Проектирование и создание базы данных АРМ «Учебная часть» МОУ СОШ №3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

База данных для Завуча предназначена для хранения и обработки информации об учениках и преподавателях, а также составления расписания занятий. Анализ информационных задач и круга пользователей системы.

Информационные задачи БД:

¾ БД должна отображать сведения об учениках, их успеваемости и предметной области;

¾ должен осуществляться удобный ввод данных в БД;

¾ возможность нахождения одних данных по другим;

¾ предоставление пользователям возможности создания запросов и отчетов.

Круг пользователей системы:

¾ Заведующий учебной частью старшей школы.

Инфологическое проектирование .

Процесс проектирования информационных систем является сложной задачей. Он начинается с построения инфологической модели данных, то есть идентификации сущностей.

Инфологическая модель предметной области представляет собой описание структуры и динамики предметной области, характера информационных потребностей пользователей в терминах, понятных пользователю и не зависимых от реализации БД. Это описание выражается в терминах не отдельных объектов предметной области и связей между ними, а их типов, связанных с ними ограничений целостности и тех процессов, которые приводят к переходу предметной области из одного состояния в другое.

Этап инфологического проектирования начинается с моделирования предметной области. Проектировщик разбивает её на ряд локальных областей, каждая из которых включает в себя информацию, достаточную для обеспечения запросов отдельной группы будущих пользователей или решения отдельной задачи (подзадачи).

Каждое локальное представление моделируется отдельно, затем они объединяются. Выбор локального представления зависит от масштабов предметной области. Обычно она разбивается на локальные области таким образом, чтобы каждая из них соответствовала отдельному внешнему приложению и содержала 6-7 сущностей.

Выделим в данной базе данных следующие сущности: Ученики, Предметы, Классы.

Сущность «Ученики» будет содержать информацию об учениках, которые обучаются в старшей школе. Эта информация заключается в номере ученика, фамилии, имени, отчестве, номера класса и четвертных оценок по всем предметам.

Сущность «Преподаватели» будет содержать информацию о преподавателях, которые обучают в старшей школе. Эта информация заключается в коде преподавателя, фамилии, имени, отчестве, номера закрепленного за ним кабинета и его профильного предмета.

Сущность «Предметы» содержит информацию о названии предмета.

Сущность «Классы» будет содержать код класса и номер класса.

Сущность – любой реальный или не реальный различимый объект (объект, который мы можем отличить от другого), информацию о котором необходимо хранить в базе данных.

В результате анализа мы получили 6 отдельных таблиц, каждая из которых представляет определенный класс сущности.

Существует три основных класса сущностей: стержневые, ассоциативные и характеристические, а также подкласс ассоциативных сущностей - обозначения.

Стержневая сущность (стержень) – это независимая сущность, которая не является ни ассоциацией, ни обозначением, ни характеристикой. Такие сущности имеют независимое существование, хотя они и могут обозначать другие сущности.

Ассоциативная сущность (ассоциация) – это связь вида "многие-ко-многим» между двумя или более сущностями, или экземплярами сущности. Ассоциации рассматриваются как полноправные сущности, они могут: участвовать в других ассоциациях и обозначениях точно так же, как стержневые сущности; обладать свойствами, т.е. иметь не только набор ключевых атрибутов, необходимых для указания связей, но и любое число других атрибутов, характеризующих связь.

Характеристическая сущность (характеристика) – это связь вида "многие-к-одной" или "одна-к-одной" между двумя сущностями (частный случай ассоциации). Единственная цель характеристики в рамках рассматриваемой предметной области состоит в описании или уточнении некоторой другой сущности. Необходимость в них возникает в связи с тем, что сущности реального мира имеют иногда многозначные свойства. Например, муж может иметь несколько жен, книга – несколько характеристик переиздания (исправленное, дополненное, переработанное, ...) и т.д. Существование характеристики полностью зависит от характеризуемой сущности: женщины лишаются статуса жен, если умирает их муж.

Обозначающая сущность (обозначение) – это связь вида "многие-к-одной" или "одна-к-одной" между двумя сущностями и отличается от характеристики тем, что не зависит от обозначаемой сущности. Обозначения используют для хранения повторяющихся значений больших текстовых атрибутов: "кодификаторы" изучаемых студентами дисциплин, наименований организаций и их отделов, перечней товаров и т.п.

Как правило, обозначения не рассматриваются как полноправные сущности, хотя это не привело бы к какой-либо ошибке. Обозначения и характеристики не являются полностью независимыми сущностями, поскольку они предполагают наличие некоторой другой сущности, которая будет "обозначаться" или "характеризоваться". Однако они все же представляют собой частные случаи сущности и могут, конечно, иметь свойства, могут участвовать в ассоциациях, обозначениях и иметь свои собственные (более низкого уровня) характеристики. Подчеркнем также, что все экземпляры характеристики должны быть обязательно связаны с каким-либо экземпляром характеризуемой сущности. Однако допускается, чтобы некоторые экземпляры характеризуемой сущности не имели связей.

Определим классы для данных сущностей. Стержневыми сущностями будут являться: Предметы, Ученики, Преподаватели, Классы, так как эти сущности, согласно из определения, имеют независимое существование, хотя некоторые из них могут обозначать другие сущности. Ассоциациями в нашей базе данных будет одна сущность – «Сессионная аттестация». Эта сущность имеет связь вида «многие ко многим». Подклассом ассоциативных сущностей является оступавшиеся сущности. Это «Дополнительные сведения», «Факультеты» и «Специальности». Объединяя все вышеизложенное составим модель базы данных без описания ее атрибутов.

Рисунок 2. Инфологическая модель БД Завуча в виде ЕR-диаграммы, без атрибутов и типов отношений.

Физическая модель

Физическая модель представляет собой отображение логических связей между элементами данных безотносительно к их содержанию и среде хранения. При этом эта модель разрабатывается с учетом конкретной реализации СУБД и с учетом специфики конкретной предметной области на основе ее инфологической модели. В реляционной базе данных все данные хранятся в виде таблиц, при этом все операции над базой данных сводятся к манипуляции с таблицами. В следующих таблицах показана структура таблиц БД данной предметной области.


 

Таблица сущностей       Таблица 1.

Наименование Первичный ключ
Ученик Код ученика
Класс Код класса
Предмет Код предмета
Оценка за четверть Код ученика
Преподаватель Код преподавателя
Кабинет Номер кабинета

Таблица атрибутов                                                                      Таблица 2.

Наименование Тип данных Примечание

Ученик

Код ученика Счетчик Ключ
ФИО Короткий текст 55
Класс Числовой 4

Классы

Код класса Счетчик Ключ
Класс Короткий текст 30

Предметы

Код предмета Счетчик Ключ
Название предмета Короткий текст 50

Преподаватели

Код преподавателя Счетчик Ключ
ФИО Короткий текст 90
Номер кабинета Числовой Длинное целое

Оценки

Название предмета Числовой Ключ
Ученик Числовой Длинное целое
Четвертная оценка Числовой Целое

Расписание

Урок Числовой Ключ
Предмет Числовой 50
Преподаватель Числовой Длинное целое
Класс Числовой Длинное целое
День недели Числовой Целое
Номер кабинета Числовой Целое
Дни недели    
Код дня недели Числовой Ключ
День недели Короткий текст 50

Разработка базы данных.

Разработка схемы связей таблиц, нормализация базы данных.

В соответствии с физической моделью БД были созданы 6 связных таблиц.

Рисунок 3. Таблицы в базе данных АРМ «Учебная часть»

 

Рисунок 4. Схема связей в базе данных АРМ «Учебная часть»

 

 

 

Заполнение таблиц данными .

Ученики                                               Таблица 3.

 

Классы      Таблица 4. Предметы           Таблица 5.

 Преподаватели                                                                                 Таблица 6.

         Оценки                                                             Таблица 7.

     

Расписание                                                                  Таблица 8.   

Разработка форм, макросов и запросов.

Для создания полноценной формы «Главная» необходимо создание некоторых запросов:

Создание запроса: «Поиск кабинета по расписанию»

Рисунок 5. Создание запроса: «Поиск кабинета по расписанию»

 

Создание запроса: «Поиск предмета в расписании»

 

Рисунок 6. Создание запроса: «Поиск предмета в расписании»

Создание запроса: «Поиск учителя в расписании»

Рисунок 7. Создание запроса: «Поиск учителя в расписании»

Создание запроса: «Расписание на определенный день»

Рисунок 8. Создание запроса: «Расписание на определенный день»

Создание запроса: «Кабинеты»

Рисунок 9. Создание запроса: «Кабинеты»

Создание запроса: «Ученики и оценки»

Рисунок 10. Создание запроса: «Ученики и оценки»

Создание запроса: «Учителя в классе»

Рисунок 11. Создание запроса: «Учителя в классе»

Создание запроса: «Учителя и предметы»

Рисунок 12. Создание запроса: «Учителя и предметы»

Создание формы «Главная»

Форма Главная является своеобразной панелью навигации в программной среде создаваемой базы данных.

Рисунок 13. Создание формы: «Главная форма»

 

Создание формы «Преподаватели»

В данной форме, отображается список преподавателей, номера кабинетов, закрепленных за ними, и их индивидуальное расписание, а также предусматривается возможность добавлять, изменять или удалять данные о них.

Рисунок 14. Создание формы: «Преподаватели»

Вся навигация, осуществляется за счет встроенных в кнопки макрокоманд.

Рисунок 15. Навигация при помощи макрокоманд

Создание формы «Ученики»

В данной форме, отображается список учеников, их четвертные оценки, а также предусматривается возможность добавлять, изменять или удалять данные о них.

Рисунок 16. Создание формы: «Ученики»

 

 




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 355.