Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы.
Наиболее простой является структуризация на разделы:
Общие положения».
Цели и задачи».
Функции».
Права».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам добавляются разделы:
1. «Структура и штатная численность»;
2. «Руководство (управление)»;
3. «Взаимодействие»;
Ответственность».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
ЛЕКЦИЯ 2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
План
1. Понятие организационной структуры
Типы организационных структур управления предприятием
Процедура создания структурного подразделения
Требования к построению оргструктуры
Документы, регламентирующие работу подразделения:
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, - права и ответственность за их выполнение.
Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рисунок 1)
Рисунок 1 – Уровни управления организационной структуры
Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:
v горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
v вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
На практике существуют несколько типов организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная.
Линейная структура управления предприятием подразумевает собой то, что каждым подразделением руководит управленец, осуществляющий единоличное руководство подчиненными сотрудниками и сосредоточивший в себе все функции управления. Данный управленец в свою очередь подчиняется вышестоящему управленцу.
Рисунок 2 Линейная структура
Функциональная - вид организационной структуры, подразумевающий собой группирование конкретных должностей в отделы. Строится на основе общих видов деятельности.
Рисунок 3 Функциональная структура
Линейно-функциональная структура: Назначение функциональных служб заключается в подготовке для линейных руководителей данных, чтобы те в свою очередь могли принять компетентное решение.
Рисунок 4 Линейно-функциональная структура
Дивизиональная структурауправления подразумевает собой то, что критерием группирования должностей в дивизионы (отделы) выступают виды выпускаемой предприятием продукции, группы потребителей или регионы.
Рисунок 5 Дивизиональная структура управления
Матричная структура предполагает одновременное группирование на одном уровне управления по нескольким критериям. На схеме 6 представлен матричный тип.
Рисунок 6 Матричная структура
ПРОЦЕДУРА СОЗДАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
1. Формирование рабочей группы по созданию службы, отвечающей за разработку предложений
2. Определение задач и функций службы, сферы полномочий и ответственности;
3. Определение статуса и подотчетности службы, её места в организационной структуре
4. Составление штатного расписания и должностных инструкций специалистов
5. Установление перечня критериев оценки работы службы
6. Определение порядка взаимодействия с другими подразделениями
7. Назначение руководителя службы
8. Разработка и утверждение Положения о службе
9. Издание приказа о введении организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность службы
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ОРГСТРУКТУРЫ
1. Простота структуры. Чем проще структура, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех
2. Эффективная система связей между подразделениями. Это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь
3. Малозвенность структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем более оперативной оказывается передача информации как сверху вниз, так и снизу вверх
4. Гибкость и приспособляемость. Под влиянием высоких темпов техпрогресса, роста масштабов производства изменяется характер и направление целей предприятия, способы их достижения.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
v положение о подразделении,
v штатное расписание,
v должностные инструкции,
v положение об отчетности, оценке, мотивации и т.д
ЛЕКЦИЯ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.