БИЛЕТ 4. СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
| ||
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время,движение.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанциивообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты и свойства материи
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
· физическая;
· химическая;
· биологическая;
· социальная;
· механическая.
Универсальными свойствами материи являются:
· несотворимость и неуничтожимость
· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
· детерминированность всех явлений
· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
· Закон единства и борьбы противоположностей
· Закон перехода количественных изменений в качественные
· Закон отрицания отрицания
Формы движения материи
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[12]
1. в неорганической природе,
o пространственное перемещение;
o движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
o движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
o изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
o геологические процессы;
o изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
o обмен веществ,
o саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
o взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
o внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
o надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
o многообразные проявления сознательной деятельности людей;
o все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1].
Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
АБСОЛЮТ (от лат. absolutus -- безусловный, неограниченный), в философии и религии -- безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность -- в теизме, Единое -- в неоплатонизме и т. п.).
БЫТИЕ, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».
ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) -- искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.
Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.
Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:
• Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.
• Расхождения диалектики и идеи развития.
• Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.
• Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.
• Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.
• Герменевтика представляет игру как принцип развития.
Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.
Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
ПРОСТРАНСТВО И время, философские категории. Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности.
БИЛЕТ 13. АРИСТОТЕЛЬ О ДУШЕ, КОСМОСЕ, ГОСУДАРСТВЕ.
Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью.
БИЛЕТ 1. СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
1.Смысл
Слово «философия» было предложено в VI веке до нашей эры Пифагором. Буквальный перевод, это любовь к мудрости. Древние понимали, что мудрость не сводится к многознанию.
Мудрость - это умение владеть знаниями, умение выявлять типологию мира и обнаруживать в нем порядок и связь.
Согласно Платону философия начинается с изумления. Поэтому философия представляет собой активное вопрошание о месте человека в мире. Она требует свежего взгляда на мир и на место в нем человека.
Древнеримский мыслитель Цицерон говорил, что философия - это культура ума.
Философское знание - это знание особого рода (ведение): философия постоянна, учитывает присутствие в знании того, кто это знание создает.
Немецкий философ Эдмунд Гуссерль дал конечно определение философии.
Философия - это свободная и универсальная теоретическая рефлексия (рефлексия - это мышление о мышлении).
Таким образом, Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества, сознания.
Философия специально исследует содержание категорий, предельно общих понятий, образующих каркас мышления. Поэтому философия не может быть названа одной из наук, она занимает особое положение, наряду с религий и искусством философия представляет собой самостоятельную область культуры.
Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытие),
- гносеология (учение о познании),
- человек ( антропология),
- обществ (социальная философия).
2. Предназначение
Философия
- рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».
- ищет причину внутренней связанности мира.
- призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
- заключается в стремлении к духовной цельности человеческого существования
- поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.
- в отличие от науки как знании о мире объектов философия принципиально плюралистична, она учит видеть альтернативы, выявляя предпосылки рассуждений, она способствует усилению мышления
Философия может считаться руководством к самопознанию. Со времен Сократа её девизом является изречение: "Познай самого себя" (познай себя в мире и в себе познай вселенную).
И. Кант предложил три рекомендации:
1. Мыслить самому,
2. Всегда мыслить в общении с другим себя на месте этого другого,
3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.
Он полагал, что философия должна ответить на 4 вопроса.
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать? Что я обязан?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
3. Функции философии
1. Эвристическая. Философия выполняет по отношению к науке важную методологическую роль: она систематизирует и интегрирует научное знание, а также предлагает нестандартное решение и подходы.
2. Философия оживляет гуманистические основания культуры. По словам Ясперса, она ставит задачу стать подлинным человеком посредством понимания бытия. Оборотной стороной технического прогресса выступает самонепонимание, отчуждение человека от самого себя. Философия напоминает человеку, что он не вещь среди вещей, не часть среди частей и не объект среди объектов.
3. Регулятивные и организующие (методологическая функция) – определение способов достижения какой-либо цели (имеются в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем).
Методологические ориентации предлагаемые философией применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности.
3. Прогностическая, формулирующая гипотезы о развитии материи и сознании человека и мира.
4. Критическая, основанная на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве , философия выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем.
5. Аксиологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).
6. Объяснительная – когнитивная.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 360.