Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения подразделяется на:

• плату за допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ;

• плату за выбросы загрязняющих веществ, превышающих допустимые нормативы.

Плата за допустимые нормативы выброса загрязняющих веществ определяется по одному из следующих методов:

• в расчете на количество передвижных источников загрязнения;

• в расчете на количество (массу) загрязняющих веществ, выбрасываемых передвижными источниками загрязнения.

Выбор метода расчета платы по видам природопользователей с учетом возможностей получения достоверных данных для ее определения производится территориальными природоохранными органами и по его представлению утверждается решением органа исполнительной власти. Для воздушных судов и подвижного состава железнодорожного транспорта используется только метод расчета платы по массе загрязняющих веществ.

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками в расчете на количество израсходованного топлива определяется путем умножения – соответствующих удельных нормативов платы на количество израсходованного топлива, на коэффициенты индексации платы, экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе и суммирования полученных произведений по видам топлива:

Пн тр = Yе ∙ Кинд ∙ Те ∙ Кэ атм,                                   (1)

где Пн тр – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, р.; Yе – удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 т е-того вида топлива, р./т (приложение 1); Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение; Те – количество е-того вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, т; Кэ атм – коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе.

Удельный норматив платы за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании различных видов топлива, определяется как средневзвешенное ее значение для оксидов углерода и азота, углеводородов, сажи, соединений свинца и диоксида серы, содержащихся в отработавших газах при сжигании 1 т топлива передвижным источником, техническое состояние которого соответствует установленным стандартам.

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников определяется путем умножения норматива платы за единицу передвижного источника загрязнения на их количество, на коэффициенты индексации платы , экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе и суммирования полученных произведений по типам передвижных источников загрязнения:

Пн тр = Нтр j ∙ Nj ∙ К инд ∙ Кэ атм,                                     (2)

где Пн тр – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников, р./год ; Нтр j – норматив платы за единицу j-того типа передвижного источника загрязнения, р./год (приложение 4); Nj – количество j-того типа передвижных источников загрязнения; К инд – коэффициент индексации платы.

Количество единиц j- того типа транспортного средства определяется:

• при исчислении платы за год – как среднее арифметическое число единиц передвижных источников j-того типа, находящихся на балансе природопользователя на начало года, на конец года и на внутригодовые квартальные даты;

• при исчислении платы за квартал – как среднее арифметическое число единиц передвижных источников загрязнения j-того типа, находящихся на балансе природопользователя на начало и конец квартала.

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в расчете на их количество (массу) определяются путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения при работе и эксплуатации передвижных источников загрязнения в соответствии с установленными техническими стандартами, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ:

Пн атм = Снi атм ∙ М i атм ∙ К инд,                                (3)

(при Мi атм < Мнi атм)

где Пн атм – плата за выбросы ЗВ в размерах , не превышающих допустимые нормативы выбросов, р.; Снi атм – ставка платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в границах предельно-допустимых нормативов выбросов, р./т; М i атм – фактический выброс i-го загрязняющего вещества, т; Мнi атм – выброс i-го загрязняющего вещества при работе и эксплуатации передвижного источника загрязнения в соответствии со стандартами.

Снi атм = Нбнi атм ∙ Кэ атм,                                       (4)

где Нбнi атм – базовый норматив платы за выброс 1 т i-го загрязняющего вещества в размерах , не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, р./т; Кэ атм – коэффициент экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе.

Превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ определяется по результатам контроля соответствия передвижных источников загрязнения (транспортных средств ) требованиям стандартов , регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработанных газах в условиях эксплуатации.

Контроль соответствия передвижных источников загрязнения требованиям стандартов осуществляется территориальными природоохранными органами и специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.

Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные природоохранные органы.

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в расчете на количество израсходованного топлива определяется путем умножения соответствующих удельных нормативов платы на средний (дневной, месячный) расход топлива, на коэффициенты индексации платы , экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе, на долю не соответствующих требованиям стандартов передвижных источников загрязнения, на период времени превышения допустимых выбросов и суммирования полученных произведений по видам топлива с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:

Псн тр = 5 ∙ Ye ∙ Тсред ∙ Кинд ∙ Кэ атм ∙ dj ∙ Д,                            (5)

где Псн тр – плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения, р.; Тсред– средний расход этого вида топлива, т/день (т/месяц ); dj – доля передвижных источников загрязнения j-го типа, не соответствующих стандартам, которая определяется из соотношения количества передвижных источников загрязнения, не соответствующих требованиям стандартов к проверенному их количеству; Д – период времени превышения допустимых выбросов загрязняющих веществ (дни, месяцы).

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в расчете на количество передвижных источников загрязнения определяется путем умножения норматива платы за единицу передвижного источника загрязнения на их количество, на коэффициенты индексации платы, экологической ситуации и значимости атмосферного воздуха в данном регионе, на долю не соответствующим требованиям стандартов передвижных источников загрязнения, на период времени превышения допустимых выбросов и суммирования полученных произведений по типам передвижных источников загрязнения с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:

Псн тр = 5 ∙ Нтрj ∙ Nj ∙ Кэ атм ∙ К инд ∙ dj ∙ Д

или

Псн тр = 5 Пн транс ∙ dj ∙ Д                                       (6)

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ в расчете на их количество (массу) определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину превышения фактической массы выбросов над допустимой в соответствии с установленными стандартами, на коэффициент индексации платы и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ с последующим умножением на пятикратный повышающий коэффициент:

Псн тр = 5 ∙ Снi атм ∙ (Мi атм – Мнi атм) ∙ Кинд               (7)

(при Мi атмнi атм)

Общая сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками определяется суммированием ее составляющих:

Птр = Пн тр + Псн тр.                                                (8)

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003г., нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками рассчитываются только по количеству израсходованного вида топлива.

 

Пример 1. На балансе предприятия г. Воронежа на конец отчетного 2009 года числятся транспортные средства, шт.:

легковые автомобили – 12;

грузовые автомобили: с бензиновым ДВС – 7;

 с дизельным ДВС – 3;

автобусы: с бензиновым ДВС – 3;

 с дизельным ДВС – 2 ;

строительно-дорожные машины – 5;

тепловозы: грузовые – 2;

маневровые – 1.

Рассчитать плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения.

Нормативы платы даны в приложении 1. При решении задачи необходимо заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа источника)

Тип транспортного средства (передвижного источника) Кол-во, шт Норматив платы, руб./год Ставка платы, руб./год Сумма, руб.
Легковые автомобили        
Грузовые автомобили: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС        
Автобусы: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС        
Строительно-дорожные машины и сельскохозяйственная техника        
Тепловозы: Пассажирские Грузовые Маневровые        
ИТОГО:        

 

Пример 2. На предприятии, расположенном в рабочем поселке на территории Воронежской обл. суммарный расход топлива за отчетный 2009 год составил, т (м3)

бензин неэтилированный – 5

дизельное топливо – 28

сжатый природный газ – 19

керосин – 6

сжиженный газ – 30

Рассчитать плату за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников загрязнения. Нормативы платы за 2009 г. даны в приложении 2. При решении задачи необходимо заполнить таблицу 2.

Таблица 2

Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа топлива)

Вид топлива Расход топлива, т/год Норматив платы, руб./год Ставка платы, руб./год Сумма, руб.
Бензин неэтилированный        
Дизельное топливо        
Сжатый природный газ        
Сжиженный газ        
Керосин        
ИТОГО:        

 

Приложение 1

Плата за выброс загрязняющих веществ от передвижных источников (в зависимости от типа источника) на 2009 г.

Тип транспортного средства (передвижного источника) Норматив платы за загрязнение природной среды за одно транспортное средство, руб./год
Легковые автомобили 2,7
Грузовые автомобили: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС   4,0 2,5
Автобусы: С бензиновым ДВС С дизельным ДВС   4,0 2,5
Строительно-дорожные машины и сельскохозяйственная техника 0,5
Тепловозы: Пассажирские Грузовые Маневровые   16,2 21,4 2,5

 

Приложение 2

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) на 2009г.

Вид топлива Единица измерения Нормативы платы за 1 единицу измерения
Бензин неэтилированный тонна 1,3
Дизельное топливо тонна 2,5
Сжатый природный газ тонна 2,5
Сжиженный газ Тыс.кум.метров 1,2
Керосин тонна 1,2

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.