Государственный бюджет – финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период.
Состав государственного бюджета:
-федеральный государственный бюджет Расширенный бюджет
-региональные бюджеты Консолидированный бюджет
-местные бюджеты
-внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования,
Фонд занятости населения, фонд обяз.страхования
Гос.Бюджет: 1)доходная часть(налоги, акцизы, там.платежи) 2)расходная часть(гос управление, нац-я оборона, междун-я дея-ть, судебная власть, соц услуги, обслуживание граждан)
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ — состояние бюджета, характеризующееся
превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств
над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Фактический дефицит – отрицательная разница между действительными доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – разность между доходами и расходами государственного бюджета, наблюдающаяся при полной занятости населения.
Циклический дефицит – разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета.
.
t - налоговая ставка;G - государственные расходы; Τ - налоговые поступления;Υ - доход. В точке Ε сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам(T=G).
Способы финансирования бюджетного дефицита:
1)эмиссионный способ(инфляционный) – эффект монетизации гос задолженности
2)займы внутр/внешние
Гос.долг – сумма накопленных в стране за опред период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.(внешний и внутренний)
Рефинансирование долга – выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.
Меры по управлению государственным долгом:
- Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
- Поиск средств для выплаты долга.
- Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
- Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведённый срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.
Цели фискальной политики:
-сглаживание колебаний экономического цикла
-стабилизация темпов экономического роста
-достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции
Инструменты фискальной политики:
-государственные закупки(на подъеме сокращаются)
-трансферты(на подъеме сокращаются)
-налоги(на подъеме увеличиваются)
Два типа фискальной политики: активная (дискреционная)(сознательное регулирование расходами и доходами; общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками); пассивная (автоматическая)(необходимые изменения в уровнях государственных расходов вводятся автоматически; встроенные стабилизаторы(прогрессивное налогообложение, пособия по безработице), изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты)
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на: стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов; сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 337.