Осуществляет защиту правовых интересов организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Задачи подразделения могут выходить за пределы должностных обязанностей его руководителя (например, в объединенных подразделениях рекламно-информационном отделе, отделе маркетинга и сбыта, др.).

    Если в состав подразделения входят структурные единицы, отвечающие за отдельные направления деятельности, то задачи определяются подробно и условно структурируются таким образом, чтобы их можно было легко закрепить за этими единицами.

    Перечисление задач структурного подразделения необходимо начинать с главных и заканчивать второстепенными. Задачи должны быть сформулированы предельно точно и определенно. Они должны быть решаемыми и адекватными поставленной перед структурным подразделением цели.

    Так, основные задачи отдела кадров могут быть сформулированы следующим образом:

«Основными задачами отдела кадров являются:

Подбор и расстановка работников.

Формирование стабильно работающего коллектива.

Создание кадрового резерва.

Учет кадров.

5. Контроль за дисциплиной труда.

Обеспечение трудовых прав работников.»

ФУНКЦИИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

    Функции структурного подразделения должны быть сформулированы таким образом, чтобы они отвечали на главный вопрос: «Что и как нужно делать для того, чтобы выполнить задачу?» Они должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности.

    При разработке данного раздела также обычно используется матрица распределения функций управления организацией. Если таковой нет, то опять же можно основываться на разделе «Должностные обязанности» квалификационной характеристики руководителя соответствующего структурного подразделения.

    Поможет определить функции структурного подразделения и ГОСТ 24.525.5-81 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление ресурсами. Основные положения», иными государственными и отраслевыми стандартами.

    Разрабатывая этот раздел Положения о структурном подразделении, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) функции должны быть сформулированы так, чтобы выделить конкретные действия, выполнением которых решаются задачи, поставленные перед подразделением;

2) функции должны быть изложены полно (чтобы не вносить изменения по мере выявления «неучтенных»);

3) перечисление функций желательно начинать с основных, постепенно переходя ко второстепенным и текущим;

4) функции одного структурного подразделения не должны дублировать функции другого структурного подразделения;

5) функции структурного подразделения должны быть увязаны с функциями тех подразделений, с которыми у подразделения существуют функциональные связи;

6) функции должны поддаваться структурированию (то есть разделению на должностные обязанности работников подразделения);

7) функции должны быть сформулированы таким образом, чтобы была возможность оценить результаты деятельности подразделения;

Функции не должны выходить за пределы задач подразделения и должны корреспондировать с правомочиями и правами подразделения.

    Когда перед структурным подразделением поставлено несколько задач, то функции желательно группировать в соответствии с задачами.

    Если подразделение не структурировано на более мелкие единицы, но вместе с тем его функции четко распределены между работниками, то в Положении целесообразно закрепить данное распределение. Подробная регламентация впоследствии поможет быстро и без особых сложностей составить должностные инструкции на работников подразделения.

   

ЛЕКЦИЯ 3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

План

1. Принципы планирования

2. Содержание внутрифирменного планирования

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В ГК РФ сказано, что предприятия все организационно - правовых форм самостоятельно осуществляют планирование своей работы.

Основными принципами планирования в условиях рынка являются:

1. Самостоятельность и экономическая ответственность за результатами производственно-хозяйственной деятельности.

2. Обоснованность долгосрочных планов на основе изучения рынка.

3. Планирование строится на системе договоров, которая является реальной основой краткосрочного планирования.

4. Прибыльность, самофинансирование.

5. Контроль за ходом реализации планов.

Планирование в условиях рынках – комплекс решений по самостоятельной выработке стратегии предприятия по определению, досрочных и краткосрочных целей предприятия, а также конкретные действия по реализации этих целей.

СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

С переходом к рыночным отношениям сущность планирования меняется.

Государственное планирование должно оставаться в базовых отраслях: в добывающих, в энергетике, в транспортном хозяйстве, в обороне; В других сферах планирования должно осуществляться на уровне фирмы. Это не означает, что совсем не должно быть влияния государства на планирование. Государственное планирование осуществляется с помощью налоговой системы, системы ценообразования, кредитной системы, системы дотаций и льгот. В рыночных условиях должно быть сохранено государственное прогнозирование и перспективное планирование с целью установления народно – хозяйственных пропорций, с целью соблюдения общественных интересов.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются:

- Прогнозирование. Включает изучение экономики страны в целом, перспектив развития отдельных отраслей, особенно той, в которой функционирует предприятие. На этой основе предприятие формирует общие цели развития.

Прогнозирование – это как бы взгляд в будущее, это рыночная стратегия фирмы.

- Стратегическое планирование

 подразделяется на:

- долгосрочное;

- среднесрочное;

- краткосрочное.

Долгосрочный план охватывает пятилетний период. Он носит описательный характер и определяет общую стратегию предприятия, поскольку трудно делать конкретные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план разрабатывается руководством предприятия, при этом проводится анализ возможностей развития новых производств, расширение производства, открытие филиалов, снижение издержек. Руководству предприятия спрогнозировать изменение номенклатуры.

Исходя из принятого долгосрочного плана, составляется среднесрочный план на 2 -3 года. В этом плане составляются планы производства по утвержденной номенклатуре. План содержит конкретные расчеты некоторых показателей.

Краткосрочное планирование охватывает годовой период времени. Он включает определение производства по подробной номенклатуре, планирование численности работающих, прибыли и т.д.

Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект, если же использовать параллельно.

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование составляют технико – экономическое планирование.

При создании новых предприятий или новых производств на действующих предприятиях производится разработка бизнес – планов.

Разработка планов на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а также организация и контроль за их выполнением составляют оперативно-производственное планирование.

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование составляют технико – экономическое планирование.

ЛЕКЦИЯ

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

План

1. Сущность технико-экономического планирования

2. Годовой план работы предприятия

СУЩНОСТЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование составляют технико – экономическое планирование (ТЭП).

    Задачи ТЭП:

1. определение основных направлений развития;

2. определение объемов продаж;

3. расчет и определение объемов производства;

4. расчет и определение экономических показателей работы предприятия и его подразделений;

5. расчет потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;

6. подведение итогов и анализ результатов деятельности.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Составлением годового плана занимаются экономические службы предприятия – (планово-экономический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия) с участием всех других отделов предприятия.

При разработке годового плана необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что и сколько производить;

2. Как производить (технологии производства);

3. Кому продавать;

4. Кто будет производить (персонал рабочих, ИТР, МОП);

5. Сколько для этого необходимо финансовых ресурсов;

6. Какой ожидается результат (прибыль, рентабельность).

Годовой план должен быть разработан до начала планируемого года и основывается на итогах технико-экономического анализа работы предприятия за предыдущие годы.

Основанием для разработки годового плана являются договора, в том числе и с государством, на поставки своей продукции, а также сырья, материалов, комплектующих.

Предприятие может разрабатывать годовой план по следующим взаимосвязанным разделам.

1. Основные показатели плана.

2. План маркетинга.

3. План производства и реализации продукции.

4. План технического развития и организации производства.

5. Нормы и нормативы.

6. План как вложения и капитального строительства.

7. План материально-технического обеспечения.

8. План по труду и кадрам.

9. План по себестоимости, прибыли и рентабельности.

10. Финансовый план.

11. План распределения прибыли.

12. План по охране окружающей среды.

13. План социального развития коллектива.

 

1. Основные показатели плана

Называемые задания по каждому из разделов годового плана характеризуются определенными показателями.

Показатели всех разделов оформляются в виде сводной таблицы основных показателей, которая характеризует технико – экономическую направления плана. Эта таблица помещается в начале годового плана, хотя составляется в конце всех расчетов.

Все показатели плана по характеру и содержанию делятся на:

- количественные и качественные;

- натуральные и стоимостные.

Количественные показатели характеризуют абсолютное значение намечаемых результатов производства и необходимых для этого ресурсов (выпуск продукции в штуках, затраты на приобретение материалов в руб., стоимость основных фондов в руб. и т.д.).

Качественные показатели характеризуют эффективность производства с использование нескольких количественных показателей и являются относительными показателями (показатели использования основных фондов, рентабельность, производительность труда).

Натуральные показатели характеризуют результаты работы и производственные ресурсы в натурально-вещественном измерении.

(Например: производство продукции в штуках, запасы металла в кг и т.д.)

Стоимостные показатели характеризуют результаты работы и производственные ресурсы в денежном измерении (производства в руб., запасы материалов в руб. и т.д.).

План маркетинга

В этом разделе отдел маркетинга намечает мероприятия:

- По выявлению запросов рынка с целью правильной организации в номенклатуре производственной продукции, также новых видов продукции для производства;

- По изучению и выявлению конкурентов, их технологий, цен, качества продукции.

- По организации сбыта продукции: оптом в розницу, по договорам, на свободный рынок.

- По участию в выставках, ярмарках.

- По стимулированию продаж (скидки в ценах).

План производства и реализации продукции

Является основным разделом годового плана, т.к. он определяет производственно-хозяйственную деятельность предприятия и является основанием для разработки остальных разделов.

План производства состоит из 2-х подразделов:

1. Разработка производственной программы.

2. Расчет производственной мощности.

    Производственная программа – это задание по выпуску основной продукции на год. Основанием для расчета производственной программы являются маркетинговые исследования рынка и договора на поставки продукции.

    Производственная программа устанавливается:

– в натуральных показателях (в штуках, машино-комплектах, и т.д.) Составляется номенклатура продукции, которая будет производиться;

 – в стоимостном выражении по оптовой отпускной цене предприятия.

    Годовая производственная программа распределяется по кварталам с учетом сроков выпуска согласно договорам и числа рабочих дней в квартале. Затем формируются годовые плановые задания цехам основного и вспомогательного производства.

    Цехам основного производства задания устанавливаются по номенклатуре в натуральных показателях и по трудоёмкости.

    Цехам вспомогательного производства задание устанавливается по трудоёмкости работ с указанием номенклатуры (например, деталей для ремонта станков – ремонтно-механическому цеху; инструмента и приспособлений – инструментальному цеху)

    При составлении производственной программы необходимо рассчитать также объем товарной продукции.

    В состав товарной продукции включаются:

– готовая продукция основного производства, которая сдана на склад для продажи потребителю;

– запасные части и полуфабрикаты собственного производства, которые предназначены для реализации на сторону:

– услуги промышленного характера, предназначенные к отпуску на сторону (отпуск пара, горячей воды, услуги транспорта);

– стоимость капитального ремонта своего оборудования и транспортных средств;

– стоимость нестандартного оборудования, инструмента, приспособлений, изготовленного предприятием для собственного производства.

    Объем товарной продукции планируется в текущих и сопоставимых ценах.

    Товарная продукция считается реализованной, если она отправлена покупателю и оплачена им.

    Для контроля поставок по договорам предприятие планирует объем реализованной продукции (в текущих и сопоставимых ценах).

    Объем реализованной продукции определяется по формуле:

(1)

    Где  – товарная продукция, руб.

 – фактические остатки готовой продукции на складе предприятия на начало планируемого года, руб.

 – нормативные остатки готовой продукции на складе, которые необходимы для обеспечения бесперебойной реализации, руб.

 

(2)

        

    На предприятиях с большой длительностью производственного цикла планируется ещё объем валовой продукции.

    Производственный цикл – это промежуток времени от запуска материалов в производство до контроля готовой продукции.

    Валовая продукция включает общий объём товарной продукции и изменение остатков незавершенного производства

    Незавершенное производство – это незаконченные обработкой, сборкой детали и узлы на разных стадиях производственного процесса.

    Запасы незавершенного производства необходимы предприятию для обеспечения нормального производственного процесса (сегодня – незавершенное производство, завтра – готовая продукция).

    Диспетчерские службы предприятия должны следить за состоянием незавершенного производства и добиваться, чтобы оно соответствовало размеру норматива, правильно распределялось по стадиям технологического процесса и было комплектно.

    Объем незавершенного производства планируется на год в виде изменения его остатков.

(3)

 

Где  – валовая продукция, руб.

 – изменение остатков незавершенного производства, руб.

 

    Изменение остатков незавершенного производства равно:

 

(4)

 

    Если предприятие планирует увеличение объема производства, то оно должно запланировать прирост незавершенного производства. ( )

    Если предприятие планирует уменьшение объема производства, то оно должно запланировать сокращение незавершенного производства.( )

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.