Проблема познания – это проблема возможных путей получения достоверных знаний о предметах, вещах, явлениях окружающей действительности. Она является центральной проблемой любого философского учения, выступает его гносеологическим аспектом.Центральное место в гносеологической проблематике занимает вопрос о соотношении субъекта и объекта познания. Субъект познания – это тот, кто познает, объект – это то, что познается. Вопрос заключается в том, может ли субъект познания постигнуть сущность познаваемых предметов, вещей, явлений. В истории философской мысли имели место разные ответы на этот вопрос. Их можно сгруппировать по трем основным позициям. Первая позиция – реализм. Ее суть – существует независимо от человеческого сознания внешний мир и мы можем его познать. На этой позиции стояли не только материалисты, но и некоторые последовательные идеалисты. Вторая позиция заключается в том, что либо вообще отрицается принципиальная возможность познания мира, либо так или иначе ограничивается познавательные способности человека. Это нашло свое выражение в агностицизме (И. Кант), скептицизме (Д. Юм), в физиологическом идеализме (И. Миллер), в различных направлениях иррационализма (Шеллинг, Ницше, Фрейд и др.). Третья позиция – идеализм (преимущественно субъективный). Ее суть – мы можем познать только свое собственное сознание, а допускать существование действительности вне сознания бессмысленно. Начиная с 19-го века развивается современная теория познания. Она базируется на следующих основных принципах:
1. Вне нас и независимо от нас существует внешний мир и он отражается в нашем сознании.
2. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытия его сущности. Основу такой деятельности составляет практика. Познаваемый объект «задан» человеку не в форме созерцания, а в форме деятельности. Иными словами, мы знаем предметы, вещи такими, какими их нам раскрывает многообразная наша деятельность – практика.
3. Субъект познания – это не только отдельный индивид, но и коллектив людей, социальные группы, общество и все человечество.
4. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Она формируется под влиянием личных и общественных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения, других компонентов культуры.
Познание как процесс практического и теоретического овладения объектом включает в себя разнообразные компоненты. Основными же сторонами любого познавательного процесса являются чувственное и рациональное мышление.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. С его помощью мы можем познать те свойства и связи, которые как бы лежат на поверхности, доступны органам чувств. Чувственное познание осуществляется в трех основных формах – ощущение, восприятие и представление. Ощущение фиксирует лишь отдельные свойства вещи (цвет, запах, вкус). Восприятие отражает целостную совокупность признаков и свойств предметов, вещей. Ощущения и восприятия имеют место при непосредственном контакте субъекта и объекта познания. Представление же – это тоже целостный чувственный образ вещи, но он возникает на основе памяти, без непосредственного контакта субъекта и объекта познания. Названные формы чувственного познания -- это психическое отображение в виде идеальных образов в мозгу человека предметов и вещей внешнего мира, и поэтому они должны быть сходны с ними, в чем-то аналогичны самим вещам. Однако это сходство не абсолютно, так как каждое чувственное знание носит на себе отпечаток личности. Поэтому чувственные образы не только идеальны, но и субъективны.
Чувственное познание при всем своем значении не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется логическое (рациональное) мышление. Логическое познание осуществляется также в трех основных формах – понятие, суждение, умозаключение. Понятие есть простейшая форма мысли, которая отображает общие, существенные, необходимые свойства всех явлений, предметность определенного класса. Связь понятий в процессе мышления выражается в суждении – форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете. И, наконец, умозаключение – третья форма логического мышления, когда на основе связи между суждениями делается определенный вывод. В процессе познания чувственное и логическая стороны взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нет ни чисто чувственного, ни чисто логического мышления. Есть познавательный акт, в котором и чувства, и разум слиты воедино. В связи с этим становится понятной несостоятельность взглядов сторонников сенсуализма, рационализма и иррационализма. Сенсуалисты преувеличивают роль чувственного познания и недооценивают значение рационального мышления. Рационалисты, наоборот, считают, что все истинные знания можно получить чисто рациональным путем. Иррационалисты же считают, что постижение сущности явлений возможно не с помощью чувств и разума, а путем интуиции, внезапного озарения.
БИЛЕТ 24. КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА И СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕННОГО ИМ "КОПЕРНИКАНСКОГО ПЕРЕВОРОТА".
Учение Канта о предпосылке и особенности научного знания
Согласно Канту, научные знания строятся на предпосылках, априорных представлениях человека. К таким априорным представлениям (предпосылкам) относятся понятие пространства и понятие времени. Так, геометрия строится на априорном понятии пространства, а арифметика - на понятии времени.
Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами.
Кант различает априорное и апостериорное (на основе опыта) происхождение понятий и категорий. Оба этих источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего. В философии Канта трансцендентальный (лат. перешагивающий, выходящий за пределы) - априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует различать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный к миру явлений и недоступный теоретическому миру познаний.
Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это, конечно, материализм.
Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи в себе принципиально непознаваемы.
Учение о знании.
Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжение)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с ним, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений.
1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные
2. эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения. ( все, что случается имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение.
Вопрос о априорных синтетических суждениях он ставит в след форме:
1. как возможны такие суждения в математике
2. как возможны они в теоретическом естествознании
3. возможны ли они в метафизике. Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Учение Канта о чувственности и возможности математики
Чувственное познание.
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания . По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математический синтез субъекта с предикатом (свойство субъекта) основывается на чувственном созерцании либо пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом, как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувственными предметами, ни наука невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и чистое созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую) основу опыта, или "возможный опыт"
Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 396.