Медицинское обслуживание детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшей задачей медицинского обслуживания детей и подростков является организация и проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, содействующих их всестороннему физическому и психическому развитию, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этом отношении типовым медицинским учреждением (в городах) является детская больница, оказывающая стационарную и внебольничную помощь детям до 14 лет и всем школьникам независимо от возраста.

Основными структурными ее частями служат стационар и поликлиника, из которых последняя представляет ведущее звено в организации профилактических мероприятий среди детского населения, проводимых по участковому принципу. При этом так называемая система единого педиатра обеспечивает непрерывность наблюдения за ребенком на всем протяжении его развития и способствует изучению условий жизни.

В штате детских больниц (поликлиник) состоят как врачи, обслуживающие ясли-сады, так и школьные врачи. Вполне понятно, что они должны быть педиатрами по специальности и обладать достаточными знаниями в области возрастной физиологии, гигиены детей и подростков и врачебного контроля за физическим воспитанием. Вместе с тем их лечебная работа имеет довольно ограниченный объем по сравнению с обязанностями по обеспечению гигиенического и эпидемиологического благополучия обслуживаемого детского коллектива.

В указанном отношении деятельность врачей яслей-садов строится на основе преемственности и тесного контакта с участковыми педиатрами, специалистами санитарно-эпидемиологических станций, педагогами, воспитателями и родителями. При этом дети в возрасте 1 — 3 лет проходят углубленный медицинский осмотр один раз в 3 мес., а дошкольники (от 3 до 7 лет) — один раз в год.

Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту ребенка, являющуюся основным медицинским документом, в котором фиксируются также и данные его физического развития. Ослабленные же и нуждающиеся в специальном лечении дети берутся под специальное врачебное наблюдение врачей поликлиники и соответствующих диспансеров.

С особой строгостью медицинский персонал обязан осуществлять весь комплекс противоэпидемических мероприятий, что, прежде всего, относится к утренним осмотрам детей в фильтре — раздевальне. Вместе с тем врач яслей сада осуществляет систематическое наблюдение за физическим воспитанием детей и полноценностью их питания.

Кроме того, он принимает непосредственное участие в составлении режима дня ребенка, учитывая при этом основные гигиенические нормативы в отношении пребывания на свежем воздухе, приема пищи, дневного сна и смены различных видов деятельности.

 

35.Гигиенические требования к школьной мебели (дистанция и дифференция).

Школьная мебель представлена партами и школьными столами. Правильно устроенная мебель должна:

Ø соответствовать размерам тела учащегося;

Ø соответствовать его возрасту;

Ø обеспечивать правильную посадку.

 

 В противном случае мебель может быть одной из причин:

Ø

· ухудшения зрения, когда детям приходится держать голову при чтении и письме то слишком высоко, то слишком низко;

· способствовать искривлению позвоночника;

· вызывать излишнее мышечное напряжение;

· вызывать более быструю утомляемость;

· стеснять дыхание и внутренние органы;

· мешать нормальному развитию костной системы. 

 

 Первой была предложенная Ф.Ф. Эрисманом в конце прошлого века парта. Она послужила прототипом для современных моделей школьной мебели.

 Главными параметрами парты, обеспечивающим правильную, менее утомительную позу учащихся, являются:

· дистанция;

· дифференция.

 

 Дистанция – расстояние (по горизонтали) между задним краем стола и передним краем скамьи (стула) для сиденья. Оно должно быть отрицательным, т.е. край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.

 Дифференция – расстояние (по вертикали) от заднего края стола до скамьи при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считать, что в среднем дифференция должна составлять I/7 – I/8 часть роста.

 

 При положительной дистанции ученик вынужден:

· тянуться и сгибать корпус,

· это приводит к искривлению позвоночника (кифоз).

 

 Школьник лишен возможности, использовать спинку парты, как дополнительную опору, отчего он быстрее утомляется.

 При большой дифференции (высокий стол или низкое сиденье), чтобы положить руки на стол, ученик должен поднимать правое плечо, что неизбежно вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз); расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженным (норма 36-40 см). 

 При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик, чтобы расположить предплечье на столе, должен сильно наклоняться, что способствует появлению сутулости или искривлению позвоночника назад (кифоз) особенно, если одновременно имеется положительная дистанция.

 

Классные доски изготовляют из:

· линолеума;

· релина;

· пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью.

 

 Нижний край досок должен находиться несколько выше уровня парт (89-95 см от пола). Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают добавочное местное освещение.

· писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны с последних парт;

· стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при письме на ней.

 

 

36.Состояние здоровья детей и подростков, общие закономерности роста и развития детей и подростков.

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде. Причем, в понятие окружающей среды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума. Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие», последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия). На сегодняшний день общепринятым определением физического развития следует считать следующее. Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени.

Данным определением охватываются оба значения понятия «Физическое развитие». С одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфо- функциональное состояние.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

¨ чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

¨ процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

¨ в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;

¨ необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

¨ цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

¨ постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

¨ синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии). Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный. Продольный (индивидуализирующий) и генерализирующий метод (поперечный), когда за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. В отличии от продольного генерализирующий метод не вскрывает индивидуальных различий в динамике роста, но позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, понять роль эндо- и экзогенных факторов в регуляции роста.

Преимущество генерализирующего метода состоит в том, что он отражает признаки, характеризующие детей определенного поколения. Физическое развитие при этом рассматривается как очень сложное явление, связанное с многообразием социальных, экономических и географических факторов. Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”. При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени. Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям и конкретизации мероприятий по оздоровлению детей, находящихся под наблюдением детской поликлиники.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

¨ Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

¨ Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.