Слуховой и вестибулярный анализаторы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель работы: изучить строение слухового и вестибулярного анализаторов человека.

Оборудование: анатомические атласы, учебные таблицы, муляжи.

Ход работы

Слуховой анализатор

1.Изучите строение уха – периферического отдела слухового анализатора. Назовите его отделы: _________________________________________

 

2.Изучите строение отделов уха. Структуры сопоставьте с номерами обозначений на рисунке

Таблица 12

Отделы уха

Отделы Структуры

Строение

Значение

Наружное

Ушная раковина(…)    

 

 

Наружный слуховой проход (…)    

 

 

Среднее

Барабанная перепонка (…)

 

 

Барабанная полость (…)  

 

 

Слуховые косточки: молоточек (…), наковальня (…), стремечко (…)  

 

 

Евстахиева труба (…)  

 

 

Вутреннее

Полукружные каналы(…)  

 

 

Преддверие (…)    

 

 

Улитка (…)    

 

 

A

Б

             

Рис. 25. Отделы уха (А), строение уха (Б).

 

3. Изучите строение Кортиева органа. Сделайте подписи к рисунку26.

1–
2–
3–
4–
5–
6–
7–
8–
9–

Рис. 26. Разрез через ход улитки

 

4. Изучите проводящие пути слухового анализатора, сделайте подписи к структурам на рисунке 27.

1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
 
 
 

Рис. 27. Проводящие пути слухового анализатора

 

5. Укажите точную локализацию высшего центра слуха – ________________ _________________________________________________ Обозначьте его положение на карте коры больших полушарий (самостоятельная работа № 1).


Вестибулярный анализатор

6. Изучите строение периферического отдела вестибулярного анализатора. Сделайте подписи к рисунку 28. Раскрасьте те участки внутреннего уха, которые имеют отношение к вестибулярному анализатору.

… – полукружные каналы

… – эндолимфатический мешок

… – сферический мешочек

… – перепончатый мешочек

… – преддверие

… – вестибулярный (Скарпы) ганглий

… – нерв преддверия

… – соединительный проток

… – улитка

… – улитковый нерв

Рис. 28. Внутреннее ухо

 

7. Рецепторные аппараты вестибулярного анализатора? В полукружных каналах – ____________________________________В преддверии – ______________________________

Сделайте подписи к рисункам.

Рис. 29. Строение отолитового аппарата

Рис. 30. Строение рецепторов ампулы
 

 

8. Изучите строение проводникового отдела вестибулярного анализатора. Вставьте пропущенные термины.

1 нейрон расположен в узле ____________ ______________________ нерва (2). Его ядро расположено в ___________________ ямке (2-ой нейрон). Оно имеет связи со спинным мозгом (…), мозжечком (…), центрами, регулирующими работу внутренних органов (…), с ядрами глазодви­гательных нервов (…). Поэтому раздражение вестибулярного аппарата сопровождается ощущениями в высшем центре (…), а также изменением тонуса мышц, движением глаз, изменением давления, температуры, ЧСС и т. д.

Рис. 31. Связи центров вестибулярного анализатора

     

 

9. Определите положение коркового отдела вестибулярного анализатора___________

____________________________________________________и отметьте эту зону на карте полушарий (самостоятельная работа № 1).

 

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________

Самостоятельная работа № 5


Анализаторы

Обонятельный анализатор

1. Вспомните строение носовой полости. Укажите, в каком носовом ходе располагается обонятельная область (обонятельный эпителий)? ……………….

Рис. 32. Обонятельный эпителий

  2. Изучите строение обонятельного эпителия. В его состав входят: а) Рецепторные (нейросекреторные) клетки Их компоненты: 1 – ядро 2 – дендриты; достигают поверхности и образуют на конце 3 – обонятельные булавы (утолщения), от которых отходят 4 – обонятельные «реснички» (10–12 от одной булавы) 5 – аксоны; через отверстия решетчатой кости идут в обонятельные луковицы б) Поддеривающиеэпителиоциты (6); в) Базальные эпителиоциты(8). Цветным карандашом выделите разные типы клеток на рис. 32. 3. Изучите строение проводящего пути и коркового отдела обонятельного анализатора. Укажите местоположение нейронов проводящего пути, выполните подписи к рисунку. (…) 1 нейрон – (…) 2 нейрон – (…) 3 нейрон – (…) Высший центр –  

Рис. 33. Проводящий путь обонятельного анализатора

 

4. Высший центр обонятельного анализатора находится в КБП в области ______________________ извилины ______________________ доли. Отметьте расположение коркового отдела обонятельного анализатора на карте полушарий.



Вкусовой анализатор

5. Изучите строение периферического отдела вкусового анализатора. Сделайте подписи к рис. 34–35, в скобках укажите тип чувствительности. Раскрасьте зоны языка, чувствительные к сладкому – в красный цвет, к соленому – в синий, к кислому – в желтый, к горькому – в зеленый.

 

А –

(………………)

Б –

(………………)

В –

(………………)

Г –

(………………)

1 –

2 –

Рис. 34. Зоны языка Рис. 35. Сосочки языка

 

6. Изучите строение вкусовой почки. Заполните пропуски в тексте, используя рисунок 36.

Рецепторы (1), воспринимающие вкус, сгруппированы во вкусовых почках, которые на верхушке открываются небольшим вкусовым отверстием – __________________(5). Вкусовая почка состоит из _________________________ (1), и вспомогательныхэпителиоцитов (2, 3). Пища, растворенная слюной, заходит в отверстия почек и взаимодействует с ____________________ (4) рецепторов. Раздражение от них передается по ______________ (6). Вкусовые почки расположены в слизистой оболочке языка в составе _________________, __________________ и ________________ сосочков, а также в слизистой оболочке передней поверхности мягкого неба, надгортанника и задней стенки глотки.

Рис. 36. Строение вкусовой почки

7. Изучите строение проводникового отдела вкусового анализатора. Вставьте пропущенные термины.   Вкусовые раздражения передаются по волокнам ___________________ (IX) и _____________ (VII) нервов. 1-й нейрон – _______________________ 2-й нейрон – _______________________ 3-й нейрон – _______________________

Рис. 37. Проводящие пути вкусового анализатора

 

8. Отметьте расположение коркового отдела вкусового анализатора на карте полушарий. Высший центр вкусового анализатора находится в КБП в области ______________________ извилины ______________________ доли.

Кожный анализатор

9. Соотнесите подписи со схемами структур рецепторов кожи (рис. 38).

 

… – свободные нервные окончания … – осязательные тельца Меркеля (главным образом в эпидермисе)  …– осязательное тельце Мейсснера; … – чувствительное к холоду тельце (или колба) Краузе … –фатерпачиниево тельце, чувствительное к давлению

Рис. 38. Схематическое строение рецепторов кожи

 

10. Изучите строение проводникового отдела и расположение коркового отдела кожного анализатора.

 

Рис. 39. Проведение импульсов с кожи (схема)

Рис. 40. Соматосенсорная кора.

А. Локализация соматосенсорных областей I и II на поверхности большого мозга.

Б. Соматотопическое представительство различных областей тела в сенсомоторной области I (фронтальное сечение мозга на уровне постцентральной извилины)

  1-й нейрон – ________________ 2-й нейрон – ________________ 3-й нейрон – ________________
     

 

11. Высший центр кожного анализатора находится в области ______________________ извилины ______________________ доли КБП. Отметьте его положение на карте полушарий.

 


Двигательный, болевой и висцеральный анализаторы

12. Изучите строение двигательного, болевого и висцерального анализаторов и

заполните табл. 13.

Таблица 13

Строение двигательного, болевого и висцерального анализаторов

Высший(корковый) центр
Проводниковый отдел

Периферический отдел

Проприорецепторы: - мышечные веретена   - сухожильные рецепторы Гольджи

Ноцицепторы (свободныенервные окончания)

Анализатор Двигательный Болевой Висцеральный

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________


 

Самостоятельная работа № 6

Подготовка к контрольной работе по эстезиологии

Дайте краткий ответ на вопросы.

1 Что такое «анализатор»?  
2 Перечислите отделы анализатора  
3 Что относится к периферическому отделу?  
4 Что относится к проводниковому отделу?  
5 Что называют корковым отделом?  
6 Значение периферического отдела анализатора  
7 Значение проводникового отдела анализатора  
8 Значение коркового отдела анализатора  
9 Периферический отдел зрительного анализатора  
10 Какова толщина роговицы?  
11 Непрозрачная часть белочной оболочки  
12 Сосудистая оболочка в переднем полушарии  
13 Как называется отверстие в радужке?  
14 Мышцы радужки  
15 Каково значение мышц радужки?  
16 Состав ресничного тела  
17 Каково число цинновых связок?  
18 Каково значение ресничного тела?  
19 Жидкость камер глаза  
20 Каковы размеры хрусталика?  
21 Какова структура хрусталика?  
22 Каково основное свойство хрусталика?  
23 Перечислите мышцы глаза  
24 Каково значение жировой подушки?  
25 Что такое конъюнктива?  
26 Какое веко подвижно?  
27 Какие нервы иннервируют мышцы глаза?  
28 Какова структура слезного аппарата?  
29 По какому протоку и куда стекает слеза?  
30 Назовите рецепторы сетчатки  
31 Что воспринимают палочки?  
32 Где палочек больше?  
33 Как называется пигмент палочек?  
34 Назовите типы рецепторов цветного зрения  
35 Какова численность колбочек?  
36 Как называется пигмент колбочек?  
37 Каково число слоев клеток в сетчатке?  
38 В каком полушарии глаза нет сетчатки?  
39 Назовите нервные слои сетчатки  
40 Назовите место наибольшего скопления колбочек  
41 Назовите место выхода зрительного нерва из сетчатки  
42 Частичный перекрест зрительных нервов  
43 Где находятся 1, 2, и 3 нейроны проводящего зрительного пути?  
44 Где находится подкорковый центр зрения?  
45 Что образуют 4 нейроны проводящего пути?  
46 Отделе мозга, где находится центр зрачкового рефлекса?  
47 Где находится высший центр зрения?  
48 Периферический отдел слухового анализатора  
49 Перечислите отделы уха  
50 Граница между наружным и средним ухом  
51 Что относится к наружному уху?  
52 Как называется полость среднего уха?  
53 Чем соединяется среднее ухо с носоглоткой?  
54 Перечислите косточки среднего уха  
55 Какова структура улитки?  
56 Мембраны перепончатого лабиринта улитки  
57 Какова длина улиткового хода?  
58 Каково число завитков улитки?  
59 Жидкость внутри улитки  
60 На какой мембране находятся фонорецепторы?  
61 Тип клеток-рецепторов слуха  
62 По какому нерву идет информация от улитки?  
63 Где находится 1 нейрон проводящего слухового пути?  
64 Где находится 2 нейрон проводящего слухового пути?  
65 Где находится 3 нейрон проводящего слухового пути?  
66 Где находится высший центр слуха?  
67 Какой анализатор называют органом равновесия?  
68 Где находится периферический отдел этого анализатора?  
69 Что такое отолиты?  
70 Тип гравирецепторов  
71 Что воспринимают рецепторы ампул полукружных каналов?  
72 Что воспринимают рецепторы преддверия?  
73 Нерв, несущий информацию от органа равновесия  
74 Где формируются ощущения изменения положения тела?  
75 Где расположены рецепторы вкуса?  
76 Чем покрыт язык?  
77 Скопления рецепторов на сосочках языка  
78 Какая часть языка воспринимает сладкое?  
79 Какие нервы иннервируют язык?  
80 Какой нерв иннервирует переднюю часть языка?  
81 Где расположен подкорковый центр вкуса?  
82 Где расположен высший центр вкуса?  
83 Где расположен обонятельный эпителий?  
84 Являются ли рецепторы обоняния нейронами?  
85 Каково число обонятельных нервов?  
86 Местоположение 2 нейрона обонятельного пути  
87 Местоположение 3 нейрона обонятельного пути  
88 Где расположен высший центр обоняния?  
89 Перечислите типы рецепторов кожи  
90 По каким нервам идет информация от кожи туловища?  
91 По каким нервам идет информация от кожи головы?  
92 По каким проводящим путям идет импульс от кожи?  
93 Название зоны ощущений с кожи  
94 Как называется модель представления мозгом человека по информации с кожи?  
95 Какова локализация этой зоны (см. вопрос № 94)?  
96 Название рецепторов мышечного анализатора  
97 По каким проводящим путям передается импульс в КБП?  
98 В какие отделы мозга поступает информация с проприорецепторов?  
99 Какой анализатор несет информацию от внутренних органов?  
100 Для какого анализатора характерны ноцицепторы?  

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________

Лабораторная работа № 9


Эндокринная система

Цель: изучить особенности строения желез внутренней секреции.

Оборудование: влажные препараты, муляжи, цветные таблицы, анатомические атласы, цветные карандаши.

Ход работы

1. Укажите морфологические признаки эндокринных желез:

- расположены в ……………………………………………………….

- не имеют …………………………………………………..;

- по структуре являются …………………………………… органами;

- основная ткань – ………………………… эпителий;

- выделяют секреты (……………………) в ……………………………….;

- имеют обильное …………………………….. и ………………………

 

2. С помощью атласа изучите расположение желез внутренней секреции в организме. Найти их на рисунке 41 и заполнить таблицу.

Таблица 14

Расположение основных эндокринных желез в организме человека

Название железы, размеры Местоположение
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.      

Рис. 41. Главные железы внутренней секреции (слева — женщина, справа — мужчина)

8.        
9.        

3. Изучите особенности макро- и микроскопического строения гипофиза. Выполнить подписи к рисунку 42. Артерии раскрасить красным, вены – синим. Разные типы клеток гипофиза раскрасить разным цветом. Подписать гормоны, которые вырабатывают разные типы клеток гипофиза.

1. Передняя доля гипофиза (аденогипофиз).

2. Промежуточная доля гипофиза.

3. Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз).

4. Соединительно-тканная капсула.

5. Воронка гипофиза.

6. Ацидофильные клетки (30-35%).

7. Базофильные клетки (5-10%).

8. Хромофобные клетки (60%).

9. Верхняя гипофизарная артерия.

10. Нижняя гипофизарная артерия.

11. Первичная капиллярная сеть.

12. Портальные вены.

13. Вторичная капиллярная сеть.

14. Гипофизарная вена.

 

Рис. 42. Строение гипофиза (схема)

 

4. Изучите особенности макро- и микроскопического строения щитовидной железы. Выполнить подписи к рисункам.

 

… – правая и левая доли;

… – перешеек;

… – пирамидальный отросток;

… – соединительно-тканная капсула;

… – фолликул;

… – фолликулярные клетки;

… – капилляр;

… – С-клетка

 
Рис. 43. Щитовидная железа. Вид спереди. Рис. 44. Микроскопическое строение щитовидной железы.

 

Укажите гормоны щитовидной железы и их функцию:

 

 
 
 

 

4. Изучите особенности макро- и микроскопического строения надпочечников. Выполнить подписи к рисункам. На рисунке 46 разным цветом отметьте разные зоны.

… – корковое вещество;

… – мозговое вещество;

… – соединительно-тканная капсула;

… – клубочковая зона;

… – пучковая зона;

… – сетчатая зона

Рис. 45. Макроскопическое

строение надпочечника.

Рис. 46. Микроскопическое строение надпочечника.

       

 

Укажите гормоны надпочечников и их функцию.

 
 
 

 

5. Изучите особенности макро- и микроскопического строения поджелудочной железы по рисунку 48; разным цветом отметьте разные типы клеток островков Лангерганса.

Рис. 47. Поджелудочная железа (топография, макроскопическое строение). Рис. 48. Соотношение экзокринной и эндокринной частей поджелудочной железы.
  … – хвост; … – тело; … – головка; … – главный проток; … – добавочный проток поджелудочной железы   … – ацинус; … – капилляр; … – островок Лангерганса; 4 – α-клетки (15–20%); 5 – β-клетки (65–80 %); 6 – δ-клетки (3–10%); 7 – РР-клетки (3–5%)

Почему эта железа относится к железам смешанной секреции?

…………………………………………………………………………………………………………

Укажите гормоны поджелудочной железы и их функцию.

 
 
 

6. Изучите особенности строения тимуса с помощью рисунка 49.

Рис. 49. Доля вилочковой железы. … – капсула; … – междольковая соединительная ткань; … – долька; … – корковое вещество; … – мозговое вещество; … – слоистые эпителиальные тельца; … – кровеносные сосуды  Какие гормоны вырабатывают клетки вилочковой железы? Какова их функция? …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………..

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите железы внутренней секреции.

2. Назовите железы смешанной секреции

3. Назовите местоположение и значение гипофиза, эпифиза.

4. Какие ЖВС расположены в области шеи? Каково их значение?

5. Какие ЖВС расположены в брюшной полости? Каково их значение?

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 7


Иммунная система

Цель: изучить особенности строения органов иммуногенеза.

Ход работы:

1. Заполните пропуски в тексте, обозначьте органы иммунной системы на рисунке50.

 

Иммунная система – комплекс анатомических структур, обеспечивающих __________ организма от __________________ агентов и продуктов их жизнедеятельности, а также тканей и веществ, обладающих __________________ антигенными свойствами.

Конечной целью иммунной системы является уничтожение ________________ агента, которым может оказаться ________________________, ________________________, _______________ вещество или __________________ клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

Антигенами называют _____________________________________________________.

Иммунная система человека включает в себя:

I. Центральные лимфоидные органы, в которых происходит _______________________________________: 1 –вилочковая железа (тимус); 2 – костный мозг; 3 – эмбриональная печень; II. Периферические лимфоидные органы, в которых происходит ____________________________________: 4 – лимфоидные образования тонкой кишки; 5 – лимфоидные образования аппендикса; 6 – лимфатические узлы; 7 – селезенка; 8 – миндалины. III. Иммунокомпетентные клетки, большинство из которых постоянно ______________________________: лимфоциты, моноциты, полинуклеарные лейкоциты и др. Все клетки иммунной системы постоянно взаимодействуют друг с другом, вступая в непосредственный контакт или выделяя в окружающую среду вещества – ______________________ (Ig) и __________________. Суммарная масса органов и клеток иммунной системы достигает у взрослого человека ___________.

Рис. 50. Лимфоидные органы и органы иммуногенеза.

 

2. Изучите строение органов иммунной системы. Заполните таблицу15.

 

Таблица 15

Органы иммунной системы

 

Название, размеры Особенности строения Функция Кровоснабжение Иннервация
Красный костный мозг        
Лимфоидные образования толстой кишки        
Лимфоидные образования аппендикса        
Миндалины        

 

2. Изучите строение селезенки и лимфатического узла. Выполните подписи к рисункам 11, 12. Укажите особенности кровоснабжения и иннервации этих органов.

 

 
Рис. 51. Лимфатический узел (схема). Рис. 52. Селезенка (схема).
  1 – капсула; 2 – трабекула; 3 – корковое вещество; 4 – мозговое вещество; 5 – лимфоидный узелок; 6 – подкапсулярный синус; 7 – трабекулярный синус; 8 – синусы мозгового вещества; 9 – приносящий лимфососуд; 10 – выносящий лимфососуд; 11 – артерия; 12 – вена.   1 – фиброзная оболочка; 2 – трабекула селезенки; 3 – венозные синусы; 4 – лимфоидный узелок; 5– красная пульпа; 6–белая пульпа; 7 – селезеночная вена; 8– селезеночная артерия
  Кровоснабжение – Иннервация –     Кровоснабжение – Иннервация –

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Лабораторная работа № 10.

Строение сердца человека

Цель: изучить особенности строения сердца человека.

Оборудование: влажные препараты, муляжи, цветные таблицы, анатомические атласы, йод, ватные палочки, цветные карандаши.

Ход работы:

1. Ознакомиться по атласу с расположением сердца в организме. Обозначить на испытуемом границы сердца.

Местоположение – …………………………………………..

Границы: верхушка – ……………………………………………

- правая – …………………………………………………………

- левая – …………………………………………………………

- верхняя – …………………………………………………………

- нижняя – …………………………………………………………

 

2. Ознакомьтесь по атласу с формой и размерами сердца.

Размеры: продольный – ................. см; поперечный – …………. см; толщина – ……………….. см                   Масса – …………………………. Форма – …………………………

 

3. Ознакомьтесь по атласу с внешним строением сердца, найти поверхности, края, борозды, отходящие сосуды.

Поверхности:

- передняя (…………………………..) - соприкасается с ……………………………;

- нижняя (…………………………..) - соприкасается с ……………………………;

- боковые (………………..) - соприкасаются с ……………

Основание – образовано ……………….., обращено …………………………………

Верхушка – образована ……………….., обращена ………………………………….

Борозды:   венечная – отделяет …………………………………………

межжелудочковые – отделяют ………………………………….

 

4. Найдите в атласе, на таблицах и муляжах камеры сердца. Ознакомиться с элементами строения каждой камеры. Сделать обозначения к рисункам 53, 54. Раскрасить сосуды и камеры сердца с артериальной (насыщенной кислородом) кровью в красный цвет, с венозной (дезоксигенированной) – в синий.

 

Правое предсердие:

… – межпредсердная перегородка

… – правое ушко

… – гребенчатые мышцы

… – овальная ямка

… – отверстие верхней полой вены (…)

… – отверстие нижней полой вены (…)

… – отверстие венечного синуса

Правый желудочек:

… – межжелудочковая перегородка

… – правое предсердно-желудочковое отверстие

… – сосочковые мышцы

… – сухожильные хорды

… – трехстворчатый клапан

… – отверстие легочного ствола (…)

… – кармашковый клапан

Левое предсердие:

… – левое ушко

… – гребенчатые мышцы

… – отверстия легочных вен (…)

Левый желудочек:

… – левое предсердно-желудочковое отверстие

… – сосочковые мышцы

… – сухожильные хорды

… – двухстворчатый (митральный) клапан

… – отверстие аорты (…)

… – кармашковый клапан

Рис. 53. Внешнее строение сердца
Рис. 54. Внутреннее строение сердца

 

5. По атласу изучите элементы строения створчатых и полулунных клапанов, определить их значение. Выполнить подписи к рисункам 55, 56.

 

Рис. 55. Клапаны сердца. Рис. 56. Клапан аорты.

 

…–кармашковыйклапан лёгочного ствола; …–кармашковыйклапан аорты; …–двустворчатый клапан (митральный); …– трёхстворчатый клапан; …– фиброзное кольцо;

… – сухожильные хорды; …– сосочковая мышца; …– правая венечная артерия; …– аорта; …– левая венечная артерия.

 

7. На учебной таблице и в атласе найдите расположение элементов проводящей системы сердца; определить значение этих структур для работы сердца. Выполнить подписи к рисунку 57, заполните пропуски в тексте.

 

… – синусный узел

… – предсердно-желудочковый узел

… – пучок Гиса

… – левая ножка пучка Гиса

… – правая ножка пучка Гиса

… – волокна Пуркинье

Проводящая система сердца образована ……………

………………………… тканью, в которой ……………………….………………………………...

Значение проводящей системы сердца: …………………………………………….

…………………………………………….

Рис. 57. Проводящая система сердца.

6. Ознакомьтесь со строением стенки сердца, особенностями миокарда. По атласу определить направление слоев миокарда. Определить, в какой части сердца миокард толще. Вспомнить строение сердечной мышечной ткани, ее свойства. Заполните таблицу 16.

Таблица 16.

Слои стенки сердца

Слой, какой тканью образован Особенности строения Значение
1) наружный (……………..)      
2) средний (…………….)    
3) внутренний (…………….)      

8. По атласу изучите расположение кровеносных сосудов сердца, обратив внимание на кольцевой принцип кровообращения и анастомозы. Заполните таблицу 17.

Таблица 17.

Кровоснабжение сердца

Название сосуда Местоположение Область кровоснабжения

Артерии

Правая венечная       Левая венечная      

Вены

Большая       Средняя       Малая       Венечный синус      

9. Изучите особенности иннервации сердца:

Симпатическая – ………………………………………………………………………………….

 

Парасимпатическая – …………………………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите местоположение и границы сердца.

2. Назовите стенки сердца и их значение.

4. Назовите сосуды в основании сердца? С какими кругами кровообращения они связаны?

5. Какие клапаны расположены в сердце? Каково их значение?

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________
Самостоятельная работа № 8.


Круги кровообращения

Цель: изучить особенности строения и функционирования кругов кровообращения человека.

Ход работы:

1. Охарактеризуйте общую схему кругов кровообращения. Заполните таблицу 18. Сделайте подписи к рисунку 58.

Таблица 18.

Общая характеристика кругов кровообращения

 

Круги кровообращения Большой Малый Сердечный
Начинается (в какой камере сердца, каким сосудом)        
Заканчивается (в какой камере сердца, каким сосудом)        
Состав крови в артериях      
Состав крови в венах        
Значение          

 

Большой круг: … – левый желудочек; … – аорта; … – печеночная артерия; … – артерии кишечника; … – капилляры большого круга; … – воротная вена печени; … – печеночная вена; … – нижняя полая вена; … – верхняя полая вена; … – правое предсердие Малый круг: … – правый желудочек; … – легочный ствол; … – капилляры малого круга; … – легочные вены; … – левое предсердие

Рис. 58. Схема кругов кровообращения человека

 

 

Оценка _______________ Подпись преподавателя ___________ Дата __________


Лабораторная работа № 11.




Дата: 2019-03-05, просмотров: 1204.