Для укрепления экономической безопасности страны необходимо
осуществить комплекс общегосударственных мер не только по обеспечению структурной перестройки экономики страны, но и усилению противодействия дальнейшей криминализации хозяйственных сфер.
Установление общественного и государственного контроля за движением капитала представляется необходимым для защиты прав физических и юридических лиц. Целью борьбы с экономической преступностью должно стать создание надежных гарантий возмещения возможного ущерба лицам, обществу и государству самим субъектом противоправных посягательств.
Экономическая преступность представляет собой сложную, многогранную и взаимодействующую систему, развитие которой зависит от большого числа различных по природе и взаимосвязям факторов.
Борьба с экономической преступностью имеет свою специфику и объективно существующие трудности, среди которых различают латентность противоправных финансовых и других хозяйственных операций, техническую сложность раскрытия экономических правонарушений, нередко прикрываемых внешне правомерной и защищенной нормами гражданского права хозяйственной деятельностью. Это требует специальной подготовки высококвалифицированных сотрудников, специализирующихся на борьбе с экономической преступностью.
Необходимо налаживание эффективного взаимодействия государственных экономических, контрольных и правоохранительных органов, проведение объемной и трудоемкой работы по информатизации государственного учета экономической деятельности.
Необходимо упорядочить в нормативном плане отношения собственности. Правовая база, которая бы предусматривала жесткую систему ответственности за эффективное управление и распоряжение государственным имуществом, имуществом корпораций перед их акционерами, трудовыми коллективами и т.д., должна стать на защиту законно приобретенной собственности и добросовестного предпринимательства.
Важным направлением совершенствования мер по экономической безопасности является установление и реализация новых экономических функций государственных органов, которые должны включаться в систему хозяйственных связей как равноправные субъекты гражданско-правовых отношений. Государство не должно надеяться на саморегулирующую силу рынка, а должно активно участвовать в создании инфраструктуры гражданско-правовых отношений. Государство может и должно участвовать в решении проблемы экономической безопасности путем проведения единой технической политики, участия в производстве, сертификации и эксплуатации средств физической и информационной безопасности, а также способствовать повышению юридической культуры и формированию гарантий охраны прав участников экономических отношений. Для работы в новых экономических условиях представляется необходимой переподготовка сотрудников правоохранительных органов, а также содействие новым хозяйствующим субъектам в подготовке ими специалистов в области безопасности для негосударственного сектора экономики. Для становления и
развития системы безопасности бизнеса государство должно совершенствовать свою правоохранительную и правоприменительную деятельность, стимулируя и поддерживая общественные инициативы в
сфере безопасности, для эффективного и целенаправленного взаимодействия с негосударственным сектором экономики по вопросам правоохраны и борьбы с преступностью.
Для решения задач экономической безопасности необходимо скорейшее формирование современного бюджетного, налогового и таможенного законодательства (этот процесс идет, но представляется целесообразным его ускорить), а также законодательства о конкуренции, ценообразовании и др. Важно укрепить систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, которая должна быть надежно защищена от давления заинтересованных сторон, обладать реальными и эффективными, в том числе силовыми, механизмами осуществления
своих решений.
Одна из ключевых проблем современной экономической политики, требующая неотложного решения, - преодоление криминализации экономики.
В целях противодействия расширению организованной экономической преступности требуется проведение взаимодополняющих организационных, правовых и иных мер.
В правоохранительных органах в качестве приоритетных мер видятся:
• усиление контроля за выполнением хозяйственных операций;
• ужесточение ответственности руководителей предприятий за экономические правонарушения;
• обеспечение адресного финансового контроля за высокими доходами физических лиц;
• повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию экономических преступлений.
Работники хозяйственной среды нередко приоритетным считают повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию экономических преступлений. Далее следуют снижение налогов; ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения; усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций.
Обобщая вышесказанное, представляется возможным создать систему мер повышения эффективности борьбы с организованной экономической преступностью в следующем виде: следует навести порядок в проведении хозяйственных операций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:
• ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковских счетов, и т.д.);
• выявление и нейтрализация фактических лидеров (реальных руководителей) организованных преступных формирований в сфере экономики;
• привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).
Проблема первоначального создания легального бизнеса нередко подталкивает начинающих предпринимателей к вынужденному контакту с теневиками. В теневой бизнес вовлечена молодежь (как правило, в связи с трудоустройством) и безработные граждане. Государству стоит обратить внимание на это и постараться исправить ситуацию, например, упростить процедуру регистрации юридических лиц, и т.д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 349.