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину превышения фактической массы выбросов над допустимой в соответствии с установленными стандартами, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:
Псн тр = 5 ∙ Снi атм ∙ (Мi атм – Мнi атм) ∙ Кинд (7)
(при Мi атм >Мнi атм)
Общая сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками определяется суммированием ее составляющих:
Птр = Пн тр + Псн тр. (8)
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г., нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками рассчитываются только по количеству израсходованного вида топлива.
Пример 1. На балансе предприятия г. Воронежа на конец отчетного 2009 года числятся транспортные средства, шт.:
легковые автомобили – 12;
грузовые автомобили: с бензиновым ДВС – 7;
с дизельным ДВС – 3;
автобусы: с бензиновым ДВС – 3;
с дизельным ДВС – 2 ;
строительно-дорожные машины – 5;
тепловозы: грузовые – 2;
маневровые – 1.
Рассчитать плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения.
Нормативы платы даны в приложении 1. При решении задачи необходимо заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа источника)
Тип транспортного средства (передвижного источника) | Кол-во, шт | Норматив платы, руб./год | Ставка платы, руб./год | Сумма, руб. |
Легковые автомобили | ||||
Грузовые автомобили: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС | ||||
Автобусы: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС | ||||
Строительно-дорожные машины и сельскохозяйственная техника | ||||
Тепловозы: Пассажирские Грузовые Маневровые | ||||
ИТОГО: |
Пример 2. На предприятии, расположенном в рабочем поселке на территории Воронежской обл. суммарный расход топлива за отчетный 2009 год составил, т (м3)
бензин неэтилированный – 5
дизельное топливо – 28
сжатый природный газ – 19
керосин – 6
сжиженный газ – 30
Рассчитать плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения. Нормативы платы за 2009 г. даны в приложении 2. При решении задачи необходимо заполнить таблицу 2.
Таблица 2
Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа топлива)
Вид топлива | Расход топлива, т/год | Норматив платы, руб./год | Ставка платы, руб./год | Сумма, руб. |
Бензин неэтилированный | ||||
Дизельное топливо | ||||
Сжатый природный газ | ||||
Сжиженный газ | ||||
Керосин | ||||
ИТОГО: |
Приложение 1
Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа источника) на 2009 г.
Тип транспортного средства (передвижного источника) | Норматив платы за загрязнение природной среды за одно транспортное средство, руб./год |
Легковые автомобили | 2,7 |
Грузовые автомобили: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС | 4,0 2,5 |
Автобусы: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС | 4,0 2,5 |
Строительно-дорожные машины и сельскохозяйственная техника | 0,5 |
Тепловозы: Пассажирские Грузовые Маневровые | 16,2 21,4 2,5 |
Приложение 2
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) на 2009г.
Вид топлива | Единица измерения | Нормативы платы за 1 единицу измерения |
Бензин неэтилированный | тонна | 1,3 |
Дизельное топливо | тонна | 2,5 |
Сжатый природный газ | тонна | 2,5 |
Сжиженный газ | Тыс.кум.метров | 1,2 |
Керосин | тонна | 1,2 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.