Профилактика вредного воздействия производственных факторов на условия труда врачей отдельных специальностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний являются индивидуальными в отношении каждой отдельной вредности и каждого отдельного производственного процесса.

Комплекс мер по снижению профессиональных рисков включает законодательные, административные, организационные, технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические мероприятия.

Приоритетность мер профилактики устанавливают с учетом класса опасности условий труда (Р 2.2.2006-05), и индекса профзаболевания на основании рекомендаций, разработанных специалистами ГУ НИИ медицины труда РАМН.

Законодательные и административные оздоровительные мероприятия включают правовое регулирование рабочего времени, времени отдыха (льготы, сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, досрочное пенсионное обеспечение) а также, нормы, обеспечивающие создание безопасных и здоровых условий труда. Для этого разработан ряд нормативных документов, направленных на профилактику неблагоприятного воздействия производственных факторов (Законы РФ, СанПиНы, ГН).

Организационные оздоровительные мероприятия направлены на оптимизацию режима труда, ритма трудового процесса, соотношения труда и отдыха, правильного чередования рабочих операций, обеспечение производственной эстетики, оптимальной планировки помещений для максимального снижения неблагоприятного воздействия на работающих вредных факторов производственной среды, сохранения работоспособности и предупреждения утомления.

Ритмичная трудовая деятельность способствует образованию временных связей, созданию динамического стереотипа, автоматизма рабочих движений, что позволяет рационально расходовать нервную и мышечную энергию. При правильном ритме труда достигается наивысшая работоспособность при наименьших энергетических тратах. Частые перерывы в работе вызывают отрицательные эмоции и приводят к снижению работоспособности.

Длительная ритмичная и монотонная работа также приводит к утомлению и снижению работоспособности вследствие развивающегося торможения в коре головного мозга. Поэтому для поддержания высокой работоспособности следует делать перерывы в работе с четким определением их времени и длительности (рациональный режим труда и отдыха). Чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше следует устраивать перерывы.

Наиболее типичным видом активного отдыха является производственная гимнастика. Активным должен быть отдых и в нерабочее время. Для работников умственного труда, связанного с психоэмоциональным напряжением, активный отдых должен включать физическую нагрузку и занятие любимым делом. Работники малоподвижных профессий во время отдыха должны непременно заниматься физической работой, чтобы ликвидировать дефицит двигательной активности.

Оптимальная планировка помещений ООМД обеспечивает нормируемые условия, как для производственной деятельности, так и для отдыха работников. В лечебных учреждениях предусматриваются столовые, буфетные или комнаты приема пищи для персонала. В каждом структурном подразделении выделяются комнаты для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи. Во всех лечебных учреждениях должны быть обеспечены условия для соблюдения личной гигиены медицинского персонала. Санитарно-бытовые помещения должны быть нормируемой площади и оснащены современными санитарно-техническими приборами с педальными и локтевыми приводами.

Технологические оздоровительные мероприятия направлены на борьбу с опасным фактором в источнике его возникновения; внедрение безопасной системы работы. Технологические мероприятия проводятся для облегчения труда, уменьшения действия вредных производственных факторов и заключаются в автоматизации трудоемких работ, дистанционном управлении, герметизации оборудования, введении новых технологий.

Санитарно-технические мероприятия включают в первую очередь эффективную работу системы приточно-вытяжной вентиляции, естественного и искусственного освещения.

На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение гигиенических нормативов (параметры микроклимата, освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).

Работа с вредными химическими веществами (цитостатики, психотропные средства, химические реактивы) в процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, лабораториях, зуботехнических помещениях предусматривается при условии использования вытяжных устройств.

Для предотвращения вредного влияния биологического фактора на здоровье медицинского персонала ООМД воздух, подаваемый в операционные, наркозные, родовые, реанимационные, послеоперационные палаты, палаты интенсивной терапии должен обрабатываться устройствами для обеззараживания воздуха рециркуляционного типа, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов и вирусов не менее 95%.

Средства индивидуальной защиты. Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего. Персонал должен быть обеспечен также средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

Лечебно-профилактические мероприятия – диспансеризация и профилактические медицинские осмотры. Диспансеризация – метод систематического врачебного наблюдения в диспансерах, поликлиниках, медико-санитарных частях, женских консультациях за состоянием здоровья определенных групп здорового населения (например, дети до 3-х лет, промышленные рабочие, беременные женщины) или больных хроническими заболеваниями (туберкулез, онкологические, нервно-психические заболевания) с целью раннего выявления заболеваний.

42.Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли. Особенно важен режим дня для ребенка При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия: Плаксивость, раздражительность ребенка; Нестабильность психоэмоционального состояния; Отклонения в развитии; Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы. Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию. 
Режим дня - это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Основа нормального развития и правильного воспитания маленького ребенка - режим. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.

Современные САНПиН с требованиями к режиму дня в дошкольных образовательных учреждениях дошкольный образовательный стандарт гигиенический Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. 



43.Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях.

Т ребования к режиму питания обучающихся. Для обучающихся должно быть организовано одноразовое горячее питание (завтрак). По желанию родителей им может быть предоставлен и обед. Посещающие группу продленного дня обеспечиваются по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в учреждении и полдником.

В питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях запрещается использовать:

- фляжное, бочковое, не пастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

- творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек, сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5 - 10 мин. до готовности);

- молоко и простоквашу "самоквас" в натуральном виде, а также для приготовления творога;

- зеленый горошек без термической обработки;

- макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмак из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

- напитки, морсы без термической обработки, квас;

- грибы,

- макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;

- пирожные и торты кремовые;

- жаренные во фритюре пирожки, пончики;

неизвестного состава порошки в качестве рыхлителей теста.

Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контроль за соблюдением сроков прохождения медосмотров возлагается на медработника учреждения. На каждого работника заводится личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал пищеблока обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

- приходить на работу в чистой одежде и обуви;

- оставлять верхнюю одежду, головной убор, ли чные вещи в гардеробной;

- коротко стричь ногти;

- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим; - при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

- сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

Сотрудникам в пищеблоках не разрешается:

- при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками;

- принимать пищу, курить на рабочем месте.

Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журналы установленной формы. В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

44.Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Земельный участок предназначен для пребывания учащихся на свежем воздухе и используется для учебных целей.

 Он должен быть удален:

· от улиц с большим движением автотранспорта;

· промышленных предприятий;

· рынков и других мест со значительным скоплением людей.

 

 Участок делится на зоны:

· площадь, под школьным зданием, расположенным от улицы на расстоянии не менее 15-20 м;

· спортивная зона в глубине участка;

· учебно-опытная зона;

· хозяйственный двор.

 

 Озеленений должно быть не менее 50% территории, включая защитную зону из деревьев и кустарников.

 Школьное здание принято строить не более, чем 5 этажей, отступ от соседних зданий на расстояние, равное трехкратное высоте самого высокого из них.

 

 Классы размещают по одной стороне с окнами, обращенными на юг или юго-восток, а другую сторону к нему туалетами.

 Ширина коридора должна быть не менее 2,0 м и к нему должно прилегать не более 6 классов.

 На первых этажах размещают младшие классы, на верхних – старшие и лаборатории, что облегчает младшим школьникам выход из здания к выгодно в противоэпидемическом отношении; уменьшается контакт их с другими учащимися.

 Главными учебными помещениями служат классы и учебные кабинеты (кстати, учебные кабинеты менее гигиеничны, т.к. увеличивают контакт учащихся между собой). Классы устраивают площадью 50 м 2 на 40 человек из расчета 1,2 м2 на одного учащегося.

 Глубина классов составляют 6,1 м, длина – 8,2 м, что:

· обеспечивает необходимое освещение на партах, стоящих у внутренней стены;

· позволяет ясно видеть с последних парт написанное на доске;

· позволяет хорошо слышать речь преподавателя.

· Кабинеты истории, географии, литературы имеют площадь 50-66 м2. Окна в классах и кабинетах должны находиться с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы исключить образования теней от кисти руки во время письма.

· Занятия по физике, химии и биологии проводят в лабораториях размером 65 м2, которые размещают, за исключением биологической, в верхних этажах во избежание проникновения вредных газов в нижние помещения.

 

 Для обеспечения политехнического обучения в современных школах устраивают мастерские по обработке дерева и металла. Они рассчитаны на занятия с группами не более 20 человек и – имеют площадь не менее 66 м2. мастерские располагаются в одном из крыльев первого этажа, чтобы облегчить доставку материалов и оградить учебные занятия в классах от шума. В мастерских усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков и обеспечивают необходимые меры по технике по безопасности.

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Световой коэффициент (СК) – отношение освещенной поверхности окон к площади пола (за вычетом площади переплетов, на которую отводиться 10-25% площади окна)

                                                       S окон – S переплетов

СК=-------------------------

                                                                S пола

 

 Световой коэффициент в классах и других учебных комнатах должен составлять 1:4-1:5

· Угол падения не менее 270

· Угол отверстия не менее 60

· Кео – 1,5%

                                                        М внутри помещения * 100%   

                                       Кео=-------------------------------

           М снаружи

 

Где М – мощность светового потока.

 

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

 

Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях класса, аудиториях, учебных кабинетах, лабораториях должен быть не менее 150 лк (лампы накаливания) или 300 лк от источников люминесцентного электрического освещения.

 

 Достаточное освещение обеспечивает:

· лучшее зрительное восприятие;

· более высокий тонус нервной системы;

· предупреждает развитие близорукости;

· способствует качественной умственной работе.

 

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ.

 

 Необходимый санитарный режим школьного здания обеспечивают достаточной вентиляцией классов и других учебных помещений. При плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся:

· головная боль;

· малокровие;

· сонливость;

· снижений работоспособности.

 

 Температура воздуха в классах поддерживается в пределах 18-200

ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА.

 

· необходимо открывать фрамуги в классах во время перемен, а во время урока хорошо проветривать коридоры;

· искусственная вентиляция должна обеспечивать 1,5 кратный обмен воздуха в час;

· внутренняя отделка классов и кабинетов должна позволять легко поддерживать чистоту;

· стены на высоту 1,8 м красят светлой масляной краской, верхнюю часть стен – клеевой;

· при использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один светлый тон на всю высоту;

· необходимо обращать внимание на чистоту окон и не затенять их занавесями и горшками с цветами.

 

Предварительные и периодические профилактические медицинские осмотры.

Состояние здоровья детей и подростков зависит от организации их медицинского обеспечения. Наиболее распространена в нашей стране такая форма, при которой лечебная помощь в основном сосредоточена в руках участкового педиатра (в условиях поликлиники, на дому), а профилактическая помощь (в условиях детского сада, школы) возложена на врачей, работающих в детских учреждениях.

Одним из основных звеньев в цепи различных профилактических мероприятий является диспансерное наблюдение за состоянием здоровья дошкольников, школьников, подростков. Большой объем работы по диспансеризации детей, посещающих дошкольные учреждения, школы, выполняется медицинским персоналом этих учреждений (врачом-педиатром и медицинской сестрой). Именно они осуществляют в основном контроль за динамикой состояния здоровья дошкольников и школьников, организуют оздоровление детей (в условиях этих учебно-воспитательных учреждений). Важным элементом контроля являются периодические обязательные медицинские осмотры детских и подростковых контингентов. Результаты этих осмотров позволяют не только оценить уровень здоровья каждого ребенка (с учетом всех критериев) и детского коллектива в целом, но и служат основой для оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных и гигиенических мероприятии.

Проводят профилактические осмотры детей на первом году жизни, в 3, 5 лет и перед поступлением в школу (в 6-7 лет), невропатолог - на первом году жизни и перед поступлением в школу. Медицинский осмотр детей в возрасте 5-6 лет имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, так как позволяет не только своевременно выявить отклонения в состоянии его здоровья, но и провести максимально полное оздоровление.

Медицинские осмотры школьников (до 15 лет) и подростков (школьников старших классов, учащихся СПТУ и средних специальных учебных учреждений, работающих подростков в возрасте 15 - 17 лет) также проводятся ежегодно. Наряду с педиатром и медицинской сестрой в обследовании учащихся определенных классов принимают участие врачи-специалисты детской поликлиники. Отоларинголог, офтальмолог, хирург (ортопед) осматривают детей 3-х, 6-х, 8-х классов, невропатолог - детей 8-х классов, другие специалисты - по показаниям. Проводятся лабораторные и инструментальные исследования (например, анализы крови, мочи, кала на яйца глистов; измерение артериального давления ежегодно начиная с 7 лет; флюорография органов грудной клетки в 13 лет и др. ). Осмотр школьников 15 - 17 лет, учащихся СПТУ, средних специальных учебных заведений проводится подростковым терапевтом и специалистами поликлиники для взрослых. Результаты массовых медицинских осмотров дошкольников и школьников регистрируются в учетных формах № 025-1у, № 026у и № 112у.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.