Менеджмент: основные принципы управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Под организационной структурой управления понимается состав, взаимодействие, соподчиненность, а так же распределение работы по подразделениям и управленческим органам, между которыми формируются определенные отношения, связанные с реализацией властных полномочий, потоков распоряжений и информации.

Основой для появления и функционирования того или иного типа организационной структуры управления на предприятии, а так же залогом увеличения производительности является горизонтальное разделение труда, при котором весь объем работы разбивается на компоненты.

Пять технологий координации работы (Г.Минцберг):

· обоюдное согласование;

· контроль напрямую;

· определение стандартов рабочих процессов;

· определение стандартов выпуска;

· определение стандартов знаний и навыков

Обоюдное согласование помогает координации благодаря процессу неформального общения, когда контроль над работой осуществляется непосредственно работниками.

Контроль напрямую способствует координации в том плане, что ответственность за выполненную другими людьми работу, постановка им задач и надзор за их действиями являются обязанностями на одного человека.

Процесс работы может координироваться и без прямого контроля и взаимного согласования. Процесс труда, его исходные условия и результаты можно заранее запланировать так, чтобы они соответствовали заданным стандартам:

1) Определение стандартов рабочих процессов предполагает собой четкое программирование или определение содержания труда (подробнее об организации труда на производстве);

2) Определение стандартов выпуска предполагает четкое определение результатов работы;

3) Определение стандартов знаний и навыков (квалификации) предполагает четкое определение уровня подготовки работников, необходимого работы;

Группирование в организации способствует эффективности труда всех ее частей посредством объединения конкретных организационных единиц и должностных позиций.

Основные принципы группирования:

· функциональные (функции, знания);

· рыночные (клиент, регион, продукт).

Практический российский и мировой опыт по преобразованию оргструктуры Вы можете найти в Альманахе «Управление производством»

Интересный факт

На "ты" с руководителем[2]

Элементы процесса коммуникации[править | править код]

Можно выделить 4 базовых элемента:

· Отправитель, лицо, собирающее и передающее информацию.

· Сообщение, информация, закодированная с помощью символов.

· Канал, средство передачи информации.

· Получатель, лицо, которому адресована информация и которое её интерпретирует.

Отправитель и получатель при обмене информацией проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача состоит в составлении сообщения, которое необходимо передать по каналам связи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс далеко не легкий, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Этапы процесса коммуникации

· Зарождение идеи

· Кодирование и выбор канала

· Передача

· Декодирование

Простая модель процесса обмена информацией представлена на схеме

Зарождение идеи

Ключевая роль в процессе коммуникации у отправителя. Она заключается в формировании идеи и отбора информации, предназначенной для передачи другому или другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с идентификации себя (кто я?) в рамках данного процесса и формулировании значения или смысла того, почему и что нужно передать другому участнику. Далее отправитель кодирует свою идею.

Кодирование и выбор канала

Кодирование — это трансформирование передаваемого сообщения в послание или сигнал, который может быть передан.

Прежде чем начать передавать идею отправитель должен с помощью символов (слов, интонации или жестов) закодировать её. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Также отправитель должен выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Обмен информацией будет не эффективен, если канал связи не соответствует зародившейся идее. Желательно, чтобы выбор средства передачи сообщения не ограничивался одним каналом. Конечно, процесс передачи информации при этом усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Однако передача информации, например, с использованием средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.

Передача

На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Как только началась передача послания или сигнала, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека, его пославшего. Отправленное сообщение назад вернуть уже нельзя.

С момента передачи информации заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания её значения. Канал передает послание на приемник. Если в канале в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся. Того, кому было адресовано послание называют получателем. Это еще одна ключевая роль, выполняемая участником межличностной коммуникации для того, чтобы процесс состоялся. Роль получателя заключается не только в фиксации получения послания, но и в декодировании этого послания в понятное и приемлемое для него значение.

Декодирование[править | править код]

Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Оно включает восприятие (факт получения) послания получателем, его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял). Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

Однако есть причины, по которым получатель может придать сообщению несколько иной смысл, чем тот, который вложил отправитель.

Обратная связь и помехи[править | править код]

Перед тем как обсуждать различные препятствия на пути обмена информацией, необходимо усвоить две важные концепции — обратной связи и помех.

Обратная связь

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Обратная связь — это реакция на услышанное, увиденное или прочитанное.

При обратной связи информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Двухсторонний обмен информацией более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

Социальный контроль.

Теория X

• Среднему человеку присуща неприязнь к работе и желание по возможности избежать ее.

Менеджерам необходимо придавать особое значение продуктивности, стимулирующим схемами "честной дневной работе" и предвидеть "ограничение результатов".

· • Из-за неприязни к работе большинство людей необходимо контролировать, принуждать, направлять, подвергать наказаниям для того, чтобы цели организации были достигнуты.

· • Средний человек предпочитает, чтобы его направляли, избегает ответственности, нечестолюбив, во всем стремится к безопасности.

Теория У

· • Затраты физических и умственных усилий в работе так же естественны, как игра или отдых. В зависимости от условий работа может быть источником удовлетворения или наказания.

· • Внешний контроль — не единственное средство, заставляющее работников прикладывать усилия к работе. Люди будут осуществлять самоуправление и самоконтроль для достижения целей организации.

· • Наиболее значительным вознаграждением может оказаться самореализация, что может совпадать с целями организации.

· • Средний человек при соответствующих условиях не только стремится принимать, но и нести ответственность.

· • Многие способны вносить творческий вклад в решение проблем, что на практике не всегда имеет место.

· • Потенциал среднего человека не используется в полном объеме.

Менеджмент: основные принципы управления

· Наличие разделения труда в конкретной компании. В данном случае затрагивается вопрос разделения работы не только исполнителей, но и самих менеджеров. В качестве примера, можно привести деление менеджеров на низшее, среднее и высшее звено; менеджеров по работе с персоналом, управленцев по отдельным производственным вопросам и т.д.

· Неразрывная связь полномочий и ответственности при управлении бизнесом. Лицо, имеющее право отдавать приказы, должно нести ответственность за результат своей деятельности.

· Дисциплина и порядок как элементы, включенные в принципы и методы управления в менеджменте. Данное правило подразумевает безукоризненное исполнение действующих в организации норм и правил. При этом руководство предприятия берет на себя обязательства организовать рабочее место для каждого сотрудника.

· Принципы управления в менеджменте, безусловно, подразумевают единоначалие и единство, общность направления. Все структурные подразделения фирмы, каждый ее работник должны трудиться во благо общей, единой для всех цели. Со своей стороны, управленец обязан подготовить план работы, обрисовав планируемый результат. Реализация данного постулата подразумевает и такое правило: строгая субординация и получение работником непосредственных указаний только от одного руководителя.

· Подчинение индивидуальных интересов и целей общим (вытекает из предыдущего принципа управления в менеджменте). Личные цели должны отойти на второй план в сравнении с процессом достижения единого для всех результата.

· Учет инициативы со стороны сотрудников. Несмотря на наличие четкого плана действий, эффективность достижения поставленных целей должна предполагать и учет мнения, идей, предложений каждого конкретного работника.

· Централизация управления и подчиненность звеньев системы предполагает наличие единого центра, а также грамотно разработанной цепи нижестоящих структур.

· Справедливость и разумное вознаграждение персонала – один из основных принципов управления в менеджменте. Казалось бы, он понятен без дополнительных объяснений, но, увы, далеко не всеми руководителями реализуется на практике. Начальник обязан быть строг, но всегда безоговорочно справедлив. Сотрудник должен получать оплату труда, адекватную затраченным усилиям и экономической ситуации в обществе. Несоблюдение этих правил приводит к текучести кадров, снижению качества работы и, в конечном итоге, к низкой эффективности не только управления, но и бизнеса в целом.

· Последнее, о чем хочется сказать, это корпоративный дух. Только то управление можно считать эффективным и грамотным, которое организовано так, что каждый сотрудник на рабочем месте и в коллективе чувствует себя как дома.

·

·

·

· Г.Я. Гольдштейн
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Предыдущая Оглавление Следующая

· 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

·

· Логическая структура раздела

·

·

· 3.1. Понятие и классификация функций управления

· В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

· Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

· Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

· Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

· Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- организация работы;
- мотивация;
- координация и регулирование;
- контроль, учет, анализ.

· Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
- техническая подготовка производства;
- организация производства;
- управление технологическими процессами;
- оперативное управление производством;
- метрологическое обеспечение;
- технологический контроль и испытания;
- сбыт продукции;
- организация работы с кадрами;
- организация труда и заработной платы;
- материально-техническое снабжение;
- капитальное строительство;
- финансовая деятельность.

· Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.13).

·

· Рис.13. Поле управления

· Если вспомнить модель производственного процесса (рис.2), то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. 14).

·


 

(“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность .

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребностирассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.





























Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.