Д еятельностного подхода в трудах А. В. Брушлинского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

39

 

Категория субъекта, как она проанализирована в работах А. В. Брушлинского, представляет собой результат целостного видения человека в единстве его природного, социального и духовного начал. Целостность субъекта, по А. В. Брушлинскому, означает прежде всего единство, интегративность его деятельности и вообще всех видов его активности. Согласно А. В. Брушлинскому, «Субъект – это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т. д… Субъектом может стать и группа людей по мере формирования у них общих интересов, целей и т. д. (например, субъект совместной деятельности, совместной собственности)». Высший уровень активности субъекта, отмечает А. В. Брушлинский, является таковым по отношению 1) к предшествующим (досубъектным, детским) стадиям развития, а также по сравнению со всеми 2) остальными определениями человека (как личности, индивидуальности и т. д.). Человек как субъект развивается всю жизнь, на основе своего индивидуального, группового, и, прежде всего, профессионального опыта. Человек не рождается субъектом, а становится им, начиная примерно с 7-10 лет, когда постепенно овладевает хотя бы простейшими понятиями, в которых он все более полно раскрывает существенные свойства объекта, инвариантного к наглядно-чувственным признакам последнего.

Субъект, таким образом, согласно А. В. Брушлинскому, это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. В этом отношении А. В. Брушлинский противопоставляет понятие субъекта понятию личности, как менее широкому определению человеческого индивида. Личность по своему содержанию и объему является понятием более узким, раскрывающим взаимосвязь лишь некоторых, хотя и очень существенных черт человека: экстраверсии – интроверсии, тревожности, ригидности, импульсивности и т. д. (например, Big Five).

А. В. Брушлинским разработан континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека и его психики, обобщающий специфическую непрерывность последней. Теория психического как процесса начала разрабатываться еще С. Л. Рубинштейном и получила окончательное свое оформление в исследованиях А. В. Брушлинского. Данная теория раскрывает основной способ существования психического как процесса и учитывает дифференциацию психики на процесс, его продукт и результат.

Согласно А. В. Брушлинскому, непрерывность (недизъюнктивность)

психического как процесса означает, что все его компоненты, стадии,


40

 

уровни и т. д. онтологически (точнее, онтически) нераздельны, но различны. В этом смысле, отмечает А. В. Брушлинский, психическое и физиологическое нераздельны, но различны, поскольку являются суть разными уровнями саморегуляции всей жизни человека и животного. Континуально-генетическая логика предполагает, таким образом, выявление различий между компонентами даже тогда, когда последние нераздельны.

Теория психического как процесса наиболее разработана на материале психологии мышления. Мышление как процесс – недизъюнктивно, а формирующиеся и функционирующие в нем операции (логические, математические и т. д.) – дизъюнктивны. Процесс мышления всегда первичен, предельно пластичен, непрерывен. Умственные действия и операции, формирующиеся в процессе мышления, являются вторичными, производными от него, относительно стабильными, менее пластичными и прерывными. Мышление субъекта представляет собой живой, развивающийся процесс, никогда полностью не завершенный, не заданный (не «запрограммированный») и всегда хотя бы немного обгоняющий любую алгоритмизацию и формализацию. Не операции, в этом смысле, порождают мышление, а мышление как процесс порождает операции, которые потом в него включаются. Любая интеллектуальная операция формируется, таким образом, не сама по себе, лишь по ходу мышления как непрерывного процесса.

В процессе непрерывного познания субъект оперирует объектом, а не с самими по себе понятиями, смыслами, значениями, знаниями, информацией и т. д. В понятиях, смыслах и т. д. фиксируется содержание объекта. Следовательно, отмечает А. В. Брушлинский, «психика – не переработка информации, а важнейший способ непрерывного взаимодействия субъекта с объектом, вообще людей с окружающей действительностью». Субъект осуществляет данное взаимодействие и деятельность в целом на разных, но взаимосвязанных уровнях. Так, например, мышление формируется субъектом на личностном и процессуальном уровнях. В личностном аспекте мышление рассматривается на уровне личностных психических свойств (мотивации, целей, способностей, рефлексии и т. д.). В данном аспекте мышление осуществляется в основном, но не полностью на уровне сознания. В процессуальном аспекте мышление рассматривается как процесс анализа, синтеза и обобщения, с помощью которых субъект выявляет новые существенные свойства и отношения познаваемого объекта. В данном аспекте мышление формируется в основном, но не полностью на уровне бессознательного.


41

 

Обобщая, можно выделить следующие основные положения теории психического как процесса.

1. Психическое объективно существует как живой, пластичный,

непрерывный процесс, никогда изначально полностью не заданный, а формирующийся и развивающийся субъектом в ходе деятельности, общения и т. д. порождающий те или иные продукты и результаты (психические образы и состояния, понятия, чувства, решение или не решение задачи и т. д.).

2. Психическое существует как процесс, формирующийся субъектом

в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения) с внешним миром и не сводим к последовательности стадий во времени. Психическое потому всегда и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. Т. о., А. В. Брушлинским подчеркивается активная роль субъекта во взаимодействии с внешним миром и роль деятельности в изучении психического. Все компоненты деятельности формируются процессуально.

3. Психическое существует как единство непрерывного и прерывного. Процессуальность психического есть его непрерывность, продукт или результат такого процесса (например, инсайт) представляет собой нечто прерывное. Психика – это всегда взаимосвязь и органическое единство непрерывного и прерывного. Специфическая непрерывность психического как процесса обусловлена неразрывной взаимосвязью сознательного и бессознательного (осознанного и неосознанного) в ходе постоянно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром. Для теории психического как процесса «единицей» психического является уже не действие, а единство в любом психическом акте уже двух противоположных компонентов – познавательного (интеллектуального) и аффективного (эмоционально-волевого), из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего.

4. Психическое как процесс всегда является содержательным, а не

формально-динамическим. Данное положение было раскрыто выше, на примере исследования мышления как процесса.

Одним из важных положений, разрабатываемых А. В. Брушлинским, является положение об изначальной социальной природе субъекта. В широком понимании, «социальность – это всегда непрерывные взаимосвязи (производственные, духовные и др.) между людьми во всех видах активности, независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости: будь то высшие уровни творчества или


42

 

противоправное поведение и др. (… последнее не может быть асоциальным, вопреки широко распространенной точке зрения). Это социальность всех взаимодействий человека с миром (обществом, природой, другими людьми и т. д.) – его индивидуальности, свободы, ответственности и т. п.». Социальность, отмечает далее А. В. Брушлинский, не означает, что индивид как субъект находится внутри человечества и лишь воспроизводит усваиваемую им культуру. Каждый человек в силу своей независимости, самостоятельности и уникальности участвует в развитии культуры. В частности, это проявляется в том, что мышление человека, хотя бы в минимальной степени является творческим, продуктивным и самостоятельным. В этом смысле неправильно делить мышление на продуктивное, репродуктивное, творческое. Мышление всегда есть процесс искания и открытия, созидания субъектом чего-то существенно нового.

 

 





Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.