Цель работы: изучить строение слухового и вестибулярного анализаторов человека.
Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи.
Ход работы
Слуховой анализатор
1.Изучите строение уха – периферического отдела слухового анализатора. Назовите его отделы: _________________________________________
2.Изучите строение отделов уха. Структуры сопоставьте с номерами обозначений на рисунке
Таблица 12
Отделы уха
Отделы | Структуры |
Строение
Значение
Наружное
Среднее
Вутреннее
A
Б
Рис. 25. Отделы уха (А), строение уха (Б).
3. Изучите строение Кортиева органа. Сделайте подписи к рисунку26.
| 1– |
2– | |
3– | |
4– | |
5– | |
6– | |
7– | |
8– | |
9– |
Рис. 26. Разрез через ход улитки
4. Изучите проводящие пути слухового анализатора, сделайте подписи к структурам на рисунке 27.
| 1 – |
2 – | |
3 – | |
4 – | |
5 – | |
6 – | |
Рис. 27. Проводящие пути слухового анализатора |
5. Укажите точную локализацию высшего центра слуха – ________________ _________________________________________________ Обозначьте его положение на карте коры больших полушарий (самостоятельная работа № 1).
Вестибулярный анализатор
6. Изучите строение периферического отдела вестибулярного анализатора. Сделайте подписи к рисунку 28. Раскрасьте те участки внутреннего уха, которые имеют отношение к вестибулярному анализатору.
![]() | … – полукружные каналы … – эндолимфатический мешок … – сферический мешочек … – перепончатый мешочек … – преддверие … – вестибулярный (Скарпы) ганглий … – нерв преддверия … – соединительный проток … – улитка … – улитковый нерв |
Рис. 28. Внутреннее ухо |
7. Рецепторные аппараты вестибулярного анализатора? В полукружных каналах – ____________________________________В преддверии – ______________________________
Сделайте подписи к рисункам.
| ![]() | |
Рис. 29. Строение отолитового аппарата | Рис. 30. Строение рецепторов ампулы | |
![]() |
8. Изучите строение проводникового отдела вестибулярного анализатора. Вставьте пропущенные термины. 1 нейрон расположен в узле ____________ ______________________ нерва (2). Его ядро расположено в ___________________ ямке (2-ой нейрон). Оно имеет связи со спинным мозгом (…), мозжечком (…), центрами, регулирующими работу внутренних органов (…), с ядрами глазодвигательных нервов (…). Поэтому раздражение вестибулярного аппарата сопровождается ощущениями в высшем центре (…), а также изменением тонуса мышц, движением глаз, изменением давления, температуры, ЧСС и т. д. | |
Рис. 31. Связи центров вестибулярного анализатора | ||
9. Определите положение коркового отдела вестибулярного анализатора___________
____________________________________________________и отметьте эту зону на карте полушарий (самостоятельная работа № 1).
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 5
Анализаторы
Обонятельный анализатор
1. Вспомните строение носовой полости. Укажите, в каком носовом ходе располагается обонятельная область (обонятельный эпителий)? ………………. |
|
Рис. 32. Обонятельный эпителий
Рис. 33. Проводящий путь обонятельного анализатора
4. Высший центр обонятельного анализатора находится в КБП в области ______________________ извилины ______________________ доли. Отметьте расположение коркового отдела обонятельного анализатора на карте полушарий.
Вкусовой анализатор
5. Изучите строение периферического отдела вкусового анализатора. Сделайте подписи к рис. 34–35, в скобках укажите тип чувствительности. Раскрасьте зоны языка, чувствительные к сладкому – в красный цвет, к соленому – в синий, к кислому – в желтый, к горькому – в зеленый.
![]() | А – (………………) Б – (………………) В – (………………) Г – (………………) 1 – 2 – | ![]() |
Рис. 34. Зоны языка | Рис. 35. Сосочки языка |
6. Изучите строение вкусовой почки. Заполните пропуски в тексте, используя рисунок 36.
![]() | Рецепторы (1), воспринимающие вкус, сгруппированы во вкусовых почках, которые на верхушке открываются небольшим вкусовым отверстием – __________________(5). Вкусовая почка состоит из _________________________ (1), и вспомогательныхэпителиоцитов (2, 3). Пища, растворенная слюной, заходит в отверстия почек и взаимодействует с ____________________ (4) рецепторов. Раздражение от них передается по ______________ (6). Вкусовые почки расположены в слизистой оболочке языка в составе _________________, __________________ и ________________ сосочков, а также в слизистой оболочке передней поверхности мягкого неба, надгортанника и задней стенки глотки. |
Рис. 36. Строение вкусовой почки |
![]() | 7. Изучите строение проводникового отдела вкусового анализатора. Вставьте пропущенные термины. Вкусовые раздражения передаются по волокнам ___________________ (IX) и _____________ (VII) нервов. 1-й нейрон – _______________________ 2-й нейрон – _______________________ 3-й нейрон – _______________________ |
Рис. 37. Проводящие пути вкусового анализатора |
8. Отметьте расположение коркового отдела вкусового анализатора на карте полушарий. Высший центр вкусового анализатора находится в КБП в области ______________________ извилины ______________________ доли.
Кожный анализатор
9. Соотнесите подписи со схемами структур рецепторов кожи (рис. 38).
| … – свободные нервные окончания … – осязательные тельца Меркеля (главным образом в эпидермисе) …– осязательное тельце Мейсснера; … – чувствительное к холоду тельце (или колба) Краузе … –фатерпачиниево тельце, чувствительное к давлению | |
Рис. 38. Схематическое строение рецепторов кожи | ||
10. Изучите строение проводникового отдела и расположение коркового отдела кожного анализатора.
| ||
![]() | | |
Рис. 39. Проведение импульсов с кожи (схема) | Рис. 40. Соматосенсорная кора. А. Локализация соматосенсорных областей I и II на поверхности большого мозга. Б. Соматотопическое представительство различных областей тела в сенсомоторной области I (фронтальное сечение мозга на уровне постцентральной извилины) | |
1-й нейрон – ________________ 2-й нейрон – ________________ 3-й нейрон – ________________ | ||
11. Высший центр кожного анализатора находится в области ______________________ извилины ______________________ доли КБП. Отметьте его положение на карте полушарий.
Двигательный, болевой и висцеральный анализаторы
12. Изучите строение двигательного, болевого и висцерального анализаторов и
заполните табл. 13.
Таблица 13
Строение двигательного, болевого и висцерального анализаторов
Высший(корковый) центр | |||
Проводниковый отдел | |||
Периферический отдел | Проприорецепторы: - мышечные веретена - сухожильные рецепторы Гольджи | Ноцицепторы (свободныенервные окончания) | |
![]() | |||
Анализатор | Двигательный | Болевой | Висцеральный |
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 6
Подготовка к контрольной работе по эстезиологии
Дайте краткий ответ на вопросы.
1 | Что такое «анализатор»? | |
2 | Перечислите отделы анализатора | |
3 | Что относится к периферическому отделу? | |
4 | Что относится к проводниковому отделу? | |
5 | Что называют корковым отделом? | |
6 | Значение периферического отдела анализатора | |
7 | Значение проводникового отдела анализатора | |
8 | Значение коркового отдела анализатора | |
9 | Периферический отдел зрительного анализатора | |
10 | Какова толщина роговицы? | |
11 | Непрозрачная часть белочной оболочки | |
12 | Сосудистая оболочка в переднем полушарии | |
13 | Как называется отверстие в радужке? | |
14 | Мышцы радужки | |
15 | Каково значение мышц радужки? | |
16 | Состав ресничного тела | |
17 | Каково число цинновых связок? | |
18 | Каково значение ресничного тела? | |
19 | Жидкость камер глаза | |
20 | Каковы размеры хрусталика? | |
21 | Какова структура хрусталика? | |
22 | Каково основное свойство хрусталика? | |
23 | Перечислите мышцы глаза | |
24 | Каково значение жировой подушки? | |
25 | Что такое конъюнктива? | |
26 | Какое веко подвижно? | |
27 | Какие нервы иннервируют мышцы глаза? | |
28 | Какова структура слезного аппарата? | |
29 | По какому протоку и куда стекает слеза? | |
30 | Назовите рецепторы сетчатки | |
31 | Что воспринимают палочки? | |
32 | Где палочек больше? | |
33 | Как называется пигмент палочек? | |
34 | Назовите типы рецепторов цветного зрения | |
35 | Какова численность колбочек? | |
36 | Как называется пигмент колбочек? | |
37 | Каково число слоев клеток в сетчатке? | |
38 | В каком полушарии глаза нет сетчатки? | |
39 | Назовите нервные слои сетчатки | |
40 | Назовите место наибольшего скопления колбочек | |
41 | Назовите место выхода зрительного нерва из сетчатки | |
42 | Частичный перекрест зрительных нервов | |
43 | Где находятся 1, 2, и 3 нейроны проводящего зрительного пути? | |
44 | Где находится подкорковый центр зрения? | |
45 | Что образуют 4 нейроны проводящего пути? | |
46 | Отделе мозга, где находится центр зрачкового рефлекса? | |
47 | Где находится высший центр зрения? | |
48 | Периферический отдел слухового анализатора | |
49 | Перечислите отделы уха | |
50 | Граница между наружным и средним ухом | |
51 | Что относится к наружному уху? | |
52 | Как называется полость среднего уха? | |
53 | Чем соединяется среднее ухо с носоглоткой? | |
54 | Перечислите косточки среднего уха | |
55 | Какова структура улитки? | |
56 | Мембраны перепончатого лабиринта улитки | |
57 | Какова длина улиткового хода? | |
58 | Каково число завитков улитки? | |
59 | Жидкость внутри улитки | |
60 | На какой мембране находятся фонорецепторы? | |
61 | Тип клеток-рецепторов слуха | |
62 | По какому нерву идет информация от улитки? | |
63 | Где находится 1 нейрон проводящего слухового пути? | |
64 | Где находится 2 нейрон проводящего слухового пути? | |
65 | Где находится 3 нейрон проводящего слухового пути? | |
66 | Где находится высший центр слуха? | |
67 | Какой анализатор называют органом равновесия? | |
68 | Где находится периферический отдел этого анализатора? | |
69 | Что такое отолиты? | |
70 | Тип гравирецепторов | |
71 | Что воспринимают рецепторы ампул полукружных каналов? | |
72 | Что воспринимают рецепторы преддверия? | |
73 | Нерв, несущий информацию от органа равновесия | |
74 | Где формируются ощущения изменения положения тела? | |
75 | Где расположены рецепторы вкуса? | |
76 | Чем покрыт язык? | |
77 | Скопления рецепторов на сосочках языка | |
78 | Какая часть языка воспринимает сладкое? | |
79 | Какие нервы иннервируют язык? | |
80 | Какой нерв иннервирует переднюю часть языка? | |
81 | Где расположен подкорковый центр вкуса? | |
82 | Где расположен высший центр вкуса? | |
83 | Где расположен обонятельный эпителий? | |
84 | Являются ли рецепторы обоняния нейронами? | |
85 | Каково число обонятельных нервов? | |
86 | Местоположение 2 нейрона обонятельного пути | |
87 | Местоположение 3 нейрона обонятельного пути | |
88 | Где расположен высший центр обоняния? | |
89 | Перечислите типы рецепторов кожи | |
90 | По каким нервам идет информация от кожи туловища? | |
91 | По каким нервам идет информация от кожи головы? | |
92 | По каким проводящим путям идет импульс от кожи? | |
93 | Название зоны ощущений с кожи | |
94 | Как называется модель представления мозгом человека по информации с кожи? | |
95 | Какова локализация этой зоны (см. вопрос № 94)? | |
96 | Название рецепторов мышечного анализатора | |
97 | По каким проводящим путям передается импульс в КБП? | |
98 | В какие отделы мозга поступает информация с проприорецепторов? | |
99 | Какой анализатор несет информацию от внутренних органов? | |
100 | Для какого анализатора характерны ноцицепторы? |
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Лабораторная работа № 9
Эндокринная система
Цель: изучить особенности строения желез внутренней секреции.
Оборудование: влажные препараты, муляжи, цветные таблицы, анатомические атласы, цветные карандаши.
Ход работы
1. Укажите морфологические признаки эндокринных желез:
- расположены в ……………………………………………………….
- не имеют …………………………………………………..;
- по структуре являются …………………………………… органами;
- основная ткань – ………………………… эпителий;
- выделяют секреты (……………………) в ……………………………….;
- имеют обильное …………………………….. и ………………………
2. С помощью атласа изучите расположение желез внутренней секреции в организме. Найти их на рисунке 41 и заполнить таблицу.
Таблица 14
Расположение основных эндокринных желез в организме человека
| Название железы, размеры | Местоположение |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
Рис. 41. Главные железы внутренней секреции (слева — женщина, справа — мужчина) | 8. | |
9. |
3. Изучите особенности макро- и микроскопического строения гипофиза. Выполнить подписи к рисунку 42. Артерии раскрасить красным, вены – синим. Разные типы клеток гипофиза раскрасить разным цветом. Подписать гормоны, которые вырабатывают разные типы клеток гипофиза.
![]() | 1. Передняя доля гипофиза (аденогипофиз). 2. Промежуточная доля гипофиза. 3. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз). 4. Соединительно-тканная капсула. 5. Воронка гипофиза. 6. Ацидофильные клетки (30-35%). 7. Базофильные клетки (5-10%). 8. Хромофобные клетки (60%). 9. Верхняя гипофизарная артерия. 10. Нижняя гипофизарная артерия. 11. Первичная капиллярная сеть. 12. Портальные вены. 13. Вторичная капиллярная сеть. 14. Гипофизарная вена.
|
Рис. 42. Строение гипофиза (схема) |
4. Изучите особенности макро- и микроскопического строения щитовидной железы. Выполнить подписи к рисункам.
![]() | … – правая и левая доли; … – перешеек; … – пирамидальный отросток; … – соединительно-тканная капсула; … – фолликул; … – фолликулярные клетки; … – капилляр; … – С-клетка |
![]() |
Рис. 43. Щитовидная железа. Вид спереди. | Рис. 44. Микроскопическое строение щитовидной железы. |
Укажите гормоны щитовидной железы и их функцию:
4. Изучите особенности макро- и микроскопического строения надпочечников. Выполнить подписи к рисункам. На рисунке 46 разным цветом отметьте разные зоны.
![]() | … – корковое вещество; … – мозговое вещество; … – соединительно-тканная капсула; … – клубочковая зона; … – пучковая зона; … – сетчатая зона | ![]() | |
Рис. 45. Макроскопическое строение надпочечника. | Рис. 46. Микроскопическое строение надпочечника. | ||
Укажите гормоны надпочечников и их функцию.
5. Изучите особенности макро- и микроскопического строения поджелудочной железы по рисунку 48; разным цветом отметьте разные типы клеток островков Лангерганса.
![]() | ![]() |
Рис. 47. Поджелудочная железа (топография, макроскопическое строение). | Рис. 48. Соотношение экзокринной и эндокринной частей поджелудочной железы. |
… – хвост; … – тело; … – головка; … – главный проток; … – добавочный проток поджелудочной железы | … – ацинус; … – капилляр; … – островок Лангерганса; 4 – α-клетки (15–20%); 5 – β-клетки (65–80 %); 6 – δ-клетки (3–10%); 7 – РР-клетки (3–5%) |
Почему эта железа относится к железам смешанной секреции?
…………………………………………………………………………………………………………
Укажите гормоны поджелудочной железы и их функцию.
6. Изучите особенности строения тимуса с помощью рисунка 49.
![]() | … – капсула; … – междольковая соединительная ткань; … – долька; … – корковое вещество; … – мозговое вещество; … – слоистые эпителиальные тельца; … – кровеносные сосуды Какие гормоны вырабатывают клетки вилочковой железы? Какова их функция? …………………………………………………………………….. …………………………………………………………………….. |
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите железы внутренней секреции.
2. Назовите железы смешанной секреции
3. Назовите местоположение и значение гипофиза, эпифиза.
4. Какие ЖВС расположены в области шеи? Каково их значение?
5. Какие ЖВС расположены в брюшной полости? Каково их значение?
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 7
Иммунная система
Цель: изучить особенности строения органов иммуногенеза.
Ход работы:
1. Заполните пропуски в тексте, обозначьте органы иммунной системы на рисунке50.
Иммунная система – комплекс анатомических структур, обеспечивающих __________ организма от __________________ агентов и продуктов их жизнедеятельности, а также тканей и веществ, обладающих __________________ антигенными свойствами.
Конечной целью иммунной системы является уничтожение ________________ агента, которым может оказаться ________________________, ________________________, _______________ вещество или __________________ клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.
Антигенами называют _____________________________________________________.
Иммунная система человека включает в себя:
![]() | I. Центральные лимфоидные органы, в которых происходит _______________________________________: 1 –вилочковая железа (тимус); 2 – костный мозг; 3 – эмбриональная печень; II. Периферические лимфоидные органы, в которых происходит ____________________________________: 4 – лимфоидные образования тонкой кишки; 5 – лимфоидные образования аппендикса; 6 – лимфатические узлы; 7 – селезенка; 8 – миндалины. III. Иммунокомпетентные клетки, большинство из которых постоянно ______________________________: лимфоциты, моноциты, полинуклеарные лейкоциты и др. Все клетки иммунной системы постоянно взаимодействуют друг с другом, вступая в непосредственный контакт или выделяя в окружающую среду вещества – ______________________ (Ig) и __________________. Суммарная масса органов и клеток иммунной системы достигает у взрослого человека ___________. |
Рис. 50. Лимфоидные органы и органы иммуногенеза. |
2. Изучите строение органов иммунной системы. Заполните таблицу15.
Таблица 15
Органы иммунной системы
Название, размеры | Особенности строения | Функция | Кровоснабжение | Иннервация |
Красный костный мозг | ||||
Лимфоидные образования толстой кишки | ||||
Лимфоидные образования аппендикса | ||||
Миндалины |
2. Изучите строение селезенки и лимфатического узла. Выполните подписи к рисункам 11, 12. Укажите особенности кровоснабжения и иннервации этих органов.
![]() |
![]() |
Рис. 51. Лимфатический узел (схема). | Рис. 52. Селезенка (схема). |
1 – капсула; 2 – трабекула; 3 – корковое вещество; 4 – мозговое вещество; 5 – лимфоидный узелок; 6 – подкапсулярный синус; 7 – трабекулярный синус; 8 – синусы мозгового вещества; 9 – приносящий лимфососуд; 10 – выносящий лимфососуд; 11 – артерия; 12 – вена. | 1 – фиброзная оболочка; 2 – трабекула селезенки; 3 – венозные синусы; 4 – лимфоидный узелок; 5– красная пульпа; 6–белая пульпа; 7 – селезеночная вена; 8– селезеночная артерия |
Кровоснабжение – Иннервация – | Кровоснабжение – Иннервация – |
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Лабораторная работа № 10.
Строение сердца человека
Цель: изучить особенности строения сердца человека.
Оборудование: влажные препараты, муляжи, цветные таблицы, анатомические атласы, йод, ватные палочки, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Ознакомиться по атласу с расположением сердца в организме. Обозначить на испытуемом границы сердца.
Местоположение – …………………………………………..
Границы: верхушка – ……………………………………………
- правая – …………………………………………………………
- левая – …………………………………………………………
- верхняя – …………………………………………………………
- нижняя – …………………………………………………………
2. Ознакомьтесь по атласу с формой и размерами сердца.
Размеры: продольный – ................. см; поперечный – …………. см; толщина – ……………….. см Масса – …………………………. Форма – …………………………
3. Ознакомьтесь по атласу с внешним строением сердца, найти поверхности, края, борозды, отходящие сосуды.
Поверхности:
- передняя (…………………………..) - соприкасается с ……………………………;
- нижняя (…………………………..) - соприкасается с ……………………………;
- боковые (………………..) - соприкасаются с ……………
Основание – образовано ……………….., обращено …………………………………
Верхушка – образована ……………….., обращена ………………………………….
Борозды: венечная – отделяет …………………………………………
межжелудочковые – отделяют ………………………………….
4. Найдите в атласе, на таблицах и муляжах камеры сердца. Ознакомиться с элементами строения каждой камеры. Сделать обозначения к рисункам 53, 54. Раскрасить сосуды и камеры сердца с артериальной (насыщенной кислородом) кровью в красный цвет, с венозной (дезоксигенированной) – в синий.
![]() | Правое предсердие: … – межпредсердная перегородка … – правое ушко … – гребенчатые мышцы … – овальная ямка … – отверстие верхней полой вены (…) … – отверстие нижней полой вены (…) … – отверстие венечного синуса Правый желудочек: … – межжелудочковая перегородка … – правое предсердно-желудочковое отверстие … – сосочковые мышцы … – сухожильные хорды … – трехстворчатый клапан … – отверстие легочного ствола (…) … – кармашковый клапан Левое предсердие: … – левое ушко … – гребенчатые мышцы … – отверстия легочных вен (…) Левый желудочек: … – левое предсердно-желудочковое отверстие … – сосочковые мышцы … – сухожильные хорды … – двухстворчатый (митральный) клапан … – отверстие аорты (…) … – кармашковый клапан |
Рис. 53. Внешнее строение сердца | |
![]() | |
Рис. 54. Внутреннее строение сердца |
5. По атласу изучите элементы строения створчатых и полулунных клапанов, определить их значение. Выполнить подписи к рисункам 55, 56.
![]() | ![]() |
Рис. 55. Клапаны сердца. | Рис. 56. Клапан аорты. |
…–кармашковыйклапан лёгочного ствола; …–кармашковыйклапан аорты; …–двустворчатый клапан (митральный); …– трёхстворчатый клапан; …– фиброзное кольцо; … – сухожильные хорды; …– сосочковая мышца; …– правая венечная артерия; …– аорта; …– левая венечная артерия. |
7. На учебной таблице и в атласе найдите расположение элементов проводящей системы сердца; определить значение этих структур для работы сердца. Выполнить подписи к рисунку 57, заполните пропуски в тексте.
![]() | … – синусный узел … – предсердно-желудочковый узел … – пучок Гиса … – левая ножка пучка Гиса … – правая ножка пучка Гиса … – волокна Пуркинье Проводящая система сердца образована …………… ………………………… тканью, в которой ……………………….………………………………... Значение проводящей системы сердца: ……………………………………………. ……………………………………………. |
Рис. 57. Проводящая система сердца. |
6. Ознакомьтесь со строением стенки сердца, особенностями миокарда. По атласу определить направление слоев миокарда. Определить, в какой части сердца миокард толще. Вспомнить строение сердечной мышечной ткани, ее свойства. Заполните таблицу 16.
Таблица 16.
Слои стенки сердца
Слой, какой тканью образован | Особенности строения | Значение |
1) наружный (……………..) | ||
2) средний (…………….) | ![]() | |
3) внутренний (…………….) |
8. По атласу изучите расположение кровеносных сосудов сердца, обратив внимание на кольцевой принцип кровообращения и анастомозы. Заполните таблицу 17.
Таблица 17.
Кровоснабжение сердца
Название сосуда | Местоположение | Область кровоснабжения |
Артерии
Вены
9. Изучите особенности иннервации сердца:
Симпатическая – ………………………………………………………………………………….
Парасимпатическая – …………………………………………………………………………….
Вопросы для самоконтроля.
1. Назовите местоположение и границы сердца.
2. Назовите стенки сердца и их значение.
4. Назовите сосуды в основании сердца? С какими кругами кровообращения они связаны?
5. Какие клапаны расположены в сердце? Каково их значение?
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 8.
Круги кровообращения
Цель: изучить особенности строения и функционирования кругов кровообращения человека.
Ход работы:
1. Охарактеризуйте общую схему кругов кровообращения. Заполните таблицу 18. Сделайте подписи к рисунку 58.
Таблица 18.
Общая характеристика кругов кровообращения
Круги кровообращения | Большой | Малый | Сердечный |
Начинается (в какой камере сердца, каким сосудом) | |||
Заканчивается (в какой камере сердца, каким сосудом) | |||
Состав крови в артериях | |||
Состав крови в венах | |||
Значение |
![]() | Большой круг: … – левый желудочек; … – аорта; … – печеночная артерия; … – артерии кишечника; … – капилляры большого круга; … – воротная вена печени; … – печеночная вена; … – нижняя полая вена; … – верхняя полая вена; … – правое предсердие Малый круг: … – правый желудочек; … – легочный ствол; … – капилляры малого круга; … – легочные вены; … – левое предсердие |
Рис. 58. Схема кругов кровообращения человека |
Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Лабораторная работа № 11.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1223.